Александринский театр
Александринский театр | ||||
---|---|---|---|---|
Прежние названия |
Малый театр, Русский театр для представлений трагедий и комедий, Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, Пушкинский театр |
|||
Тип театра | драматический | |||
Основан | 30 августа (10 сентября) 1756 | |||
Основатель | Елизавета Петровна | |||
Жанры | драма, комическая опера | |||
Награды |
|
|||
Здание театра | ||||
Местоположение |
Россия Санкт-Петербург |
|||
Адрес | пл. Островского, 6, 191011 | |||
Архитектурный стиль | Ампир | |||
Автор проекта | К. И. Росси | |||
Скульптор | В. И. Демут-Малиновский | |||
Расширено | 2013 (Новая сцена) | |||
Вместимость | 1700 | |||
Руководство | ||||
Директор | Сергей Емельянов[1] | |||
Художественный руководитель | Валерий Фокин | |||
Главный режиссёр | Никита Кобелев | |||
Медиафайлы на Викискладе |
Александри́нский театр (полное официальное название «Национальный драматический театр России (Александринский)», в просторечии — Александринка, Пушкинский театр) — старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры[2].
История
Александрийский театр был основан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского.
В XVIII веке территория, где позже был построен Александринский театр, принадлежала полковнику П. Н. Аничкову. На этом месте находился сад, простиравшийся до Садовой улицы. В 1801 году архитектор В. Бренна перестроил большой деревянный павильон в театр, но со временем он перестал удовлетворять растущие потребности города. В 1818 году границы сада сузились, и площадь между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца была передана театральной дирекции.
Карл Росси в 1816 — 1827 годах разработал проекты реконструкции и застройки этой площади с учётом сооружения на ней городского театра. Окончательный вариант был утверждён 5 апреля 1828 года, и в том же году началось строительство[3].
12 сентября 1832 года российский государственный театр драмы получил здание в центре Невского проспекта.
Театр был назван в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны. Она помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания театра[4].
Архитектура
Здание театра находится в глубине площади Островского и обращено главным фасадом к Невскому проспекту. Стены нижнего этажа, украшенные рустами, служат своеобразным цоколем для торжественных колоннад, которые украшают фасады театра. Колоннада главного фасада состоит из шести коринфских колонн и чётко выделяется на фоне стены, которая отодвинута вглубь. Традиционный мотив классического портика, вынесенного вперёд, здесь заменён редким для Санкт-Петербурга эффектным мотивом лоджии.
Гладь стен по бокам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз — Терпсихоры и Мельпомены. Над нишами проходит широкий скульптурный фриз, который опоясывает здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства[5].
Боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси, также торжественны и эффектны. В работе над проектом здания К. Росси сосредоточил внимание на его объёмно-пространственном решении, монументальности и выразительности внешнего облика.
Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Сохранившиеся фрагменты первоначального архитектурного оформления, такие как декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи, создают особую атмосферу. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.
Скульптура играет важную роль в оформлении фасадов. Её исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Например, колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова.
К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, которые установили в нишах на фасадах[5].
Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия.
В течение сезона 2005-2006 годов Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. Одновременно с этим театр стал одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года. Это событие стало частью празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России[5].
Труппа
Императорский период
История Александринского театра тесно связана с русской театральной культурой. На раннем этапе развития русский театр находился под влиянием европейских образцов классицизма, что, безусловно, отразилось на манере исполнения. Великий артист М. С. Щепкин[6] говорил об этом так: «С 1805 года я на сцене и застал декламацию, которую привезли из Европы. Она состояла в громком чтении с ударением на каждую рифму. Это все росло, и последняя строка монолога произносилась громко»[7]. В труппе работали С. Н. Сандунов, А. М. Крутицкий, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин. В период Отечественной войны 1812 года на сцене выступали Е. С. Семёнова и А. С. Яковлев. Творчество Е.Семёновой впоследствии получило высокую оценку А. С. Пушкина. В начале XIX века среди исполнителей комедийного репертуара были М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. В 1830 годы главным трагическим исполнителем театра В. Каратыгин.
В 1840-х годах в театре появились такие авторы, как Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин.
В 1860 — 1870 годы реалистические традиции развивались актёром П. В. Васильевым, высшие достижения которого осуществились в репертуаре А. Н. Островского. Другое направление театра, связанное с родоначальником династии Самойловых — актёром В. В. Самойловым — искусство внешних трансформаций, так называемый «протеизм».
С конца 1870-х годов в труппу Александринского театра пришли талантливые актёры из провинции. Их профессиональному становлению способствовала актриса и педагог А. И. Шуберт, педагогическая система которой опиралась на творческий опыт М. С. Щепкина и А. Н. Островского. От неё будущие звезды петербургской сцены восприняли традиции Малого театра. Творческая практика этих актёров обогатилась общением с А. Н. Островским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым[5][8].
Советский период
Как и прежде, в спектаклях «Горе от ума», «Ревизор», «Маскарад», «Свадьба Кречинского», «Коварство и любовь», «Идеальный муж» жили и продолжают жить традиции. Их воплощали на сцене выдающиеся актёры: Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, М. А. Потоцкая, Е. И. Тиме, Ю. М. Юрьев, Р. Б. Аполлонский, М. Е. Дарский, П. В. Самойлов, Н. Н. Ходотов, Б. А. Горин-Горяинов, Л. С. Вивьен. С 1925 года в театре работал И. Н. Певцов, а с 1924 года — молодые актёры М. Ф. Романов и Н. К. Симонов. Театр продолжал интересоваться крупными темами и характерами. Основой репертуара оставалась классика — отечественная и зарубежная. Также ставились пьесы современных авторов, таких как А. Володин и Э. С. Радзинский. В разные годы в труппе театра были такие мастера сцены, как А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев, Б. А. Фрейндлих и многие другие[5][9].
