Гоббс, Томас

Материал из «Знание.Вики»
Томас Гоббс
англ. Thomas Hobbes
Thomas Hobbes.jpeg
Дата рождения 5 апреля 1588 года
Место рождения Уилтшир, Англия
Дата смерти 4 декабря 1679
Место смерти Дербишир, Англия
Школа/традиция Эмпиризм, Общественный договор
Направление Философия, Политическая философия, Политология, Теория государства и права
Период XVII век
Основные интересы Теория государства и права, История, Этика, Геометрия, Философия
Значительные идеи теория общественного договора; представления о естественном состоянии человека, как о «войне всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета
Оказавшие влияние Платон, Аристотель, Гроций, Фрэнсис Бэкон
Испытавшие влияние Джон Локк, Жан-Жак Руссо

То́мас Гоббс (англ. Thomas Hobbes; 5 апреля 1588, Уилтшир, Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Англия) — английский философ, теоретик общества и государства, основоположник современной политической философии, теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Научные взгляды Гоббса касались таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история[1].

Биография

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Уэстпорте который сейчас является частью Малмсбери в Уилтшире (Англия) в семье приходского священника, потерявшего работу из-за ссоры с викарием, и крестьянки. Младенец появился на свет раньше срока, этому способствовало то, что мать, имя которой неизвестно, узнала о приближающемся вторжении испанской Армады. Позже Гоббс скажет: «Моя мать родила близнецов: меня и страх»[2][3].

О детстве Гоббса известно немногое. Воспитанием мальчика занимался его дядя, владевший большим состоянием. Начальное образование Гоббс получил в приходской школе, а после продолжил учёбу в Малмсбери, и затем — в частной школе другого городка, Вестпорта. Уже к пятнадцати годам Гоббс хорошо овладел латинским и греческим языками и хорошо знал античную литературу[4].

В 1603 году он поступил в Оксфордский университет (Magdalen Hall), который окончил в 1608[5]. Там он изучал схоластическую логику и физику. Интерес к физике переросло в серьёзное увлечение Гоббса и оказал существенное влияние на формирование его научного мировоззрения. По существу, вся онтология и гносеология Гоббса построены на физике и геометрии.

В конце обучения Гоббс отказался от преподавания в престижном английском университете и предпочёл работать воспитателем в аристократическом семействе своего друга и покровителя лорда Кавендиша. В том же году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика, впоследствии первого графа Девонширского. До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, ставшим его покровителем. Благодаря ему Гоббс познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. В 1621—1626 годах сотрудничал с Ф. Бэконом, что имело для Гоббса большое значение. Вместе с воспитанником Уильямом он совершает путешествие во Францию и в Италию.

В 1629 году умирает покровитель Гоббса лорд Уильям Кавендиш, друг и патрон Гоббса. В этом же году Гоббс вновь едет во Францию, где находится в течении полутора лет. Ха это время Гоббс осваивает передовые достижения точных и естественных наук, особенно геометрии, к которой Гоббс отнёсся с большим почтением и позже выскажет мысль, что «бесполезно изучать философию природы, не начав с изучения геометрии»[6].

Во время путешествий в 1634—1636 годах Гоббс встретился с Пьером Гассенди и Галилео Галилеем.

В 1640 году в Англии фактически началась революция, и Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж, где пробыл до 1651 года. В Париже он познакомился с научными и философскими идеями Рене Декарта, что окончательно определило вектор его философской системы. Когда революция в Англии пришла к диктатуре Кромвеля, Томас вернулся в Лондон, где было опубликовано на английском языке его самое объёмное сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Эта публикация не только облегчила возвращение Гоббса из эмиграции, но и обеспечила ему весьма благосклонный приём[7]. Однако это не сделало Гоббса главным идеологом протектората.

Когда в 1660 году в Англии произошла Реставрация Стюартов, и толпы народа, уставшие от потрясений, приветствовали короля встречали, Гоббс был среди них. Вскоре после этого Карл II Стюарт, проезжая по Стрэнду, заметил на улице Гоббса и велел остановить карету, чтобы поприветствовать своего бывшего учителя. После этого Гоббс был удостоен аудиенции и был принят при дворе[7].

Воззрения

Ричард Такк:

«Гоббс создал англоязычную философию, [но] именно Гоббса, более всех великих философов, отвергали последующие поколения»


На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Пьер Гассенди, Рене Декарт и Иоганн Кеплер.

Гоббс первым озвучил мнение о том, что Моисей не являлся основным автором Пятикнижия[8].

Философские воззрения

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей, человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Социально-философские идеи о политике и праве

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства, он рассматривал государство как творение человека и считал одним из главных его достоинств разум, проявленный в справедливости и законах. При этом государство может возникнуть только из преодоления людьми «естественного состояния» и заключения коллективного соглашения, к которому приходят люди относительно общественного блага, путём совмещения противоречащих друг другу эгоистичных интересов. Важно отметить, что такое соглашение должно быть добровольным, а власть суверена является практически абсолютной.

Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности

— Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. Т. 2

Люди признают государство как единственную силу, которая безраздельно господствует над ними. Вследствие этого общественный договор носит безусловный и нерасторжимый характер. «Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия»

Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс не одобрял из-за того, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведёт к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделённой власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на всё», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Взгляды на религию

Как и другие философы эпохи Просвещения, Гоббс не выступал против официальной религии, однако Бога Гоббс понимает как некое философское существо типа аристотелевского Бога, чем как Бога Вседержителя и Бога Промыслителя. Религиозные взгляды Гоббса можно обозначить термином «деизм», основополагающим утверждением которого является то, что мир создан Богом и Бог дал миру некоторые законы, в том числе и принципы устроения, но в дальнейшем Бог не вмешивается в дела мира и людей. В целом Гоббс считал религию необходимой духовной пищей масс, отягчённой, однако, множеством суеверий, которые возникают вследствие страха перед природой. Избавиться от этого страха и, соответственно, от суеверий возможно за счёт распространения в широких массах знания[9].

Истинное христианство, с точки зрения Гоббса, есть и истинная религия, основанная на знании, которое позволяет избегать суеверий и бороться с ними, и позволяет удерживать общество в состоянии общественного договора, ибо дает человеку те нравственные принципы регулирования, которые и изложены в Священном Писании. С последовательно антиклерикальных позиций Гоббс решительно выступал за подчинение церковных институтов светской, государственной власти[10]. При этом Гоббс великолепно знал Библию, которую цитировал практически во всех своих трудах.

Портрет Томаса Гоббса кисти Джона Майкла Райта

Трактаты философа

Два трактата о правлении

В «Двух трактатах о правлении» впервые изложена политическая доктрина либерализма. Первый трактат содержит опровержение взглядов роялиста Р. Филмера: его патриархально-абсолютистской концепции происхождения власти от верховной власти Адама, полученной им от Бога; второй — теорию происхождения государственной власти из общественного договора. Люди, вначале жившие в естественном состоянии, по соглашению объединились в некоторое политическое целое — государство — для защиты своих неотчуждаемых естественных прав, данных им законом природы, — прав на жизнь, личную свободу и собственность. В естественном состоянии люди свободны и равны и все природные блага принадлежат им в равной мере. Но то, к чему человек приложил свой труд, выходит из всеобщего достояния и становится его частной собственностью. Высшая законодательная власть в государстве устанавливается народом; она издаёт законы, направленные на сохранение общества в целом, на обеспечение блага его членов и защиту каждого от произвола и насилия со стороны других. Исполнительная власть претворяет законы в жизнь и следит за их исполнением. Федеративная же власть осуществляет внешние сношения, решает вопросы войны и мира, участия в международных коалициях и союзах. Локк определяет взаимоотношения этих ветвей власти в государстве, случаи возможной узурпации власти, превращения её в тиранию, а также условия распада системы правления. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет их права и свободы. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственную власть, нарушившую общественный договор[11].

Трактат «Левиафан»

Гоббс выделяет три момента становления политического организма:

  1. Естественное состояние
  2. Переход к государству (общество)
  3. Государственное (общественное) состояние.

В естественном состоянии происходит «война всех против всех». Естественные законы (стремление к миру, выполнение заключённых условий, отказ каждого от части своих прав) не ведут к миру и безопасности. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство.

Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Особое внимание Томас Гоббс уделял проблемам мятежей и восстаний в государстве — этому посвящена глава XII его произведения «De Cive», вышедшего в 1642 году (в русском варианте: «Философские основания учения о гражданине»).

«В государстве, граждане которого устраивают мятежи, имеются налицо и должны быть отмечены три начала: во-первых, учения и склонности, противные миру, предрасполагающие людей к мятежу; во-вторых, те склонности, которые уже предрасположенных склоняют, призывают и направляют к отделению и к оружию; в-третьих, способ, которым всё это происходит, или само восстание».

«Для существования этой надежды нужны четыре условия: число, орудия, взаимное доверие и вожди».

«Если у людей, настроенных враждебно и измеряющих правомерность своих действий собственным судом, будут соблюдены эти четыре условия, для возникновения восстания и смятения в государстве не нужно больше ничего, кроме кого-нибудь, кто бы их подстрекал и возбуждал»[12].

По мнению современных исследователей, рассуждения и высказывания Гоббса о возникновении социального протеста дали основу двум популярным во второй половине XX века теориям: теории относительной депривации и теории рационального выбора[13].

Последняя часть трактата посвящена религиозным воззрениям Гоббса. В ней, в частности, Гоббс поднимает проблему духовного спасения человека, которое, согласно ему, лежит лишь в исповедании учения о том, что Иисус есть Христос, и соблюдении гражданских законов. Остальные же догматы Гоббс либо выводит из упомянутых, либо считает необязательными или даже вредными.

Влияние

«Очевидно, что Гоббс, как и любой философ его ранга, играет определенную роль в конструкциях всех последующих философий. Никто из следовавших за ним авторов не может полностью его игнорировать, и даже если кто-то (как это, утверждают, делал Локк) поступает по видимости именно так, их молчание весьма выразительно. Тем не менее значение Гоббса для позднейших философов было не постоянным, и его труды не всегда читали с одним и тем же тщанием и внимательностью на протяжении трехсот лет, истекших с его смерти до нашего времени»

— Биограф Гоббса Ричард Такк

Основные сочинения

Сочинения, опубликованные после смерти
  • A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
  • Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в 1681 году)
Современные издания
  • Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
  • The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
  • В русском переводе:
* Левиафан — СПб., 1868 — запрещён цензурой.
* Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926.
* Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8):
** Т. 1. «О теле», «О человеке», «О гражданине»; «Человеческая природа», «О свободе и необходимости».
** Т. 2. «Левиафан», Приложение к «Левиафану», «Бегемот, или Долгий парламент» (в сокращении).

Примечания

  1. Sheldon, Dr. Garrett Ward. The History of Political Theory: Ancient Greece to Modern America (англ.). — Peter Lang, 2003. — P. 253. — ISBN 9780820423005.
  2. Hobbes, Thomas. Opera Latina // Vita carmine expressa (неопр.) / Molesworth, William[en]. — London, 1679. — Т. I. — С. 86.
  3. Jacobson, Norman; Rogow, Arnold A. Thomas Hobbes: Radical in the Service of Reaction (англ.) // Political Psychology[en] : journal. — W.W. Norton, 1986. — Vol. 8, no. 3. — P. 469. — ISBN 9780393022889. — ISSN 0162-895X. — doi:10.2307/3791051. — JSTOR 3791051.
  4. Трунов А. А. Томас Гоббс и его политическая теория // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013.
  5. Радлов Э. Л. Гоббс, Фома // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — 622 с.
  7. 7,0 7,1 Мееровский Б.В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. — 208 с.
  8. Фридман, Ричард Эллиотт, [1]
  9. Философия нового времени. Томас Гоббс. Джон Локк (В. П. Лега). Омилия (09/02/2015). Дата обращения: 5 мая 2024.
  10. Соколов Василий Васильевич. Гоббс Томас. БРЭ (24 мая 2022). Дата обращения: 5 мая 2024.
  11. Субботин А. Л. Локк Джон. БРЭ (24 мая 2022). Дата обращения: 20 мая 2024.
  12. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — М.-Минск: АСТ, Харвест, 2001. — С. 158, 167—168.
  13. Шульц Э. Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). — М.: Подольская фабрика офсетной печати, 2014. — С. 403—405. — 512 с. — ISBN 978-5-7151-0406-9.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Balibar E. L’institution de la veritici Hobbes et Spinosa // Balibar E. Lieux et noms de la verite. — Paris: Ed. de l’aube, 1994.
  • Hepburn R. Hobbes on the Knowledge of Good // Hobbes and Rousseaul. Ed. by Mauricc Cranston and Richard S. Peters. Garden City: Dohbledey, 1972.
  • Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
  • Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P., 1952.
  • Peters R. Hobbes. — L., 1956.
  • Piotrowski R.: Od materii Świata do materii Państwa. Z filozofii Tomasza Hobbesa. — Kraków, 2000.
  • Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
  • Marsche G. Zum «Leviathan» von Karl Scymitt // Smitt K. Leviathan in Staatslehere von Thomas Gobbes. Sinn und Fehlschlag eines politischen Symbols. Mit einev Anhang sowie mit einem Nachwort des Herausgebers. Köln: Hohenheim, 1982. S. 243—244.
  • McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. — L., 1968.
  • Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.
  • Skinner Q Review Article. Hobbes’s «Leviathan» // The Historikal Jornal.1964. Vol. 7, 2. P. 321—333.
  • Skinner Q. Visions of Politics. Volume 3. Hobbes and Civil Science. — Cambridge, 2002.
  • Warrender H. Politikal Theory and Historiography: a Reply to Professor Skinner on Hobbes. // The Historikal Jornal.1979. Vol. 33, #4. P. 931—940.