Моисей

Материал из «Знание.Вики»
Моисей
др.-евр.מֹשֶׁה‏‎ [Моше]
Моисей с Десятью заповедями. Художник Филипп де ШампаньМоисей с Десятью заповедями.
Художник Филипп де Шампань
Пол мужской
Период жизни XIV—XIII века до н. э.
Толкование имени «взятый (спасённый) из воды»
Имя на других языках греч. Mωυσής
лат. Moyses
В иных культурах Муса (ислам)
Местность Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов
Занятие первый Судья Израиля, пророк, пастух
Происхождение колено Левия
Упоминания Танах, Библия, Коран
Отец Амрам
Мать Иохаведа
Супруг(а) Сепфора, дочь Иофора
Дети Гирсам и Елиезер
Место погребения долина у горы Нево хребта Аварим
День памяти 4 (17) сентября
Связанные понятия Неопалимая купина, десять казней египетских, Исход, золотой телец, медный змий, манна небесная, станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора
Связанные события Исход
Связанные персонажи Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин
Атрибуты Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)

Моисе́й (греч. Μωσῆς, евр. מֹשֶׁה, лат. Moyses, Moses), главное действующее лицо четырёх книг Пятикнижия (Числа, Левит, Исход, Второзаконие)[1], один из известных персонажей Ветхого Завета Библии. Вывел Моисей израильский народ из рабства Египта, Господь ему вручил каменные скрижали своего завета, на которых были выбиты десять заповедей.

Имя

Имя Моисей по утверждению античного историка Иосифа Флавия имеет значение «спасенный из воды». Из книги Исход известно, что имя Моисею даёт дочь фараона найдя младенца в корзине в зарослях тростника реки Нил[2]. Имя Моисей по своей структуре чуждо европейской ономастике. Образ египетской царевны, говорящей по-еврейски, свидетельствует о легендарном происхождении этого рассказа. [3]

Рождение Моисея

В XIV-XIII век до н.э египетский фараон в связи с высокой рождаемостью здоровых еврейских детей приказывает уничтожать израильских мальчиков, бросая в Нил всех новорождённых . Мать Моисея прячет своего ребёнка, но потом решается сделать корзинку и оставить её с младенцем в нильском тростнике. Корзину заметила дочь фараона, малыш ей нравится, она просит фараона разрешить ей усыновить еврейского младенца и называет его Моисей. Моисей воспитывался в царском дворце в роли приёмного сына, он был научен премудрости египетской, и был силён физически и в словах и делах[2].

Жизнеописание Моисея до выхода евреев из Египта

В сорок лет Моисей совершил преступление, увидев египтянина, бьющего еврея, защитил собрата и убил египтянина. Боясь преследования, Моисей покинул Египет и бежал в землю Мадиамскую. Там поселился в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор) и взял в жены его дочь Сепфору.

Однажды Моисей пас стадо овец тестя Иофора и увидел на горе Хорив как терновый куст охвачен пламенем, горит, но не сгорает. Моисей стал ближе подходить к нему, но Бог воззвал к нему из куста и предупредил не подходить близко, а снять обувь, так как место, на котором он стоит, святая.

Бог посылает Моисея совершить великое дело: вывести народ свой из Египта. Моисей переживает что не справится с заданием и говорит о своей немощи. Но Бог отвечает, что он рядом с ним будет всегда. Господь укрепил Моисея двумя чудесами. Жезл превратил в змею, а руку Моисея, покрывшуюся сначала проказой исцелил. Также Моисей сказал Богу, что он косноязычен. Господь снова его успокоил, сказал что с ним будет рядом его старший брат Аарон в качестве помощника[2].

Десять казней египетских

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню из Египта. Фараон придерживался языческих взглядов. Он сказал Моисею, что не знает Бога и народ Израилев не отпустит. Господь наказал Моисею и Аарону совершить чудеса для фараона.

Аарон бросил на пол жезл свой пред фараоном и пред его рабами и слугами, и он сделался змеёй. Мудрецы фараона, чародеи и волхвы египетские сделали так же своим колдовством, их жезлы сделались змеями, но жезл Ааронов их поглотил.

