Загоскин, Михаил Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Михаил Николаевич Загоскин
Портрет М. Н. Загоскина. Автор Д. М. Болотов. 1868 год.
Портрет М. Н. Загоскина. Автор Д. М. Болотов. 1868 год.
Дата рождения 14 (25) июля 1789(1789-07-25)
Место рождения Тужиловка , Пензенская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 (5) июля 1852(1852-07-05) (62 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Подданство Российская империя
Род деятельности исторический романист, драматург
Годы творчества 18121847
Жанр роман, драматургия, рассказ
Язык произведений Русский
Награды

Михаи́л Никола́евич Заго́скин (14 [25] июля 1789, деревня Тужиловка, Пензенская губерния — 23 июня [5 июля1852, Москва) — выдающийся русский писатель, основоположник русского исторического романа. Завоевал славу «патриарха московских романистов». Загоскин — создатель 29 томов прозы, 18 комедий и первого русского исторического романа «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829). Драматург, директор московских театров. Директор Оружейной палаты в Кремле. Участник войны с Наполеоном[1][2].

Загоскин впервые в русской литературе обратился к событиям 1612 года, которые положены в основу нового национального российского праздника — Дня народного единства (4 ноября), и создал роман о России, о русском патриотизме, феноменальности русского духа, основанного на вере в лучшее, тяге к единению[3].

Биография

Родословная

Михаил Загоскин родился в Пензенской губернии в деревеньке Тужиловка, которая со временем слилась с соседним селом Рамзай. Будущий писатель появился на свет в дворянской семье, имевшей разветвленную родословную. В XV веке из Золотой Орды прибыл в Московию к Ивану III основоположник рода Загоскиных — Шевкал Загор, в крещении получивший имя Александр Акбулатович Загоска[4].

Впервые упомянутые в летописных записях XV века, Загоскины вплоть до XX века числились среди землевладельцев пензенского края. Прадед будущего писателя Лаврентий Алексеевич Загоскин смолоду находился в военной службе, был в числе лиц, приближенных к царице Марфе Матвеевне, она выдала за него свою крестницу, дочь шведского генерала Эссена, взятую в плен под Полтавою На его свадьбе посажённым отцом новобрачной был Петр Великий. Старший из двух сыновей Лаврентия Алексеевича — Николай, оставил от брака с девицею Масловою многочисленное потомство, проживавшее большею частью в городе Пензе и в родовых своих имениях Пензенской губернии[5].

Другой сын Лаврентия Алексеевича, Михаил (дед писателя), был женат на богатой девице из древнего рода Бельских и имел единственного сына Николая, родившегося в 1761 году, отца будущего писателя. Николай рано осиротел и, поступив 16 лет на службу в лейб-гвардии Измайловский полк, предался полнейшему разгулу в кругу молодых петербургских кутил. Однако, вовремя осознав неприглядность такой безнравственной жизни, решил посвятить себя уединению и молитве. Он вышел в отставку и отправился на жительство в Саровскую пустынь, где в то время находился известный строгий подвижник отец Серафим. Сделавшись неразлучным его товарищем, молодой отшельник подчинился строгому монастырскому уставу. Но, покинув на время обитель, он поехал к родственникам в Пензенскую губернию, где встретил и полюбил молодую девицу, воспитанную в правилах высокого благочестия, Наталью Михайловну Мартынову. Он сбросил монашескую рясу, женился и поселился в Пензе, летом проживал в родовом поместье, в селе Рамзае. Семейство его состояло из семи сыновей и двух дочерей — старшим был Михаил, которому суждено было стать известнейшим писателем[5].

По материнской линии будущий романист приходился родственником Мартыновым[6]. Дед по матери, Михаил Ильич Мартынов, живший в селе Липя́ги Мокшанского уезда, был одним из самых богатых и радушных помещиков Пензенской губернии. Двоюродным братом Загоскину приходился Николай Соломонович Мартынов, убийца Лермонтова. Известен также троюродный брат писателя — Лаврентий Алексеевич Загоскин — исследователь Аляски[7].

Детские годы в пензенской усадьбе

Детские годы будущего писателя Михаила Загоскина прошли в Рамзае, в имении родителей, где охотно бывали многие именитые современники. В дружеских отношениях с Загоскиными состоял поэт Иван Михайлович Долгоруков, служивший в конце XVIII века пензенским вице-губернатором и рассказавший в «Журнале путешествия из Москвы в Нижний» об усадьбе Загоскиных[8]:

«Семейство Загоскиных можно назвать семейством счастливым и благословенным. Если кто хочет видеть картину добродетелей домашних, пусть придёт сюда. Он здесь найдёт изображение их… Хозяйка охотница до садов: у нее со вкусом разведён обширный... все просто и красиво собственною своею красотою.

Природа не нарумянена: какову дал Бог, такова она и есть. Дом господский: комнат немного, но убраны со вкусом… Просто, но чисто, и это в деревенском доме всего пригожее. Из гостиной терраса или крылечко с площадкой: на нем, в ясную погоду приятно пить чай и беседовать с друзьями…».

— Иван Долгоруков.

Внимание родителей было обращено на развитие нравственной стороны детей. В мемуарах друг семьи князь Иван Долгоруков так характеризовал домашний уклад жизни Загоскиных и обстановку, в которой протекало детство одарённого мальчика[8]:

«Хозяева богаты бережливостью. Доходы их не столько числом велики, как умеренностью в прихотях. Я всегда думал, что человек, умеющий ограничить круг своих потребностей, с малым числом денег всегда будет богаче того, который на бесконечные затеи потребует несчетных сокровищ… Умалим желания наши и тогда малый доход будет казаться достаточным. Так живут добрые Загоскины».

— Иван Долгоруков.

Будущий романист Михаил Николаевич Загоскин систематического образования не получил, зато рано пристрастился к чтению: в доме отца находилась обширная библиотека, составленная преимущественно из русских книг. Загоскин обладал превосходной памятью, об этом свидетельствует один из поздних эпизодов его биографии, когда на спор он выучил за короткий срок весь лексикон французских слов[9].

В 11 лет Загоскин уже написал повесть «Пустынник», многие не хотели верить, что она написана «маленьким Мишей», как звали его знакомые. Мемуарист Филипп Филиппович Вигель, родственник Загоскиных, свидетельствовал: «Имя Миши, коим звали его, было весьма прилично, дюжий и неуклюжий как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико. Никто из окружения не подозревал в юном Загоскине редкие литературные способности и ум, которые есть не что иное, как сочетание воображения и рассудка»[10].

Пензенский край в произведениях писателя

Загоскин никогда не забывал родные места, пензенскую усадьбу. Тяга к дорогим его душе просторам вылилась у Михаила Николаевича в романе «Искуситель» (1838), который, по признанию сына, Загоскин писал, чтобы порадовать сердце воспоминаниями о местах, где прошли детские и юношеские годы. Точно и красочно воссоздал писатель облик родной деревни Тужиловки[9]:

«Господский дом со всей усадьбою был расположен в близком расстоянии от большой дороги, с трех сторон окружали его дубовые рощи <…>. Когда приближались к деревне со стороны города, то сначала видны были одни рощи, потом как будто бы всплывала кровля господского дома, а там поднималась крыша флигелей и служб. И вся усадьба открывалась только тогда, как подъезжали к самым воротам обширного двора, обнесенного частоколом, – но с противоположной стороны господский дом виден был за версты две.

<…> С левой стороны, в шагах десяти от двора, начинался большой плодовый сад, в котором были, однако же, дорожки, обсаженные липами. Он примыкал к одной из дубовых рощ.

Бывало, я по целым часам не отходил от окна и не мог налюбоваться обширными полями, которые то расстилались гладкими зелеными коврами, то холмились и пестрели в причудливом разливе света и теней. Сколько раз в детской голове моей рождалась мысль уйти потихоньку из дома и во что бы ни стало добраться до того места, где небеса сходятся с землею, чтоб взглянуть поближе на красное солнышко, когда оно прячется за темным лесом».

— М. Н. Загоскин. Искуситель.

Мы ехали по Московской улице. Боже мой, что за дома! Каменные, раскрашенные разными красками, с лавками, балконами с итальянскими окнами, в два и даже три этажа! Что шаг, то новое удивление: вот зелёный дом с красной кровлею и огромными белыми столбами; вот розовые палаты с палевыми обводами около окон; вот дом совершенно пестрый, на воротах голубые львы с золотою гривою — какое великолепие!


Михаил Загоскин

В романе «Искуситель», в главе «Губернский город», Загоскин вспоминает свои детские впечатления от улицы Московской в Пензе, гомон ярмарки, атмосферу провинциального театра. Пензенские страницы романа служат достоверным источником для характеристики уездной и губернской жизни первой половины XIX века, помогают воскресить давние события и лица[9].

В книге очерков «Москва и москвичи», которая носит подзаголовок «Записки Богдана Ильича Бельского», в главе «Осенние дни» Загоскин пишет о родном селе Тужиловка, дав герою имя своего прадеда — Лаврентий Алексеевич; упоминает о хрустальном заводе господина Бахметьева, о княжне Задольской, чьё прекрасное и богатое село Краснополье было в 30 верстах от Тужиловки; называет реального соседа — Засекина[7].

Служба в Петербурге

В 1802 году, в возрасте 13 лет, Михаил покинул родительский дом в Рамзае и отправился в Петербург для поступления на гражданскую службу. Он был определён в государственное казначейство канцеляристом, со временем перешёл в департамент горных дел с чином губернского секретаря, который в Табели о рангах соответствовал 12 классу. Загоскин усердно трудился, в это время он писал много маленьких рассказов[4].

В 1812 году, с началом Отечественной войны с французами, Загоскин поступил в ополчение Санкт-Петербургской губернии подпоручиком, принял участие в сражении под Полоцком, был ранен в ногу. За храбрость Михаилу Николаевичу был пожалован Орден Святой Анны на шпагу (1813)[5].

Получив отпуск, 23-летний воин побывал в родном Рамзае, где написал комедию «Проказник». В губернской Пензе посещал спектакли крепостного театра Гладкова. В этот период он сочинил «Комедию против комедии, или Урок волокитам» (1812), которая была поставлена в столице и имела успех[1].

В 1818 году определён на службу помощником библиотекаря при Императорской публичной библиотеке, где его сослуживцами были уважаемые известные литераторы Иван Крылов и Николай Гнедич. За составление каталога русских книг Загоскин был награждён орденом Святой Анны III степени и назначен почётным библиотекарем. В творческой биографии Загоскина на этот период приходятся и стихи: «Литературная клятва. Послание Гнедичу», «Выбор невесты. Похвала Гнедичу и Крылову»[4]. Загоскин печатает рассказы под псевдонимами «Ювенал Беневольский», «Обитатель Лиговского канала», «М. Н. Житель Лиговского канала»[4].

Жизнь в Москве

С 1820 года Михаил Загоскин с супругой Анной Дмитриевной и детьми жил в Москве. Здесь он свёл близкое знакомство с литераторами: драматургом и театральным деятелем князем Александром Шаховским, писателем Сергеем Аксаковым, поэтом Михаилом Дмитриевым[4].

В этот период с 1820 года по 1828 год им были написаны комедии: «Богатонов, или Столичный житель в провинции», «Роман на большой дороге», «Урок холостым» (в стихах), «Благородный театр» (в стихах), водевиль «Деревенский философ»[7].

В 1828 году Загоскин начал обдумывать замысел исторического романа из эпохи Смутного времени, посвящённого освобождению Москвы от поляков, не подозревая, что роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» сделает его знаменитым[3].

Семья

Жена (с 1816) — Анна Дмитриевна Васильцовская (26. 06. 1792 — 26. 03. 1853).

Дочь Наталья (1817, умерла в младенчестве)

Сын Дмитрий (30. 05. 1818 — 10. 01. 1870).

Сын Николай (1819 — ?).

Сын Сергей (15. 05. 1833 — 25. 02. 1897), автор воспоминаний об отце[5].

Служение Отечеству на театральном поприще

Директор театров

Много сил и времени отдано было театру. В начале 1820-х годов Загоскин служил в дирекции театров помощником по репертуарной части. В 1823 году получил место члена по хозяйственной части московских театров. В 1830 году Загоскин, уже автор популярного романа, был определён на службу управляющим конторою (директором) московских театров и в этой должности находился до 1842 года.

Загоскин был талантливым объединителем театральных и литературных сил Москвы. Он имел авторские кресла в театрах обеих столиц — награда, которой, кроме него, не был почтен ни один русский драматический писатель[11].

С театром он связан и как драматург. На сцене шли его пьесы.

Драматург

Загоскин начинал свою литературную деятельность как драматург. Им созданы пьесы: «Проказник» (1814); «Урок холостым, или Наследники». Нравоучительной и душеполезной остаётся его комедия «Господин Богатонов, или Провинциал в столице», герой которой подался из провинции в Петербург, чтобы войти в высший свет — очень хотелось быть представленным графам и князьям, быстро промотал свои сбережения и вернулся домой[7].

Обложка пьесы М. Н. Загоскина «Урок холостым»

Всего Загоскин сочинил 17 комедий и водевиль[4]:

  • Проказник (1814)
  • Комедия против комедии, или Урок волокитам (1815)
  • Вечеринка учёных (1817).
  • Господин Богатонов, или Провинциал в столице (1817).
  • Роман на большой дороге (1819).
  • Добрый малый (1820).
  • Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе (1820).
  • Макарьевская ярмарка.
  • Лебедянская ярмарка.
  • Урок холостым, или Наследники (в стихах, 1822).
  • Деревенский философ (1823).
  • Благородный театр (в стихах, 1827).
  • Репетиция на станции (1827).
  • Недовольные (в стихах)
  • Урок матушкам.
  • Заштатный город.
  • Поездка за границу.
  • Женатый жених (1851).

За служение на театральном поприще Михаил Загоскин удостоен:

  • чина действительного статского советника (1837) с назначением на должность директора Императорских московских театров.
  • ордена Святого Владимира III степени
  • за постройку Малого театра одарен табакеркой, осыпанной брильянтами с вензелем Его Величества[1].

Служение Отечеству на литературной ниве

«Патриарх московских романистов», — так называли Михаила Николаевича Загоскина благодарные почитатели его таланта. «Талант Загоскина самобытный, оригинальный, исключительно русский», — отзывался Сергей Тимофеевич Аксаков о Загоскине, создателе 29 томов прозы и главного исторического романа в русской литературе XIX века «Юрий Милославский»[4].

Исторические романы

Испробовав силы в жанре драматургии, Загоскин обратился к новому, не только для него, но и всей русской литературы, жанру исторического романа. По воспоминаниям Сергея Аксакова, роман казался ему «открытым полем, где может свободно разгуляться воображение писателя». Загоскин приступил к описанию одного из самых драматических периодов нашей истории, когда Россия переживала кризис — эпохи Смуты[4].

Роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»(1829)

В 1829 году вышел исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Сергей Аксаков свидетельствовал, что Загоскин «был весь погружен в эту мысль, охвачен ею совершенно, его всегдашняя рассеянность, к которой уже давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что все её заметили, и все спрашивали: что сделалось с Загоскиным? Он не видит, с кем говорит и не знает, что говорит. Встречаясь на улицах с хорошими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году». Шла внутренняя напряженная работа[4].

Успех романа был необычайный. «Юрия Милославского» читали при дворе и в трактирах, грамотные крестьяне читали вслух неграмотным. Виссарион Белинский в «Современных заметках» писал[1]:

«Это была первая попытка заставить в русском романе говорить и действовать русских людей по-русски. После него имя Загоскина сделалось известным всей грамотной России».

— Виссарион Белинский.

За короткий срок роман был переведен на многие иностранные языки, о нём с похвалой отозвались Вальтер Скотт, Проспер Мериме. По всей необъятной России развозились табакерки и набивные платки с изображением разных сцен из романа. Белинский назвал Михаила Загоскина «Гомером русского простонародья», рекомендовав роман для детского чтения: «Преполезное чтение для детей от 7 до 12 лет»[12]. В комедии «Ревизор» Николай Гоголь отметил его популярность[1]:

Роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Анна Андреевна: Так верно, и «Юрий Милославский»  ваше сочинение?

Хлестаков: Да, это мое сочинение.

Анна Андреевна: Я сейчас догадалась.

Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

Анна Андреевна: Ну вот, я и знала, что даже здесь ты будешь спорить!

Хлестаков: Ах, да, это правда: это точно Загоскина, а есть другой «Юрий Милославский», так это уж мой.

Анна Андреевна: Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

— Николай Гоголь. Ревизор.

Причина упоминания «Юрия Милославского» проста: за короткий период книга выдержала восемь изданий, переведена была на иностранные языки. Загоскин сделался знаменитостью, модным человеком, обязательной частью званых обедов, балов, раутов и бесед с литературным направлением. В 1830 году император Николай I пожелал лично видеть Загоскина, и пожаловал его в камергеры[5].

Василий Жуковский и Александр Пушкин, с восторгом воспринявшие «Юрия Милославского», почувствовали в романе национальный склад речи: певучесть, меткость языка, естественность диалога. Пушкин писал автору[1]:

«Милостивый государь Михаил Николаевич! Поздравляю Вас с успехом полным и заслуженным, а публику с одним из лучших романов».

— Александр Пушкин.

Причина успеха романа — в духе повествования. Роман «Юрий Милославский» — это роман о России, о русском патриотизме, о непоколебимом русском духе, тяге народа к единению во имя спасения Отечества. Загоскин ведет летопись войны с конца 1611 по конец 1612, когда было создано народное ополчение под руководством Минина и Пожарского, и польские интервенты были изгнаны из Москвы[12].

Интрига романа проста: Москва во власти поляков присягнула королевичу Владиславу. Автор размышляет: что заставило всех прибегнуть к сему несчастному поступку — страх, своекорыстные виды, неимение других средств для спасения государства, раздираемого безначалием и междоусобием после тирании Ивана IV и слабоумия Федора или преступного пути к престолу Бориса Годунова?

Главный герой романа — прекрасный, добродетельный, набожный, любящий Отечество Юрий Милославский присягнул вместе с прочими, увлекшись примером и обстоятельствами, уважением к Гонсевскому, начальнику польских войск. Юрия посылают в Нижний Новгород для усмирения взволнованных умов, и там разворачиваются кульминационные события романа. Загоскин нашел точное соотношение между вымыслом и показом исторических событий: рассказ о приключениях боярского сына Юрия Милославского, пошедшего в ополчение Минина, целиком входит, по словам Пушкина, в «раму обширнейшую происшествия исторического»[12].

Повествование о событиях смуты, бедах, постигших русскую землю, чуть не погубивших страну, перерастает в призыв к единению всех сил русского общества. Кульминацию романа определяет призывный клич: «Умрем за веру православную и святую Русь!» Автор выражает свое восхищение порывом простых людей, отдающих имущество и жизнь на защиту Отечества, изумлен подвигом нижегородского гражданина Минина. Загоскин делает кульминацией романа страстную речь Кузьмы Минина, обращенную к нижегородцам[9]:

«Граждане нижегородские! – начинал так бессмертный Минин, – кто из вас не ведает всех бедствий царства Русского. Мы все видим его гибель и разорение, а помощи и очищения ниоткуда не чаем. Доколе злодеям и супостатам напоять русскою кровию наших братьев? Доколе православным стонать под позорным ярмом иноверцев? Ответствуйте, граждане нижегородские! Потерпим ли мы, чтоб царствующий град повиновался воеводе иноплеменному? Предадим ли на поругание пречистый образ Владимирской Божия Матери и честные многоцелебные мощи Петра, Алексия, Ионы и всех московских чудотворцев? Покинем ли в руках иноверцев сиротствующую Москву! Ответствуйте, граждане нижегородские!

— Нет, нет! – загремели тысячи голосов, – Идем к Москве! Не выдадим святую Русь!».

— М. Н. Загоскин. Юрий Милославский. 

Портрет М. Н. Загоскина. Автор В. А. Тропинин. Конец 1830-х — начало 1840-х годов.

Загоскин в лирических отступлениях и рассуждениях формирует высокое представление о патриотизме русского народа: «Нет, любовь к Отечеству не земное чувство! Оно слабый, но верный отголосок непреодолимой любви к тому безвестному Отечеству, о котором, не постигая сами тоски своей, мы скорбим и тоскуем почти со дня рождения нашего»[9].

Другие исторические романы и очерки

Патриотическая мысль легла в основу и другого исторического романа Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) — не может быть личного благополучия, когда Родина в беде.

В 1833 году вышел роман «Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I». Блистательная судьба ожидала оперу А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1835), либретто к которой написал Загоскин на основе своего романа[13].

В 1837 году появился роман «Кузьма Мирошев». В 1838 году издан роман «Искуситель», в 1839 — роман «Тоска по родине», а также написано либретто по нему для очередной оперы Верстовского.

1840-е годы ознаменовались выходом нескольких исторических романов Загоскина, в которых он мастерски описывал старинный русский быт, нравы родовитого боярства. В романе «Кузьма Петрович Мирошев» (1842), который очень понравился императору Николаю Павловичу, автор проповедовал победу честности и христианского смирения.

Восемнадцатому веку посвящён роман «Брынский лес. Эпизод из первых годов царствования Петра Великого» (1846). В 1848 году вышел роман «Русские в начале восемнадцатого столетия» — последнее из его крупных произведений.

Загоскина привлекала древность Москвы и её окрестностей. Большой знаток памятников старины, писатель в 1842—1850 годах выступил с серией этнографическо-бытовых очерков под общим названием «Москва и москвичи», которые Белинский назвал «физиологией Москвы в рассказах и сценах». Появление каждого нового романа Загоскина становилось, по замечанию Виссариона Белинского, «праздником для российской публики»[3].

Загоскин находился в гуще литературной жизни Москвы. В 1833 году Загоскин избран действительным членом Российской академии по отделению русского языка и словесности. В 1833—1836 годах Загоскин состоял председателем Общества любителей российской словесности[2][3].

Готические рассказы

В 1834 — 1837 годах Михаил Николаевич создал цикл «готических» повестей «Вечер на Хопре». Готических, то есть в переносном значении, с острым захватывающим сюжетом. Фантастические, таинственно-ужасные произведения в 1830-х годах вошли в моду, и Загоскин в «Вечере на Хопре» тоже использует фольклорные рассказы (былички) о встречах с нечистой силой, вводя местный исторический колорит, сводя рассказчиков в деревушке Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне район Пензенской области). Автор мастерски изображает быт и нравы старой русской провинции, воспроизводя характерные слова из местного диалекта[2].

Служение Отечеству директором Оружейной палаты

М. Н. Загоскин в Оружейной палате.

Михаил Загоскин всю жизнь служил на пользу Отечеству.

С 1842 и до смерти в 1852 году Михаил Николаевич Загоскин — директор Оружейной палаты в Кремле. По понедельникам и четвергам с 12 до 14 часов он давал сам пояснения. В залах были выставлены драгоценности, оружие, стояли восковые всадники в старинных русских доспехах (часть экспозиции того времени можно рассмотреть на картине Николая Бурдина, запечатлевшего Загоскина с сотрудниками музея.

Вся Москва знала его. Рассказывают случай в бытность его директором Палаты, свидетельствующий о наивности и решимости Загоскина: Михаил Николаевич показывал прусскому посланнику земной глобус, сделанный в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Пруссак не нашел не нём Кёнигсберга и отнёс это к тогдашнему непросвещению русских. «Нет, — отвечал Загоскин, — я думаю, потому не поставили Кёнигсберга, что он тогда был взят русскими и принадлежал нам, то его, вероятно, считали нашим губернским городом»[9].

Добродушие Загоскина всем было хорошо известно, он мог выносить любые жестокие замечания о собственном творчестве спокойно, но, по словам Сергея Аксакова, «не выносил только одного: если нападая на Загоскина, задевали Россию или русского человека — тогда неминуемо следовала горячая вспышка»[4].

Ещё при жизни писателя, в 1846 году, художник Н. А. Бурдин запечатлел директора Оружейной палаты Михаила Загоскина вместе с другими сотрудниками на групповом портрете. На холсте маслом изображён один из залов старой Оружейной палаты, выстроенной по проекту И. В. Егорова у Троицких ворот Кремля в 18061809 годах. В центре — писатель М. Н. Загоскин, слева от него в группе (слева направо) помощник директора Оружейной палаты, историк А. Ф. Вельтман; помощник директора Оружейной палаты И. И. Давыдов; неизвестный музейный служитель, историк И. Е. Забелин[7].

Последние годы жизни

Могила М. Н. Загоскина на Новодевичьем кладбище в Москве.

Последние годы жизни писатель болел, почти не выходил из дома. Его навещали друзья и знакомые, в том числе С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, оставившие свидетельства о не покидающем Загоскина остроумии. Последние годы жизни отца зафиксировал в своих воспоминаниях сын-мемуарист Сергей Михайлович Загоскин[5].

Кончину Загоскина Сергей Аксаков описывает так: «23 июня 1852 года, в пятом часу пополудни, после двухчасового спокойного сна, взяв из рук меньшего сына стакан с водою и выпив немного, Загоскин внимательно посмотрел вокруг себя… вдруг лицо его совершенно изменилось, покрылось бледностью и в то же время просияло какою-то веселостью. Он вздохнул и — его не стало»[14].

Похоронен Загоскин на Новодевичьем кладбище[15].

Личность Загоскина в воспоминаниях современников

Многие современники отмечали русское сердце Загоскина. Трогательно выглядит он в эпизоде, когда, желая обратить Ивана Панаева в славянофила, решил показать ему Москву во всем великолепии с Воробьевых гор. Сам взял вожжи и повез через всю Москву, что сопряжено было с опасностью, так как при виде каждой церкви он оставлял вожжи и крестился. Просил не оглядываться и на Воробьевых горах приказал Панаеву лечь под одинокое дерево и смотреть. Картина была великолепна: разметавшаяся Москва со своими колокольнями, с золотыми маковками, садами. Загоскин смотрел с умилением, доходившим до слез: «Колокольня Ивана Великого! Вправо Симонов монастырь, влево Донской монастырь! Бьется ли твое русское сердце?»[9]

Михаил Николаевич не был завистлив. В письмах к приятелям подчеркивал свою «второстепенную» роль в литературе, искренне восхищаясь талантом Крылова, Пушкина, Жуковского. Он отличался бесхитростным простым патриотизмом. Не любил немцев, потому что не знал немецкого языка, все что было выше его понятия, почитал вздором. Язвил: «Ученых у них много, а есть нечего. Что русскому человеку хорошо — то немцу смерть». Хвалил крымское воронцовское вино: «А вы думаете Депре продает вам втридорога настоящий лафит? То же крымское под именем лафита. Пора стряхнуть с себя иностранную дурь!» Был Загоскин силен физически, поднимал пуды, гнул железки. Рассказывали, будто он победил борца Раппо — Геркулеса, не выдержав посрамления русских[4].

Младенческое незлобие души и теплая вера христианина отличали его, а ещё твердое честное слово. Сергей Аксаков присовокупил к характеристике[4]:

Акварельный портрет М. Н. Загоскина. Автор: Л. С. Бороздна-Стромилова. 1840-е годы
«Загоскин был самый добродушный, простодушный, неизменно веселый, до излишества откровенный и прямо честный человек. Узнать его было нетрудно: с первых слов он являлся весь, как на ладони, с первого свиданья в нем никто уже не сомневался и не ошибался». Во всю свою жизнь, свидетельствовали современники, он не сделал с намерением никому вреда. Многие простодушные и прекраснодушные поступки его могли показаться смешными, но «высока эта смешная простота».

— Сергей Аксаков.

Неограниченное добродушие и доверчивость отличали пензенского провинциала, ставшего олицетворением русской души. Он не был тщеславен, его не волновали светские претензии. «Кипеть его характера делали его рассеянным и невнимательным к той глазури света, которую посредственность, а часто и ничтожество, так удачно наводить на себя умеют», — писал известный мемуарист Филипп Филиппович Вигель, приходившийся ему родственником и знавший Михаила Николаевича с юных лет[10].

Современность произведений Михаила Загоскина

В произведениях Загоскина можно найти суждения и выводы, не устаревающие на протяжении двухсот лет. Говоря об образовании, исторический романист писал[9]:

«Необходимо лишь такое просвещение, по милости которого злой человек становится добрым, скупой — милосердным, пьяница — трезвым, а строптивый — покорным и смиренным. Без такого образования человек бывает хуже дикого зверя».

— Михаил Загоскин.

В произведениях Загоскина идет борьба добрых, честных, истинных сынов Отчизны с людьми жадными, злобными, пренебрегающими нормами нравственности, обычаями родной земли, без меры и смысла преклоняющимися перед чужеземными обычаями, вплоть до забвения и искажения родного языка. Обращенным к нам, сегодняшним, звучит его недоуменная усмешка-упрек[9]:

«Не полагаете ли вы, что русские тогда только сделаются просвещенным народом, когда совершенно превратятся в французов, немцев или англичан. То есть станут жить как они, переймут все их обычаи, будут смотреть их глазами, мыслить их головою, закидают грязью все родное и заговорят все исковерканным полурусским языком?».

— Михаил Загоскин.

Загоскин был настоящим патриотом, он стремился придать самобытность не только русской литературе, но и русскому человеку, русскому характеру, прекрасно понимая, как это свойство необходимо для развития и сохранения нации. В простой философии Загоскина глубокая истина: воспитание человека надо начинать с воспитания любви к родным местам, истокам: матери, отцу, братьям, городу, селу — Отчизне. Если что-то выпадает из этой цепи, то пустое место в душе грозит разрастись в пустыню вокруг. Укором нам звучит его упрек соотечественникам, высказанный много лет назад[9]:

Памятник Михаилу Загоскину на родине в Рамзае (Мокшанский район, Пензенская область). Скульптор Н. А. Матвеев.
«Варвары! Вы не сумели сберечь даже того, что пощадили Литва и Татары. Укажите мне хотя бы один западноевропейский город, жители которого согласились бы продать на слом какую-нибудь старую уродливую башню или старые городские ворота. Нет, они смотрят на них, как добрые дети смотрят на могильный холм своих родителей. А мы?»

— Михаил Загоскин

В книгах Загоскина нашли отклик любовь к Отечеству, национальная культура и язык, законы нравственности. Строки из романа «Рославлев» выбиты на памятнике писателю в родном Рамзае[16]:

«Человек, не любящий свое Отечество, жалок, а тот, кто осмеливается поносить его, заслуживает всеобщее презрение»

— Михаил Загоскин

Награды

За беспорочную службу Михаил Загоскин был отмечен орденами. Первой награды он был удостоен за храбрость, проявленную в боях с войсками Наполеона. Часть наград связана с его деятельностью на библиотечном и театральном поприще, а также в должности директора Оружейной палаты.

Орден Святой Анны IV степени (1813).

Орден Святого Владимира IV степени (1823)

Орден Святой Анны II степени (1824).

Орден Святого Владимира III степени (1840).

Орден Святого Станислава I степени (1845).

Орден Святой Анны I степени (1851)[5].

Память

Конверт, выпущенный в 1989 году к 100-летию со дня рождения М. Н. Загоскина
  • Установлен бюст М. Н. Загоскина на родине писателя в селе Рамзай Пензенской области (1978, скульптор Николай Афанасьевич Матвеев)[16].
  • Имя писателя носит школа в селе Рамзай Пензенской области.
  • Организован музей при школе на родине в селе Рамзай.
  • Именем писателя названа улица в Пензе.
  • К 100-летию со дня рождения М. Н. Загоскина выпущен маркированный конверт.
  • Восстановлена опера «Аскольдова могила» в Большом театре (2024)[13].

Литература

1. Загоскин М. Н. Юрий Милославский. — М., 1987.

2. Загоскин М. Н. Сочинения: в 2-х т. Искуситель. — М., 1987.

3. Загоскин С. М. Воспоминания об отце // Сура : журнал. — 1993. — № 5.

4. Савин О. М. Пенза литературная. — Пенза, 1984. — С. 18 — 22. — 350 с.

5. Венок Михаилу Загоскину: сборник статей / под ред. И. П. Щеблыкина. — Пенза, 1990.

6. Первушкин В. И., Кайманова Т. А. . Пензенская область: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2018. — С. 92—98. — 159 с. — ISBN 978-5-906589-22-4.

7. Кайманова Т. А.  Пензенская матушка в Дивеево // Сура : журнал. — 2007. — № 2.

8. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Правда, 1966. — Т. 4. — С. 3—222.. — 480 с.

9. Тюстин А. В. Славу Пензы умножившие / Составитель Шишкин И.С.. — Пенза: Айсберг, 2012. — Т. 1. — С. 124—125. — (Пензенская персоналия). — ISBN 9785544280916.

10. Трунин К. В. Загоскин, Лажечников, Мельников-Печерский. Критика и анализ литературного наследия. — М., 2020. — ISBN 9785005126252.

11. Щеблыкин И. П. У истоков русского исторического романа. — Пенза: Пензенский педагогический институт, 1992. — 179 с.

12. Мурашов Д. Ю. Михаил Загоскин: знакомый незнакомец. — Пенза: Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, 2019. — 107 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Савин О. М. Пенза литературная. — Пенза, 1984. — С. 18—22. — 350 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мурашов Д. Ю. Михаил Загоскин: знакомый незнакомец. — Пенза: Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, 2019. — 107 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Нефёдов В. В. Патриарх московских романистов // Сура : журнал. — 2017. — № 3. — С. 167—176.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Аксаков С. Т.: Биография Михаила Николаевича Загоскина. Дата обращения: 10 августа 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Загоскин С. М. Воспоминания об отце // Сура : журнал. — 1993. — № 5.
  6. Кайманова Т. А. Пензенская матушка в Дивеево // Сура : журнал. — 2007. — № 2.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Венок Михаилу Загоскину: сборник статей / под ред. И. П. Щеблыкина. — Пенза, 1990.
  8. 8,0 8,1 Долгоруков И. М. Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года. Краеведческий интернет-портал Нижегородская область: страницы истории. Дата обращения: 18 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 Загоскин М. Н. Избранное. — М.: Правда, 1988. — 461 с.
  10. 10,0 10,1 Вигель Филипп Филиппович. Записки. Lib.ru/Классика. Дата обращения: 18 августа 2024.
  11. Щеблыкин И. П. Нельзя допустить забвения! (О творчестве М. Н. Загоскина по случаю его 200-летия) // Щеблыкин И. П. Классика и современность : сборник. — Пенза, 1991. — С. 56—75.
  12. 12,0 12,1 12,2 Щеблыкин И. П. У истоков русского исторического романа. — Пенза: Пензенский педагогический институт, 1992. — 179 с.
  13. 13,0 13,1 Вот как жили наши деды и отцы. Большой театр. Дата обращения: 19 августа 2024.
  14. Ирина Лукьянова. Чудаковатый романист. Фонд “Русский мир” 2017 (5 июля 2024). Дата обращения: 2 сентября 2024.
  15. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.
  16. 16,0 16,1 Первушкин В. И., Кайманова Т. А. Пензенская область: Путеводитель / Под ред. О. В. Ягова. — Пенза: Областной издательский центр, 2020. — С. 97. — 159 с. — ISBN 978-5-906589-22-4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!