Фатима аз-Захра

Материал из «Знание.Вики»
Фатима бинт Мухаммед
Портрет
Личная информация
Дата рождения 27 июля 605(0605-07-27)
Место рождения Мекка, Хиджаз
Дата смерти 28 августа 632(0632-08-28) (27 лет)
Место смерти Медина, Хиджаз
Отец Мухаммед ибн Абдуллах
Мать Хадиджа бинт Хувайлид
Дополнительная информация
Разное «Предводительница женщин Рая»

Фа́тима бинт Муха́ммед (араб. فاطمة بنت محمد‎), более известная как Фа́тима аз-Захра́ (араб. فاطمة الزهراء‎ -فاطمة الزهراء.wav}}) — историческая личность, младшая дочь исламского пророка Мухаммеда от его первой жены Хадиджи и мать его внуков Хасана и Хусейна от Али ибн Абу Талиба.

Имя и прозвища

Имя Фа́тима (араб. فاطمة‎) означает «отнимающая ребёнка от груди»[1]. У Фатимы было несколько куний: У́мм Аби́ха (мать её отца), У́мм аль-Хаса́найн (мать Хасана и Хусейна), У́мм аль-Хаса́н (мать Хасана), У́мм аль-Хусе́йн (мать Хусейн ибн Али), У́мм аль-Аи́мма (мать имамов). Также в отношении неё используется множество прозвищ и титулов: Аз-Захра́ (الزهراء} — Освещающая), Сидди́ка (صديقة} — Правдивая), Муба́рака, Та́хира (чистая), Заки́йя, Ра́зийя, Марзи́йя, Мухадди́са и др.[2]

Любимая дочь

Фатима была младшей дочерью с лучезарным личиком Пророка Мухаммада. Из-за этого лица её называли «аз-Захра» Она была больше всех похожа на Пророка внешне и характером, обходилась с людьми вокруг себя с милосердием и пониманием. Походкой, речью, улыбкой, даже интонациями в голосе она походила на Пророка. Он любил её больше всех и среди других обитателей дома Фатима была ему ближе всех. Каждый раз, когда Пророк видел маленькую Фатиму, он звал её к себе, чтобы взять на руки и нежно поцеловать. Пророком ей дано прозвище «мать своего отца», потому что она ухаживала и заботилась об отце.[3].

Биография

Фатима аз-Захра родилась в Мекке, приблизительно в 605 году, за 5 лет да начала пророческой миссии Посланника Аллаха. На момент её рождения у него уже было три дочери — Зайнаб, Рукия и Умм Кульсум.

Она получила хорошее воспитание и образование. С началом пророческой миссии своего отца начала интересоваться религией Аллаха: изучала религиозные каноны и проявляла особое усердие, старание в этом.

Первые годы пророческой миссии Мухамеда были очень тяжёлыми. Многие мекканцы отказались уверовать в Аллаха и начали строить козни против Мухаммада. В такие сложные моменты именно в ней он находил утешение. Дочь прекрасно понимала, насколько тяжело её отцу приходится в призыве к поклонению Единому Богу. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы Хадиджа и дядя Мухаммеда Абу Талиб, что стало сильным ударом как для Посланника Аллаха так и для Фатимы Младшая дочь становится главным утешением Пророка, рядом с которой он обретал гармонию и покой. Аз-Захра помогала своему отцу в деле призыва к исламу, несмотря на все тяготы.[2].

Замужество

Когда Фатима достигла возраста замужества, сначала к ней посватался Абу Бакер. Но Мухамаед отказал ему, заявив, что ждет откровения от Аллаха по этому вопросу. Потом посватался Умар, но получил такой же ответ. Тогда семья Али посоветовала попытать счастье ему. Али так и сделал. Когда Посланник Аллаха сообщил об этом Фатиме и спросил её об её решении, та промолчала, что было истолковано как согласие. Тогда Мухаммад одобрил её брак с Али. Бракосочетание состоялось после хиджры в месяц раджаб.

В 3-м году после хиджры в месяц рамазан (февраль 625 г.) Фатима родила своего первенца — Хасана, а год спустя в шабан (январь) родился Хусаин. Позже родились умершие во младенчестве Мухассин и Умму Гульсум, а потом Зайнаб.[4]

Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али ибн Абу Талиб так и не взял второй жены при жизни Фатимы..[2]

Похороны Фатимы. Миниатюра из Фалнаме (Книги гаданий). Тебриз, 1550-60-е гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Смерть Фатимы

Умерла Фатима через пять с половиной месяцев после смерти своего отца[2] по хиджре (22 ноября 632 г.). Намаз джаназа по ней совершили Аббас или Али. По её завещанию, ночью Фатиму похоронили Али, Аббас и его сын Фадль на кладбище Баки.[4] Фатима была единственным ребёнком Мухаммеда, пережившим его. После смерти отца заявила о своем праве на наследование территории оазисов Фадак и Хайбар, а также доходов с них, но халиф Абу Бакр отказался удовлетворить её иск, сославшись на хадис якобы самого Мухаммеда о том, что Божьи пророки не оставляют наследства и все их имущество раздается в качестве пожертвования[2].

В шиизме

Мусульмане-шииты с особым почтением относятся к Фатиме аз-Захре. Согласно шиитской доктрине, продолжателями дела Пророка ислама могут быть исключительно его ближайшие потомки, которых именуют праведными имамами. Единственной продолжательницей рода Пророка стала Фатима, а значит, она — прародительница всех праведных имамов, за исключением её супруга — Али ибн Абу Талиба. Именно по этой причине Фатима бинт Мухаммад считается у мусульман-шиитов лучшей женщиной в истории.[5]

Из хадисы «Бихар аль-анвар» (109):

Аллах создал свет (нур) Мухамеда.

…Они завеса Господа всех творений. С них началось творение. И ими, всему наступит исход. Затем из света Мухаммада, Аллах вывел свет дочери его, Фатимы. Из света Фатимы, вывел Он свет Хасана и Хусейна. Как свет исходящий из одного светильника. Они были созданы из света. Затем из одной спины в другую, из одного хребта в другой, из одной утробы (материнской) в другую попадая, вышли они оттуда. Но из-за отличия своего от других творений, не были причастны они к нечистоте. То есть, не из нечистых чресел, но из хребта чистого в утробы чистые перешли. Ибо избранные они (Аллахом0. Избрал Он их для себя и сделал хранителем знаний Своих. Сделал Он их приглашающими (к религии Аллаха) для творений. Аллах установил их на Свое место (положение).[6]

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!