Репертуар
Императорский период
Во второй половине XVIII века в нём ставили произведения Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста, И. А. Крылова и европейских драматургов, в частности Ж. Б. Мольера. Важную роль сыграло творчество Д. И. Фонвизина, в комедиях которого появились реалистичные образы. В период Отечественной войны 1812 года на сцене большое значение приобрели патриотические трагедии В. А. Озерова.
В это время расцвели лёгкие жанры — водевиль и комедия, которые сочиняли М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской. На сцене театра были поставлены ранние комедии А. С. Грибоедова — «Молодые супруги» и «Притворная неверность». В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. Под его влиянием сложились принципы романтического, эмоционально наполненного актёрского искусства. 1830-е годы знаменуют собой новый этап в истории петербургского театра — начало «александринского периода».
Кризис театра совпал со временем николаевской реакции. В его репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. Кризис завершился неудачной попыткой поставить «Чайку» А. П. Чехова в 1896 году.
С 1908 по 1917 годы главным режиссёром театра был В. Э. Мейерхольд, который сделал акцент на бытовой реализм, граничащий с натурализмом[5].
Советский период
В 1920 году театр переименовали в Петроградский Государственный театр драмы (Акдрама). С 1922 по 1928 годы художественным руководителем был Ю. М. Юрьев. В этот период театр не определил своего места, не обрёл своего репертуара и слаженного ансамбля артистов. С целью преодоления трудностей Юрьев пригласил С. Э. Радлова, который должен был вернуть театру былую славу, вспомнить об эстетических исканиях Мейерхольда. В 1928 — 1933 годы театром руководил Н. В. Петров, который делал акцент на современной драматургии. Он поставил спектакль по пьесе Б. С. Ромашова «Конец Криворыльска», вошедший в репертуар театра как победа. В 1932 году театр отпраздновал свой 100-летний юбилей, были возобновлены знаменитые мейерхольдовские постановки — «Маскарад» и «Дон Жуан». Этапными для театра стали постановки «Чудака» и «Страха» А. Афиногенова, а также «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, в которой режиссёру удалось соединить тему героического подвига народа с доскональным пристрастием к отдельной человеческой судьбе и личности.
Театр в 1990—2000 годы
В 1991 году театру было возвращено его историческое название — Александринский. В 1990-х годах здесь были поставлены спектакли «Мсье Жорж. Русская драма» по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна, «P.S. Каденции на темы произведений Э. Т. А. Гофмана и В. А. Моцарта» и «P.S. Капельера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии».
В 2002 году Александринский театр заключил творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда о совместной творческой программе «Новая жизнь традиции». Её художественным руководителем стал Валерий Владимирович Фокин. В этом же году он поставил на сцене театра оригинальную версию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Спектакль был удостоен Государственной премии России.
В рамках программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссёр Теодорос Терзопулос поставил трагедию Софокла «Эдип-царь», а польский режиссёр К. Люпа — «Чайку» А. П. Чехова.
В 2007 году состоялась премьера спектакля «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя. Режиссёр — А. А. Могучий.
В августе 2014 года театр получил статус Национального достояния. С 2016 года Александринский театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2020 году на сцене Александринского театра прошла премьера спектакля «Гамлет» В. Шекспира в постановке Валерия Фокина. В главной роли — Даниил Лысенков.
В июле 2024 года В. В. Фокин переходит в статус Президента Александринского театра, а художественным руководителем театра становится Никита Викторович Кобелев[10].
Примечания
- ↑ Администрация . Официальный сайт Александринского театра. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
- ↑ о театре . Александрийский театр. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ Историческое здание Александринского театра. Справка . РИА Новости (12 сентября 2012). Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ Александрийский театр в Санкт- Петербурге . Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Жуковская Д. Александринский театр . Историко-общественный-политический журнал. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ Щепкин Михаил Семёнович . БРЭ. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ Комякова Г. В. (дата обращения: 27.07.2024). У истоков речевого мастерства русского трагического актера: школа игры и речевое мастерство русского трагика в театре 50-60-х гг. Xviii в // Вестник СПбГИК. — 2012. — № 2.
- ↑ Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссеры : Александринский театр. Актеры. Режиссеры / А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2020. — 879 с.
- ↑ Ефремова Н.Г. (дата обращения: 28.07.2024). Слово и дело. Рецензия на книгу: Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, Режиссеры: Энциклопедия / Гл.ред. А.А. Чепуров; ред.-сост. А.П. Кулиш, Е.В. Третьякова; ред. Е.В. Миненко, А.А. Шепелёва / Серия: Библиотека Александпринского театра. – СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 880 с.: илл. // Вопросы театра. — 2022. — № 3—4.
- ↑ О театре . Александринский театр. Дата обращения: 6 августа 2024. Архивировано 22 февраля 2024 года.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Организации, награждённые орденом Октябрьской Революции
- Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
- Получившие благодарность Президента Российской Федерации
- Театры по алфавиту
- Театры, основанные в 1756 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Все статьи
- Императорские театры
- Государственные театры драмы России
- Академические театры драмы России
- Драматические театры Санкт-Петербурга
- Театры, названные в честь Александра Пушкина
- Александринский театр
- Награждённые Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР