Авторитет

Материал из «Знание.Вики»

Авторите́т (нем. Autorität, лат. auctoritas — «власть, влияние») — многогранное понятие, которое в общем смысле означает общепризнанное влияние, власть или значение, которыми обладает субъект (личность, группа, институт) в силу своих достижений, статуса или качеств[1]. В узком смысле авторитет связан с влиянием конкретного лица, основанным на его должности, статусе, знаниях, мудрости или нравственных достоинствах, что вызывает уважение и доверие со стороны окружающих[2].

История понятия

Макс Вебер

Исторически понятие авторитета восходит к античности. Римляне использовали термин auctoritas для обозначения признанной власти своих городов и институтов. В римском праве и политической практике auctoritas подразумевала легитимное влияние, основанное на традиции, мудрости и общественном признании. В отличие от potestas (формальной власти), auctoritas не требовала принуждения, а базировалась на добровольном подчинении[3].

В Средние века авторитет стал ассоциироваться с религиозными институтами и церковными лидерами, чьи слова воспринимались как истина в силу их связи с божественным. В эпоху Просвещения авторитет начал подвергаться критике, особенно в научной сфере, где на первый план вышли рациональное мышление и эмпирическая проверка знаний. Тем не менее, авторитет оставался важным элементом социальной организации, обеспечивая стабильность и порядок[4].

Немецкий социолог Макс Вебер в своей работе выделил три типа легитимности авторитета:

  1. Традиционный — основанный на привычке и устоявшихся нормах (например, авторитет монарха).
  2. Рационально-правовой — базирующийся на законах и правилах (авторитет государственных институтов).
  3. Харизматический — связанный с личными качествами лидера (харизмой)[2].

Авторитет в России и странах бывшего СССР

В современном мире авторитет продолжает играть ключевую роль в различных сферах жизни. В науке, например, авторитет учёного основывается на его профессиональных достижениях и признании коллег. В политике авторитет лидера часто определяется его способностью убеждать и вести за собой людей. На постсоветском пространстве понятие авторитета приобрело дополнительные значения. В 1990-е годы в России и других странах СНГ слово «авторитет» стало использоваться в криминальном жаргоне для обозначения лидеров преступного мира. «Криминальные авторитеты» — это лица, занимающие высшие ступени в неформальной иерархии преступных группировок.

В СМИ это значение часто обыгрывается через эвфемизмы, такие как «авторитетный бизнесмен» или «авторитетный предприниматель», которые намекают на связь личности с преступной деятельностью[5].

Авторитет в науке и культуре

В науке авторитет играет важную роль, но его значение часто подвергается критике. Владимир Даль в своём словаре определял авторитет как «свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без проверки и рассуждений»[6]. Это определение подчёркивает, что слепое доверие к авторитету может препятствовать развитию критического мышления и научного прогресса.

В культуре авторитет часто связан с традициями и общественными нормами. Например, авторитет родителей в семье или учителей в школе основывается на их роли в воспитании и образовании. Однако в современном обществе, где ценится индивидуальность и самостоятельность, традиционные формы авторитета часто подвергаются переосмыслению[7].

Типология авторитета

Авторитет как сложный социальный феномен может быть классифицирован по различным признакам, что позволяет глубже понять его природу и многообразие проявлений. Ю. Бохеньский, один из исследователей этой проблемы, выделяет два основных рода авторитета:

  • Эпистемический (рациональный) авторитет — связан с наукой, знаниями и опытом. Этот тип авторитета основывается на признании компетентности и профессиональных достижений субъекта. Например, авторитет учёного в научной сфере или врача в медицине строится на их экспертных знаниях и умениях. Эпистемический авторитет включает такие виды, как авторитет знаний, авторитет умений и авторитет опыта.
  • Деонтический (целенаправленный) авторитет — основан на предписаниях, традициях, харизме или религиозных догматах. Этот тип авторитета связан с нормативными системами и социальными институтами. Он включает традиционный авторитет (основанный на исторически сложившихся нормах), харизматический авторитет (основанный на личных качествах лидера) и религиозный авторитет (основанный на вере в божественные или сакральные установления)
    Юзеф Мария Бохеньский
    [4].

Внутри этих родов выделяются различные виды авторитета, которые функционируют в разных сферах общественной жизни:

Формы авторитета также разнообразны:

  • Формальный авторитет основан на законах и занимаемой должности, например, авторитет государственного чиновника.
  • Естественный авторитет возникает благодаря личным качествам, таким как мудрость, нравственность или профессиональное мастерство[2].

Типология авторитета позволяет систематизировать его проявления и лучше понять механизмы его формирования и функционирования в обществе.

Примечания

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Брокгауз и Ефрон, 1907. — Т. 1. — С. 84.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Ледяев В. Г. Авторитет. БРЭ (2 марта 2023). Дата обращения: 15 февраля 2025.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Ефремов И. И. Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни // Философия и общество. — 2005. — Вып. 1. — С. 38.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Ефремов И. И. Проблема авторитета в социальной философии // Философия и общество. — 2004. — № 3. — С. 60—70.
  5. Бессонов В. А., Дягилев А. А. «Вор в законе» как лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии: ретроспективный анализ // Юридическая наука и практика: Вестник нижегородской академии МВД России. — 2021. — Январь (№ 4). — С. 42—47.
  6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — 2-е изд. — СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1880. — С. 17.
  7. Степанов А. А. Научный авторитет: философские проблемы. — Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2000. — С. 116–117. — ISBN 5-89428-034-0.