  1. На следующий день произошло следующее чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон перед ним ударил по воде жезлом и вода превратилась в кровь. И все водоёмы наполнились кровью в стране. Эта была первая из десяти казней египетских.
  2. Казнь вторую совершил Аарон — простер руку свою на воды и оттуда вышли жабы и покрыли землю. Фараон взмолился и упросил Моисея избавить от жаб. Как только это случилось он не изменил своего решения по отношению к народу Израиля.
  3. Третья казнь последовала — мошкара. Аарон ударил жезлом в землю, и появилась мошкара и стала кусать людей и скотину. Моисей опять просит фараона отпустить народ. Фараон отказывает. Четвёртая казнь — пёсьи мухи, которые сильно кусались[2].
  4. Последовала пятая казнь — моровая язва, которая умертвила весь скот египетский.
  5. Шестая казнь дана Господом так — Моисей пепел бросил в небо. Люди и вся скотина покрылись нарывами.
  6. Седьмая казнь — град сопровождался сильным громом, который являл собой напоминание о гласе Бога с небес.
  7. Восьмая казнь — саранча появилась на всей земле Египетской и съела всю траву и всю листву на деревьях. Фараон не раскаялся.
  8. Девятая казнь — три дня густая тьма была.

Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не ломая костей; кровью же агнца помазать все косяки и перекладины у своих дверей. Евреи всё так и сделали.

В эту ночь ангел Господень умертвил всех первенцев (старший сын) в Египте, от человека до скота. Он прошёл мимо только тех домов евреев, на дверях которых был сделан знак кровью агнца. По всему Египту начался громкий плач. Фараон позвал в этот раз Моисея и велел ему быстрее уходить со своим народом еврейским из Египта[2].

Выход евреев из Египта

С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жён и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился огненный столп, который днем был облачным, а только ночью огненным. Он шёл впереди и указывал им путь.

Евреи, как только покинули Египет, направились к Чёрному, или Красному морю. Египтяне же, похоронив своих умерших первенцев, стали сожалеть, что отпустили евреев. Фараон, призвав войско с всадниками и колесницами отправился в погоню за евреями. Он стал догонять их у берега моря. Увидев в погоне за собой войско фараона, евреи испугались, стали кричать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Моисей стал молиться Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп скрыл народ от египтян. Господь сказал Моисею взять жезл свой и протянуть руку свою на море и раздели его. Моисей так и сделал на море и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же стояла слева и справа от них. Египтяне погнались за евреями по морскому дну и уже почти достигли середины моря, как в это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, протянул руку свою с жезлом в сторону моря. Вода морская упала и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила войско египетское[2].

Сорок лет странствования евреев в пустыне. 10 заповедей Бога

Н. К. Рерих. Моисей Водитель, 1925

Во время движения евреев из Египта в землю обетованную Ханаанскую Господь сотворил много и других чудес. Воду горькую Бог усластил, так как люди не могли её пить. Господь показал Моисею дерево и как только он положил его в воду, вода изменилась на сладкую.

Ещё случай, когда евреям нечего стало есть, Господь послал им небесный хлеб — манну. Белые маленькие крупинки падали с неба и покрывали всю землю вокруг и имели вкус хлеба с мёдом.

По повелению Божию, Моисей ударом жезла по каменной скале открыл источник воды. Когда евреи захотели мяса — Господь послал им птиц. случилась и война в пустыне, на евреев нападали жители пустыни Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел гору и начал молиться. Когда молился руки поднимал вверх к небу . Когда Моисей держал свои руки вверх евреи побеждали своих врагов, а когда уставал и опускал вниз, то враги брали верх над евреями. Поэтому братья усадили Моисея на камень и сами держали ему руки кверху. И евреи в тот раз победили[4].

Бог дал Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) во время сорока лет странствования евреев по пустыне. На горе Синай Моисей заповеди получил от Бога на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди — любовь обращена к Богу, следующие шесть заповедей заключают в себе обязанности любви к своему ближнему (то есть ко всем людям).

Много всего случилось с евреями за 40 лет странствия. Были падения и роптания на Моисея. Моисей каждый раз вымаливал у Бога прощение евреям, просил потерпеть их. Поменялось поколение людей за время жизни в пустыне, ушло поколение людей с рабским мышлением, выросло новой поколение воинов, готовых войти в землю обещанную евреям Богом[4].

Смерть Моисея

Жизнь пророка Моисея длилась сто двадцать лет. Преемником Моисея Бог назначил Иисуса Навина, который стал руководителем еврейского народа в период завоевания Ханаана — земли обетованной Господом[5].

Моисей взошел на гору Нево, расположенную на юго-востоке от Иордана и Мёртвого моря и Бог показал ему обетованную землю. Перед смертью Моисей произнес благословение сынам Израилевым, напомнил о любви Бога к избранному Своему народу. Благословил всех людей[6].

После этого он умер и был погребен в долине, в земле Моавитской. Народ оплакивал Моисея тридцать дней. Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, с которым Господь беседовал так близко. Моисей явил собой прообраз Иисуса Христа. Моисей великий посредник между Богом и всем человечеством.

Античные источники

Одно из ранних упоминаний можно встретить в сочинении Египтика Гекатея Абдерского. В сочинении упоминается эпидемия страшной болезни, поразившей народ Египта, из-за чего египтяне были вынуждены изгнать многочисленных иноземцев. Люди были отправлены в Иудею, а возглавил их некий Моисей. Он также является основателем Иерусалима и тем, кто воздвиг храм и разделил народ на 12 колен, в соответствии с количеством месяцев в году. Моисей проповедовал идею того, что единственным божеством является небо.

Египетский историк Манефон сообщал о приказе переселения всех поражённых болезнью в каменоломни. Своим лидером прокажённые выбрали гелиопольского жреца Осарсифа, который после изгнания сменил имя на Моисей. Он создал законы для общества изгнанных. Также он возглавил войну против фараона, которую изгнанники проиграли, после чего были преследуемы египетскими войсками до пределов Сирии. Иосиф Флавий отказывается признать свидетельства Манефона правдой и называет их «вздорными и лживыми»[7].

Флавий также не признаёт утверждения философа и историка Херемона. Херемон утверждал, что Моисея звали Тисифен и он был современником Иосифа, которого историк называет Петесеф. В сочинении Флафия Иудейские древности также упоминаются другие подробности жизни Моисея. Так, по его мнению, причиной бегства Моисея из Египта было не совершённое им убийство египтянина, а обвинение в государственном перевороте и следующая из этого угроза смерти.

Тацит, как и вся еврейская апологетическая литература на греческом языке, называет Моисея законодателем иудеев[8]. В еврейской эллинистической литературе также отмечается значительный вклад Моисея в культуру. По мнению Офолмоса именно Моисею принадлежит заслуга изобретения алфавитного письма, которое переняли греки. Аристобул утверждает, что мудрость и искусство поэтов и философов Греции были позаимствованы у Моисея. Артапан приписывает Моисею создание всей культуры, цивилизации и религии Египта. В некоторых трудах также упоминается, что Моисей почитался в Египте как бог Тот[9].

Примечания

  1. Моисей. Большая российская энциклопедия (2023). Дата обращения: 18 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Моисей. Исход. Азбука веры (2005). Дата обращения: 23 мая 2024.
  3. Моисей. Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. XLVI : «Михаил Пселл — Мопсуестия». — С. 267-296. — 752 с. — 36 000 экз. — ISBN 978-5-89572-053-0..
  4. 4,0 4,1 Моисей. Левит. Азбука веры (2005). Дата обращения: 23 мая 2024.
  5. Моисей. Числа. Азбука веры (2005). Дата обращения: 23 мая 2024.
  6. Тацит. Второзаконие. Азбука веры (2005). Дата обращения: 25 мая 2024.
  7. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Книга первая. Православная электронная библиотека. Дата обращения: 25 мая 2024.
  8. Тацит. История V. Античная литература. Дата обращения: 25 мая 2024.
  9. Моисей. Электронная еврейская энциклопедия. Дата обращения: 25 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!