Очерк
О́черк — один из жанров прозаической литературы, сущность которого состоит в описании событий «рассказчиком», наблюдаемых им[1]. Очерк как жанр литературы появился в XVIII веке[2],однако остаётся востребованным читателями и сейчас. Различают портретный, проблемный, путевой и исторический очерки.
История возникновения очерка как литературного жанра
Основоположниками данного литературного жанра являются Луи-Себастьян Мерсье и Рестиф де ла Бретон, описавшие в конце XVIII века городскую жизнь ремесленников[2]. В XIX веке известными авторами очерков были Этьен де Жуи, Поль Кок, Эжен Сью, Фредерик Сулье, Оноре де Бальзак[2] и другие.
В России, по мнению Николая Ивановича Глушкова, «Повесть временных лет» написана в очерковых традициях, как и «Житие протопопа Аввакума»[3]. Валентин Александрович Алексеев связывает появление очерка в русской литературе с «литературой путешествий»[4]. В этнографических материалах, опубликованных в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1730 году речь идёт о жизни людей в процессе освоения Сибири[4]. Вершиной развития очеркового повествования является «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева[5]. В нём автор правдиво описывает общественную жизнь в России XVIII века. К не менее значимым художественным произведением, написанным в жанре очерка, относится «Письма русского путешественника» Николая Карамзина[5]. Автора занимают внутренние переживания путешествующего героя[5]. Отдельной вехой развития очерка в России являются произведения писателей-декабристов. Это — «Записки о Голландии 1815 года», «Гибралтар», «Плавание фрегата «Проворного» в 1824 году» Николая Бестужева[5], годовые обзоры литературы Кондратия Рылеева, Вильгельма Кюхельбекера[5].
Особенности очерка
В очерке обязательно присутствует описание: автор фиксирует свои наблюдения и переживания. По объёму очерк как правило представляет собой короткий рассказ, в нём нет описания конфликтной ситуации и её разрешения. Сюжет очерка может быть вымышленным, как и его персонажи. Или, напротив, он может быть описанием реальных фактов, событий и людей[2].
Виды очерка
Антон Репонь выделяет следующие виды очерка:
- Портретный очерк представляет собой описание некоего героя автором, его внешности, характера, жизни или отдельных ее событий . Автор раскрывает в очерке то, чем заинтересовал его тот или иной человек[2].
- Проблемный очерк состоит в разъяснении какой-либо проблемы. Автор знакомит с ней читателя, описывает факты, приводит аргументы «за» или «против» проблемы, делает выводы[2].
- Путевой очерк представляет собой повествование автора по поводу его переживаний того, что он увидел и услышал во время путешествия. Примерами путевого очерка являются «Ильинский омут» и «Наедине с осенью» Константина Паустовского[6], «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Письма русского путешественника» Николая Карамзина[5] и др.
- Исторический очерк — описание автором событий в хронологическом порядке, их анализ и оценка автором[2].
Примечания
- ↑ Богданов В. А. Очерк : словарная статья . Краткая литературная энциклопедия. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Репонь А. Очерк как прозаический жанр // CCS&ES. — 2021. — № 1. — С. 23-31.
- ↑ Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1966. — 76 с.
- ↑ 4,0 4,1 Алексеев В.А. Очерк : Спецкурс для студентов заоч. отд-ния. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — С. 10. — 84 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Подлевских Т. Н. Становление жанровых и функциональных особенностей русского очерка 40-х годов ХIХ века (2009) // Вестник ВятГУ. — № 4. — С. 135-139.
- ↑ Шальнова Е. П. Очерк и его жанровые признаки. Роль публицистики в структуре рассказа и очерка // Вестник ННГУ. — 2014. — № 2-2.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |