Финансы
Фина́нсы — это экономическая категория, которая представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы обеспечивают функционирование экономики как единого целого организма и способствуют достижению взаимосвязанных синергетических эффектов[1].
В российской науке существуют научные школы, научные коллективы и отдельные авторы, сформировавшие свою точку зрения на категорию финансы[2]. Понятие финансов используется в мире на протяжении нескольких веков, считается одним из сложных категориальных понятий экономической науки. Существуют различные точки зрения и трактовки понятия, но при этом все учёные едины в том, что финансы связаны с движением денег и с распределением валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП)[3].
История развития финансов
Принято считать , что слово «финансы» происходит от латинского слова «finis» — конец, окончание[2]. Денежные отношения, которые складывались между населением и государством (в лице правителя или судьи), завершались окончательным платежом, обозначавшим «finis». Производное слово «financia», возникшее позже, обозначало денежный платеж. В XII — XV веках в торговых городах Италии любой денежный платеж обозначался термином «финансы». Затем термин получил всемирное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств[1]. Во Франции это понятие применялось в XVI веке в более широком смысле — как совокупность публичных доходов и расходов. От латинского «fiscus» произошло слово «фиск» (казна). Этим словом называли плетеную корзину для денег и материальных ценностей, которые государство получило от населения в качестве налогов. Со временем термин «fiscus» стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство. В середине XVIII века с появлением работ физиократов термин прочно вошёл в российский научный оборот[2].
В российской экономической науке
Развитие отечественной финансовой науки условно делят на три этапа.
1 этап — период с 1917 года по 1930 год
В экономической науке указанного периода наблюдается множество разноплановых идей и методологических подходов к проблемам финансовых отношений. Начало развития финансовой политики советского государства связывают с именем Г. Я. Сокольникова. Становление финансовой науки в России связано с именами Г. Котошихина, И. Т. Посошкова, Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, И. Я. Горлова, В. А. Лебедева, И. И. Янжула, И. Х. Озерова и других. В отечественной экономической практике к концу XIX века сформировалось научное направление, в центре изучения которого были государственные финансы. Управление финансовыми потоками и их координация на предприятиях осуществлялись без проработанной научной базы. В указанном периоде не существовало транснациональных корпораций, крупных рынков капитала, поэтому отсутствовала потребность в формализации процедур оценки эффективности инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. В начале ХХ века в России существовали два самостоятельных направления исследований финансов предприятия: анализ баланса и финансовые вычисления, позднее включенные в состав разделов финансового менеджмента. Изучение финансов предприятий ускорилось во второй половине ХХ века и оформилось в виде научной дисциплины — финансовый менеджмент.
2 этап — период с 1930 года по конец 80-х годов
В это время происходит зарождение советской финансовой науки. В 1930 году создаются финансово-экономический институт в Ленинграде (позднее получивший имя академика Э. А. Вознесенского) и финансовый институт в Москве. Они становятся крупнейшими научными центрами финансовой науки в стране. Большинство ученых, внёсших серьёзный вклад в развитие теории и практики финансов, работали в этих институтах. Появление этих институтов привело к зарождению в советском государстве двух крупнейших финансовых школ: московской и ленинградской.
Основоположниками финансов и финансовой науки социалистических государств являются профессора В. П. Дьяченко и А. М. Александров. Серьёзный вклад в развитие теории финансов и финансовой науки внесли авторы: А. М. Бирман, М. И. Боголепов,Э. А. Вознесенский, Б. Г. Болдырев, Г. М. Точильников и другие. В советский период разрабатывались вопросы теории и практики государственных финансов в условиях плановой экономики, исследовался вклад основоположников марксизма в развитие советской финансовой науки. Рассмотрение финансов в традициях российской финансовой науки раскрывает эту категорию как сложно организованную экономическую совокупность денежных отношений между экономическими агентами, регулируемую государством[2].
3 этап — период с конца 80-х годов ХХ века по настоящее время
Переход России к рыночной экономике с конца 80-х годов обусловливает уменьшение роли государства в экономике: появляются новые формы собственности, усиливается конкуренция, появляется необходимость в разработке новых концепций и в финансовой науке. В разных финансовых школах усиливается дифференциация точек зрения на сущность и функции финансов. Формированием теоретической базы финансов в этот период занимаются представители Московской финансовой школы (В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, В. К. Сенчагов), Санкт-Петербургской финансовой школы (Б. М. Сабанти, М. В. Романовский, О. В. Врублевская), Уральской финансовой школы (А. Ю. Казак, В. П. Иваницкий) и другие ученые.
90-е годы ХХ века характеризуются началом систематизации научных знаний и исследований по поводу сущности финансов. Значимыми исследованиями этого периода являются работы А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной, Д. С. Молякова, В. В. Ковалева и других ученых. Вклад указанных учёных в определение сущности категорий финансов и финансовой системы и систематизация знаний по теме сформировали современную российскую финансовую науку[2].
В таблице приведены определения значимых советских и российских учёных.
ФИО учёного | Определение финансов |
---|---|
Вера Михайловна Родионова | Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества[4] |
Людмила Александровна Дробозина | Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства[5] |
Борис Михайлович Сабанти, Михаил Владимирович Романовский,
Ольга Владимировна Врублевская |
Государственные (публичные) финансы — это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Финансы (в широком смысле) — это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий (государственные финансы, кредитная система, финансы отраслей воспроизводственного процесса, вторичный финансовый рынок, международные финансы)[6] |
Александр Юрьевич Казак | Финансы — это обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости ВВП и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов в соответствии с общественными потребностями[2] |
Алла Георгиевна Грязнова, | Финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач[7] |
Дмитрий Степанович Моляков,
Евгений Иванович Шохин |
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связанных с образованием, распределением и использованием валового дохода денежных накоплений и финансовых ресурсов.
Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме[8] |
Валерий Викторович Ковалёв | Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта[9] |
Елена Валентиновна Маркина | Финансы — это денежные распределительные отношения по поводу формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений домохозяйств, организаций, государства (муниципальных образований) в целях решения социально-экономических задач[3] |
По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств государства и предприятий, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Для того чтобы возникли финансовые отношения, необходимо совпадение двух основных условий:
- наличие товарно — денежных отношений;
- наличие государства, которому для выполнения возложенных на него функций необходимы денежные средства[2].
Основной причиной возникновения всех стоимостных категорий, таких как товар, цена, финансы является наличие товарно-денежных отношений. Финансы — это стоимостная категория. Каждая из экономических категорий выражает определённую сторону воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление). Существует группа денежных отношений, возникающих вне производственной сферы в силу наличия государства. Эти отношения формируют денежные фонды, необходимые для выполнения государством своих функций. Именно эти отношения и следует называть финансами.
В зарубежной экономической науке
Значительный вклад в систематизацию финансовой теории в средневековый период внесли итальянские ученые Н. Макиавелли и Дж. Ботеро. Центральная идея их трудов заключалась в необходимости государственного регулирования экономики. Некоторые аспекты финансов систематизировал французский ученый Ж. Боден. Он выделил источники государственных доходов. Английский философ и экономист Т. Гоббс выдвигал идеи косвенного налогообложения, он пишет об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но вместе с тем указывает на необходимость соблюдения умеренности и равномерности в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам, что стало господствующим мнением в Англии. Британский философ и сторонник либерализма Дж. Локк предлагал оптимизировать налоговую систему государства посредством замены множества налогов на поземельный[10].
У. Петти также внёс вклад в разработку налоговой политики, которая стимулировала бы развитие хозяйственной жизни страны. конце XVII столетия под влиянием Локка в общественном мнении Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.
Эволюция экономических отношений начинается с процессов формирования институтов публичных финансов и финансов корпоративного сектора. Последующее развитие науки в направлении корпораций и финансов организаций позволило расширить понимание функций финансов в системе общественного воспроизводства.
В XVI—XVII веках в Европе стали происходить процессы отделения государственной казны от собственности монарха. Взимание налогов стало происходить преимущественно в денежной форме, в связи с чем стал применяться термин «финансы».
Экономисты Т. Ман, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, а позднее — О. Бъём-Баверк, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, М. Фридман сформировали фундамент экономических понятий и категорий. Являясь представителями разных экономических школ, учёные ставили основной целью объяснить актуальные процессы, происходящие в экономической сфере и дать им объективное трактование[2].
А. Смит и Д. Рикардо рассматривали финансовые отношения во взаимосвязи с другими сферами экономики. Ученые считали, что рабочие своим трудом создают новую стоимость, которая распределяется им в виде заработной платы. А. Смит работал над совершенствованием налоговой системы государства, обоснованием эффективности рыночной свободы, преимуществами межстрановой торговли. Д. Рикардо, будучи последователем А. Смита, адаптировал к меняющейся реальности и расширил классические представления о процессах ценообразования. Он сформулировал закон минимальной заработной платы на основе потребностей работника, который лёг в основу формирования принципов распределения общественного продукта в соответствии с выявленными или вмененными потребностями[10].
Процессы формирования и использования доходов людей делают возможным рассмотрение их как самостоятельной сферы финансовых отношений, основанной на персональных потребностях. Становление и укрепление финансовой науки в XVIII веке заложило начало научного периода её развития. Работа по формированию нового научного направления интенсифицировалась к концу XIX века. Формирование классической теории финансов и категориальное понимание термина «финансы» обусловлено во многом трудами учёных немецкой экономической школы[2].
Признаки и функции финансов
Категории финансов присущи специфические признаки, выделяющие её из совокупности экономических отношений:
- Финансы — это всегда денежные отношения. Всю совокупность экономических отношений в обществе можно условно разделить на две большие группы: денежные и натуральные. Финансы относятся исключительно к денежным отношениям. Деньги являются всеобщим эквивалентом и измеряют стоимость всех товаров и услуг, производимых обществом. Поэтому все стоимостные экономические категории, обслуживающие воспроизводственный процесс, имеют денежный характер проявления.
- Финансы — это денежные отношения, имеющие государственно-властную (принудительную) форму, то есть обусловлены фактом существования государства. Формирование и использование денежных фондов на уровне государства происходит через реализацию механизмов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Налоговые поступления формируют государственный бюджет и затем перераспределяются на реализацию экономической и социальной политики. В определённом историческом периоде развития общества возникает необходимость в централизованном управлении, а также потребность в обеспечении внешней защиты государства и внутреннего порядка. Поэтому государство устанавливает своей властью экономические отношения, которые позволяют изымать часть доходов населения и использовать для финансового обеспечения государственных задач.
- Финансы — это денежные отношения, посредством которых осуществляется перераспределение совокупного общественного продукта.
- Финансы — это денежные отношения, с помощью которых создаются и используются различные государственные денежные фонды[2].
Финансы как экономическая категория выполняют определённые функции:
- Формирование денежных фондов: централизованных, децентрализованных, целевых. Это осуществляется за счет налоговой политики государства. Налоги — основной, но не единственный источник доходов государства. К неналоговым источникам относятся доходы от продажи и использования имущества, находящегося в распоряжении государства; доходы от платных услуг, оказываемых государством; заемные средства и прочее.
- Использование денежных фондов (распределение). Сформированные государством средства перераспределяются в ходе реализации финансовой политики на материальное содержание государственного аппарата, на создание и поддержание эффективной структуры общественного производства, на проведение экономической, социальной, военной политики. Первую и вторую функции часто объединяют в одну — распределительную (перераспределительную) функцию.
- Контрольная функция. Особенность функции в том, что она возникает одновременно с первой или второй функциями. Проявляется контрольная функция во время деятельности финансовых органов, наделённых контрольными полномочиями (например, налоговые органы). Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учёта и отчетности[11].
Различают международные финансы, государственные (публичные финансы), корпоративные финансы, личные финансы[1].
Международные финансы
Международные финансы — международные финансовые отношения, реализуемые с участием международных финансовых институтов (Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития) государств и отдельных юридических лиц[1]. С другой стороны это совокупность финансовых ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами. Особенность международных финансов заключается в том, что это многосубъектная категория, то есть не существует единого международного фонда денежных средств в собственности конкретного субъекта мировой экономики.
Субъектами публичных финансов являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица, государства (и их институты), а также созданные ими организации.
Мировые финансы делятся структурно на мировой финансовый рынок, золотовалютные резервы (ЗВР) и финансовую помощь.
По функциям мировой финансовый рынок классифицируется на валютный рынок, рынок ценных бумаг, страховых услуг и кредитный. На этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке ценных бумаг — рынок акций и деривативов (фьючерсов, опционов, свопов), на рынке страховых услуг — рынок первичного страхования и перестрахования, на кредитном рынке — сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов. По срокам обращения финансовых активов выделяют денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный)[12].
Государственные (публичные) финансы
Общегосударственные финансы
Важнейшим звеном системы финансов являются общегосударственные финансы. Его центральным компонентом выступает государственный бюджет, представляющий собой главный централизованный фонд государства. Через бюджет государство мобилизует и перераспределяет значительную часть своих финансовых ресурсов. В государственном бюджете концентрируются все основные доходы и определяются направления расходования средств.
Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений. На их долю приходится в среднем около 70-80 %, а также неналоговых поступлений, состоящих из доходов от продажи и использования государственного имущества; от платных услуг, оказываемых государственными органами власти; части прибыли унитарных предприятий; средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, компенсации и пр.); доходов от внешнеэкономической деятельности и прочих доходов. Полученные средства государство перераспределяет на финансирование своих функций и задач.
Из государственного бюджета финансируются:
- административные расходов (расходы на содержание Президента, Правительства, высших органов государственной власти, судебной системы и прочее);
- расходы на осуществление международной деятельности;
- расходы на национальную оборону и безопасность;
- расходы на поддержание национальной экономики;
- социальные расходы;
- прочие расходы.
В состав общегосударственных финансов входят также государственные целевые (внебюджетные) фонды. Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. В Российской Федерации в 2024 году существуют следующие внебюджетные фонды:
- Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования[13].
Местные финансы
Следующее звено системы финансов — местные финансы. В их состав включаются: местные бюджеты, система местных займов, местные внебюджетные фонды и т. д. Социально-экономическая сущность местных финансов идентична общегосударственным финансам. Но местные финансы — это часть финансовых отношений, имеющих более узкую сферу применения. Таким образом, местные финансы — это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды, предназначенные для финансирования задач и функций местного самоуправления.
Из местных бюджетов финансируется:
- содержание органов местного самоуправления;
- содержание и развитие муниципального ЖКХ;
- строительство и содержание дорог местного значения;
- содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений;
- создание городской инфраструктуры, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- сбор и утилизация мусора;
- прочие расходы.
Финансы государственных предприятий, организаций, учреждений
Термин «финансы предприятий», который очень широко применяется в экономической литературе, на практике нельзя принимать безоговорочно. Финансы — это денежные отношения, одним из отличительных признаков которых является государственно-властная форма проявления. Финансы регулируют только часть возникающих между государством и хозяйствующими субъектами денежных отношений. Это касается в первую очередь взаимоотношений с бюджетом. Государство регулирует процесс формирования налогооблагаемой базы и определяет размер налоговых платежей. Но за рамками финансов остается большое количество денежных отношений как внутри, так и за пределами предприятий, которые регулируются специфическими экономическими законами и закономерностями развития материального производства. Это означает, что категория «финансы предприятия» не может быть однозначно применена ко всем хозяйствующим субъектам. Однако, являясь собственником унитарных предприятий, государство может в полной мере распространить денежные
отношения на предприятия государственной и муниципальной формы собственности. Только в этом случае мы наблюдаем проявление всех признаков финансов и их функций. Таким образом, категория «финансы предприятий» приемлема только для предприятий государственной и муниципальной форм собственности[2].
Корпоративные финансы (финансы организаций)
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации[14].
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественно полезные фонды, личные фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании[14].
Корпоративные финансы, представляемые как производная категория, являются экономическими отношениями по формированию фондов, обеспечивающих производственные процессы и направления использования доходов и иных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Процессы внутри корпоративных финансов также ориентированы на удовлетворение потребностей предприятий и организаций, связанных с приобретением сырья и материалов, производством и сбытом продукции и услуг, платежами в бюджет, оплатой труда работников и проч. Тесная взаимосвязь между потребностями предприятий и потребностями конечных потребителей — отдельных лиц — работников, руководителей и собственников, поставщиков и потребителей позволяет считать производную категорию корпоративных финансов системой отношений, обеспечивающих возможности для удовлетворения потребностей населения[2].
Личные финансы (персональные, финансы домохозяйств)
Личные (персональные) финансы — экономические отношения личности (персоны) с государством и корпоративным сектором, которые определяются финансовыми решениями персоны и состоят в формировании денежных потоков и их использовании для конечного пользователя.
Значимость персональных финансов определяется первичностью их предназначения, поскольку они выступают как систематизированная совокупность разнонаправленных денежных потоков, обслуживающих конечную цель — обеспечение удовлетворения потребностей отдельных людей. Обеспечение удовлетворения потребностей человека лежит в основе всех экономических отношений в обществе. Возникающие человеческие потребности обусловливают необходимость формирования денежных потоков, закрепляющих источники доходов и направления их использования для удовлетворения спектра потребностей в рамках персональных финансов[2].
