Добролюбов, Николай Александрович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Николай Добролюбов
Портрет
Портрет
Имя при рождении Николай Александрович Добролюбов
Псевдонимы -бов; Н. Лайбов
Место рождения Нижний Новгород, Российская империя
Род деятельности литературный критик, публицист, поэт
Направление реализм
Язык произведений русский
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля1836, Нижний Новгород — 17 (29) ноября 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист. Представитель «революционной демократии». Самые известные псевдонимы Н-бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Биография

Семья Добролюбовых

Доходный дом и флигель усадьбы Добролюбовых. Арх. Кизеветтер

Николай Александрович родился в Нижнем Новгороде в семье священника Нижегородской Никольской Верхнепосадской церкви Александра Ивановича Добролюбова, умного и образованного человека, любившего книги и хорошо знавшего светскую литературу. Мельников-Печерский вспоминал об Александре Ивановиче:

Он был человек развитый, начитанный, образованный, любил светскую литературу и отличался высокой нравственностью, почему пользовался любовью и уважением не одних прихожан своих, но и всех вообщежителей Нижнего Новагорода. Честность, бескорыстие, доброта и редкое благодушие отличали этого достойного служителя алтаря[1]

Николай Добролюбов с отцом. 1854 г. Фото И. Ф. Александровского

Мать будущего литературного критика звали Зинаида Васильевна. Отец Добролюбова преподавал греческий, арифметику, историю и другие науки в Нижегородском духовном уездном училище. С 1841 по 1843 год он исполнял должность законоучителя училища для детей канцелярских служащих, а с 1843 года и до самой смерти был членом духовной консистории — органа епархиального управления. Александр Иванович совмещал несколько должностей, чтобы обеспечивать большую семью. В семье Добролюбовых было 10 детей: Николай, близнецы Антонина и Анна (1841), Екатерина (1843), Юлия (1846), Владимир (1849), Иван (1851), Елизавета (1854), двое умерли во младенчестве. В 1843 году было закончено строительство небольшой усадьбы на откосе Лыковой дамбы — трехэтажного дома с примыкающим к нему флигелем (сейчас Дом-музей Добролюбова)[2] Николай получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста, который впоследствии женился на его сестре. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению, составил каталог отцовской библиотеки. В тринадцати лет переводил Горация, начал записывать в тетрадь юношеские стихотворения. В 1847 году был принят сразу на последний курс четвёртого класса духовного училища. Училище окончил с высшим баллом по всем предметам и поступил в Нижегородскую духовную семинарию. 1850 году выпустил рукописный журнал «Ахинея». В конце 1852 года послал в журнал «Сын отечества» 12 стихотворений за подписью «Владимир Ленский» (не опубликованы).

Петербург

Летом 1853 года окончил духовную семинарию, уехал в Петербург для поступления в Духовную академию, а поступил в Главный педагогический институт. В сентябре — уволен из духовного звания. В педагогическом институте он доставал запрещённые цензурой книги, увлекался Герценом А. И., просиживал над его статьями целые ночи. В декабре 1854 года он пишет первое политическое стихотворение. В 1855 году начал выпускать нелегальную газету «Слухи». В ней он помещал свои стихи и заметки революционного содержания, например «Тайные общества в России 1817—1825», «Разврат Николая Павловича и его приближённых любимцев» и другие. Для работы над «Слухами» Добролюбов использовал материалы из своей тетради дневникового характера — «Закулисные тайны русской литературы и жизни». Также он пользовался нелегальными печатными источниками — произведениями лондонской типографии Герцена. Начинаются столкновения с администрацией института[3].

8 марта 1954 года при тяжёлых родах умерла его мать, а в августе внезапно от холеры скончался отец. После этого у Николая произошёл духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. После смерти отца в Нижний Новгород приехал лишь летом 1857 года. Он так долго не приезжал, потому что был стеснен в средствах и каждым летом старался заработать денег для сирот — братьев и сестёр. Ситуация была тяжёлая. Репетиторство стало главным источником его дохода вплоть до окончания института и официального прихода в редакцию «Современника». В 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи». В ней он помещал свои стихи и заметки революционного содержания, например «Тайные общества в России 1817—1825», «Разврат Николая Павловича и его приближённых любимцев» и другие. Для работы над «Слухами» Добролюбов использовал материалы из своей тетради дневникового характера — «Закулисные тайны русской литературы и жизни». Также он пользовался нелегальными печатными источниками — произведениями лондонской типографии Герцена[4].

Летом 1856 года Николай Добролюбов познакомился с Чернышевским и стал печататься в «Санкт-Петербургских ведомостях». Первый гонорар (100 рублей) получил за напечатанную в «Современнике» статью «Собеседник любителей российского слова», она вышла за подписью «Николай Александрович». Вскоре за ней последовали другие — так началось постоянное сотрудничество в журнале Некрасова, которое также стало приносить постоянный доход, позже превратившийся в основной. Добролюбов всегда подписывал свои произведения только псевдонимами, под его настоящим именем они вышли уже после смерти критика[5]

В «Современнике»

В 1857 году Добролюбов начал руководить критико-библиографическим отделом в «Современнике», в том же году блестяще окончил институт, золотую медаль из-за вольнодумства ему не дали[6]. В 1858 году он стал репетитором по русской словесности во втором кадетском корпусе, с 1859 года Добролюбов был организатором и основным автором «Свистка» — сатирического приложения к «Современнику», выходившего в 1859—1863 годы. Всего вышло девять номеров «Свистка», два последние — уже после смерти Николая Александровича. В каждом номере журнала появляются его статьи, рецензии, очерки. За 1858 год напечатал 75 статей и рецензий. Он рецензировал роман Тургенева «Накануне», роман Гончарова «Обломов», пьесу Островского «Гроза» и другие произведения современников. Чернышеский называл его самым сильным талантом в «Современнике» и отмечал, что «ещё в 1958 году Добролюбов имел преобладащее влияние в журнале». Статьи опубликованные в 1858—1861 годах в «Современнике» вошли в историю русской литературы и общественной мысли, принесли поэту российскую и мировую известность.

Чрезмерно интенсивная, напряжённая работа не могла не отразиться на здоровье Добролюбова — он заболел туберкулёзом. В мае 1860 года Николай Александрович срочно выезжает за границу для лечения обострившегося туберкулёза. Жил в Швейцарии, Германии, Франции, Италии, но лечение не помогло[7].

Смерть

Некрополь «Литераторские мостки»:

В июле 1861 года смертельно больной Добролюбов возвращается на Родину, где и умирает от туберкулёза 29 ноября 1861 года. Некролог о Добролюбове написал Н. Г. Чернышевский. Он опубликовал его в ноябрьском номере «Современника» за 1861 год[8]:

После изнурительной болезни он тихо скончался в 2 часа 15 минут утра 17 ноября. Ему было только 25 лет. Но уже 4 года он стоял во главе русской литературы, — [нет, не только русской литературы, — во главе всего развития русской мысли.] Для своей славы он сделал довольно. Для себя, ему, не за чем было жить дальше. Людям такого закала и таких стремлений жизнь не дает ничего, кроме жгучей скорби. Но невозградима его потеря для народа, любовью, к которому горел и так рано сгорел он. О, как он любил тебя, народ! До тебя, не доходило его слово, но когда ты будешь тем, чем хотел он тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша, лучший из сынов твоих.

Николай Александрович Добролюбов похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой Виссариона Григорьевича Белинского. Это была его последняя воля. С 1861 года эта часть Волковского кладбища стала популярным местом упокоения русских писателей и литературных критиков, получив название «Литераторские мостки». В настоящее время они являются одним из самых престижных в Санкт-Петербурге некрополей для выдающихся деятелей культуры и науки.

Личная жизнь

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Влюбился в одну из девушек из дома терпимости — Терезу Грюнвальд. Добролюбов посещал её и её подруг довольно долго, а потом решил, что девушку надо спасать. Он выкупил её у хозяйки заведения, снял квартиру, даже подумывал жениться. За три года их совместной жизни он посвятил ей немало стихов. Но не сложилось, с Терезой Добролюбов расстался, хотя до самой своей смерти помогал ей финансово. В Париже, Добролюбов вступил в связь с публичной женщиной Эмилией Телье. Их отношения продолжались примерно полтора месяца, а переписка — почти полгода. Также в 1860 году, находясь за границей, Добролюбов встретил итальянку по имени Ильдегонда Фиокка и искренне хотел на ней жениться [5]. Семья Ильдегонды готова была благословить этот брак, если бы молодожёны остались жить в Италии. Но услышав о болезни жениха, родители девушки категорически запретили играть свадьбу[9].

Творчество

Поэзия Добролюбова

Литературовед Александр Михайлович Еголин в статье «Добролюбов-поэт» (1956) рассмотрел творчество Н. А. Добролюбова. По мнению Еголина, великий русский критик был талантливым поэтом некрасовской школы. Стихи он начал писать ещё в детском возрасте. Подавляющая часть стихотворений Добролюбова при жизни критика не была опубликована. Это объяснялось их боевым революционным содержанием. В своих стихотворениях Добролюбов воспевал крестьян, убивавших помещиков, призывал к ликвидации самодержавного строя, мечтал о создании в России республики[10].

В поэзии Николая Добролюбова могут быть выделены следующие типы стихотворений[10]:

  • Автобиографические. Ранние стихи Добролюбова носят преимущественно биографический характер. Например, «Не в блеске и тепле природы обновлённой…», «Не обманут я страстной мечтой…», «Милый друг, я умираю…».
  • Политические. Произведения 19-20-летнего юноши носят ярко выраженный революционный характер. Их пафос — свержение самодержавия. Например, «На 50-летний юбилей его превосходительства Николая Ивановича Греча», «Дума при гробе Оленина», «Ода на смерть Николая I», «К Розенталю», «Газетная Россия», «Перед дворцом».
  • Сатирические. Они в большинстве своём печатались в «Свистке» (приложение к «Современнику») и являлись обычно составной частью публицистических выступлений Добролюбова. Например, «Презрев людей и мир и помолившись богу», «Рыцарь без страха и упрёка».

Литературные маски поэта

Николай Добролюбов создал три литературных маски для выступления в литературном приложении «Свисток»:

  • Конрад Лилиеншвагер — либерал, самодовольный поэт, из-за совершенных пустяков поднимающий шум в обществе.
  • Яков Хам — поэт-монархист, играющий в «австрийской литературе» ту роль, которую в России играли придворные одописцы XVIII века, писавшие главным образом стихи в честь государей-самодержцев.
  • Аполлон Капелькин — пародийный поэт, от имени которого Добролюбов обличал поэтов «чистого искусства» Майкова, Фета, Случевского.

От имени этих персонажей Добролюбов в «Свистке» создал целые поэтические циклы[10].

Педагогические труды

Педагогические труды Н. А. Добролюбова: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом…». Вместе с Чернышевским Добролюбов разработал учение о сущности педагогической сознательной дисциплины, сформулировал направления нового типа воспитания[11].

Литературно-критические статьи

В своих статьях Добролюбов выдвигал на первый план общественный момент в литературе и критике. С этой точки зрения он приветствовал каждое новое произведение русской литературы, тесно связанное с общественной жизнью и написанное в реалистических тонах. Некоторые из его работ, которые рассматриваются на уроках литературы: «Тёмное царство» (1859), «Когда же придёт настоящий день?» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Луч света в тёмном царстве» (1860).«Забитые люди» (последняя статья, в которой звучит стремление разбудить сознание угнетённого народа, поднять его на борьбу против власть имущих)[11].

Память

В Нижнем Новгороде расположен единственный музей известного критика ([12]); включает историко-литературную экспозицию в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, а также дом-музей во флигеле усадьбы Добролюбовых, где прошли детские и юношеские годы критика.

Памятники писателю установлены в следующих городах:

Также в Петрограде в 1918 году у Тучкова моста был установлен памятник работы скульптора Карла Зале[13] — он не сохранился, так как был сделан из непрочного материала.

В честь писателя названы:

В филателии

Примечания

  1. Добролюбов — разночинец между духом и плотью, 2017, стр.12.
  2. Добролюбов — разночинец между духом и плотью, 2017, стр.12-13.
  3. Добролюбов — разночинец между духом и плотью, 2017, стр.45-58.
  4. Добролюбов — разночинец между духом и плотью, 2017, стр.80-85.
  5. 5,0 5,1 Добролюбов — разночинец между духом и плотью, 2017, стр.95.
  6. 185-лет со дня рождения Н. А. Добролюбова. Научная библиотека. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  7. 185-лет со дня рождения Н. Г. Добролюбова. nvsu.ru. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  8. Чернышевский о Добролюбове. Некролог Н. А. Добролюбова. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  9. Толоконникова И. В. Неизвестный Добролюбов: Россия и Италия в жизни известного критика (рус.) // Концепт: философия, религия, культура : журнал. — 2023. — Т. 7. — ISSN 25441-8831.
  10. 10,0 10,1 10,2 Еголин А. М. Добролюбов - поэт (рус.) // История русской литературы. — 1956.
  11. 11,0 11,1 180-летию Н.А. Добролюбова. ibrary.kspu.ru. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  12. Музей Добролюбова, официальный сайт. Дата обращения: 4 ноября 2024.
  13. Луначарский А. В.Речь на открытии памятника Н. А. Добролюбову. Архивная копия от 30 августа 2021 на Wayback Machine «Петроградская правда», № 236, 27 октября 1918.
  14. Их именами названы улицы Орла. Дата обращения: 4 ноября 2024.

Литература

Ссылки