Фет, Афанасий Афанасьевич

Материал из «Знание.Вики»
Афанасий Афанасьевич Фет
Портрет работы И. Е. Репина (1882)
Портрет работы И. Е. Репина (1882)
Имя при рождении Афанасий Афанасьевич Шеншин
Дата рождения 23 ноября (5 декабря) 1820(1820-12-05)
Место рождения усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния, Российская империя
Дата смерти 21 ноября (3 декабря) 1892(1892-12-03) (71 год)
Место смерти Москва, Российская империя
Подданство  Российская империя (1820—1834; 1873—1892)
Flagge Großherzogtum Hessen ohne Wappen.svg Гессен-Дармштадт (1834—1873)
Род деятельности поэт-лирик, переводчик
Годы творчества 18391892
Направление классицизм
Жанр поэзия
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Афана́сий Афана́сьевич Фет (при рождении Шенши́н; 23 ноября (5 декабря1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, прозаик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1886). Лауреат полной Пушкинской премии Императорской Академии наук (1884).

Биография

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии[1]. Спустя неделю после рождения — 30 ноября (12 декабря) — поэт был крещен по православному обряду в Успенской церкви села Ядрино. Крестным отцом выступил дядя — Пётр Шеншин.

Происхождение

Отец будущего поэта, ротмистр в отставке, Афанасий Неофитович Шеншин принадлежал к старинному и богатому роду Шеншиных, которые владели почти половиной всего Мценского уезда[2]. Он был богатым помещиком, жил в своём имении, благодаря этому поэт вырос под влиянием помещичьего быта.

Отец поэта, находясь на лечении в Германии, в 1819 году женился на Шарлотте Фёт, урождённой Беккер. Фамилия Фёт осталась у неё от первого мужа Иоганна Фёта, с которым она была в разводе. Оставив дочь с бывшим мужем, Шарлотта с 44-х летним русским помещиком отправилась в Россию, и через два года обвенчалась с ним уже по православным канонам. Хотя она уверяла, что обвенчалась с Шеншиным ещё в Германии по лютеранскому обряду.

Существует и другая версия, согласно которой Афанасий Неофитович вернулся после лечения из Германии с Шарлотте Фёт, ещё состоявшей на тот момент в браке с первым мужем Иоганном Фётом. Женщина якобы уже была беременна будущим поэтом Афанасием Афанасиевичем, который родился в России — в вышеуказанном имении Новоселки. Венчание Шарлотты (в православии Елизаветы) и Афанасия Неофитовича состоялось лишь спустя два года после рождения сына, поскольку брак матери с первым мужем был расторгнут только в декабре 1821 года[3].

Тем не менее до 14 лет Афанасий Афанасьевич носил фамилию своего отца Шеншин. Как выяснилось позже, брак Шеншина с Шарлоттой Фёт был незаконным в России, поскольку они обвенчались после рождения сына, что православная церковь категорически не принимала. Из-за этого юношу лишили привилегий потомственного дворянина[4]. Ему пришлось носить фамилию первого мужа матери — Иоганна Фёта. В документах стал обозначаться как «иностранец» Фёт. Он превратился в разночинца-иностранца Афанасия Фета, которому удалось получить русское подданство только в 1846 году. Это глубоко ранило впечатлительного подростка, который всю оставшуюся жизнь переживал двусмысленность своего положения[3]. В начале 1840-х годов фамилия поэта была изменена на Фет.

Годы учёбы

Первое образование Афанасий получил на дому. В основном грамоту и азбуку преподавали ему не профессиональные педагоги, а домашняя прислуга: камердинеры, повара, дворовые, семинаристы. Но больше всего знаний Фет впитал из окружающей природы, крестьянского уклада и сельского быта. Он любил общаться с горничными, которые рассказывали впечатлительному мальчику сказки и предания.

Опасаясь того, что сына могли забрать из семьи и отправить в Германию, а также, чтобы избежать скандала, Афанасий Шеншин отвез его в небольшой городок Верро в Лифляндской губернии (ныне — город Выру в Эстонии). Здесь он устраивает сына в частный немецкий пансион Крюммера[5]. Кроме того, Шеншин-старший уговорил семейство Фётов признать Афанасия своим внуком, дабы уберечь его от государственного преследования. Предполагаемый биологический отец Иоганн Фёт умер в 1926 году и не признал сына своим[3].

Во время учёбы в немецкой школе-пансионате Крюммера Афанасий начал писать стихи, его заинтересовала классическая филологии. Именно в эти годы он полюбил стихи Александра Пушкина.

В 1837 году юный Фет переезжает в Москву, где жил и продолжил обучение в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина, готовясь к поступлению в университет. В 1838 году Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешёл на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета, который окончил в 1844 году[6].

Во время учёбы он пишет стихи, которые одобрительно приняли его сокурсники. Молодой человек решает показать их своему наставнику профессору М. Погодину, а тот показал их писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Вскоре Погодин передал отзыв именитого классика: «Гоголь сказал, это несомненное дарование»[7].

Одобряли его стихи и друзья — переводчик Иринарх Введенский и поэт Аполлон Григорьев, к которому поэт переехал из дома Погодина. Фет вспоминал, что «дом Григорьевых был истинной колыбелью моего умственного я»[8]. Здесь собирался кружок студентов, куда, в частности, входили будущий поэт Полонский, будущий историк С. М. Соловьёв (отец и философа и поэта Владимира Соловьёва). Два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.»[6].

Сборник был составлен из баллад, элегий, в него вошли также идиллии и эпитафии. Первый же сборник Фета получил одобрение уже таких признанных критиков как Виссарион Белинский, Пётр Кудрявцев. Также хорошо отозвался о стихах и поэт Евгений Баратынский. Отзывы, в частности Белинского, отметившего в обзоре «Русская литература в 1843 году»: «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», были путёвкой в литературу для начинающего поэта[3]. Фет начинает усиленно печатать свои стихотворения — и в погодинском «Москвитянине» и в «Отечественных записках»[6]. В последнем за год вышло 85 стихотворений Фета.

Военная служба

Несомненно, радость творчества и литературный успех во многом приносили утешение его раненной гордости, но полностью укротить владеющую им идею — вернуть то, что у него отобрали — они не смогли. Мысль вернуть дворянский титул не покидала Афанасия Фета, и он решил поступить на военную службу: офицерский чин давал право на потомственное дворянство. Во имя поставленной цели Фет круто ломает свой жизненный путь — покидает Москву и ту живительную, высокоинтеллектуальную атмосферу, которая сложилась в кружке Григорьева. В 1845 году его приняли унтер-офицером в Орденский кирасирский полк в Херсонской губернии. Через год Фета произвели в корнеты[9].

В своих воспоминаниях он рассказывал, в каких тяжёлых условиях — полностью оторванной от привычной среды, литературной жизни, новых книг, журналов, к тому же на грани нищеты, он оказался. Во имя поставленной перед собой цели он терпит все лишения восемь лет. Однако за несколько месяцев до получения первого офицерского звания, был издан указ, согласно которому, чтобы получить наследственные дворянские права, надо было иметь более высокий чин — майора[3].

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на всё его творчество. Мария Лазич была девушкой талантливой и образованной, горячей поклонницей его поэзии. Она искренне была привязана к поэту. Но они оба были бедны, и по этой причине Фет не решился связать свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич умерла во время пожара при странных обстоятельствах. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, оставившей глубокий след в его стихах[10].

До дворянства Фет не дослужился, но обстоятельства стали складываться для него более благоприятно. В 1853 году ему удалось добиться перевода в гвардейский лейб-уланский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга, куда он получил возможность часто отлучаться[9].

В 1850 году вышел давно прошедший цензуру, но три года пролежавший без движения второй сборник стихотворений Фета, который получил одобрительную критику во всех крупных российских журналах[6].

В 1854 году в Санкт-Петербурге поэт вошёл в литературный круг «Современника», где познакомился с писателями Н. Некрасовым, И. Гончаровым и И. С. Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным[11]. Позднее подружился со Львом Толстым. Этой длительной дружбой дорожили оба[12].

И. С. Тургенев стал горячим пропагандистом поэзии Фета и вместе с критиками В. П. Боткиным и А. В. Дружининым приступил к подготовке нового издания стихов поэта, в основу которого был положен основательно переработанный под руководством Тургенева, сокращённый почти наполовину сборник 1850 года.

Выходу этого сборника в 1856 году предшествовала рецензия Некрасова, дававшего его автору столь же высокую оценку, как и стихам Тютчева, который поставил его сразу после Пушкина. Воодушевлённый успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Также переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.

Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет.

Н. А. Некрасов[13]

«Чистое хозяйство»

Афанасий Фет в 1860-х годах

7 января 1858 года А. А. Фет вышел в отставку с производством в чин гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. За службу награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1852) и Св. Анны 2-й степени (1885), бронзовой памятной медалью за участие в Крымской войне.

В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина — Марии, наследнице богатого купеческого рода. В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку, так и не добившись дворянства. Супруги сначала поселились в Москве. Вначале, проявляя присущую ему работоспособность, Фет ещё более энергично занимается литературной деятельностью, но часто это идёт в ущерб качеству его творчества. Скоро на этом пути его ожидает более чем прохладное отношение и со стороны критиков, и со стороны читателей. Он сам вынужден признаться, что у него отсутствует драматический и эпический талант. Сделанный им и опубликованный перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» вызвал детальный, но иронический и суровый разбор в статье М. Лавренского «Шекспир в переводе А. Фета» (статью ошибочно приписывали Добролюбову, но его редакционное участие в ней, возможно, имело место, о чём, видимо, знал и Фет): «в нём нет Шекспира ни признака малейшего»[14].

В 1857 году Фет приобрел дом на Малой Полянке (дом не сохранился), где он с супругой проживал до 1861 года. В одной из квартир жил И. С. Тургенев. Фет тут устраивал музыкальные вечера, который посещал Лев Толстой.

В 1860 году Фет купил имение Степановка в Мценском уезде (ранее располагалось возле деревни Никуличи, не сохранилось до наших дней) и обосновался там, ведя помещичью жизнь. Он приобрел покупает 200 десятин черноземной пахотной земли и недостроенный господский дом (одноэтажное деревянное строение из семи комнат с кухней). Это решение поэта стало полной неожиданностью для его друзей и близких, а современники сочли его загадочным и странным[15].

Фет приобрел имение в августе и до наступления зимы возвел контору для приказчика, помещение для личной прислуги, молотильный сарай, ледник; вырыл пруд, погреб и картофельную яму. Для него важным было выстраивание отношение с наемными рабочими.

Там, где нет дружбы, признательности и т. п., отношения должны основываться на справедливости. А в деле обязательств справедливость состоит в добросовестном их исполнении. Нанимая рабочего, я обязуюсь его тепло поместить, сытно кормить здоровою пищей, не требовать работ свыше условия и исправно платить заработки. Кроме этого, мне хотелось, чтобы они чувствовали, что я дорожу их благосостоянием

А. А. Фет[15]

Степановке Фет посвятил 17 лет жизни. Благодаря последовательности, сильной воле, трудолюбию, присущим фетовскому характеру, он сумел превратить имение в образцовое хозяйство. Фет полностью отдал себя сельским заботам и домашнему хозяйству. Он выращивал зерновые культуры, держал домашний скот, птицу, разводил пчёл и рыбу (для этого и был вырыт пруд), занимался разведением лошадей (им был запущен проект конного завода). Всего за несколько лет Фет сумел добиться текущей чистой прибыли от Степановки в размере 5—6 тысяч рублей в год. Эти средства являлись главным доходом семьи поэта[16].

Немаловажно отметить, что Фет прибегает к вольнонаемному труду, новому, на тот момент ещё никем не опробованному явлению. На этой основе были выполнялись стройка, рытье пруда, уборка урожая, молотьба. Очень скоро здесь появились конный завод, мельницы, молотилки, овины, конюшни. И спустя всего несколько лет в Степановке отдыхают друзья и родственники поэта. Однако Фет практически не пишет стихи, свое время уделяет переводу римских классиков и выступает в периодической печати со статьями на сельскохозяйственные темы[15].