Доходы
- заработную плату и другие формы оплаты труда,
- доходы от предпринимательской деятельности, фермерского, приусадебного, личного подсобного хозяйства, доход от собственности (проценты, дивиденды и т. д.),
- премии и другие вознаграждения,
- пенсии,
- стипендии,
- пособия,
- ссуды и кредиты,
- пособия по безработице,
- алименты,
- оплату временной нетрудоспособности,
- дотации и льготы и прочие доходы[15].
Расходы
- налоги;
- оплата жилья и коммунальных услуг;
- оплата питания;
- медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
- погашение кредитов;
- покупка товаров длительного пользования;
- страхование рисков (собственности, здоровья);
- отчисления на пенсионные накопления;
- прочие расходы.
Финансовые научные дисциплины
Финансы изучают в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит».
Управление финансами изучают в рамках дисциплин «Финансовый менеджмент» и «Финансы организаций (предприятий)».
Управление финансами банка изучают в рамках дисциплины «Банковское дело».
Финансовый контроль или контроль над финансовыми потоками изучают в рамках дисциплины «Финансовый контроль».
Финансовый анализ, методы и модели анализа финансовой информации изучают в рамках дисциплин «Финансовая математика», «Финансовое моделирование», «Финансовый анализ», «Анализ финансовой отчётности».
Финансовые рынки
Финансовый рынок — это рынок, охватывающий рынок капиталов (часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства сроком обращения более одного года) и рынок денежных средств (часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства сроком до одного года, чаще представленный биржами). Финансовый рынок обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Существуют различные классификации рынков. По одной из них выделяют следующие финансовые рынки:
- кредитный рынок;
- фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
- валютный рынок;
- страховой рынок;
- рынок драгоценных металлов[16].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Глотова И. И., Доронин Б. А., Агаркова Л. В. Финансы. — М.: ИКЦ «Колос-с», 2019. — 658 с. — ISBN 978- 5-00129-095-7.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Долганова Ю. С., Исакова Н. Ю., Истомина Н. А. Финансы / под (общей) редакцией Н. Ю. Исакова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — С. 17. — 336 с. — ISBN 978-5-7996-2748-5.
- ↑ 3,0 3,1 Финансы / под ред. Е. В. Маркиной. — М.: Кнорус, 2014. — С. 11. — 432 с. — ISBN 978-5-406-03742-3.
- ↑ Родионова В. М., Вавилов Ю. Я., Гончаренко Л. И. и др. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — С. 12. — 432 с. — ISBN 5-279-01282-3.
- ↑ Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Юнити, 2001. — С. 11. — 521 с. — ISBN 5-238-00067-7.
- ↑ Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Юрайт-М, 2004. — С. 18. — 504 с. — ISBN 5-88045-041-4, 5-94227-001-5.
- ↑ Финансы / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2012. — С. 13. — 496 с. — ISBN 978-5-279-03455-0.
- ↑ Моляков Д.С., Шохин Б.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие.. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 6. — 112 с. — ISBN 5-279-02218-7.
- ↑ Финансы / под ред. В.В. Ковалёва. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — С. 10. — 640 с. — ISBN 5-482-01221-2, 978-5-482-01221-5.
- ↑ 10,0 10,1 Шитов В.Н. История финансов России : учебное пособие. — М.: Кнорус, 2016. — С. 13, 16. — 156 с. — ISBN 978-5-406-04598-5.
- ↑ Финансы / под ред. А.М. Ковалёвой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — С. 12. — 512 с. — ISBN 5-279-02312-4.
- ↑ Полякова Е. В. Финансы и кредит. — Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2006. — 97 с. — ISBN 5-7433-1628-7.
- ↑ Государственные внебюджетные фонды . КонсультантПлюс. Дата обращения: 2024-15-02.
- ↑ 14,0 14,1 ГК РФ Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица . КонсультантПлюс. Дата обращения: 25 ноября 2023.
- ↑ Семейный бюджет. Большая российская энциклопедия . БРЭ. Дата обращения: 14 февраля 2024.
- ↑ Цибульникова В. Ю. Финансовые рынки. — Томск: Эль Контент, 2011. — 154 с. — ISBN 978-5-4332-0017-3.
Ссылки
- Министерство финансов Российской Федерации (казах.) (рус.) (англ.)
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |