Аксаков, Сергей Тимофеевич

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Тимофеевич Аксаков
Портрет С.Т. Аксакова работы И.Н. КрамскогоПортрет С.Т. Аксакова работы И.Н. Крамского
Дата рождения 20 сентября (1 октября) 1791(1791-10-01)
Место рождения Уфа, Российская империя
Дата смерти 30 апреля (12 мая) 1859(1859-05-12) (67 лет)
Место смерти Москва, Российская империя
Гражданство Флаг России Российская империя
Род деятельности Прозаик, мемуарист, литературный и театральный критик, чиновник, общественный деятель
Отец Аксаков Тимофей Степанович (1762—1836)
Мать Аксакова Мария Николаевна (1769—1836)
Супруг(а) Аксакова Ольга Семёновна (1793—1878)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Герб рода Аксаковых

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков (1 октября 1791 года, Уфа — 12 мая 1859 года, Москва) — русский писатель, литературный и театральный критик, мемуарист, чиновник и общественный деятель[1], член-корреспондент Петербургской академии наук (1856)[2].

Автор книг о рыбной ловле и охоте «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), очерков «Буран» (1834), «Очерк зимнего дня» (1858); книг, написанных на основе детских воспоминаний и семейных преданий: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), сказки «Аленький цветочек» (1858); мемуарных произведений «Воспоминания» (1856), «Литературные и театральные воспоминания» (1858)[3].

Цензор, а затем председатель Московского цензурного комитета (1827—1832), инспектор Константиновского землемерного училища (1833—1835), а затем директор Константиновского межевого института (1835—1838)[4].

Отец русских писателей и общественных деятелей: Константина, Веры, Григория, Ивана Аксаковых[5].

Биография

Детские годы

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (по новому стилю — 1 октября) 1791 года в Уфе в семье чиновника уфимского земского суда и помещика Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны (дочери товарища наместника Уфимского края Николая Семёновича Зубова)[3].

По линии отца происходил из старинного дворянского рода, родословная которого уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии[6].

В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков воссоздал сложную историю отношений отца — деревенского помещика, влюблённого в природу, тихого, застенчивого человека — и матери, славившейся своей красотой, умом, властной, начитанной женщины, выросшей в чиновничье-аристократической среде[7]. Внутрисемейный контраст отразился на условиях воспитания будущего писателя, наложил отпечаток на формировании его личности[8].

Детские годы провёл в Уфе и имении деда Степана Михайловича в селе Ново-Аксакове (Знаменское) Бугурусланского уезда Уфимского наместничества (с 1791 года — Оренбургской губернии).

Благодаря отцу с детства полюбил природу до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте, к ловле птиц, к собиранию грибов и ягод.

Мать привила любовь к чтению. В четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал А. П. Сумарокова и М. М. Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи». Читал различные переводные книги, например, «Зеркало добродетели», которое выучил почти наизусть. Читал с интересом «Домашний лечебник» Бухана, с которым не расставалась его мать. Из описаний трав и лекарственных снадобий этого лечебника получал первые сведения по естественной истории[9].

Важным эпизодом в развитии Сергея Аксакова стало его знакомство с «Детским чтением» Новикова. Это была одна из лучших по тому времени книг для детей, дававшая молодым читателям XVIII века разнообразный круг знаний о главнейших явлениях природы.

Запомнилась ему с детства и сказка, рассказанная крепостной ключницей Пелагеей. Её он воспроизвёл спустя много лет в своем «Аленьком цветочке».

Императорская Казанская гимназия, образованная в 1758 году

Годы учёбы

В 1800—1801 годах приехал в Казань и был определён в Казанскую гимназию, которая отличалась хорошим составом преподавателей. Многие из них были воспитанниками Московского университета. Вспоминая свои гимназические годы, Аксаков тепло отзывался о преподавателе русской словесности Н. М. Ибрагимове, преподавателе физики И. И. Запольском, о своём наставнике и воспитателе, преподавателе математики Г. И. Карташевском. В гимназии Аксаков считался в числе хороших учеников[10].

Осенью 1804 года был решён вопрос об открытии в Казани университета и утверждён его устав. Гимназистов старшего отделения произвели в студенты, несколько преподавателей — в профессоры. В студенты был произведён и тринадцатилетний Сергей Аксаков.

В студенческие годы[11] увлёкся театром, участвовал в организации университетских спектаклей. Театр захватил его с такой же силой, что и чтение и охота.

Вместе с другом Александром Панаевым выпускал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших знаний».

Много времени и внимания уделял в студенческие годы и естественной истории. Под влиянием профессора Фукса вместе со своим другом Александром Панаевым стал коллекционировать бабочек и увлёкся этим занятием до страсти. Увлечение бабочками оставило в памяти глубокое впечатление и нашло отражение в очерке «Собирание бабочек» (1858)[12].

В 1807 году подал прошение об увольнении из университета «для определения к статским делам».

Вхождение в мир литературы

В 1808 году переехал в Санкт-Петербург, где получил должность переводчика в комиссии по составлению законов. Так началась его «государственная служба», которой он посвятил с перерывами и на различных поприщах полтора десятка лет своей жизни.

Сблизился с писателем, адмиралом и государственным деятелем А. С. Шишковым и другими литературными и театральными деятелями, проявляя большой интерес к искусству декламации. Знакомство с с знаменитым трагиком Я. Е. Шушериным стало событием в жизни молодого Аксакова. О личном общении с выдающимся актёром он рассказал в своих воспоминаниях[13].

В 1811 году оставил службу в Петербурге и вскоре переехал в Москву. Благодаря Я. Е. Шушерину познакомился с московскими литераторами и театралами Н. М. Шатровым, Н. П. Ни́колевым, Н. И. Ильиным, Ф. Ф. Кокошкиным, С. Н. Глинкой; спустя несколько лет — с А. А. Шаховским, М. Н. Загоскиным, а ещё позднее — А. И. Писаревым. Они в то время составляли высший слой московской интеллигенции.

Вхождение Аксакова в мир литературы состоялось в 1812 году, когда он по просьбе Шушерина для его бенефиса перевёл трагедию Софокла «Филоктет» с французского перевода Лагарпа. Но бенефис не состоялся из-за вторжения Наполеона и смерти артиста в 1813 году. Перевод вышел отдельным изданием лишь в 1816 году.

Почти одновременно Аксаков перевёл комедию Мольера «Школа мужей», которая не была опубликована, но поставлена на Петербургской сцене весной 1819 года. В 1821 году в Москве отдельным изданием вышел из печати его вольный перевод «Десятой сатиры» Н. Буало с посвящением Ф. Ф. Кокошкину. Эти литературные опыты принесли Аксакову известность в театральных и писательских кругах Москвы и Петербурга. За свои переводы в 1821 году Аксаков был избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете[1].

В 1815 году Аксаков познакомился в Петербурге с прославленным поэтом Г. Р. Державиным, которому с увлечением читал его стихи. О встречах с ним впоследствии рассказал в очерке «Знакомство с Державиным»[14].

В начале 20-х годов Аксаков публиковал стихи на страницах «Вестника Европы». Среди них — «Элегия в новом вкусе», «Уральский казак».

Деятельность С. Т. Аксакова — театрального критика

По-прежнему увлекаясь театром и декламацией, в середине 20-х годов Аксаков успешно выступил в качестве театрального критика. Его статьи появились в «Вестнике Европы», позднее в «Московском вестнике», затем и в «Галатее»[15].

С самого начала своей деятельности в качестве театрального критика Аксаков выступил сторонником нового, реалистического искусства. Как большой любитель и ценитель театрального искусства, отличаясь острой наблюдательностью, понимая законы сцены, мог глубоко разобрать игру отдельного актёра или весь спектакль в целом под углом зрения определённой идеи. Это выгодно отличало его от обычных театральных критиков того времени.

В эти годы ещё окончательно не определилось главное направление художественных интересов Аксакова. Живя в деревне вплоть до 1826 года, Аксаков мало времени уделял литературе. Перевёл восьмую сатиру Н. Буало. Отрывки из неё были опубликованы в 1828 и 1829 годах. Написал рецензию "О переводе «Федры», выполненном Лобановым (1824), и небольшую статью «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве» (1825), в которой дал ряд технических советов актёрам.

Семья

В 1812—1826 годах жил, преимущественно, в Ново-Аксакове, а затем, после семейного раздела в 1822 году, в селе Надеждине Белебеевского уезда Оренбургской губернии — «в деревенской тиши Оренбургского края». Пытался активно заниматься хозяйством. Его любимыми занятиями были ружейная охота, ужение рыбы, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов.

Лишь ненадолго приезжал в Петербург и Москву, поддерживая свои литературно-театральные связи. Поглощённый литературными и театральными интересами, Аксаков довольно равнодушно встретил исторические события Отечественной войны 1812 года. В своих воспоминаниях о Я. Е. Шушерине он признается в этом. «Всего менее думали о Наполеоне я и Шушерин, — пишет он, — мы думали о будущем его бенефисе, обещанном ему в исходе декабря…»[16].

В 1816 году женился на дочери суворовского генерала Ольге Семёновне Заплатиной[17]. В Ново-Аксакове родились старший сын Константин (1817), дочь Вера (1819). Сын Иван родился в Надеждине (1823). В семье родились четырнадцать детей[18].

Сыновья Аксакова, Константин (1817—1860) и Иван (1823—1886), стали впоследствии видными участниками движения славянофилов, отстаивавших самобытный путь исторического развития России, а Григорий (1820—1891) — самарским и оренбургским губернатором, земским деятелем.

Попытки самостоятельного ведения хозяйства не увенчались успехом, и в 1826 году Аксаков с семьёй поселился в Москве. Из-за недостаточности средств для ведения «столичного образа жизни» и нерегулярности дохода от литературных занятий, снова задумался о службе.

Служба в цензурном комитете

В 1827 году при активном содействии А. С. Шишкова, занимавшего с 1824 года пост министра просвещения, Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета, затем — председателя этого комитета. В цензурном комитете он работал до 1832 года. Усилению цензуры правительством Николая I в то время уделялось особое внимание. К своей работе цензора Аксаков подходил добросовестно. Обращал внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Не отличался суровостью, но и либералом тоже не был.

В 1831 году вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения». Статья вызвала недовольство властей. Аксаков как цензор получил выговор. Ещё одно строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец». Журнал был закрыт.

Аксаков как цензор пропустил в печать сатирическую балладу «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина (псевдоним В. А. Проташинского). Баллада возмутила кого-то из руководящих чинов «непочтительным отношением к московской полиции». В феврале 1832 года Аксаков был уволен из Цензурного комитета[19].

Служба в Константиновском межевом институте

С 1833 года Сергей Тимофеевич Аксаков был инспектором Константиновского землемерного училища, в 1835—1838 — первым директором созданного на его основе Константиновского межевого института.

При его непосредственном участии составлен и утверждён первый Устав Межевого института и его учебный план. Помимо специальных дисциплин список изучаемых в институте предметов включал гимнастику, пение, танцы, российскую словесность. которую в 1838 несколько месяцев преподавал приглашённый Аксаковым В. Г. Белинский. В своей деятельности на посту директора института Аксаков руководствовался благородной целью: чтобы каждый выпускник был «полезным Государству и своему семейству…»[4].

В короткий срок межевой институт был превращён в образцовое учебное заведение. В архивных делах института хранится официальное письмо на имя Аксакова, подписанное главным директором межевого корпуса, в котором содержится высокая оценка деятельности института и его директора[20].

Литературная деятельность

После смерти отца Аксаков получил наследство и в 1839 году окончательно ушёл в отставку с государственной службы, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.

Знакомство с Н. В. Гоголем в начале 30-х годов переросло вскоре в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Гоголя, и сыграло исключительно важную роль в литературной судьбе Аксакова — в пробуждении его художественного таланта и создании его реалистических произведений[21].

В большом доме Аксакова в Москве царила атмосфера патриархальной, помещичьей жизни. Благодаря радушию хозяев гости наполняли дом с утра до вечера . В числе постоянных гостей были писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, когда они приезжали в Москву, историк М. П. Погодин, актёр М. С. Щепкин.

Дом приобрёл ещё особое значение как центр славянофильства. У сыновей Аксакова, которые принадлежали к числу главных деятелей славянофильства, постоянно бывали Хомяков, Шевырев, Братья Киреевские и др.[22]

Абрамцево. Усадебный дом

В конце 1843 года, после долгих поисков подходящей усадьбы, Аксаков приобрёл под Москвой имение Абрамцево. Расположенное в пятидесяти пяти верстах от города, на живописном берегу Во́ри, оно служило Аксакову, любителю природы, заядлому рыбаку и охотнику, местом труда и отдыха от московской суеты. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения[23].

Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы. Человек большой души, мягкий, добрый, отзывчивый, Аксаков привлекал к себе разных людей. В житейских, литературных вопросах служил нравственным авторитетом.

Очерк «Буран»

Первым заметным опытом в прозе стал очерк «Буран», опубликованный в 1834 году анонимно в альманахе «Денница». После публикации очерк получил высокие оценки критиков. Это произведение явилось началом его деятельности как крупного художника. Главное направление литературного творчества С. Т. Аксакова с этого момента — реализм. Картина разбушевавшейся природы выписана в очерке с огромной силой поэтической выразительности. Аксаковское описание бурана стало классическим образцом пейзажной живописи в русской литературе. Первым это описание оценил А. С. Пушкин. Свидетельство тому — изображение снежной метели во второй главе «Капитанской дочки», несомненно вдохновлённое Аксаковым. Пейзажные мотивы аксаковского очерка отразились и в рассказе Л. Н. Толстого «Метель»[24].

В середине 40-х годов здоровье Аксакова стало слабеть. Заболели глаза. Труднее становилось писать самому. Домашние писали под его диктовку.

«Записки об уженье рыбы»

В 1847 году Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы». Книга, написанная Аксаковым для «освежения» своих воспоминаний, «для собственного удовольствия» имела большой успех, заставила заговорить об Аксакове как о крупном художнике. Это было не практическое руководство к рыбной ловле, а произведение искусства, в котором описание различных видов рыб сочетается с глубоким проникновением в жизнь природы[25]. «Записки об уженье» выдержали за одно десятилетие три издания.

«Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»

Успех «Записок об уженье рыбы» побудил Аксакова написать другую книгу. Она называлась «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». В мае 1851 года небольшой отрывок из охотничьих записок Аксакова был опубликован на страницах «Московских ведомостей» под названием «Пролёт и прилёт птиц», а в марте следующего, 1852 года книга вышла отдельным изданием с посвящением «Моим братьям и друзьям Н. Т. и А. Т. Аксаковым»[26].

Книга отличалась высоким художественным уровнем текста. Каждая глава книги представляла собой законченное литературное произведение — очерк, посвящённый какому-либо элементу охотничьего снаряжения, тому или иному виду дичи. Читателю понравились поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания повадок птиц, особая авторская манера повествования, основанная на богатом жизненном опыте и личных воспоминаниях.

Новая книга Аксакова имела успех ещё больший, нежели первая, и вызвала много критических откликов. С самого начала Гоголь с особенною любовью следил за её сочинением, впоследствии писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мёртвых душ» столь же живыми, сколь его птицы. Одним из первых оценил «Записки ружейного охотника» И. С. Тургенев, ознакомившийся с ними ещё в рукописи. «Превосходная книга С. Т. Аксакова „Записки ружейного охотника Оренбургской губернии“ облетела всю Россию, — писал Некрасов, — и в короткое время достигла второго издания — честь, которой в последние годы весьма редко достигали русские книги»[27].

В 1855 году вышли «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», завершившие охотничий цикл. Охотничья трилогия явилась важным этапом в становлении его реалистического искусства.

«Семейная хроника»

Портрет С. Т. Аксакова. Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. 1850-е годы

Последние десять лет жизни были, преимущественно, посвящены работе над «воспоминаниями прежней жизни». Сказалось влияние Н. В. Гоголя, который побуждал Аксакова к написанию истории своей жизни. В пятидесятые годы здоровье С. Т. Аксакова резко ухудшилось. Несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать, испытывая необычайный подъём духовных сил.

Особую популярность приобрели «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах, написанных на основе детских воспоминаний и семейных преданий, раскрывается история трёх поколений семьи С. Т. Аксакова, представшего перед читателем под фамилией Багрова. На момент написания произведений многие члены старшего поколения Аксаковых были живы. Чтобы не поссориться с родственниками, показанными в произведении не всегда в лучшем свете, автор изменил некоторые фамилии, географические названия на вымышленные.

В 1856 году вышли «Семейная хроника» и «Воспоминания» в одной книге. «Семейная хроника», написанная на основе семейных преданий, изустных рассказов матери и отца, посвящена временам, предшествовавшим его рождению. Книга начинается драматическим рассказом о переселении семейства Багровых из Симбирской губернии в новое Уфимское поместье. Автор обстоятельно, бесстрастно и спокойно даёт широкую панораму помещичьего быта[28]. Успех этой книги намного превзошёл успех двух предшествующих произведений Аксакова — «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника». Выход книги стал событием в русской литературы. Художественное мастерство Аксакова, по мнению критика и литературоведа С. И. Машинского, особенно ярко проявилось в изображении человека, в его умении проникать в сокровенные тайники человеческой души и раскрывать её с убедительной наглядностью и глубиной жизненной правды.

«Детские годы Багрова-внука»

в 1858 году вышла книга «Детские годы Багрова-внука», наиболее крупное по объёму произведение Аксакова. Аксаков задумал книгу, которой не было ни в русской, ни в мировой литературе. «Книга, — писал Аксаков, — должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени»[29].

Произведение достоверно описывает жизнь, увиденную глазами ребёнка, события, которым он сам был свидетелем, переживания Серёжи Багрова, его увлечения. Повествовательной манере писателя присуща документальная точность, неторопливая, спокойная простота и ясность. Прелесть книги именно в подробностях — повествования и жизни[30].

Отклики современных Аксакову критиков на произведение были гораздо менее единодушны, чем в отношении «Семейной хроники». Сам Аксаков придавал книге особое значение и считал её самой важной из всех написанных им ранее «в педагогическом отношении».

«Воспоминания»

События, описанные в «Воспоминаниях» (1856), охватывают период с 1801 по 1807 год — время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. «Воспоминания» — произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора. Аксаков выступает здесь как летописец. Произведение хронологически завершает автобиографическую трилогию, хотя оно писалось почти одновременно с последними главами «Семейной хроники» и задолго до «Детских годов Багрова-внука». При жизни Аксакова «Воспоминания» печатались дважды — в первом и втором изданиях книги «Семейная хроника и Воспоминания». Оба издания вышли в Москве в 1856 году.

«Аленький цветочек»

Могила С. Т. Аксакова, Новодевичье кладбище, Москва

Сказка «Аленький цветочек» увидела свет в 1858 году как приложение к «Детским годам Багрова-внука», с посвящением внучке Оленьке. В первой редакции сказка называлась «Оленькин цветочек». Сказку Аксаков услышал в детстве от ключницы Пелагеи, часто рассказывавшей маленькому Серёже на ночь волшебные истории. Выучив наизусть, мальчик сам рассказывал её своим домашним. Спустя много лет вспомнил и записал, сохранив напевность и поэтичность народного языка[31]. Сказка «Аленький цветочек» — одна из самых популярных книг писателя по сей день.

Последние произведения

В последнее десятилетие жизни был написан также цикл мемуаров — «Литературные и театральные воспоминания», охватывавшие эпоху 1812—1830 гг., воспоминания о Гоголе, Щепкине, Шушерине[32].

Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением. В редкие минуты облегчения диктовал свои новые произведения.

Так был написан очерк «Собирание бабочек» (1858), примыкающий к университетским воспоминаниям писателя. Очерк появился в печати после его смерти в конце 1859 года в сборнике «Братчина», изданном бывшими студентами Казанского университета под редакцией П. И. Мельникова.

Осенью 1858 года Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провёл в страданиях, несмотря на которые продолжал ещё иногда заниматься литературой. За несколько месяцев до смерти надиктовал «Очерк зимнего дня» (1858). «Встреча с мартинистами» — последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской беседе» в 1859 году. Повесть «Наташа» Аксаков не завершил.

Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в ночь с 29 на 30 апреля (по новому стилю — 12 мая) 1859 года в Москве. Похоронен на кладбище Симонова монастыря. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище[33].

Своеобразие таланта Аксакова в том, что ни одно его произведение не было основано на «чистом» вымысле. В своих книгах Сергей Тимофеевич Аксаков писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил[34]. Обладал даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что принесло ему заслуженное признание[35].

Память

Память о писателе Сергее Тимофеевиче Аксакове увековечена в книгах, портретах, памятниках, в названиях улиц, скверов, парков, в деятельности учреждений образования, культуры и т. д. 

Портрет С. Т. Аксакова
работы В. Перова. 1872

Музеи, библиотеки, культурные центры, парки, скверы, носящие имя С. Т. Аксакова

Мероприятия по увековечиванию имени С. Т. Аксакова

Памятный знак в селе Аксаково Ульяновской области
  • 1991 год объявлен по инициативе Международной организации «ЮНЕСКО» Годом С. Т. Аксакова в связи с 200-летием со дня рождения писателя[40].
  • С 1991 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник[41].
  • В 1992 году в Уфе создан Аксаковский фонд (Башкирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры)[42].
  • В 1992 году учреждена стипендия им. С. Т. Аксакова Уфимским городским советом в целях поощрения юношей и девушек, особо отличившихся в изучении и популяризации творческого наследия С. Т. Аксакова[43]. В 2006 году стипендия получила статус премии. Премия Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан имени С. Т. Аксакова вручается студентам вузов и ссузов Уфы за научные исследования жизни, творчества, семьи и окружения в области филологии, изобразительного искусства, методики преподавания произведений С. Т. Аксакова[44].
  • В 1996 году правительством Башкирии учреждена Всероссийская литературная премия имени С. Т. Аксакова[45].
  • С 2011 года в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области проходит региональный праздник «Аксаковская осень». Сейчас праздник является составной частью межрегиональной культурно-просветительской акции «Аксаковские дни в Оренбуржье»[46].
  • В 2011 году губернатором Оренбургской области учреждена областная литературная премия имени С. Т. Аксакова с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в художественную культуру, а также для повышения социальной значимости современной русской литературы, привлечения к ней читательского и общественного внимания[47].
  • С 2012 года в Борском районе Самарской области проходит межрегиональный праздник «Аксаковские дни на земле Борской»[48].
  • в 2013 году министерством культуры Оренбургской области инициирован межрегиональный литературно-краеведческий проект «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья» при активном участии администрации Бугурусланского района Оренбургской области, Борского района Самарской области, Аксаковского фонда Уфы[49]. Составной частью проекта «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья» стала экспедиция на снегоходах по четырём регионам Приволжского федерального округа — аксаковским местам России: республикам Башкортостан, Татарстан, Самарской, Оренбургской областям[50].
  • В 2020 году образовано Аксаковское сообщество под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России, объединяющее Аксаковские музеи, библиотеки, общественные комитеты. Участники сообщества ведут большую просветительскую, информационную и исследовательскую работу, реализуют совместные проекты, связанные с распространением знаний о литературной, общественной и семейной жизни писателя, государственной, общественной и подвижнической жизни членов его семьи. Координатором реализуемых проектов участников Аксаковского сообщества является культурно-исторический центр «Музей С. Т. Аксакова»[51]. В 2021 и 2022 году проведены I съезд (в Москве)[52] и II съезд (в Самаре)[53] Аксаковского сообщества под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России.

