Социальные нормы
Социáльные нóрмы — правила поведения, которые определены обществом и регулируют общение людей друг с другом в обществе. Социальные нормы созданы людьми и обращены к ним, а также предназначены для поддержания и установления условий общественной жизни. Социальные нормы выражают устойчивость определённой модели поведения в обществе, её повторяемость[1].
Предназначены для общества, способного и заинтересованного в нормативном регулировании. Социальные нормы предназначены конкретному лицу, воздействуют на его поведение, определяют его права и обязанности. Однако упорядочивается только социально значимое поведение, то есть только то, что в поведении этого персонифицированного субъекта будет иметь значение для других участников общественных отношений[2].
Признаки
1. Проявляются в поведении людей и общепринятых обрядах и обычаях.
2. Остаются стабильными и действительными в течение длительного времени, несмотря на изменения общественных условий.
3. Предполагают выполнение определённых действий или воздержание от некоторых поступков.
4. Подвергаются социальному контролю, то есть наказанию или поощрению за их нарушение или соблюдение.
5. Подкрепляются конкретными нормами и правилами, согласно которым накладываются санкции на тех, кто нарушает их.
6. Базируются на ценностях и убеждениях общества, отражая его культурные, моральные и этические принципы.
Функции
- установление общепринятых правил и ожиданий в обществе;
- обеспечение стабильности и предсказуемости взаимодействий между людьми;
- создание базового уровня порядка и безопасности;
- формирование представление о хорошем и плохом, стимулирование положительных качеств в людях.
Виды
Моральные нормы — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины. Это одно из основных понятий этики. Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета)[3].
- Религиозные нормы — правила, которые регулируют взаимоотношения людей, основанные на вере в существование бога и связанные с ними правила поведения.
- Нормы обычаев — устойчивые и повседневно используемые правила поведения, ставшие жизненной потребностью человека.
- Корпоративные нормы — правила применяемые в группах людей, объединённых для совместной деловой работы, отдыха, общественной деятельности, а также достижения профессиональных целей и задач.
- Нормы традиций — постоянные нормы, устанавливающие устои в различных сферах жизни общества.
- Нормы ритуалов — устанавливают обязательный порядок, проводимый в рамках событий, таких как свадьбы, национальные праздники и другие.
- Нормы права — общеобязательные веления, выраженные в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения.[2].
Формы
По способу закрепления социальные нормы делятся на два вида:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми;
- групповые действуют в пределах социальной группы;
- национальные характерны для всего народа или нации;
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете.
По принципу функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение;
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил;
- повелительные регулируют обязанности человека;
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление.
По обязательности исполнения:
- Формальные социальные (правовые и корпоративные нормы);
Значение
Социальные нормы играют важную роль в общественной жизни, обеспечивая её стабильность и функционирование. Они также помогают людям понимать, какое поведение является приемлемым в обществе. Соблюдение социальных норм способствует установлению доверия и взаимопонимания между людьми, создает основу для взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, социальные нормы помогают сохранять культурное наследие и традиции, формировать общественные ценности и мораль, и способствуют развитию общества в целом[5].
Литература
- Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. — М., 2001.
- Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990.
- Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопросы философии. — 1991. — № 1.
- Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. — М., 1998.
- Дробницкий О. Г. Понятие морали. — М., 1974.
- Леонтьев Д. А., Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. — № 4.
- Лосский Н. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. — М., 1994.
- Дж. Мур. Принципы этики. — М., 1984
- Ролз Джон. Теория справедливости. — Новосибирск. 1995.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
- Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. — М., 1994.
- Этика. Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М., 2000.
Примечание
- ↑ Российский университет дружбы народов. Юридический институт. Теория государства и права / под ред. А. А. Клишаса. — Москва: АСТ (Статус), 2019. — С. 230. — 512 с.
- ↑ 2,0 2,1 Бошно С. В. Теория государства и права. — Москва: АСТ (ЮСТИЦИЯ), 2020. — С. 180. — 406 с.
- ↑ Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали : Курс лекций. Т.1. — Владимир: Владимир. гос. ун-т,, 2002. — 50 с. — ISBN ISBN 5-89368-309-9.
- ↑ Смирнова Е. Э. Социальная норма и возможности её измерения // Социологические исследования // Социологические исследования. — 1999. — № 1. — С. 97—101.
- ↑ 5,0 5,1 Покровская Н.Н. Социальные нормы как предмет социологического анализа: должное и действительное // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2007. — № 1. — С. 190—198..
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |