Адам

Материал из «Знание.Вики»
Адам
ивр.אָדָם‏‎
Albrecht Dürer - Adam and Eve (Prado) 2.jpg
Пол мужской
Период жизни 1—930 года от Сотворения мира
Толкование имени «красный»
Имя на других языках греч. Ἀδάμ
лат. Adam
церк.-слав. А҆да́мъ
В иных культурах араб. آدم‎, Адам в исламе
Первый человек, Адам Ришон, Адам Кадмон
Местность неизвестно
Занятие возделывание земли
Происхождение создан Богом из «праха земного»
Упоминания Быт. 2:85:5
Отец Сотворён Богом
Мать не было
Супруг(а) Ева
Дети Каин, Авель, Сиф
Место погребения

пещера Патриархов (согласно иудейскому преданию)

Голгофа (согласно христианскому преданию)
День памяти

в православии:

Неделя святых праотец и Неделя святых отец
в католицизме:
24 декабря
Связанные понятия Эдемский сад, Дерево познания добра и зла, Дерево жизни, Запретный плод, Первородный грех
Связанные события Сотворение человека, Грехопадение, Изгнание из рая
Характерные черты Первочеловек

Ада́м (ивр. ‏אָדָם‏‎, греч. Ἀδάμ, араб. آدم‎) — первый человек, созданный Богом согласно Пятикнижию и Корану, прародитель человечества. Супруг Евы, отец Каина, Авеля и Сифа[1]. Изгнан из рая вместе с Евой за нарушение Божьего запрета и потребление плода с Дерева познания добра и зла.

В иудаизме Адам и Ева символизируют человеческие отношения и человечество. В христианской теологии Адам олицетворяет отношения человека с Богом. Обладал Божьей благодатью и личным бессмертием, утраченными впоследствии из-за грехопадения. Греховность свою он передал всему человечеству. Грех искуплен Иисусом Христом — «последним Адамом». История Адама является основой христианских учений о подчинении женщины мужчине и догмате о первородном грехе.

В Древнееврейских писаниях

Тора (первые пять книг Ветхого Завета) содержит детальное повествование о жизни первых людей (Быт. 2-4). Ключевые элементы сюжета охватывают сотворение Адама и Евы, их искушение и последующее падение, изгнание из райского сада, а также распространение человечества за пределами Эдема[2].

Акт творения (Быт. 1:1-29; 2:7)

Книга Бытия представляет два параллельных описания создания мироздания и человека:

  • Первое описание: 1:1-2:3.
  • Второе описание: 2:4-3:24.

В первом повествовании (Быт. 1:26-29) говорится, что прародители человеческого рода — мужчина и женщина — были сотворены «по образу Божьему» (Быт. 1:27) на шестой день творения. Им было даровано владычество над земным миром и всеми живыми существами (Быт. 1:27)[2].

Второе параллельное повествование (Быт. 2:7-25; 3:1-24) описывает, как Творец сформировал человека (Адама) из «праха земного» (имя Адам этимологически связано с древнееврейским словом ‏אדמה‏‎ (адама), означающим «земля», «прах земной»). Затем Бог вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в Эдемский сад (Быт. 2:7).

Пребывание в саду Эдема (Быт. 2:8-25)

Поместив Адама в Эдемском саду, Творец поручил первочеловеку «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Среди растительности райского сада выделялись два особых древа: Древо жизни и Древо познания добра и зла. Всевышний позволил Адаму вкушать «от всякого дерева в саду» (Быт. 2:16), запретив лишь плоды Древа познания добра и зла, предостерегая, что нарушение запрета повлечёт смерть (Быт. 2:17)[2].

Затем Создатель представил человеку всех сотворённых животных и птиц для наречения имён (Быт. 2:19), однако «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Тогда Господь погрузил Адама в сон, извлёк одно из его рёбер и сформировал из него первую женщину — Еву, ставшую супругой первочеловека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:21-25).

Преступление и изгнание из Эдема (Быт. 3)

Змей, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1), коварством склонял Еву отведать плод запретного Древа познания добра и зла (Быт. 3:1—5). Женщина сопротивлялась, указывая на запрет Божий и угрозу смерти. Змей уверял Еву в обратном: «Вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). В итоге женщина уступила уговорам змея, нарушив волю Всевышнего, и предложила плод Адаму (Быт. 3:6). Вследствие этого Адам и Ева обрели знание добра и зла, осознали свою наготу и укрылись от Бога (Быт. 3:1-7)[2].

За проступком последовало возмездие: змей был проклят и обречён ползать на чреве и питаться прахом (Быт. 3:14, 15); женщине было предопределено «в болезни рождать детей» и подчиняться мужу; мужчине было назначено в скорби и поте лица трудиться всю жизнь на земле, которая «проклята за него» (Быт. 3:16-19). Люди утратили бессмертие и после кончины должны вернуться в землю в виде праха, из которого был создан Адам.

Затем Всевышний изготовил людям «кожаные одежды» и изгнал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:23). Для предотвращения доступа людей к плодам Древа жизни у входа в Эдемский сад был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт. 3:23, 24).

Жизнь после Эдема (Быт. 4:1-5:5)

Бытие Адама после изгнания из райского сада претерпело кардинальные изменения: он был обречён на существование, наполненное страданиями и тяжким трудом.

Отныне Адам пребывал в ожидании смерти, добывая пропитание на земле, которая более не приносила таких изобильных плодов, как в Эдемском саду (Быт. 3:18, 19).

Адам вступил в супружеские отношения с Евой, и она зачала и родила Каина[2].


Впоследствии Ева вновь зачала и произвела на свет второго сына Адама — Авеля (Быт. 4:1, 2). В возрасте 130 (230) лет у Адама родился третий сын — Сиф (Шет), который, являясь предком Ноя, стал одним из прародителей всего человечества; потомство других сыновей Адама погибло во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).

Пятая глава книги Бытия перечисляет ближайших потомков Адама: ветхозаветных патриархов от Адама до Ноя и продолжительность их жизни. Подобно всем патриархам допотопной эпохи, Адам прожил долгую по современным меркам жизнь. После рождения Сифа Адам прожил ещё 800 (700) лет, произвёл на свет других сыновей и дочерей (Быт. 5:1-4) и скончался, согласно библейскому повествованию, в возрасте 930 лет (Быт. 5:5).

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Бен Сира) (около 170 года до н. э.) причисляет Адама к величайшим библейским праведникам и возвышает его над остальными: «Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам» (Сир. 49:18).

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс - земной рай с грехопадением Адама и Евы.

Адам в священном тексте мусульман

В Коране, в отличие от Библии, не представлено последовательное повествование об Адаме. Упоминания о нём встречаются в различных сурах (главах) священной книги ислама.

По способу сотворения Адам в Коране сопоставляется с пророком Исой (Иисусом)[3]. Аллах, вдохнув жизнь в Адама, обучил его наименованиям всех сущностей и назначил своим наместником (халифа) на земле[4]. Ангелы, рассуждая о потомках Адама, вопрошали Всевышнего: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?». На что Аллах ответствовал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не ведаете».

Всевышний повелел ангелам преклониться перед человеком, символически признав его превосходство над всеми творениями Аллаха. Однако джинн по имени Иблис отказался повиноваться и «сбился с пути». В наказание за неповиновение Аллах низверг Иблиса с небес на землю.

Аллах поместил Адама в рай (джаннат). Из левого ребра спящего Адама Всевышний сотворил его супругу Хавву (араб. حواء‎ — источник жизни). В Коране её имя не упоминается, а говорится лишь о «супруге» Адама.

«Адам и Ева», персидская миниатюра, XVI век.

Всевышний предостерёг Адама и его жену: «О, Адам! Обитай ты и твоя супруга в раю и вкушайте там, что пожелаете, но не приближайтесь к этому древу, иначе окажетесь среди несправедливых». Однако Иблис обманул их, сказав: «Господь ваш запретил вам это древо лишь для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными».

После вкушения запретного плода «обнажились их срамные места, и они стали прикрывать себя райскими листьями». Аллах вопросил их: «Разве Я не запрещал вам это древо и не говорил вам, что шайтан для вас явный враг?». Супруги раскаялись, сказав: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся среди потерпевших урон».

Аллах принял покаяние Адама и наставил его на истинный путь. В наказание за ослушание Адам и его супруга были низвергнуты на землю, где им и их потомкам предстояло жить и трудиться.

Всевышний обещал изгнанному Адаму своё руководство и милость[4]. В суре «аль-Араф» («Ограды») после повествования об Адаме рефреном «О сыны Адама» вводится призыв веровать в Аллаха, не поддаваться козням шайтана, не оправдывать свои прегрешения и неверие поведением предков.

Хронология

В еврейской традиции момент сотворения Адама датируется 3761 годом до н. э.

Христианская традиция, основываясь на новозаветной генеалогии Иисуса от Адама (Лк. 3), предлагает множество вариантов этой даты. Согласно Византийской или Константинопольской эре, создание Адама произошло в 5508 или 5509 году до н. э.

Книга Юбилеев содержит следующую хронологию: Адам пребывал 40 дней в месте своего сотворения, затем был перемещён в Эдем. Адам и Ева провели в Эдеме 7 лет, искушение произошло на 17-й день второго месяца. Каин родился в 3-ю седмину 2-го юбилея (64-70 годы от Сотворения мира), Авель — в четвёртую седмину, в пятую — дочь Аван. Всего у Адама было двенадцать сыновей. Поскольку «тысяча лет как один день по небесному свидетельству», исполнилось предсказание Бога о смерти Адама в тот же день, когда он вкусит от древа познания[5].

В позднеантичный период возникла гипотеза о том, что колоссальная продолжительность жизни патриархов на самом деле означает, что 10 лет следует считать за год. Блаженный Августин не разделял это мнение. Также выдвигалась версия о лунных месяцах[6] (930 л. м. = 930 × 29,5 / 365,25 = 75,11 лет). Однако эта интерпретация противоречит ряду фактов, в частности, утверждению перед описанием Потопа в Пятикнижии: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).

«Сотворение Адама», мозаика собора Монреале, XII век

Семья Адама[7]

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит, которая улетела от него. Бог создал для Адама жену Еву из его ребра, и она родила Авеля, Каина и Сифа. Мусульманские источники называют сынов Хаввы Хабиль, Кабиль и Шис, иудейские — Ѓевель, Каин и Шет.

Источники по поводу дочерей Евы различаются: Книга Юбилеев называет Аван и Азуру, Книга Яшера — «двух сыновей и трёх дочерей». Епифаний Кипрский упоминает Саву, Азуру и Орею, святитель Димитрий Ростовский — Делвору и Асваму. Раввин Элиягу Эссас указывает, что у Адама и Хавы рождались только близнецы. Армянские историки называют 15 родов детей. Саид-афанди Чиркейский сообщает, что дети у Адама и Хавы рождались двойнями: мальчик и девочка.

Примечания

  1. Желтов М. С., Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Адам // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 280—283. — 752 с. — 40 000 экз..
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Толкование Библии — построчное толкование книг Ветхого Завета.
  3. Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, ГРВЛ, 1991. — 315 с. — 50 000 экз..
  4. 4,0 4,1 Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987—1988..
  5. Книга Юбилеев, главы 3—4 // Книга Еноха: Апокрифы. СПб, 2000. — С. 106—111..
  6. Лео Таксиль. «Забавная Библия», глава 3..
  7. Генеалогическое древо от Адама и Евы до Иисуса Христа..

Ссылки