Так, в 1862 году в журнале «Русский вестник» Каткова стали появляться статьи Фета о «земледельческом деле», непосредственно связанные с его новыми сельскохозяйственными занятиями. Они были написаны с точки зрения интересов нового помещика-буржуа пореформенного времени: «Заметки о вольнонаёмном труде», «Из деревни», «По вопросу о найме рабочих» и другие. Сам Фет же назвал их иначе — «Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство»[15]. Корыстно-помещичий характер этих статей вызвал взрыв негодования у общественности.

Поэзия и проза Фета являются художественными антиподами. Сам автор настойчиво их разграничивал, полагая, что проза — язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Поэт Фет — романтик, прозаик Фет — реалист, как будто два разных человека. Возможно поэтому выпущенный поэтом в 1863 году в издательстве К. Т. Солдатенкова двухтомный сборник его стихотворений демократическая критика приняла в штыки. Несмотря на небольшой тираж, сборник не был до конца распродан. Одни критики встретили книгу радостно, отмечая «прекрасный лирический талант» автора, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями[17].

Сам автор как бы подводил черту под своим литературным творчеством, почти полностью прекратив писать стихи. Он занимался хозяйством, периодически выступая в качестве публициста-консерватора. Однако в новом для себя деле хозяина-помещика он проявил практическую сметку, приведя запущенный хутор в образцовое хозяйство с оборотом в 5-6 тысяч рублей в год. Показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору. Выручка от имения была основным источником дохода семьи Фет.

Среди соседей-помещиков Фет становится всё более уважаемым лицом, он был выбран в 1867 году мировым судьёй. Он занимался разрешением конфликтов между помещиками и крестьянами. В этой почётной должности он оставался одиннадцать лет[18].

Новое общественное положение открывало ему возможность осуществить главную цель его жизни — вернуть утраченную фамилию и связанные с этим наследственные права. В 1873 году Фет обратился с прошением на высочайшее имя о восстановлении в сыновних и всех связанных с этим правах. После сорока лет непрестанных помыслов, настойчивых трудов и усилий поставленная цель была им достигнута. 26 декабря 1873 года Фет был восстановлен во всех своих правах. Вновь приобретённой фамилией он пользовался, подписывая письма друзьям и знакомым, а стихи продолжал подписывать как Фет[4]. На это сразу же отреагировал Тургенев: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию»[19].

Воробьевка

Фет в Воробьёвке (1890)

В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное поместье в селе Воробьёвка в Щигровском уезде Курской губернии, где провёл остаток жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. На территории поместья на берегу реки Тускарь стоял господский дом с вековым парком в 18 десятин. Также за рекой находилось село с пашнями и 270 десятин леса в трёх верстах от дома. Здесь Фет также много занимается хозяйственными вопросами, постоянно объезжая свои владения на запряженном в небольшую повозку осле по кличке Некрасов[20]. В качестве богатого помещика Фет много занимается благотворительной деятельностью: помогает близким, организовывает в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, помогает соседним крестьянам. Хозяйством он больше не занимается. Завёл секретаршу, которой диктует переводы, письма и мемуары. У него случаются сильные приступы астмы[17].

В 1881 году Афанасий Фет приобрел особняк Карауловых на Плющихе в Москве (до наших дней не сохранился). Отныне зимнее время он проводил в Москве, остальное — в Воробьевке. В этот же вышел в свет перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра. Зиму Фет проводил в общении с родственниками жены, купцами-меценатами, навещал Толстых. Дважды в год давал обеды с большим осетром или стерлядью[17].

Без Афанасия Фета трудно представить литературную жизнь Москвы того времени. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Помимо замечательного художественного таланта, Фет вообще был незаурядной личностью, богато одарённой натурой. По словам близко знавших его современников, он был прекрасным рассказчиком, был остроумен. О блеске, силе, остроте и глубине его ума свидетельствуют и его критические статьи, и его художественная проза. Недаром общением с ним дорожили выдающиеся умы того времени, в частности, Лев Толстой. Долгой дружбой отмечены отношения с А. Григорьевым и И. С. Тургеневым. На музыкальных и литературных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва. К его поэзии обращались и Чайковский, и Рахманинов, и Римский-Корсаков, и многие другие композиторы.

