Мухаммед

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мухаммед
Каллиграфическое изображение имени Мухаммеда
Личная информация
Имя при рождении Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф
Профессия, род деятельности караванщик, торговец, пророк, проповедник
Дата рождения около 570
Место рождения Мекка, Хиджаз, Домусульманская Аравия
Дата смерти 8 июня 632(0632-06-08)
Место смерти Медина, Хиджаз
Место погребения Зелёный купол, Масджид ан-Набави, Медина, Хиджаз
Национальность араб
Дети

сыновья:

Абдуллах
Касим
Ибрахим

дочери:

Зайнаб
Рукайя
Умм Кульсум
Фатима аз-Захра
Труды -
Дополнительная информация
Автограф Muhammad Seal.svg

Муха́ммед (араб. محمد‎ (классическое арабское произношение: [muˈħammad] Информация о файле слушать, ис­ка­жён­ное русское от турецкого — Ма­го­мет), провозгласивший ис­лам религией, пер­вый му­сульманин об­щи­ны и мусульманин го­су­дар­ст­ва. В ис­ла­ме называют по­след­ним про­роком, принёсшим ми­ру слово Бо­жие — Коран. Посланник Всевышнего, Мухаммад был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни. Написание имени[~ 1] (араб. محمد‎ (классическое арабское произношение: [muˈħammad] Информация о файле слушать); около 570 года, Мекка — 8 июня 632, Медина, Хиджаз, Аравийский полуостров[1][2]) — арабский религиозный, общественный и политический деятель, провозгласивший ислам религией[3]. На основании исламской доктрины Мухаммед пророк, воодушевлённый Богом для проповеди и развития монотеистических учений Адама, Нуха, Ибрахима, Мусы, Исы и других пророков[3][4][5][6].

Мухаммед родился предположительно в 570 году в аравийском городе Мекке[1]. Родился Муххамед у Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб. Отец Муххамеда был сыном из племени курайшитов Абд аль-Мутталиба ибн Хашима[7]. Абдулла отец Мухамеда умер до появления на свет Мухаммеда. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику исполнилось шесть лет, после чего Мухаммеда передали деду[8]. Он рос под присмотром своего деда Абд аль-Мутталиба и дяди по отцовской линии Абу Талиба[9]. Будучи взрослым уходил в горную пещеру под названием Хира совершать молитву долгими днями и ночами. Мухаммеду исполнилось 40 лет, и он стал утверждать, что он встретил ангела Джибрила в пещере[1][10][11][12], который передал ему первое откровение 96 суру Корана[13][14]. Мухаммед начал открыто проповедовать эти откровения[15], заявляя, что «Бог един», и необходима полная «покорность» (ислам) Богу[16] и это означает идти прямым путём ислама (дин)[17], и что он пророк и посланник Бога, подобно другим пророкам в исламе[18][19][20].

Становление Ислама при Мухаммеде

Приверженцев и поддерживающих Мухаммеда при становлении ислама было небольшое количество, однако с каждым годом умма увеличивалась. На протяжении 13 лет шла война с мекканскими многобожниками. Чтобы спастись от гибели Мухаммед направляет своих последователей в Абиссинию в 615 году, до того, как они с подвижниками не уехали из Мекки в Медину (тогда известную как Ясриб) позже в 622 году. На основании записей в хиджре, даёт начало исламского календаря, который наименуется календарь хиджры. В Медине Мухаммед смог собрать племена под конституцией Медины. В декабре 629 года, после восьми лет периодических боёв с мекканскими племенами, Мухаммед собрал армию из 10 тысяч новообращённых мусульман и двинулся на город Мекку. Мекка пала, без особых усилий и Мухаммед захватил город с небольшим кровопролитием. В 632 году, прибывая из прощального паломничества Мухаммед заболел и умер. К моменту его смерти большая часть Аравийского полуострова приняла ислам[21][22].

В записях мединского периода огромное значение отдаётся социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям и приводится информация о древних пророках. Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству[7][23]:

Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров

Откровения, пророчества, верование складываются из аятов — буквально «знак», которые Мухаммед передавал до своей смерти, составляют стихи Корана, принятое мусульманами как «Слово Бога», создающие законы и правила новой религии ислам. Мухаммед сказал в одном из хадисов[23]:

Сообщите радостную новость вашим близким и родным: тот, кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха. Мухаммед - посланник Аллаха, обязательно войдёт в рай»

Наряду с Кораном, учения и традиции (сунна) Мухаммеда, сохранённые при помощи хадисов и сире (биографии), также применяются как основные правила для исламского права (шариат).

Неизвестно точно, когда появился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом, суннизм даёт более понятное содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммеда. После кончины Мухаммеда, оказалось, что не достаточно имеющихся предписаний в Коране, поэтому если решений нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (так как Мухаммед не отвергал родоплеменных законов).

Имя

Имя Мухаммеда в каллиграфическом и обычном вариантах написания

Имя «Мухаммед» переводится с арабского как «Восхваляемый», «достойный хвалы» и повторяется в Коране четыре раза[24]. Коран обращается к Мухаммеду во втором лице, называя его пророком (наби), вестником (расуль), рабом Бога (абд), вестником радости (башир), предупредителем (назир), напоминателем (музаккир), свидетелем (шахид), воззвавшим к Богу (даи). Коран также называет его Ахмадом, то есть «более достойный похвалы» (араб. أحمد‎). Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммеда, всегда говорится «Салла-л-Ла́ху алейхи ва салам» (араб. صلى الله عليه وسلم‎‎) — то есть «Благословит его Аллах и приветствует».

Составное имя Мухаммеда принадлежит его предкам по прямой мужской линии, начиная от Адама, а также содержит кунью по имени его сына аль-Касима. всё имя читается так: Абу́ль-Ка́сим Муха́ммад ибн Абдулла́х ибн Абд аль-Мутта́либ (Шейба) ибн Ха́шим (А́мр) ибн Абд Мана́ф (Аль-Муги́ра) ибн Куса́й ибн Кила́б ибн Му́рра ибн Каа́б ибн Луа́й ибн Га́либ ибн Фи́хр ибн Ма́лик ибн ан-На́др ибн Кина́на ибн Хуза́йма ибн Мудри́к (Ами́р) ибн Илья́с ибн Муда́р ибн Низа́р ибн Маад ибн Адна́н ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исма́ил ибн Ибра́хим ибн Азар (Та́рах) ибн На́хур ибн Са́руг ибн Ша́лих ибн Ирфха́шад ибн Са́м ибн Ну́х ибн Ла́мек ибн Матту́ Шалах ибн Ахну́х (Идри́с) ибн Я́ред ибн Махли́л ибн Кайна́н ибн Я́ниш ибн Ши́с ибн Адам[25][26].

Знающие полное имя пророка и сильно верующие называли его по кунье Абуль-Касим и при жизни только он носил эту кунью. Те, кто хотел зла и пытался навредить, с насмешкой называли его Ибн Абу Кабша, то есть сыном Абу Кабши, который был мужем кормилицы Халимы[27]. Верующие очень часто с уважением называли «пророк Мухаммед».

Биография

Детство и взросление Мухаммеда

Рождение Мухаммеда. Миниатюра из Джами ат-таварих (XIV век)

Мухаммед родился около 570 года в Мекке. Происходил из семейства Бану Хашим, племени курайшитов. Когда его мать, Амина бинт Вахб, была беременна, его отец, Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб, отправился в Сирию в город Газу, но, добрался до Ясриба и умер незадолго до появления своего сына на свет (за два месяца) или это могло быть несколько месяцев после рождения[28]. По сложившейся на тот момент у курайшитов традиции осиротевшего Мухаммеда отправили для сохранения жизни и воспитания бедуинам племени Бану Са’д, где его растила Халима бинт Абу Зуайб. Когда Мухаммад подрос, в возрасте пяти лет ребёнка мать увезла к себе, большими усилиями вернула сына, начала сама растить. Около 577 года, взяв необходимые вещи, мать со своим сыном поехали в Ясриб для того, чтобы проведать родных и увидеть могилу мужа Абдуллаха. Дорога длилась в течение одного месяца, на обратном пути Амина бинт Вахб умерла в поселении аль-Абва (Ваддан), которое расположено между Ясрибом и Меккой.

Мухаммед совершал торговые поездки в Сирию вместе со своим дядей Абу Талибом, и стал опытным торговцем, скотоводом и выучил военное дело. Некоторое время изучал историю евреев, в небольшой Еврейской общине в Мекке. Исламская история гласит, что когда ему было девять или двенадцать, во время передвижения каравана мекканцев в Сирию, он встретил христианского монаха по имени Бахира, который предсказал Мухаммеду путь пророка[29]. Когда они дошли до города Бусра, один монах по имени Бахира узнал Мухаммеда (мир ему и благословение) и, взяв его за руку, сказал: «Это — господин всех посланников, это — господин всех миров, он послан как милость для миров». Когда Бахиру спросили, откуда он об этом узнал, он ответил: «Каждое дерево и камень поклонялись ему, а они поклоняются только пророкам. Мы находили его описания в наших писаниях». Монах посоветовал Абу Талибу поскорее вернуться с мальчиком на родину, потому что ему грозит опасность, если иудеи узнают о нём, ведь им известно, что примерно в это время должен появиться последний пророк. И тогда Абу Талиб, быстро завершив свои торговые дела, вернулся с Мухаммедом (мир ему и благословение) в Мекку[30].

Много информации о Мухаммеде противоречивой, поэтому большинство данных о юности и взрослении Мухаммеда изучаются тщательно и в наше время. В 595 году Мухаммед знакомится с вдовой сорокалетней женщиной Хадиджи. После очередной поездки караван Мухаммеда возвращался обратно и Хадиджа, которая смотрела в окна своего дома, заметила, что рядом с Мухаммедом (мир ему и благословение) плывёт в небе белое облачко, спасая его от зноя. Всё это чудо видели и другие жители. Потом, когда и Майсара рассказал Хадидже обо всем, что узнал и увидел во время этой поездки, Хадиджа поняла, что Мухаммад (мир ему и благословение) особый человек, и влюбилась в него. Она известила его о своем желании выйти за него замуж, сказав, что влюбилась в него из-за его благонравия, верности, правдивости и благородного происхождения[30].

Личность и внешний вид пророка

Изображение пророка

Первые страницы книги В. Мьюра
The Life of Mahomet (Жизнь Мухаммеда), 1861 г.

Сподвижник Анас бин Малик описывал Посланника Аллаха так:

Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямымиБухари, Муслим


Бара бин Азыб вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей

Зять Пророка один из ближайших сахабов — Али бин Абу Талиб описывал:

У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз – очень чёрный, а ресницы были длиннымиТирмизи, Хаким


Очень точно и красноречиво внешность Посланника Всевышнего описывает его внук Хасан бин Али.

Лицо Пророка сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с
большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник
Аллаха обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал
густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежуткиТабарани, Байхакы

Из высказываний Джабира, у Милости миров был большой разрез глаз и широкий рот, что указывается в хадисе от Муслима и Тирмизи. Абу Хурайра говорил, что у Мухаммеда лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника была белая кожа, подтверждения можно найти у хадисоведа Муслима Ахмада[31].

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика известно, что Мухаммед был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб, добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб, от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков — родинка красного цвета размером с яйцо, писал хадисовед Тирмизи.

Хасан бин Али также упоминал, что рост его деда — чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк обладал длинными предплечьями и большими ладонями, описывает толкователь Корана.

Походка

Анас бин Малик вспоминал, что Заключительный Божий посланник слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талибаже известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она — лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). Мать правоверных Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами — прим. Islam.Global). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад — Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы — Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), Умар ибн Хаттаб (р.а.) и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

Будучи потомком пророка Исмаила (арабом-аднанитом), Мухаммед отличался от других арабов (кахтанитов) более светлым цветом кожи. По свидетельству современников, Мухаммед был широкоплеч, рост у него был средний, кисти рук и ступни — крупные. Борода у него была густая, рот и глаза — большие. Между лопатками находилась «печать пророчества» в виде рельефного треугольника[32]. У него были длинные ресницы, изогнутые брови, соединённые у лба, и длинная шея[33].

Исламский историк и богослов Ибн Джарир ат-Табари в своей книге «Всеобщая история» привёл следующее описание его внешности:

«Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза — тёмные, волосы — густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были чёрные… Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался её. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нём о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы — редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос…»[34]

Н. К. Рерих. Магомет на горе Хира, 1925

Мухаммед любил носить одежду белого цвета, в основном это были длинные рубашки (камис) и полосатые йеменские плащи (хибара), а также чалма и изар, оборачиваемый вокруг бёдер и доходивший до середины голени. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед — посланник Аллаха». Он был чистоплотен, часто наносил на своё тело благовония и чистил зубы мисваком[35]. Его голос был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.

В Коране сообщается, что мекканские язычники называли его одержимым (маджнун)[36]. Западные и советские медики высказывали мнение, что Мухаммед страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречными помрачениями сознания[37][38]. Сура 81, аят 22 Корана отвергает эти обвинения: «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым»[39][40][41][42]. Ангел Джибрил двенадцать раз являлся Адаму, четыре раза — Еноху, сорок два раза — Ибрахиму, четыреста раз — Мусе, десять раз — Исе и двадцать четыре тысячи раз — Мухаммеду. Во время бодрствования Мухаммед иногда физически ощущал приближение божественного откровения. Его тело начинало дрожать, голова тяжелела, лицо покрывалось крупными каплями холодного пота. И тогда Пророк, чувствуя приближение божественного вдохновения, предусмотрительно ложился на землю, с головой завернувшись в плащ утраты[43]. Однако, эти состояния не являлись припадками, или признаками эпилепсии. Сознание Мухаммед не терял и мог подробно описать свои переживания во время откровения. Эти приступы в глазах окружающих были проявлением особого состояния восприятия божественного откровения[44]. Иногда откровения никакими подобными состояниями не сопровождались, в его поведении почти ничего не менялось[45].

Мухаммед и другие пророки ислама

Печать пророка Мухаммеда

Ислам, помимо Мухаммеда, признаёт также и других пророков, число которых — 124 (или 224) тысячи[46], но при этом оговаривает, что Мухаммед является последним в цепи всех пророков (наби) и посланников (расуль). Кроме того, он послан не к отдельному городу, селу, народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой — Иисусом), а ко всем людям на земле. Его закон будет действителен до Судного Дня. Законы других посланников носили временный характер и утратили свою силу с началом пророческой миссии Мухаммеда. Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания как Тора (Таурат), Псалтирь (Забур) и Евангелие (Инджиль), не признают их законы действующими, а кроме того, указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми (тахриф).

Мухаммед занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов — «Господин пророков»). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммеда является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.

Рамадан аль-Буты так пишет о месте Мухаммеда и его шариата в исламе: «Нет различий в монотеистических религиях [имеются в виду монотеистические религии в неискажённом виде], так как все они — звенья единой Божественной цепи, в которой миссия Мухаммеда является кульминацией всего религиозного развития человечества. Однако же есть различия в законодательствах (шариатах), с которыми направлялись пророки»[47].

Учение в Исламе

Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха. Ислам, то есть покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, в том числе последовавшим велению Бога, принявшим учение Исы, Мусы и других известных библейских пророков. Однако учения иудаизма и христианства, по исламу, были искажены людьми, а потому потеряли свою актуальность после ниспослания Корана. При этом искажение Писаний было в границах знания Аллаха. Коран является словом Аллаха, последним Священным Писанием, Писанием, которое не подвергнется изменениям. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира (часто указывается, что это «перевод смыслов») таковым не является[48]. Коран ниспосылался частями. В аятах Корана (25:32, 17:106) это связывается с тем, что Аллах желал укоренить веру в сердце Мухаммеда, а также ниспосылал откровения согласно событиям и вопросам спрашивающих, что производило большее впечатление, чем если бы все они были ниспосланы за один раз. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммеду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений. В Коране часто содержатся повеления Мухаммеду. Слово «куль» (скажи) содержится 332 раза[49].

Подтверждения пророчества Мухаммеда

Пещера Хира на горе Джабаль ан-Нур, где, согласно мусульманскому убеждению, Мухаммед получил первое откровение

Ислам, признавая в качестве Священного Писания также и Библию, часто говорит о то, что в Библии указывается о Мухаммеде как о Божьем Посланнике. В Коране так говорится об этом: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (2:146).

Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, согласно некоторым хадисам, затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммеде. Христиане (в том числе признающие, что Библия имеет искажения) отвергают такую позицию.

В качестве доказательства мусульмане приводят следующий библейский стих:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [эти слова адресованы Моисею] и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его. (Втор. 18:18—22)

Мусульмане указывают на то, что это не могло быть сказано про Ису (Иисуса), по причине того, что он не такой, как Муса (Моисей), а в приведённом стихе сказано «такого как ты». Известный мусульманский проповедник Ахмед Дидат указывал на главные отличия Исы (Иисуса): 1) чудотворное рождение Иисуса, признаваемое мусульманами; 2) Иисус не женился и у него не было детей в отличие от Моисея и Мухаммеда; 3) он не был признан своим народом пророком в отличие от Моисея[50] и Мухаммеда; 4) Иисус не был царём (то есть не был тем, кто распоряжается жизнью своих людей); 5) также Ахмед Дидат указывает, что Иса (Иисус) не пришёл с каким-то новым законом, а пришёл лишь исполнить старый закон. Слова Библии «…Пророка из среды братьев их», мусульмане относят к напоминанию об общем происхождении арабов и евреев. Мусульмане указывают и на другие стихи в Библии[51].

Однако христианские богословы утверждают, что в данном пророчестве речь не может идти о Мухаммеде, поскольку в Ветхом Завете Библии слова «из среды братьев» всегда означали только евреев. Христиане-богословы считают, что в данном пророчестве речь идёт об Иисусе Христе[52].

Главная проповедь Мухаммеда перед смертью

Мусульмане называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе.

Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в десятый год по хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммед отправился во главе 14 тысяч мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммед пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Некоторые цитаты из этой проповеди (перевод профессора Ашик-Саида Конурбаева):

  • О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки.
  • И помните, никто не несёт ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.
  • Знайте, что мусульманин мусульманину — брат, и вместе они образуют братство. Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.
  • И ещё говорю я вам, всё язычество и заблуждения — под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времён джахилии.
  • Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости — и несправедливость минует вас.
  • О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их под покровительство Аллаха, и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам — у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, — есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жёны ваши избегают дурного и преданы вам — одевайте и кормите их по возможности.
  • Вот говорю я вам, руководите вашими жёнами, но делайте это по-доброму.
  • О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.
  • Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями.
  • Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка. И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьётесь с Правильного пути.
  • И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, — тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха — и не вам исправлять их пути.
  • О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворён из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего — перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен[53].
Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка) в Медине, Саудовская Аравия. Под Зелёным куполом (по центру), построена могила Мухаммеда
Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка) в Медине, Саудовская Аравия. Под Зелёным куполом (по центру), построена могила Мухаммеда

Упоминание Мухаммед в священной книге

Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только пять раз (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам, Муса (Моисей) — 136 раз, Ибрахим (Авраам) — 69, Нух (Ной) — 43)[54]. Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 как Мухаммед[55] и один раз в аяте 61:6 как Ахмад. Также 47-я сура Корана называется «Мухаммад».

Чудеса Мухаммеда согласно Корану и хадисам

Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень в результате чуда, по мнению мусульман. Хранится в Тюрбе — мавзолее в Эюпе (Стамбул)
  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с коранической. Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности[56]. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану[57][58].
  • Разделение Луны на две части. Отрывок из Корана, на который обычно ссылаются: Час (Божьего суда) настал, и раскололся месяц. Но даже если их глазам предстанет ясное знамение (Аллаха), они отворотятся от него и скажут: «Сие лишь временное колдовство» (Сура 54:1-2) Об этом же чуде в хадисах: Анас рассказывал, что люди потребовали от посланника Аллаха (да пребудет он с миром) показать чудо, и он показал им разделённую луну (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 533).
  • Предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами:

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая ещё осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить её, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник»[59].

