Даль, Владимир Иванович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Иванович Даль
Портрет писателя работы Василия Перова
Портрет писателя работы Василия Перова
Псевдонимы Казак Луганский
Дата рождения 10 ноября (22 ноября) 1801(1801-11-22)
Место рождения Луганский завод,
Славяносербский уезд,
Екатеринославская губерния,
Российская империя
Дата смерти 22 сентября (4 октября) 1872(1872-10-04) (70 лет)
Место смерти Москва, Российская империя
Гражданство Флаг Российской Империи 1858-1883 Российская империя
Род деятельности фольклорист, писатель, составитель Толкового словаря живого великорусского языка
Годы творчества 1827—1872
Язык произведений русский
Премии Ломоносовская премия Академии наук, премия Дерптского университета
Награды
Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава Георгиевский крест
Константиновская медаль
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Владимир Иванович Даль 10 (22 ноября) 1801, Луганск, Российская империя — 22 сентября (4 октября) 1872, Москва, Российская империя) — автор первого толкового словаря русского языка; лексикограф, писатель, известный в литературном мире как Казак Луганский; военный врач; один из учредителей Русского географического общества; друг Александра Пушкина[1].

Происхождение и ранние годы

Отец — Иоганн Христиан Даль, датчанин, учёный. В Россию приглашён императрицей Екатериной II, здесь в 1799 году принял имя Иван Матвеевич Даль. Вначале был придворным библиотекарем. Окончив в Германии медицинский факультет Йенского университета, стал врачом, вернулся в Россию и занял должность лекаря горного ведомства в Луганске[2].

Мать — Мария Христофоровна Фрейтаг, из семьи обрусевших немцев и французских гугенотов.

И мать, и отец Владимира Ивановича были полиглотами — первая свободно говорила на пяти языках, второй знал семь, в том числе греческий, латынь и древнееврейский[3].

В 1814 году вместе с братом Карлом Владимир Даль отправился учиться в Морской кадетский корпус в Петербург. В 1819 году окончил его 12-м по успеваемости из 83 выпускников. Направлен на Черноморский флот мичманом. Там обнаружилось, что Даль страдал морской болезнью, и каждый выход в море превращался для него в испытание[4].

В 1825 году Владимир Даль уволился с флота и поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас — Тартуский университет в Эстонии), стал прекрасным офтальмологом.

Даль — фронтовой врач

Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов Владимир Даль был призван в действующую армию. Перед отбытием досрочно защитил диссертацию на степень доктора медицины и хирургии. Темой[3] его диссертации был «успешный метод трепанации черепа и скрытое изъязвление почек».

Будучи военным лекарем 2-й действующей армии, он не только проводил сложные операции, но и участвовал в боях. Однажды вместе с казачьим отрядом ворвался в оставленный врагом город, и за отвагу был награждён[4] орденом Святой Анны третьей степени.

После окончания войны вместе со своим полком отправился в Польшу для подавления восстания. 17 июля 1831 года пехотный корпус, в котором Даль служил лекарем, был прижат поляками к берегу Вислы. Двенадцатитысячная армия неприятеля намеревалась уничтожить незначительные силы русских и преуспела в этом, если бы инициативу не взял на себя фронтовой врач[5]. Даль отлично знал инженерное дело — не зря учился в Морском кадетском корпусе. Приказал солдатам срочно строить мост. Под его руководством с помощью канатов, досок и бочек, найденных на бывшей рядом винокурне, переправу построили за считанные часы.

По ней на противоположный берег переправились не только люди, но и вся конница с артиллерией. Операцией руководил опять же Даль. Когда весь русский корпус спасся, к мосту подошли польские части. Навстречу к ним вышел Даль, представился лекарем и сказал, что на территории винокурни якобы находятся сотни больных и раненых. Попросил поляков не быть варварами и не чинить насилия над калеками. За этими разговорами Даль вместе с собеседниками дошёл до середины моста, там рубанул по канатам спрятанным топором, и вся переправа распалась на куски. После этого под ружейным огнём врагов Даль благополучно доплыл до противоположного берега.

За эту операцию ему объявили строгий выговор за неисполнение прямых обязанностей. Но вскоре об этой истории стало известно Николаю I. По высочайшему указу Даль был награждён боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.

После польского восстания Даль продолжил заниматься медициной. Он прославился как хирург, одинаково владевший и левой и правой рукой. Провел более сорока глазных операций, и все они принесли пациентам облегчение[4].

В госпитале, где служил Даль, была удручающая обстановка: не хватало элементарных вещей — бинтов, йода. Вероятно, это подтолкнуло его сменить профессию и заняться писательством. Но за первое же произведение «Цыганка» (1830) Владимира Ивановича арестовали прямо в госпитале во время обхода больных[4]. За него вступился поэт Василий Андреевич Жуковский (наставник будущего императора Александра II), он хорошо знал императора и смог подобрать правильные слова, чтобы убедить его в невиновности Даля. Весь тираж «Цыганки» уничтожили, чудом сохранился единственный экземпляр, который Даль позже подарил Александру Пушкину.

Чиновник особых поручений

В 1831 году Владимир Даль отправился в Оренбург в качестве чиновника особых поручений при губернаторе. В том же году сопровождал Пушкина в поездке по Южному Уралу. Собранные ими материалы вошли в пушкинские «Историю Пугачёвского бунта» («Историю Пугачёва») и «Капитанскую дочку»[1].

Во время службы в Оренбурге Владимир Даль постоянно путешествовал по территории, населённой казаками, татарами, башкирами, казахами, калмыками, черемисами. Одним из первых он записал казахские, башкирские, калмыцкие сказки, пословицы и поговорки, описал обычаи кочевых народов. При содействии губернатора Перовского организовал и возглавил в Оренбурге один из первых в России провинциальных музеев.

В Хивинском походе 1839—1840 годов, помимо исполнения основных своих обязанностей при губернаторе, Даль собирал географические и этнографические сведения о Средней Азии, лечил раненых и изобрёл подвесную койку для перевозки больных на верблюдах. За статьи по медицине, особенно об интересовавшей Даля гомеопатии, в 1838 году был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1845 году, уже служа в Петербурге чиновником особых поручений при министре внутренних дел и секретарём при министре уделов, Даль стал одним из учредителей Русского географического общества.

В 1849 году по собственному желанию перешёл с должности «правой руки министра» в управляющие удельной конторы и переехал в Нижний Новгород. В его жизни опять появились разъезды и общение с носителями того народного языка, за которым он охотился всю жизнь.

Толковый словарь живого великорусского языка

Принято считать, что первым в «копилку» слов живого русского языка, положившим начало собирательству, было незнакомое Далю «замолаживать» с пометкой: «В Новгородской губернии значит „заволакиваться тучами“, говоря о небе, „клониться к ненастью“»[1]. Соответствующую запись новоиспечённый мичман Владимир Даль сделал по пути из училища к первому месту службы.

Во время службы в армии тетрадь со словами активно пополнялась:

Солдат оступился, выругался в сердцах:

— Чёртова лужа!
— Калуга! — подтвердил другой, оказалось — костромич.

Даль и прежде слыхивал, что в иных местах лужу называют калугой. Заносит в тетрадь: лужа, калуга. Но артиллерист из тверских не согласен: для него калуга — топь, болото. А сибиряк смеётся: кто ж не знает, что калуга — рыба красная, вроде белуги или осётра. Пока спорят из-за калуги, вестовой-северянин вдруг именует лужу лывой.Владимир Порудоминский

В 1859 году Владимир Даль вышел в отставку и осел с семьёй в Москве[1]. В 1860 году на собрании Общества любителей российской словесности, членом которого он тоже был, заговорили о необходимости немедленного издания собранных им материалов, хотя к публикации тогда была готова лишь половина предполагаемого словаря. Издатель Александр Кошелев выделил на его доработку три тысячи рублей. Ещё 2,5 тысячи дал государь с условием, что объявлено будет: «печатание предпринято на Высочайше дарованные средства».

Словарь начал выходить частями в 1861 году. Организован он был по алфавитно-гнездовому принципу: найдя слово по первой букве, читатель сразу мог ознакомиться с однокоренными словами, их толкованием и примерами употребления. Огромный пласт словаря составили пословицы и поговорки — ранее их запретили печатать отдельным изданием (сочли, что слишком много крамолы). Всего в труд вошло около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые дают представление о жизни и быте русского народа в XIX веке. В 1863 году вышло полное издание словаря[4].

За него Даль был награждён Ломоносовской премией Академии наук, премией Дерптского университета, Константиновской золотой медалью Русского географического общества[2].

Даля критиковали за отсутствие академического филологического подхода, но сам он претендовал лишь на звание собирателя.

Это не словарь, а запасы для словаря; скиньте мне 30 лет с костей, дайте 10 лет досугу и велите добрым людям пристать с добрым советом — мы бы всё переделали, и тогда бы вышел словарь!Владимир Даль

Другие труды Владимира Даля

В 1832 году вышли в свет «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровлённые и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый»[1].

Уроженец Луганска, покинувший его в пятилетнем возрасте, он тем не менее выбрал себе псевдоним в честь малой родины. Большинство произведений Даля подписаны так: Казак Луганский или Владимир Луганский.

«Сказки» стали причиной ареста автора, правда, выпустили Владимира Ивановича в тот же день[6]. Но весь тираж изъяли и уничтожили. Формулировка: «Книга приспособлена для низших классов и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, церковью и жалобы на горестное положение».

Критик Виссарион Белинский творчество Луганского тоже не одобрил. А вот Александр Пушкин сразу разглядел талант автора[1]:

Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это ещё совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать – у вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками!Александр Пушкин

В 1861—1862 годах вышел в свет сборник «Пословицы русского народа», содержавший 30 тысяч пословиц[3]. Также Далем были опубликованы книги «О наречиях русского языка» и «О суевериях и предрассудках русского народа».

В 1868 году Владимир Даль был избран почётным членом Академии наук[3].

Собрание сочинений Даля состоит из 10 томов, в нём 145 повестей и рассказов, 168 коротких историй, стихи, пьесы, очерки. С наследием Даля каждый из нас встречается ещё в раннем детстве[6]: «Курочку Рябу», «Вершки и корешки», «Снегурочку», «Лису-лапотницу» — больше тысячи сказок записал и обработал именно Владимир Даль. В конце жизни все их он безвозмездно передал фольклористу, составителю знаменитого сборника «Народные русские сказки» Александру Афанасьеву, песни — собирателю Петру Киреевскому, крупнейшую в России коллекцию лубочных картинок — в Императорскую публичную библиотеку. Всё это было издано.

Друг Пушкина

Именно Александр Сергеевич Пушкин, узнав о том, что Даль коллекционирует интересные слова и выражения, подал Владимиру Ивановичу идею о создании большого словаря разговорного языка.

Под влиянием сказок Даля Пушкин написал свою свою — «О рыбаке и золотой рыбке» и подарил Владимиру Ивановичу её в рукопи­си с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин»[3].

Последняя их встреча состоялась перед смертью Пушкина. Узнав о дуэли, Даль немедленно приехал в дом к тяжело раненому товарищу и оставался с ним до последних минут.

На прощание Пушкин подарил Далю свой перстень и простреленный на дуэли сюртук. С этим предметом одежды связана памятная обоим история. Когда-то Владимир Даль рассказал товарищу о записанном им слове «выползнина» — так в некоторых регионах России называли старую шкуру, которую сбрасывает змея. Пушкину слово понравилось, и он часто его употреблял. Вручая перед смертью другу свой испорченный сюртук, он тоже назвал его «выползниной»[4].

По другой версии сюртук, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, позже передала Далю вдова А. С. Пушкина Наталья Гончарова[3]. Позднее Владимир Иванович подарил последнюю одежду Пушкина публицисту и историку Михаилу Погодину. Именно Даль вместе с домашним доктором Пушкина Иваном Спасским проводил вскрытие тела поэта.

Русский Даль

Родиной Даль считал не Данию, а Россию. В 1817 году, ещё будучи кадетом Петербургского военно-морского корпуса, во время учебного плавания он посетил Данию[1]. С восторгом в «Дневном журнале…» отзывался о Копенгагене и населении датской столицы, но всё же намного позднее признался, что путешествие в Данию не произвело на него того впечатления, которого он ожидал.

Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков.Владимир Даль

Владимир Даль умер 4 октября (22 сентября по старому стилю) 1872 года[1]. До последних дней он редактировал словарь, записывая в него новые слова.

Семья

Даль был женат дважды. В 1833 году его супругой стала Юлия Андре (1816—1838). У них родились двое детей — сын Лев и дочь Юлия. Овдовев, в 1840 году Владимир Даль женился на Екатерине Соколовой (1819—1872), дочери героя Отечественной войны 1812 года. В этом браке родились три дочери: Мария, Ольга и Екатерина[2].

Память

22 ноября, в день рождения Владимира Даля, в России отмечается праздник русской словесности — День словаря[1].

С 1976 года одна из первых улиц Луганска носит имя Даля. В 1981 году на ней был установлен первый памятник Далю[7].

В 1986 году в Луганске открыт Литературный музей[8] Даля.

В 1995 году в Москве в старинном деревянном особняке на Большой Грузинской улице был создан музей Владимира Даля. После смерти этнографа там жил его сын Лев Даль — академик архитектуры, принимавший участие в сооружении Храма Христа Спасителя.

В 2001 году имя Даля присвоено Восточноукраинскому национальному университету (сейчас — Луганский государственный университет)[9].

В 2010 году у стен вуза установлен ещё один памятник создателю первого толкового словаря живого великорусского языка[10].

25 апреля 2017 года Государственный литературный музей в Москве переименован в Музей истории литературы имени В. И. Даля[11].

В Нижнем Новгороде именем Даля названа улица в Канавинском районе. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Владимир Даль. Дата обращения: 13 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Биография Владимира Даля. Дата обращения: 13 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Искусный врач с датскими корнями: факты о Владимире Дале. Дата обращения: 13 июня 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Владимир Даль: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово». Дата обращения: 13 июня 2023.
  5. Владимир Даль. Особые приметы. Дата обращения: 13 июня 2023.
  6. 6,0 6,1 «Для низших слоев и прислуги». Почему Владимира Даля арестовывали за сказки. Дата обращения: 13 июня 2023.
  7. ПАМЯТНИК ДАЛЮ В.И.. Дата обращения: 13 июня 2023.
  8. Литературный музей Владимира Ивановича Даля. Дата обращения: 13 июня 2023.
  9. 9,0 9,1 Мальчик с улицы Английской. Дата обращения: 13 июня 2023.
  10. Памятник В.И.Далю в Луганске возле университета. Дата обращения: 13 июня 2023.
  11. О музее. Государственный литературный музей. Дата обращения: 13 июня 2023.

Ссылки