Фатима аз-Захра
Фатима бинт Мухаммед | |
---|---|
Личная информация | |
Дата рождения | 27 июля 605 |
Место рождения | Мекка, Хиджаз |
Дата смерти | 28 августа 632 (27 лет) |
Место смерти | Медина, Хиджаз |
Отец | Мухаммед ибн Абдуллах |
Мать | Хадиджа бинт Хувайлид |
Дополнительная информация | |
Разное | «Предводительница женщин Рая» |
Фа́тима бинт Муха́ммед (араб. فاطمة بنت محمد), более известная как Фа́тима аз-Захра́ (араб. فاطمة الزهراء -فاطمة الزهراء.wav}}) — историческая личность, младшая дочь исламского пророка Мухаммеда от его первой жены Хадиджи. Была женой арабского государственного, политического и военного деятеля Али ибн Абу Талиба и матерью его сыновей Хасана, Хусайна, Мухсина и дочерей Зайнаб и Кульсум[1][2].
Имя и прозвища
Имя Фа́тима (араб. فاطمة) означает «отнимающая ребёнка от груди»[3]. У Фатимы было несколько куний: У́мм Аби́ха (мать её отца), У́мм аль-Хаса́найн (мать Хасана и Хусейна), У́мм аль-Хаса́н (мать Хасана), У́мм аль-Хусе́йн (мать Хусейн ибн Али), У́мм аль-Аи́мма (мать имамов). Также в отношении неё используется множество прозвищ и титулов: Аз-Захра́ (الزهراء} — Освещающая), Сидди́ка (صديقة} — Правдивая), Муба́рака, Та́хира (чистая), Заки́йя, Ра́зийя, Марзи́йя, Мухадди́са и др[1].
Биография
Фатима аз-Захра родилась в Мекке, приблизительно в 605 году, за 5 лет да начала пророческой миссии Посланника Аллаха. У Фатимы были сёстры Зайнаб, Рукайя и Умм Кульсум. Все её сёстры вышли замуж и покинули родительский дом до её рождения, а все её братья умерли. Пророк своих дочерей очень любил. Но, несмотря на то, что он проявлял любовь, ласку и милосердие не только к своей семье, но и к незнакомым людям, все же, его отношение к Фатиме было особым. Фатима была больше всех похожа на Пророка внешне и характером, обходилась с людьми вокруг себя с милосердием и пониманием. Походкой, речью, улыбкой, даже интонациями в голосе она походила на Пророка. Он любил её больше всех и среди других обитателей дома Фатима была ему ближе всех. Каждый раз, когда Пророк видел маленькую Фатиму, он звал её к себе, чтобы взять на руки и нежно поцеловать. Пророком ей дано прозвище «мать своего отца» (умм абиха), потому что она ухаживала и заботилась об отце. Подобное прозвище показывало, с каким уважением отец относился к ней. Этот гордый титул она носила до конца своих дней. Пророк Мухамед сказал: «Моя дочь Фатима такова, что Аллах очистил её сердце очищением, дал ей истинную веру»[4].
Важно то, что, используя любую возможность, его светлость Посланник Аллаха официально говорил людям о своей любви к Фатиме. Это свидетельство того, что жизнь Фатимы и её семейства тесно связана и неотделима от Ислама. Отношение Пророка и Фатимы были не только отношениями между отцом и дочерью, но и важными моментами, касающимися целого общества, а в будущем — целой нации. Это отношение непосредственно связано с божественными указаниями о руководстве исламской уммой[5].
Мухаммад уделял огромное внимание образованию своей дочери. Если он был идеалом для всех мужчин, его дочь должна была быть идеалом для всех женщин, и она была. Фатима получила хорошее воспитание и образование. Отец сделал её идеалом женственности в исламе. Она была олицетворением преданности и послушания Творцу, и была воплощением всей небесной чистоты и святости. С началом пророческой миссии своего отца начала интересоваться религией Аллаха: изучала религиозные каноны и проявляла особое усердие, старание в этом. Первые годы пророческой миссии Мухамеда были очень тяжёлыми. Многие мекканцы отказались уверовать в Аллаха и начали строить козни против Мухаммада. В такие сложные моменты именно в ней он находил утешение. Дочь прекрасно понимала, насколько тяжело её отцу приходится в призыве к поклонению Единому Богу. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы Хадиджа и дядя Мухаммеда Абу Талиб, что стало сильным ударом как для Пророка Мухамеда так и для Фатимы. Младшая дочь становится главным утешением Пророка, рядом с которой он обретал гармонию и покой. Аз-Захра помогала своему отцу в деле призыва к исламу, несмотря на все тяготы[1]. Множество хадисов рассказывают о трудолюбии и усердии дочери Мухаммада:
…Фатима сама размалывала зерно, отчего на её руках появились костные мозоли. Она сама носила домой воду в кожаных бурдюках, которые оставляли следы на её груди. Она сама убиралась по дому, и её одежда становилась пыльной, она так много разжигала огонь в печи, что её одежда становилась чёрной от сажи…
— Сахих Абу Дауд, т. 33, раздел «О тасбихах перед сном»
Больше всего времени Фатима посвящала поклонению Аллаху, многие ночи она проводила в намазах. Она не принимала активного участия в политической жизни[1].
Внешний облик
Фатима была с лучезарным личиком. Из-за этого лица её называли «аз-Захра». Некоторые передатчики хадисов сообщают, что её лик блистал, подобно солнцу. Значение слова захра в словаре Тадж ал-‘арус «Венец для невесты» описывается следующим образом: «женщина, обладающая сияющим лицом, по цвету белым, смешанным с красным». Косы у Фатимы были длинные чёрные волосы, ниспадавшие ей на плечи. Поэтому она их заплетала, чтобы, когда она нагибалась при замешивании теста, они ей не мешали. Кожа её была белой-белой. Некоторые шиитские учёные считали, что белая кожа послужила причиной для наименования Фатимы «Захрой». Её кожа была белой с красноватым оттенком. В качестве материала для перстня она выделяла опал и передавала такие слова своего отца: «Тот, кто носит перстень из опала, всегда будет видеть только добро». У неё был и серебряный перстень[6].
Замужество
Когда Фатима достигла возраста замужества, сначала к ней посватался Абу Бакер. Но Мухамаед отказал ему, заявив, что ждет откровения от Аллаха по этому вопросу. Потом посватался Умар, но получил такой же ответ. Тогда семья Али посоветовала попытать счастье ему. Имам Али так и сделал: пришёл к Пророку, чтобы просить руки Фатимы. Посланник Аллаха сказал: «Ещё до твоего прихода ангел сообщил мне, что Аллах приказал выдать Фатиму за тебя»[4]. Когда Мухамед сообщил об этом Фатиме и спросил её об её решении, та промолчала, что было истолковано как согласие. Тогда Мухаммад одобрил её брак с Али. Бракосочетание состоялось после хиджры в месяц раджаб. В 3-м году после хиджры в месяц рамазан (февраль 625 г.) Фатима родила своего первенца — Хасана, а год спустя в шабан (январь) родился Хусаин. Позже родились умершие во младенчестве Мухассин и Умму Гульсум, а потом Зайнаб[2]
Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али ибн Абу Талиб так и не взял второй жены при жизни Фатимы[1].
Смерть Фатимы
Умерла Фатима через пять с половиной месяцев после смерти своего отца[1] по хиджре (22 ноября 632 г.). Намаз джаназа по ней совершили Аббас или Али. По её завещанию, ночью Фатиму похоронили Али, Аббас и его сын Фадль на кладбище Баки. Фатима была единственным ребёнком Мухаммеда, пережившим его. После смерти отца заявила о своем праве на наследование территории оазисов Фадак и Хайбар, а также доходов с них, но халиф Абу Бакр отказался удовлетворить её иск, сославшись на хадис якобы самого Мухаммеда о том, что Божьи пророки не оставляют наследства и все их имущество раздается в качестве пожертвования[1].
В шиизме
Мусульмане-шииты с особым почтением относятся к Фатиме аз-Захре. Согласно шиитской доктрине, продолжателями дела Пророка ислама могут быть исключительно его ближайшие потомки, которых именуют праведными имамами. Единственной продолжательницей рода Пророка стала Фатима, а значит, она — прародительница всех праведных имамов, за исключением её супруга — Али ибн Абу Талиба. Именно по этой причине Фатима бинт Мухаммад считается у мусульман-шиитов лучшей женщиной в истории.[7]
Из хадисы «Бихар аль-анвар» (109):
Аллах создал свет (нур) Мухамеда.
…Они завеса Господа всех творений. С них началось творение. И ими, всему наступит исход. Затем из света Мухаммада, Аллах вывел свет дочери его, Фатимы. Из света Фатимы, вывел Он свет Хасана и Хусейна. Как свет исходящий из одного светильника. Они были созданы из света. Затем из одной спины в другую, из одного хребта в другой, из одной утробы (материнской) в другую попадая, вышли они оттуда. Но из-за отличия своего от других творений, не были причастны они к нечистоте. То есть, не из нечистых чресел, но из хребта чистого в утробы чистые перешли. Ибо избранные они (Аллахом0. Избрал Он их для себя и сделал хранителем знаний Своих. Сделал Он их приглашающими (к религии Аллаха) для творений. Аллах установил их на Свое место (положение)[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Али-заде, 2007.
- ↑ 2,0 2,1 Адем Алек, профессор. Замужество Фатимы и её семейная жизнь. ( часть 1) . Исламский портал (18 апреля 2018). Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Значение слова «Фатима» в толковых словарях арабского языка (ар.). AlMaany.com. Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Фатима захра - дочь пророка ислама . Ахл Аль Бейт Беларусь. Мусульманская шиитская религиозная община (30 октября 2023). Дата обращения: 18 июля 2024.
- ↑ Группа редколлегии Дар Рахи Хакк. Краткий обзор жизни её светлости Фатимы-Захры (да будет мир с ней . Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Сайди Хусейн. Личность Фатимы аз-Захры. — Садра, 2022. — 140 с. — ISBN 978-5907011-97-4.
- ↑ /Семья. Мусульманка /Праведные женщины
- ↑ Мухаммад Бакир Маджлиси. «Бихар аль-анвар» фундаментальная энциклопедия хадисов,. — 72 с.
Литература
- Али-заде А. А. Фатима бинт Мухаммад //Фатима_бинт_Мухаммад // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Мухаммад Бакир Маджлиси. «Бихар аль-анвар» фундаментальная энциклопедия хадисов,. — 134 с.
Ссылки
- Группа редколлегии Дар Рахи Хакк. Краткий обзор жизни её светлости Фатимы-Захры (да будет мир с ней . Дата обращения: 21 июля 2024.
- [1]