  • Получение воды из пальцев.

Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти её. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)»[60].

  • Вздыхающий пальмовый ствол. Будучи в Медине, Мухаммед во время молитвы опирался на ствол пальмы «хуннан». Для удобства пальму срубили, а на этом месте соорудили кафедру, минбар. Оставшись в одиночестве, дерево принялось вздыхать, желая прикосновений рук пророка. Узнав о его горе, Мухаммед приказал принести ствол обратно.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются многие чудеса, например, во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания (см., например, День воскресения в исламе), чудеса с различными физическими объектами и т. д. Выводы некоторых исследователей (например Гюстав Лебон[61]) о том, что Мухаммед не делал никаких чудес, рассматриваются мусульманами как безосновательные, поскольку они считают, что существование такого Писания, как Коран, не может подвергаться сомнению.

Семья и потомки

Жёны

Количество жён Мухаммеда у разных историков разнятся. Масуди в своей книге «Муруджуз-захаб»[62] отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Якуби пишет, что Мухаммед имел 21 или же 23 жены, вступил в физические отношения только с 13 жёнами. Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; Монтгомери Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц)[63]. Мухаммед женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён[64]. Ниже приведён список из 13 жён Мухаммеда:

  1. Хадиджа бинт Хувайлид
  2. Сауда бинт Зама
  3. Аиша бинт Абу Бакр
  4. Хафса бинт Умар
  5. Зайнаб бинт Хузайма
  6. Умм Салама бинт Абу Умайя
  7. Зайнаб бинт Джахш
  8. Джувайрия бинт аль-Харис
  9. Райхана бинт Зейд
  10. Сафия бинт Хуяйй
  11. Рамля бинт Абу Суфьян
  12. Мария аль-Кибтия
  13. Маймуна бинт аль-Харис

Согласно книге Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммада», которая представляет собой наиболее полный и достоверный свод исторических сведений, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда и является третьим по степени важности (после Корана и хадисов) источником ислама, у пророка Мухаммеда было одиннадцать жён[65].

Из них курайшиток было шесть: Хадиджа бинт Хувайлид, Аиша бинт Абу Бакр, Хафса бинт Умар, Рамля бинт Абу Суфьян, Умм Салама бинт Абу Умайя, Сауда бинт Зама.

Жён из других арабских племён было шесть: Зейнаб бинт Джахш, Маймуна бинт аль- Харис, Зейнаб бинт Хузайма, Джувайрия бинт аль-Харис, Асма бинт ан-Нуамана аль-Кинди и Амра бинт Йазида аль-Килаби. С двумя последними — Асмой бинт ан-Нуамана аль-Кинди и Амрой бинт Йазида аль-Килаби Пророк не жил. У Асмы были белые пятна на теле и он вернул её обратно в её семью. А Амра была неверной и не хотела жить с Пророком. Пророк также вернул её в её семью. Из неарабок его женой была Сафия бинт Хуяй.

Мари́я аль-Кибти́я была наложницей Мухаммеда, которая была подарена ему в 628 году правителем Египта Мукаукисом. Она не упоминается в списке жён Ибн Хишама. Другие историки также считают, что она была всего лишь наложницей[66][67][68][43].

Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жён четырьмя, Пророк был уже женат на девяти женщинах. Чтобы сократить количество жён до четырёх, Пророк предложил остальным развод, но ни одна из них не дала согласия на него, так как в случае развода жёны Пророка уже не могли выходить замуж ни за кого другого и должны были остаться незамужними до конца своих дней.

При жизни Пророка умерло две его жены — Хадиджа бинт Хувайлид и Зейнаб бинт Хузайма. Когда Пророк умер, он оставил после себя девять жён. При жизни его горячо любимой жены, верного и настоящего друга — Хадиджи бинт Хувайлид Мухаммед не был женат ещё на ком-либо и все остальные жёны появились лишь после смерти Хадиджи. Пророк Мухаммед хранил память о Хадидже до самой своей смерти, как очень дорогого ему человека, близкого любимого человека на земле и впоследствии ни новые жёны, ни наложницы не могли восполнить понесённой им утраты[69].

Дети

Все дети Мухаммеда, кроме Ибрахима, были от Хадиджи. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Ясриб. Все скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы; она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Потомки Мухаммеда

Потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна называют сеидами. Потомки внука Хасана — шерифы. Потомки Мухаммеда создали правящую династию в Марокко (Саадиты). Король Иордании Абдалла II из династии Хашимитов является прямым потомком Мухаммеда в 43-м поколении.