Основные произведения

Почтовая марка СССР. 1959
Почтовая карточка СССР
с оригинальной маркой. 1991
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков. — Москва : Эксмо, 2006. — 175 с.
  • Аксаков С. Т. Бабочки / С. Т. Аксаков. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1938. — 126 с.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич. Воспоминания / С. Т. Аксаков; вступ. ст. Е. И. Анненковой; примеч. В. А. Ковалев. — Санкт- Петербург : Азбука, 2011. — 381с.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич. Детские годы Багрова-внука / Сергей Аксаков; ред.-сост. и авт. вступ. ст. П. И. Фёдоров; коммент.: В. Е. Угрюмова, А. А. Чуркина, Я. С. Свице, А. П. Масловой; ил. Д. А. Шмаринова и Н. И. Куприянова. — Уфа : Издатель А. А. Словохотов, 2021. — 447 с.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич. Избранные сочинения / С. Т. Аксаков; вступ. ст. К. Пигарева; ред., примеч. В. Абрамкина . — Москва ; Ленинград : Государственное издательство художественной литературы, 1949. — XII с., 594 с.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. История моего знакомства с Гоголем : со включением всей переписки с 1832 по 1852 год / С. Т. Аксаков. — Изд. стереотип. — Москва : URSS : Либроком, 2020. — 241 с.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Записки об уженье рыбы : иллюстрировано произведениями русской и мировой живописи / С. Т. Аксаков. — Москва : Просвещение, 2017. — 303 с.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии : рассказы и воспоминания охотника о разных охотах / С. Т. Аксаков; [ил. К. Скопинцева]. — Оренбург : Димур, 2013. — 249 с.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич. О театре : избранные статьи / С. Т. Аксаков. — Москва : Юрайт, 2020. — 290 с.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич. Рассказы о природе : [для среднего школьного возраста] / С. Т. Аксаков; [вступ. ст. С. И. Машинского]; худож. В. Бастрыкин. — Москва : Детская литература, [2021]. — 366 с.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Рассказы о разных охотах : очерки / Сергей Аксаков. — Москва : Вече, 2021. — 477 с.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Семейная хроника / Сергей Аксаков; ред.- сост. и авт. вступ. ст. П. И. Фёдоров; коммент.: В. В. Кожинов, Г. В. Мосалёва, Я. С. Свице; худож. Л. Фролова. — Уфа : Издатель А. А. Словохотов, 2021. — 440 с.
  • Аксаков С. Т. Собрание сочинений. В 4 т. — Москва : Гослитиздат, 1955.
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Собрание сочинений. В 5 т.; под ред. С. Машинского; ил. Л. Хайлова. — Москва : Правда, 1966.
  • Аксаков об охоте : воспоминания и наблюдения страстного охотника / Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова; сост.: Т. Е. Петрова, Л. Ю. Усова, Г. О. Иванова. — Уфа : Белая река, 2020. — 197 с.

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е. В. Войналович. АКСА́КОВ. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 декабря 2022.
  2. Члены-корреспонденты Российской академии наук с 1724 года. Российская академия наук. Дата обращения: 20 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 Биография. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  4. 4,0 4,1 Культурно-исторический центр «Музей С.Т. Аксакова». Московский государственный университет геодезии и картографии. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  5. Лобанов Михаил Петрович. Аксаков / М. П. Лобанов. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 352 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий ; вып. 1123 (923)). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02744-2.
  6. Музей семьи Аксаковых- филиал Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан. Герб рода Аксаковых. ARTEFACT. Дата обращения: 23 декабря 2022.
  7. Аксаков Сергей Тимофеевич. Добрый день Степана Михайловича / Сергей Аксаков. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2012. — 653 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-7533-0687-6.
  8. Бялый Григорий Абрамович. Биография. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Дата обращения: 23 декабря 2022.
  9. Аксаков Сергей Тимофеевич. Детские годы / С. Т. Аксаков. — Москва: АСТ, 2017. — 413 с. — (Классика для школьников). — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-102694-3.
  10. Аксаков Сергей Тимофеевич. Воспоминания / С. Т. Аксаков. — Санкт-Петербург: Азбука, 2011. — 381 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-02312-3.
  11. Первый студент Казанского университета Сергей Аксаков. Казанские истории (2016). Дата обращения: 4 декабря 2022.
  12. Аксаков Сергей Тимофеевич. Бабочки / С. Т. Аксаков. — Москва, Ленинград: Детиздат, 1938. — 126 с.
  13. Аксаков Сергей Тимофеевич. Литературные и театральные воспоминания // Собрание сочинений. В 3 т. / С. Т. Аксаков. — Москва: Художественная литература, 1986. — Т. 2. — 557 с. — 300 000 экз.
  14. Аксаков Сергей Тимофеевич. Воспоминания ; Очерки и незавершенные произведения // Собрание сочинений. В 5 т. / С. Т. Аксаков. — Москва: Правда, 1966. — Т. 2. — 496 с.
  15. Аксаков Сергей Тимофеевич. О театре : избранные статьи / С. Т. Аксаков. — Москва: Юрайт, 2020. — 290 с. — ISBN 978-5-9788-0189-7.
  16. Аксаков С. Т. Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости. az.lib.ru. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  17. Дмитрий Шеваров. Исполнилось 230 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова. Российская газета (10 ноября 2021). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  18. Шеваров Дмитрий. Отец великой семьи. Журнал Фома (28 мая 2009). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  19. Аксаков Сергей Тимофеевич. Историческая Самара. Дата обращения: 24 декабря 2022.
  20. С. Машинский. Сергей Тимофеевич Аксаков. Lib.ru/. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  21. Аксаков Сергей Тимофеевич. История моего знакомства с Гоголем : со включением всей переписки с 1832 по 1852 год / С. Т. Аксаков. — Москва: URSS : Либроком, 2020. — 241 с. — ISBN 978-5-397-07428-5.
  22. Бялый Г. А. Аксаков. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 25 декабря 2022.
  23. Абрамцево при Аксаковых. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Дата обращения: 22 декабря 2022.
  24. С. Машинский. Сергей Тимофеевич Аксаков. Библиотека русской и советской классики. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  25. Аксаков Сергей Тимофеевич. Записки об уженье рыбы : иллюстрировано произведениями русской и мировой живописи / С. Т. Аксаков. — Москва: Просвещение, 2017. — 303 с. — (Русская классика в иллюстрациях). — 2800 экз. — ISBN 978-5-09-042891-0.
  26. Аксаков Сергей Тимофеевич. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии : рассказы и воспоминания охотника о разных охотах / С. Т. Аксаков. — Оренбург: Димур, 2013. — 249 с. — ISBN 978-5-7689-0326-8.
  27. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Мир путешествий и приключений. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  28. Аксаков Сергей Тимофеевич. Семейная хроника / Сергей Аксаков. — Уфа: Издатель А. А. Словохотов,, 2021. — 440 с.
  29. Аксаков Сергей Тимофеевч. Избранные сочинения / С. Т. Аксаков. — Москва: Современник, 1982. — 846 с. — (Сельская библиотека Нечерноземья). — 250 000 экз.
  30. Светлана Малая. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Библиогид. РГДБ. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  31. Аксаков Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков. — Москва: Эксмо, 2016. — 188 с. — (Внеклассное чтение). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-87960-1.
  32. Аксаков Сергей Тимофеевч. Воспоминания ; Литературные и театральные воспоминания // Собрание сочинений в 3 т. / С. Т. Аксаков. — Москва: Художественная литература, 1986. — Т. 2. — 557 с. — 300 000 экз.
  33. Аксаков Сергей Тимофеевич. Всероссийская энциклопедия детской литературы. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  34. К Аксаковым - за душевным здоровьем. Российская газета (2022). Дата обращения: 4 декабря 2022.
  35. Сергею Тимофеевичу посвящается…. Горсовет Уфы (14 сентября 2011). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  36. В Самаре появился новый сквер. Сама Самара (2021). Дата обращения: 4 декабря 2022.
  37. Леонид Репин. Дом Аксакова. Комсомольская правда (24 октября 2016). Дата обращения: 25 декабря 2022.
  38. Аксаков Сергей Тимофеевич. Литературная карта Ульяновской области. Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  39. Аксаковский праздник. Литературная карта Ульяновской области. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  40. В Башкортостане пройдет международный Аксаковский праздник. Российская газета (5 августа 2012). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  41. Аксаковский праздник. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  42. Аксаковский фонд. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  43. Стипендия имени С.Т. Аксакова. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  44. Стали известны имена лауреатов Аксаковской премии – 2020. Горсовет Уфы (15 сентября 2020). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  45. Аксаковская премия. Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова (1996). Дата обращения: 4 декабря 2022.
  46. «Аксаковская осень» прошла в восьмой раз. Год литературы (26 сентября 2018). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  47. Литературная премия имени С. Т. Аксакова. Литературная карта Оренбургской области. Дата обращения: 26 декабря 2022.
  48. Аксаковская осень. Круглый год с Сергеем Аксаковым (14 июля 2014). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  49. Золотое кольцо Аксаковского Поволжья. Горсовет Уфы. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  50. «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья – 2015». Культура Оренбуржья (14 февраля 2015). Дата обращения: 25 декабря 2022.
  51. В стране появилось «Аксаковское сообщество»!. aksakovka.ru (13 августа 2020). Дата обращения: 25 декабря 2022.
  52. Первый съезд Аксаковского сообщества под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России в МИИГАиК (28 мая 2021). Дата обращения: 26 декабря 2022.
  53. Второй съезд Аксаковского сообщества. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова (10 сентября 2022). Дата обращения: 26 декабря 2022.

Ссылки