Александринский театр

Александринский театр
Alexandrinsky Theatre.jpg
Прежние названия Малый театр, Русский театр для представлений трагедий и комедий,
Ленинградский государственный академический театр драмы
имени А. С. Пушкина, Пушкинский театр
Тип театра драматический
Основан 30 августа (10 сентября1756
Основатель Елизавета Петровна
Жанры драма, комическая опера
Награды Почётная Грамота Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР
Здание театра
Местоположение  Россия
 Санкт-Петербург
Адрес пл. Островского, 6, 191011
Архитектурный стиль Ампир
Автор проекта К. И. Росси
Скульптор В. И. Демут-Малиновский
Расширено 2013 (Новая сцена)
Вместимость 1700
Руководство
Директор Сергей Емельянов[1]
Художественный руководитель Валерий Фокин
Главный режиссёр Никита Кобелев
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Александри́нский театр (полное официальное название «Национальный драматический театр России (Александринский)», в просторечии — Александринка, Пушкинский театр) — старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры[2].

История

Александрийский театр был основан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского.

В XVIII веке территория, где позже был построен Александринский театр, принадлежала полковнику П. Н. Аничкову. На этом месте находился сад, простиравшийся до Садовой улицы. В 1801 году архитектор В. Бренна перестроил большой деревянный павильон в театр, но со временем он перестал удовлетворять растущие потребности города. В 1818 году границы сада сузились, и площадь между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца была передана театральной дирекции.

Карл Росси в 1816 — 1827 годах разработал проекты реконструкции и застройки этой площади с учётом сооружения на ней городского театра. Окончательный вариант был утверждён 5 апреля 1828 года, и в том же году началось строительство[3].

12 сентября 1832 года российский государственный театр драмы получил здание в центре Невского проспекта.

Театр был назван в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны. Она помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания театра[4].

Архитектура

Здание театра находится в глубине площади Островского и обращено главным фасадом к Невскому проспекту. Стены нижнего этажа, украшенные рустами, служат своеобразным цоколем для торжественных колоннад, которые украшают фасады театра. Колоннада главного фасада состоит из шести коринфских колонн и чётко выделяется на фоне стены, которая отодвинута вглубь. Традиционный мотив классического портика, вынесенного вперёд, здесь заменён редким для Санкт-Петербурга эффектным мотивом лоджии.

Гладь стен по бокам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз — Терпсихоры и Мельпомены. Над нишами проходит широкий скульптурный фриз, который опоясывает здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства[5].

Боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси, также торжественны и эффектны. В работе над проектом здания К. Росси сосредоточил внимание на его объёмно-пространственном решении, монументальности и выразительности внешнего облика.

Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Сохранившиеся фрагменты первоначального архитектурного оформления, такие как декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи, создают особую атмосферу. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

Скульптура играет важную роль в оформлении фасадов. Её исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Например, колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова.

К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, которые установили в нишах на фасадах[5].

Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия.

В течение сезона 2005-2006 годов Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. Одновременно с этим театр стал одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года. Это событие стало частью празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России[5].

Труппа

Императорский период

История Александринского театра тесно связана с русской театральной культурой. На раннем этапе развития русский театр находился под влиянием европейских образцов классицизма, что, безусловно, отразилось на манере исполнения. Великий артист М. С. Щепкин[6] говорил об этом так: «С 1805 года я на сцене и застал декламацию, которую привезли из Европы. Она состояла в громком чтении с ударением на каждую рифму. Это все росло, и последняя строка монолога произносилась громко»[7]. В труппе работали С. Н. Сандунов, А. М. Крутицкий, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин. В период Отечественной войны 1812 года на сцене выступали Е. С. Семёнова и А. С. Яковлев. Творчество Е.Семёновой впоследствии получило высокую оценку А. С. Пушкина. В начале XIX века среди исполнителей комедийного репертуара были М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. В 1830 годы главным трагическим исполнителем театра В. Каратыгин.

В 1840-х годах в театре появились такие авторы, как Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин.

В 1860 — 1870 годы реалистические традиции развивались актёром П. В. Васильевым, высшие достижения которого осуществились в репертуаре А. Н. Островского. Другое направление театра, связанное с родоначальником династии Самойловых — актёром В. В. Самойловым — искусство внешних трансформаций, так называемый «протеизм».

С конца 1870-х годов в труппу Александринского театра пришли талантливые актёры из провинции. Их профессиональному становлению способствовала актриса и педагог А. И. Шуберт, педагогическая система которой опиралась на творческий опыт М. С. Щепкина и А. Н. Островского. От неё будущие звезды петербургской сцены восприняли традиции Малого театра. Творческая практика этих актёров обогатилась общением с А. Н. Островским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым[5][8].

Советский период

Как и прежде, в спектаклях «Горе от ума», «Ревизор», «Маскарад», «Свадьба Кречинского», «Коварство и любовь», «Идеальный муж» жили и продолжают жить традиции. Их воплощали на сцене выдающиеся актёры: Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, М. А. Потоцкая, Е. И. Тиме, Ю. М. Юрьев, Р. Б. Аполлонский, М. Е. Дарский, П. В. Самойлов, Н. Н. Ходотов, Б. А. Горин-Горяинов, Л. С. Вивьен. С 1925 года в театре работал И. Н. Певцов, а с 1924 года — молодые актёры М. Ф. Романов и Н. К. Симонов. Театр продолжал интересоваться крупными темами и характерами. Основой репертуара оставалась классика — отечественная и зарубежная. Также ставились пьесы современных авторов, таких как А. Володин и Э. С. Радзинский. В разные годы в труппе театра были такие мастера сцены, как А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев, Б. А. Фрейндлих и многие другие[5][9].

Репертуар

Императорский период

Во второй половине XVIII века в нём ставили произведения Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста, И. А. Крылова и европейских драматургов, в частности Ж. Б. Мольера. Важную роль сыграло творчество Д. И. Фонвизина, в комедиях которого появились реалистичные образы. В период Отечественной войны 1812 года на сцене большое значение приобрели патриотические трагедии В. А. Озерова.

В это время расцвели лёгкие жанры — водевиль и комедия, которые сочиняли М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской. На сцене театра были поставлены ранние комедии А. С. Грибоедова — «Молодые супруги» и «Притворная неверность». В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. Под его влиянием сложились принципы романтического, эмоционально наполненного актёрского искусства. 1830-е годы знаменуют собой новый этап в истории петербургского театра — начало «александринского периода».

Кризис театра совпал со временем николаевской реакции. В его репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. Кризис завершился неудачной попыткой поставить «Чайку» А. П. Чехова в 1896 году.

С 1908 по 1917 годы главным режиссёром театра был В. Э. Мейерхольд, который сделал акцент на бытовой реализм, граничащий с натурализмом[5].

Советский период

В 1920 году театр переименовали в Петроградский Государственный театр драмы (Акдрама). С 1922 по 1928 годы художественным руководителем был Ю. М. Юрьев. В этот период театр не определил своего места, не обрёл своего репертуара и слаженного ансамбля артистов. С целью преодоления трудностей Юрьев пригласил С. Э. Радлова, который должен был вернуть театру былую славу, вспомнить об эстетических исканиях Мейерхольда. В 1928 — 1933 годы театром руководил Н. В. Петров, который делал акцент на современной драматургии. Он поставил спектакль по пьесе Б. С. Ромашова «Конец Криворыльска», вошедший в репертуар театра как победа. В 1932 году театр отпраздновал свой 100-летний юбилей, были возобновлены знаменитые мейерхольдовские постановки — «Маскарад» и «Дон Жуан». Этапными для театра стали постановки «Чудака» и «Страха» А. Афиногенова, а также «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, в которой режиссёру удалось соединить тему героического подвига народа с доскональным пристрастием к отдельной человеческой судьбе и личности.

Театр в 1990—2000 годы

В 1991 году театру было возвращено его историческое название — Александринский. В 1990-х годах здесь были поставлены спектакли «Мсье Жорж. Русская драма» по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна, «P.S. Каденции на темы произведений Э. Т. А. Гофмана и В. А. Моцарта» и «P.S. Капельера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии».

В 2002 году Александринский театр заключил творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда о совместной творческой программе «Новая жизнь традиции». Её художественным руководителем стал Валерий Владимирович Фокин. В этом же году он поставил на сцене театра оригинальную версию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Спектакль был удостоен Государственной премии России.

В рамках программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссёр Теодорос Терзопулос поставил трагедию Софокла «Эдип-царь», а польский режиссёр К. Люпа — «Чайку» А. П. Чехова.

В 2007 году состоялась премьера спектакля «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя. Режиссёр — А. А. Могучий.

В августе 2014 года театр получил статус Национального достояния. С 2016 года Александринский театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2020 году на сцене Александринского театра прошла премьера спектакля «Гамлет» В. Шекспира в постановке Валерия Фокина. В главной роли — Даниил Лысенков.

В июле 2024 года В. В. Фокин переходит в статус Президента Александринского театра, а художественным руководителем театра становится Никита Викторович Кобелев[10].

Примечания

  1. Администрация. Официальный сайт Александринского театра. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  2. о театре. Александрийский театр. Дата обращения: 28 июля 2024.
  3. Историческое здание Александринского театра. Справка. РИА Новости (12 сентября 2012). Дата обращения: 28 июля 2024.
  4. Александрийский театр в Санкт- Петербурге. Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 28 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Жуковская Д. Александринский театр. Историко-общественный-политический журнал. Дата обращения: 28 июля 2024.
  6. Щепкин Михаил Семёнович. БРЭ. Дата обращения: 28 июля 2024.
  7. Комякова Г. В. (дата обращения: 27.07.2024). У истоков речевого мастерства русского трагического актера: школа игры и речевое мастерство русского трагика в театре 50-60-х гг. Xviii в // Вестник СПбГИК. — 2012. — № 2.
  8. Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссеры : Александринский театр. Актеры. Режиссеры / А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2020. — 879 с.
  9. Ефремова Н.Г. (дата обращения: 28.07.2024). Слово и дело. Рецензия на книгу: Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, Режиссеры: Энциклопедия / Гл.ред. А.А. Чепуров; ред.-сост. А.П. Кулиш, Е.В. Третьякова; ред. Е.В. Миненко, А.А. Шепелёва / Серия: Библиотека Александпринского театра. – СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 880 с.: илл. // Вопросы театра. — 2022. — № 3—4.
  10. О театре. Александринский театр. Дата обращения: 6 августа 2024. Архивировано 22 февраля 2024 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!