Ростовщичество

[править]
Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ростовщи́чество — практика предоставления денег в долг (в рост) под проценты. В современном контексте термин часто применяется к выдаче займов под необоснованно высокие проценты по сравнению с обычной рыночной практикой. Ростовщичество играло значительную роль в экономической истории, вызывая споры в религиозных, этических и правовых аспектах общества.

История[править]

Ростовщичество известно с древнейших времён, предшествуя появлению денег. Первоначально ссуды выдавались и возвращались в натуральной форме, например, зерном или скотом. Концепция «роста» ссуды могла возникнуть из практики возврата животных, взятых во временное пользование, с естественным приростом веса или приплодом.

В Древней Греции ростовщичество было распространённым явлением. Аристотель в трактате «Политика» (335-322 до н. э.) критиковал взимание процентов как противоестественное явление, считая основным назначением денег меновую торговлю. Философ противопоставлял экономику хрематистике, к которой относил ростовщичество, отражая взгляды класса рабовладельцев.

Ростовщический кредит характеризовал ранние формы кредитно-денежных отношений, обслуживая непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян. В начале XIV века в европейской экономической мысли появилось различие между законным ссудным процентом и чрезмерным («лихвой»).

В Древней Руси и позднее в Российской империи ростовщичество считалось аморальным и законодательно преследовалось при превышении определённой процентной ставки. Основанием служили представления о «справедливом» росте богатства через труд в земледелии или промышленном производстве, в противовес «обманному» росту денег без труда ростовщика.

Несмотря на общественное порицание, православные монастыри, архиерейские дома и приходские церкви занимались кредитованием под залог земли и ювелирных изделий. Они взимали проценты, включая сложные, и отдавали в рост хлеб. Это создавало противоречие между официальной позицией церкви и её практической деятельностью.

В Европе ростовщичество оставалось широко распространённым до появления промышленного кредита и банков. Этот переход ознаменовал новую эру в финансовых отношениях, где кредитование стало более институционализированным и регулируемым[1].

Научные оценки[править]

В академических кругах интерпретация понятия «ростовщичество» отличается многогранностью и отсутствием единого мнения. Исследователи зачастую прибегают к расплывчатым дефинициям, характеризуя процентные ставки как «чрезмерные», «необоснованно высокие» или «противозаконные». Некоторые учёные придерживаются радикальной позиции, классифицируя любую форму процентного кредитования как ростовщическую практику.

Экономисты выдвигают гипотезу о том, что ростовщичество способствует росту необеспеченной денежной массы. Эта концепция предполагает, что процентное кредитование стимулирует инфляционные процессы, поскольку стоимость заёмных средств интегрируется в цену товара, увеличивая её. Законодательные меры по лимитированию процентных ставок интерпретируются как механизм защиты экономически уязвимых групп населения путём ограничения свободы договора.

Мюррей Ротбард, американский экономист и приверженец идей свободного рынка, выступал с критикой законодательных ограничений кредитования. Он полагал, что подобные меры, как и другие формы государственного регулирования рыночных отношений, влекут за собой негативные последствия. По мнению Ротбарда, лимитирование процентных ставок провоцирует дефицит кредитных ресурсов, а запрет на определённые финансовые операции стимулирует развитие теневого рынка и удорожание нелегальных услуг.

Сергей Владимирович Лукин, доктор экономических наук, исследуя экономическую систему Древнего Рима, обнаружил отсутствие прямой корреляции между уровнем ссудного процента и инфляцией. Несмотря на значительные ростовщические ставки (30-50 % годовых), инфляционные процессы в тот исторический период были минимальны или отсутствовали, что обусловливало незначительную разницу между номинальным и реальным ростовщическим процентом[2].

Владимир Константинович Бурлачков, также доктор экономических наук, выдвигает тезис о зависимости максимального уровня процентной ставки от показателей рентабельности. Согласно его концепции, не процентная ставка определяет ценообразование, а рентабельность устанавливает верхнюю границу процентной ставки.

Ряд исследователей акцентирует внимание на этическом аспекте ростовщичества, указывая на асимметрию рисков между заёмщиком и кредитором. Заёмщик не всегда способен с точностью прогнозировать эффективность использования заёмных средств, тогда как кредитор обеспечивает себе гарантию возврата кредита и процентов посредством залогового механизма.

Ольга Печоник, кандидат экономических наук, выдвигает гипотезу о том, что превышение процентными ставками среднего уровня рентабельности в реальном секторе экономики провоцирует экономические дисбалансы и обостряет социальное неравенство.

Законодательное регулирование в разных странах[править]

Законодательство Российской Федерации не содержит официального определения термина «ростовщичество» и не оперирует им в правовом поле. Тем не менее, Гражданский кодекс РФ в пункте 5 статьи 809 вводит понятие «ростовщических процентов», характеризуя их как ставки, превышающие в два и более раза обычно применяемые в аналогичных обстоятельствах. При выявлении таких случаев судебные органы наделены полномочиями редуцировать процентную ставку до уровня, соответствующего рыночным условиям при сопоставимых обстоятельствах.

Нормативно-правовая база Канады устанавливает предельно допустимую процентную ставку по займам на уровне 60 % годовых. Данное ограничение зафиксировано в Уголовном кодексе страны, что подчёркивает серьёзность подхода к регулированию кредитных отношений.

Правовая система Японии демонстрирует более гибкий подход к регулированию процентных ставок. Гражданское законодательство страны предусматривает дифференцированные максимальные ставки в диапазоне от 15 % до 20 % годовых, варьирующиеся в зависимости от объёма займа. Примечательно, что для крупных сумм устанавливается более низкий верхний предел ставки. Нарушение этих нормативов, выражающееся во взимании процентов свыше 20 % годовых, влечёт за собой уголовную ответственность. Стоит отметить, что ранее максимальная ставка достигала 29,2 %, однако в 2010 году произошло её снижение до текущего уровня.

В Соединённых Штатах Америки регулирование ростовщичества осуществляется на уровне отдельных штатов. Каждый субъект федерации обладает автономией в формировании собственной законодательной базы, определяющей предельно допустимые процентные ставки. Превышение установленного лимита квалифицируется как ростовщичество и рассматривается в качестве противоправного деяния. Эти нормативные акты чётко регламентируют максимальный уровень легальных процентных ставок, в рамках которых могут осуществляться кредитные операции[3].

Ростовщичество и религия[править]

Иисус, изгоняющий ростовщиков из храма, гравюра Лукаса Кранаха

Теологическая литература, критикующая практику взимания процентов на капитал, может быть классифицирована на два основных направления. Первое течение концентрируется на моральном осуждении процентного кредитования, апеллируя к авторитетным источникам и религиозным догматам. Второе направление базируется на концепциях естественного права и предлагает рациональную аргументацию против легитимности ростовщических практик.

Ойген фон Бём-Баверк, видный представитель австрийской экономической школы, систематизировал четыре ключевых аргумента, выдвигаемых христианскими теологами в оппозицию к процентному кредитованию. Среди них особое место занимает позиция епископа Коваррубиаса, постулировавшего, что денежные средства не обладают свойством самовоспроизводства, а следовательно, взимание дополнительной платы сверх изначально предоставленной суммы противоречит принципам справедливости[4].

Фома Аквинский, один из столпов средневековой философии, развивал идею о том, что акт передачи имущества во временное пользование подразумевает также передачу права распоряжения этим имуществом. Исходя из этой логики, он считал неправомерным требование двойного возмещения — возврата эквивалентной вещи и дополнительной платы за её использование, рассматривая это как форму неоправданного обогащения.

В христианстве[править]

Христианство в отношении ростовщичества во многом опирается на идеи Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство не запрещаются полностью, а предлагается их ограничить и регламентировать. Например, согласно Книге Левит, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год.

В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Однако некоторые богословы, включая Бём-Баверка, усматривали такой запрет в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» и «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» Тем не менее, эти фразы скорее говорят об отказе от требования назад всего одолженного имущества, а не о запрете процентов.

Иоанн Златоуст, почитаемый как вселенский учитель церкви, резко выступал против ростовщичества. Он считал, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле». Святитель отмечал, что ростовщик обогащается за счёт чужих бедствий, превращая несчастье другого в свою прибыль.

Василий Великий, другой Отец Церкви, также осуждал ростовщичество. Он сравнивал ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». Василий Великий подчёркивал, что «худая уплата» ждёт как ростовщика, так и должника, но если должника ждёт «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе»[5].

Христианская церковь в Средние века предпринимала попытки запретить ростовщичество. На Вьеннском соборе в 1311 году папа Климент V угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент или не отменяли уже существующие постановления в течение трёх месяцев. Однако полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.

Несмотря на официальное осуждение, некоторые христианские институты, включая православные монастыри, архиерейские дома и приходские церкви, занимались кредитованием под залог земли и ювелирных изделий. Они взимали проценты, в том числе сложные, что создавало противоречие между официальной позицией церкви и её практической деятельностью.

В исламе[править]

Ростовщичество в исламе, известное как риба, строго запрещено. Коран однозначно осуждает эту практику: «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство». Запрет основан на принципе социальной справедливости и предотвращения эксплуатации.

В исламском банкинге используются альтернативные финансовые инструменты, соответствующие шариату. Мудараба и мушарака — формы партнёрства, где прибыль и убытки разделяются между банком и клиентом. Мурабаха представляет собой форму торгового финансирования, где банк приобретает товар для клиента и перепродаёт его с наценкой.

Некоторые исламские страны, такие как Иран и Пакистан, законодательно запретили ростовщичество. В других странах исламские финансовые институты сосуществуют с традиционными банками, предлагая шариат-совместимые продукты[6].

В иудаизме[править]

Иудаизм запрещает взимание процентов с евреев и неевреев, живущих среди евреев. Тора гласит: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход 22:25). Аналогичный запрет содержится в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли» (Левит 25:35, 36).

Однако для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет. Второзаконие разрешает: «с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости» (Второзаконие 15:3). Более того, Тора предписывает: «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Второзаконие 15:6).

Таким образом, по закону Торы, иудей может давать в рост чужеземцу-иноверцу, и наоборот. Это различие в отношении к единоверцам и иноверцам сыграло значительную роль в истории еврейских общин в диаспоре, часто приводя к конфликтам с местным населением[7].

Ростовщичество в искусстве[править]

Образ ростовщика в искусстве часто несёт отрицательную коннотацию. Типичный портрет — немолодой алчный человек, одержимый стяжательством. Это отражение общественного отношения к ростовщичеству на протяжении веков.

В литературе ростовщики часто изображаются как отрицательные персонажи. В повести Гоголя «Портрет» ростовщик представлен как дьявольская фигура. Достоевский в романе «Преступление и наказание» характеризует старуху-процентщицу через призму ничтожности и паразитического существования.

Пушкин в стихотворении «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» (1832) описывает ад, где ростовщика поджаривает бесёнок[8]. Поэт объясняет смысл этой казни:

«Одно стяжание имев всегда в предмете,

Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете».

Данте Алигьери в «Божественной комедии» помещает ростовщиков на границе седьмого круга ада. Они изображены с висящими на шеях кошельками, гербы на которых указывают на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством.

В живописи образ ростовщика также часто несёт негативную окраску. Картина Рембрандта «Притча о богаче» изображает ростовщика, погружённого в подсчёт своих богатств, как символ жадности и бездуховности.

Однако некоторые произведения представляют более сложный взгляд на ростовщиков. В повести «Гобсек» Оноре де Бальзака главный герой-ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. Автор характеризует его как двойственную личность: «В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное».

Примечания[править]

  1. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Лекция 18. Потребительский выбор во времени РАЗДЕЛ 4. Из истории ростовщичества // 50 лекций по микроэкономике. — 2000. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  2. Лукин Сергей Владимирович. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОГО НОРМАТИВНОГО УЧЕНИЯ О ПРОЦЕНТЕ // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). — 2008. — Вып. 28, № 4. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  3. Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  4. Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  5. Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  6. Кямилев С. Х. и др. Социально-политические представления в Исламе. — М.: Институт востоковедения АН СССР, 1987. — С. 84. — 115 с. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  7. Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..
  8. Пушкин, Александр Сергеевич. «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» // Полное собрание сочинений в десяти томах. — Т. 2. — С. 348. Дата обращения: 30 сентября 2024 года..