Краткая хронология

   Сражения пророка Мухаммеда   
  • 570 год — рождение Мухаммеда в Мекке. Ещё до рождения Мухаммеда умирает его отец и Мухаммеда отдают[13] кормилице Халиме бинт Абу Зуайб. В течение 4 лет Мухаммед живёт в кочевом племени бедуинов Бану Сад.
  • 575 год — приезд кормилицы Халимы в Мекку и возвращение Мухаммеда матери Амине.
  • 583 год — путешествие в Сирию вместе с Абу Талибом.
  • 585 год — участие в «Кощунственной войне», где Мухаммед «отражал стрелы щитом, защищая своих дядей».
  • 595 год — поездка Мухаммеда с торговым караваном Хадиджи в город Бусру; женитьба на Хадидже.
  • 608 год — перестраивается Кааба. Мухаммед решает, кто будет устанавливать Чёрный камень.
  • 610 год — ниспослание первых откровений; начало пророческой миссии Мухаммеда.
  • 613 год — начало публичной проповеди Мухаммеда.
  • 615 год — переселение в Эфиопию части сподвижников Мухаммеда от преследований (сам остаётся под покровительством дяди Абу Талиба).
  • 616 год — бойкот клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • 617 год — ранняя хиджра. Вторая волна мусульман пересекает, ищут убежище у правителя Абиссинии.
  • 619 год — смерть Хадиджи в возрасте 65 лет и Абу Талиба; попытка переселения в город Ат-Таиф; окончание бойкота клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • 620 год — тайное соглашение Мухаммеда с группой жителей Медины об особой роли третейского судьи. Обращение Мухаммедом в Ислам гостей из Ясриба.
  • 621 год — Исра и Мирадж; первая присяга при Акабе.
  • 622 год — хиджра, переселение в Медину. 16 июля считается истинным началом ислама. 622 год стал 1 годом хиджры.
  • 623 год — начало войны против мекканских многобожников. Мухаммед провозглашает Конституцию Медину.
  • 624 год — битва при Бадре; женитьба на Аише. В январе Мухаммед изменяет киблу, обращает коврики для молитвы не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки и Каабы.
  • 625 год — женитьба на Хафсе и Зайнаб бинт Хузайма; битва около горы Ухуд. Ранение Мухаммеда.
  • 626 год — женитьба на Умму Салама; битва у рва.
  • 627 год — женитьба на Джувейрие бинт Харис и Зайнаб бинт Джахш. Мекка атакует Медину.
  • 628 год — женитьба на Сафие бинт Хуай, Умм Хабибе и Маймуне бинт Харис; Байа Ридван и Худайбийский мирный договор; попытка Зайнаб бинт Харис отравить Мухаммеда.
  • 629 год — мирное паломничество мусульман и Мухаммеда в мекканское святилище при Каабе; нарушение курайшитами соглашения при Худейбии.
  • 630 год — капитуляция Мекки; прибытие групп Бани Укайл, Бани Калб, Бани Килаб, Бани Туджиб, Бани Гатафан, Бани Ханзала бин Малик, Бани Кудаа, Бали и Бани Бахра в Медину и принятие ими ислама.
  • 631 год — прибытие групп Бани Азд, Абна, Бани Тай, Бани Амир бин Сасаа, Бани Кинда, Бани Туджиб, Бани Рахавийин, Бани Гафик, Бани Махра, Бани Ханифа, Бани Анс, Бани Мурад, Бани Абд аль-кайс, Бани Хилаль, Бани Руха и Бани Зубайда в Медину и принятие ислама.
  • 632 год — прощальное паломничество в Мекку; прибытие в Медину одной группы из Бани Мухариба и Бани Наха и принятие ими ислама; 8 июня — смерть и похороны Мухаммеда[70][71].

Первыми людьми, принявшими ислам, после Хадиджи, были: Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, Абу Бакр ас-Сиддик, Усман ибн Аффан, Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Убайдулла и другие.

Среди тех, кто ненавидел Мухаммеда, был его родной дядя Абу Лахаб и его жена, Абу Джахль, Укба ибн Абу Муайт и другие. Некоторые из тех, кто враждовал с Мухаммедом, впоследствии приняли ислам, как это сделал Абу Суфьян ибн Харб и другие[13].

Мусульманский мир после Мухаммеда

Мухаммед посещает Ад. Персия (XV век).

К моменту смерти Мухаммеда в 632 году был завоёван весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («заместители», халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая.

Первыми критиками Мухаммеда были его соплеменники — курайшиты. Эта критика отличалась общим недоверием и консерватизмом. Об этой критике можно судить лишь из Корана и по биографиям Мухаммеда. Критика в адрес Мухаммеда была со стороны византийских историков, однако эта критика отличается искажением облика Мухаммеда. Французские энциклопедисты конца XVIII века пишут следующее: «Мухаммед — известный обманщик, лжепророк и лжеучитель, основатель ереси»[72].

Предметом критики является личная жизнь Мухаммеда. Согласно некоторым источникам, возраст одной из жён Мухаммеда, Аиши составлял 9 лет. Но ранняя женитьба девушек была распространённым явлением среди арабов. Сообщается, что сама же Аиша сказала: «Если девочка достигла девяти лет, то она уже женщина»[73]. Факт раннего взросления арабских девушек подтверждается сообщениями Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии[74][75].

В искусстве

В художественной литературе

В кинематографе

Галерея

Примечания

Комментарии
  1. Его называют многими именами, в том числе Посланник Аллаха, Пророк Мухаммад, Апостол Аллаха, Последний пророк ислама и другими; существует также множество вариантов написания имени Мухаммед, например, Мохамет, Мухаммад, Махамад, Мухамад и многие другие. Устаревшая, согласно БСЭ, транскрипция имени «Магомет» сохранилась в названиях произведениях литературы (например, пьеса Вольтера Магомет) и искусства (например, хранящаяся в Русском музее картина Рериха «Пророк (Магомет на горе Хира)»).
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 Abraha and Muhammad: Some Observations Apropos of Chronology and Literary Topoi in the Early Arabic Historical Tradition, doi=10.1017/S0041977X00049016
  2. Elizabeth Goldman (1995), p. 63, приводит дату 8 июня 632 года, как доминирующую в исламской традиции. Многие более ранние (в основном неисламские) традиции упоминают его как ещё живого во время мусульманского завоевания Палестины. Смотрите Stephen J. Shoemaker, The Death of a Prophet: The End of Muhammad’s Life and the Beginnings of Islam, page 248, University of Pennsylvania Press, 2011.
  3. 3,0 3,1 Alford T. Welch; Ahmad S. Moussalli & Gordon D. Newby (2009), Muḥammad, in John L. Esposito, The Oxford Encyclopedia of the Islamic World, Oxford: Oxford University Press, <http://www.oxfordislamicstudies.com/article/opr/t236/e0550>.  Архивная копия от 11 февраля 2017 на Wayback Machine
  4. Esposito (2002b), PP. 4-5
  5. . — ISBN 978-0-691-11553-5.
  6. . — P. 9, 12. — ISBN 978-0-19-511234-4.
  7. 7,0 7,1 Аль-Исмаил Тахия. Жизнь Мухаммада: жизнеописание Пророка на основе самых ранних источников / пер. с англ. Нурмухаммедова А.. — К.: Ансар Фаундейшн, 2009. — С. 18. — 332 с. — ISBN 966-7927-22-9.
  8. Early Years (англ.). Al-Islam.org (18 October 2012). Дата обращения: 18 октября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  9. Watt (1974), p. 7.
  10. Sherrard Beaumont Burnaby. Elements of the Jewish and Muhammadan calendars: with rules and tables and explanatory notes on the Julian and Gregorian calendars
  11. Hamidullah, Muhammad. The Nasi', the Hijrah Calendar and the Need of Preparing a New Concordance for the Hijrah and Gregorian Eras: Why the Existing Western Concordances are Not to be Relied Upon
  12. Encyclopedia of World History (1998), p. 452.
  13. 13,0 13,1 13,2 Уинтал Джастин. История Ислама / пер. с англ. Георгиев А. Г.. — М.: Астрель, 2009. — С. 6. — 304 с. — ISBN 978-5-17-048111-8.
  14. Howarth, Stephen. Knights Templar. 1985. ISBN 978-0-8264-8034-7, P. 199
  15. Muhammad Mustafa Al-A’zami (2003), The History of The Qur’anic Text: From Revelation to Compilation: A Comparative Study with the Old and New Testaments, pp. 26-27. UK Islamic Academy. ISBN 978-1-872531-65-6.
  16. Islam: An Overview – Oxford Islamic Studies Online (англ.). www.oxfordislamicstudies.com. Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 19 октября 2018 года.
  17. Anis Ahmad (2009), Dīn, in John L. Esposito, The Oxford Encyclopedia of the Islamic World, Oxford: Oxford University Press, <http://www.oxfordislamicstudies.com/article/opr/t236/e1102>.  Архивная копия от 5 декабря 2017 на Wayback Machine
  18. F. E. Peters (2003), P. 9
  19. Esposito (1998), P. 12; (1999), P. 25; (2002), PP. 4-5
  20. Buhl, F. & Welch, A. T. (1993), Muḥammad, Encyclopaedia of Islam, vol. 7 (2nd ed.), Brill, pp. 360–376, ISBN 978-90-04-09419-2. 
  21. «Muhammad», Encyclopedia of Islam and the Muslim World
  22. See:
    • Holt (1977a), P. 57
    • Lapidus (2002), PP. 31-32
  23. 23,0 23,1 Магомерзоев М. Ислам: иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2009. — С. 15. — 640 с. — ISBN 978-5-699-36516-6.
  24. Jean-Louis Déclais, Names of the Prophet, Энциклопедия Корана
  25. F. E. Peters[en]. A Reader on Classical Islam. — 1994. — P. 44.
  26. Ibn Ishaq. The Life of Muhammad : A Translation of Isḥāq's Sīrat Rasūl Allāh / Translated by A. Guillaume. — London : Oxford University Press, 2004. — P. 3. — ISBN 0195778286.
  27. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь пророка Мухаммеда. — С. 236.
  28. Карен Армстронг. Мухаммед: Биография Пророка. — San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993. — ISBN 0-06-250886-5.
  29. Armand Abel, Bahira, Encyclopaedia of Islam
  30. 30,0 30,1 Детство и юность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). https://islamdag.ru/ (3 ноября 2011). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  31. Внешний вид пророка Мухаммеда (с.г.в.). https://islam.global/ (7 марта 2018). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  32. Аль-Бухари (№ 5908), Муслим (№ 2340)
  33. О достоинствах Мухаммеда, мусульманской нравственности и праведном поведении. Мухаммад ибн Джамиль Зину (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.
  34. Посланник Аллаха. Ф. А. Асадуллин, Р. И. Султанов и др. (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2012. Архивировано 23 августа 2013 года.
  35. Мухтасар аш-шамаиль (№ 97, 188)
  36. аль-Калям 68:51
  37. А. А. Портнов, М. И. Шахнович. О пророках и пророчицах // Психозы и религия. — Медицина, 1967. — С. 32.
  38. Jeffrey L. Salver, M.D.; John Rabin, M.D. The neural substrates of religious experience. // The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences. — 1997. — Т. 9, № 3. — С. 498—510. — doi:10.1176/jnp.9.3.498. — PMID 9276850.
  39. аль-Калям 68:2
  40. Р.М. Грановская. Ислам // Психология вер. — Питер, 2010. — С. 480.
  41. С.А. Нефедов. Жизнь Мухаммеда // История Средних веков. — Владос, 1996. — С. 363.
  42. В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин. Жизнь Мухаммеда. — Политиздат, 1990. — С. 495.
  43. 43,0 43,1 В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин. Жизнь Мухаммеда. — Издательство политической литературы, 1990. — С. 497. — ISBN 5-250-00780-5.
  44. О.Г. Большаков. История Халифата. Ислам в Аравии 570 - 633. — «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1989. — С. 312. — ISBN 5-02-016552-2.
  45. Вашингтон Ирвинг. Жизнь Магомеда. — Мир и человек, 1990. — С. 255. — ISBN 5-7664-0451-4.
  46. Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5, 266
  47. Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999, с. 34.
  48. Архивированная копия. Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 15 мая 2009 года.
  49. «Кто является автором Корана» (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 сентября 2009. Архивировано 21 июля 2011 года.
  50. Библия Числа 15:35
  51. Библия о Пророке. Дата обращения: 28 сентября 2008. Архивировано 9 октября 2017 года.
  52. Иеромонах Иов (Гумеров). Есть ли в Св. Писании пророчества о Мухаммеде?. Дата обращения: 19 сентября 2014. Архивировано 2 июля 2015 года.
  53. Прощальная проповедь Пророка Мухаммеда Архивная копия от 1 июня 2012 на Wayback Machine — Энциклопедия чудес Корана.
  54. Исламское Духовно-просветительское Благотворительное Общество (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 сентября 2008. Архивировано 10 октября 2008 года.
  55. Пост 2011 (Часть 14. Ляйлятуль-кадр) Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine // umma.ru
  56. Bernard G. Weiss «The spirit of Islamic law» — P. 70-72
  57. Bernard G. Weiss «The spirit of Islamic law». — P. 70
  58. Arbuthnot F. F. The Construction of the Bible and the Koran (London: 1985), 5
  59. Ас-Сахих ал-Бухари, том 3, с. 401
  60. Ас-Сахих ал-Бухари, том 1, с. 118
  61. Характер и частная жизнь Мохаммеда Архивная копия от 13 марта 2009 на Wayback Machine // Лебон Г. История арабской цивилизации.
  62. «Муруджуз-захаб» т.2, стр. 282—283
  63. М. Уотт. Мухаммад в Медине. с. 436
  64. Юсуф аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов. Из книги «Современные фетвы» Архивировано 17 октября 2010 года.  (недоступная ссылка с 14-05-2013 [4235 дней] — история)
  65. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммеда, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль – Мутталиби (первая половина VIII века). — Умма, 2002. — С. 488. — ISBN 5-94824-002-9.
  66. Ibn Ishaq. The Life of Muhammad. — С. 792.
  67. Exegesis (Tafsir) of Quran by ibn Kathir for Chapter 66, verses 1-5 of Quran
  68. Zaad al-Ma’aad, 1/103
  69. Юрчук В.В. Мухаммад. Жизнь, Учение, Мысли, Изречения, Афоризмы, Суры из Корана, Словарь ислама. — Современное слово, 2003. — С. 320. — ISBN 985-443-329-3.
  70. Хронология эпохи Пророка Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine / сайт РДУМ Пензенской области.
  71. Хронология периода Пророка Мухаммеда. Архивная копия от 2 июля 2012 на Wayback Machine / PosledniyProrok.Info
  72. Мухаммед и ислам. Краткий обзор. Составитель Тахир М.
  73. Абу Иса ат-Тирмизи. Джами ат-Тирмизи. — Т. 2. — С. 409.
  74. Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби. Сияр алам ан-нубала. — Т. 10. — С. 91.
  75. аль-Байхаки, Абу Бакр Ахмад. ас-Сунан аль-Кубра. — Т. 1. — С. 319.
  76. Державин Г. Р. , Пушкин А. С., Шишков А. А. и другие. Коран и пророк Мухаммед в русской классической поэзии / Назима Межида ад Дейрави. — СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2011. — 176 с. — ISBN 978-5-336-00123-5Ф.

Литература

Ссылки