Кабаниха (персонаж)

Материал из «Знание.Вики»
Кабаниха
Кабанова Марфа Игнатьевна
Создатель Александр Николаевич Островский
Произведения Гроза
Пол Женский
Возраст Не указан, женщина средних лет
Дети

Тихон Кабанов - сын

Варвара Кабанова - дочь
Прозвище Кабаниха
Принадлежность Купчиха

Кабани́ха (полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова) — главная героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Является матерью Тихона и Варвары Кабановых[1].

Характеристика

Характер

Кабаниха — деспотичная и жестокая старуха. Она живёт по правилу, по которому младшие члены семьи должны подчиняться старшим и у них нет права на собственное мнение.

Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.А. Н. Островский

Она считает, что младшие должны жить в постоянном страхе. По убеждению Кабановой, без страха мир перестанет существовать. Когда она уговаривает сына Тихона действовать по отношению к жене «страхом», он говорит, что не хочет, чтобы Катерина боялась его[2].

Марфа Кабанова также считает, что в жизнь людей не нужно вносить ничего нового, а оставаться верным традициям во всём[3].

Её жёсткая натура проявляется в способе их реализации. Она подавляет всех своими амбициями, не знает жалости и снисхождения к другим. Она не только тщательно следит за исполнением своих правил, но и придирается к людям без всякого повода.

Жестокость Кабанихи проявляется в самой ужасающей степени, когда Катерина сознаётся в своей измене. Она злобно радуется этому событию и говорит сыну, что нечего жалеть такую жену и её нужно закопать живьём[4].

Внешность

Полное описание внешности Кабанихи в пьесе отсутствует. Александр Островский лишь упоминает, что она немолодая женщина чуть старше 40 лет. Автор описывает её как старая, «почерневшая» от злобы, старуха[1].

Место в пьесе

В пьесе Кабаниха играет роль жаждущего власти тирана, требующего полного подчинения от своего окружения.

Своим поведением Кабаниха разрушает счастье родного сына. По её вине Тихон стремится хоть ненадолго вырваться на свободу, забывая о своей жене[5].

Экранизация пьесы

Существуют две экранизации пьесы «Гроза». Первый фильм был создан в 1933 году режиссёром В. М. Петровым, где он представил произведение Островского как бытовую драму. Роль Кабанихи сыграла народная артистка РСФСР (1933) Варвара Осиповна Миссалитинова. Второй художественный кинофильм вышел в 1977 году. Его снимали режиссёры Ф. Глямшин и Б. А. Бабочкин. Роль Кабанихи принадлежала народной артистке РСФСР (1980) Ольге Михайловне Хорьковой[6].

Образ Кабанихи в критике

Сергей Захарович Бураковский (18481898), русский педагог, литературовед, отмечает, что она очень суровая и беспощадная женщина. Её деспотизм негативно отражается на характере её сына Тихона[7].

… в характере Кабанихи: преобладающим свойством её натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным её произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем «Домостроя», и которым, по её искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.

Тихомиров Владимир Васильевич (доктор филологических наук, родился в 1940 году) видит в образе Кабанихи человека, который всегда придерживался традиций. Её наставления не только не имели смысла, а были отчаянной попыткой сохранить то, что, по её мнению, было единственно правильным образом жизни. Но главный вопрос заключался в том, что она сама вынуждала Катерину изменять мужу, унижая её и заставляя Тихона давать ей инструкции перед отъездом. При этом Кабаниха испытывала подозрения, что Катерина способна на измену, так как она вела себя слишком необычно[8].

Литература

  • Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Камарова, 2004.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Камарова, 2004.
  2. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет. Literaturus.ru. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  3. Трусова А. С., Свиридова Е. Н. Архетип «Матери» в образе «Кабанихи» А.Н. Островского «Гроза» и в образе Али Л. Е. Улицкой «Дочь Бухары» // cyberleninka : сайт. — 2022. — 22 апреля.
  4. Кабаниха. livelib (30 мая 2017). Дата обращения: 18 февраля 2024.
  5. Ларионова М. Ч. «Народная драма» А. Н. Островского «Гроза» // cyberleninka : сайт. — С. 49—54.
  6. А. Н. Островский: Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» в театре и кино. Профильное обучение. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  7. Бураковский С. А.Н. Островский биографические сведения и разбор его произведений для учащихся. — СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1904. — 84 с.
  8. Тихомиров В. Структура драматического произведения (опыт прочтения драмы А. Н. Островского «Гроза») // cyberleninka : сайт. — 2014. — С. 149—153.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!