Фет, в лучшие свои минуты, выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.

П. И. Чайковский[21]

Множество стихов Фета переложены на музыку, романсы на стихи поэта завоевали широкую популярность. Наиболее значительны произведения П. И. Чайковского (пять романсов, среди них — «Певице» — «Уноси моё сердце в звенящую даль…»), С. Рахманинова (четыре романса), М. Балакирева («Я пришёл к тебе с приветом…», примечательно, что к этим стихам обращались и другие композиторы), Римского-Корсакова («В царстве розы и вина…», "Свеж и душист твой роскошный венок…) и других композиторов не только прошлого века, но и современных. Наиболее известный из романсов «На заре ты её не буди…» в 1842 году сочинил русский композитор, музыкант и певец Александр Варламов. В том же году, вдохновившись творчеством поэта, Варламов создал ещё два романса на его стихи: «Зная я, что ты, малютка…» и «Не отходи от меня»[22].

Характерно, что в эти годы, когда его творчество получило широкое признание, и достигнуто материальное благополучие, у поэта прорываются чувства тоски и недовольства собой, в письмах он жалуется на одиночество. Единственную отдушину Фет находит в поэзии и переводческой деятельности.

Последние годы жизни. «Вечерние огни»

Несмотря на то, что на помещика Шеншина легло много новых забот, он не забросил литературу.

В феврале 1882 года в «Русском Вестнике» вышла статья Фета «Наши корни», в которой он подверг критике крестьянскую реформу 1861 года. Поддержал крепостной строй при общности интересов дворян и крестьян, и богатого крестьянина-собственника[17].

В 1883 году, после 20-летнего перерыва, вышла новая поэтическая книга поэта — «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих». «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», — говорил он.

«Когда я стал перечитывать эти три пьески [„Отошедшей“, „Смерть“, „Alter ego“] — меня ужасно поразила и связь их, и та страшная унылость, которая скрыта под этою энергическою, яркою речью. Бедный Фет!.. Один везде, и в своей великолепной Воробьевке!».

Из письма Николая Страхова Льву Толстому​, 1879 год[11].

Известность фетовских «Вечерних огней» ограничивалась лишь небольшим кругом друзей, к которым принадлежали, правда, такие профессиональные читатели и почитатели его таланта, как Лев Толстой, Владимир Соловьёв, Страхов, Полонский, Алексей Толстой, Пётр Чайковский. Это не могло не вызвать в нём, как в любом писателе, чувства глубокой горечи и печали. Это звучит и в его стихах "На пятидесятилетие музы (особенно в первом из них: «Нас отпевают…»), и в небольшом предисловии к IV выпуску «Вечерних огней», в котором, несмотря на демонстративное равнодушие к массовому читателю, чётко слышатся грустные нотки. Под этим же очень ёмким, точным и поэтичным названием он опубликовал в 1885, 1888 и 1891 годах ещё три сборника — выпуска — новых стихов; готовил ещё пятый выпуск, который издать не успел. Конечно, заглавие говорило само за себя: о вечере жизни, о её закате. Но «вечерний» день Фета оказался необычным, единственным в своём роде. В стихах, которые поэт написал уже, можно сказать, в преклонном возрасте, он не только не потерял свежесть и юношескую силу своего поэтического таланта, но и достиг своего высшего расцвета.

В 1880-е Фет выпустил переводы с объяснениями сочинений Горация (1883), стихотворения Катулла (1886), сатиры Ювенала (1885), элегии Тибулла (1886), «Метаморфозы» Овидия (1887), «Энеида» Вергилия (1888) и др. Также переводил философские трактаты Артура Шопенгауэра (в том числе «Мир как воля и представление», 1881), сочинения Иоганна Вольфганга Гёте (в том числе «Фауст», 1882—1883), отдельные произведения Генриха Гейне, Фридриха Шиллера, Джорджа Байрона[9].

В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали её членом-корреспондентом. В 1888 году Фета лично представили императору Александру III и присвоили звание камергера[9].

В январе 1889-го года в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета.

Ещё в Степановке Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где он рассказывает о своём помещичьем быте. Мемуары охватывают период с 1848 по 1889 год. Книга в двух томах была опубликована в 1890 году.

3 декабря 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет скончался от сердечного приступа. Известно, что он пытался совершить самоубийство, для чего использовал «разрезальный» нож для писем[23][24].

Афанасия Фета похоронили в селе Клеймёново, родовом имении Шеншиных.

Уже после смерти поэта, в 1893 году, вышел последний том мемуаров «Ранние годы моей жизни». Также при жизни не был опубликован том, завершающий цикл стихотворений «Вечерние огни».

Произведения для этой поэтической книги вошли в двухтомник «Лирические стихотворения», который в 1894 году издали Николай Страхов и великий князь Константин Романов.

Творчество

Родоначальник и апологет «чистого искусства»

Восторженные отклики критиков-эстетов Дружинина и Боткина поставили поэзию Фета во главе нового направления в литературе, сделали её знаменем «чистого искусства». Эстетическая концепция «Искусство ради искусства» была сформулирована в середине XIX века как реакция на тенденцию материализма в литературе. Она составила оппозицию натуральной школе Белинского, провозглашавшей критическое отношение к окружающему миру и внимание к социально-значимой тематике. А. А. Фет, родоначальник и апологет «чистого» искусства, утверждал самоценность художественного слова и проповедовал независимость искусства от политики, идеологии, от злободневных тем. Он считал высшей целью искусства создание красоты и говорил о неуместности нравственных и социальных наставлений в поэзии. В своём творчестве Фет придерживался с воинствующим эстетизмом своих убеждений. Он был настоящим импрессионистом русской лирики, чувствовавшим и запечатлевшим красоту природы в её самых светлых и жизнерадостных красках. Яркое тому подтверждение стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…», написанное в 1843 году и сразу опубликованное в «Отечественных записках»[25]:

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Сам он называл это качество поэтической зоркостью и ставил на первое место в литературном таланте. Образность «чистой» поэзии ассоциативна: она отталкивается от художественного восприятия увиденного, а не от его умственного переосмысления. Описание природы и описание душевных колебаний автора не противопоставлены друг другу. Любование природой, ядро пейзажной лирики, — это не только внешний слой, который нужен для обрамления сюжета, но и эталон, по которому оцениваются и сопоставляются духовный и материальный миры. За этим первым слоем чаще всего скрывается эстетико-философская концепция автора, проповедующего красоту и гармонию. Так детали описания природы сливаются с чувствами автора, к которым зачастую добавляется и третья сторона замысла — любовная, которая расширяет пространство для творчества. Огромный потенциал этой глубоко личной темы усиливает эмоциональность, вводя в неё страдание, сожаление, ностальгию, нежность, — словом, весь спектр человеческих переживаний. Интересен и способ фиксирования этих состояний: заметное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, перечисление, обращение «в пустоту». Особенно примечательно в этом отношение стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Характерной чертой «чистой» поэзии являлась музыкальность стихов. Особое поэтическое содержание, единое возвышенное настроение и определённые приёмы придают стихам певучесть, благодаря которой многие из них были увековечены в романсах.

Такая чрезвычайная романтичность лирики Фета вызывала ироническую насмешку у радикально настроенных современников. Они обвиняли поэта в том, что он не пишет об актуальных темах, в том, что его поэзия нереально возвышенна. Больше всех его пытается задеть поэт-сатирик Дмитрий Минаев, посвятивший ему цикл стихотворных пародий «Лирические песни с гражданским отливом» и много других стихов, опубликованных в разных журналах. «В тихую звёздную ночь» у Минаева оказываются сладки не «уста красоты», а «в сметане грибы»; «шепот, робкое дыханье, трели соловья» у него превращаются в «топот, радостное ржанье, эскадрон». Минаев не обходит также стороной и разительный контраст между помещичьей жизнью Фета и его лирикой[26]:

Летний вечер догорает
В избах огоньки,
Майский воздух холодает -
Спите, мужички!
Этой ночью благовонной,
Не смыкая глаз,
Я придумал штраф законный
Наложить на вас.

Шутки прекратились, когда в 80-х годах агрессивная борьба консерваторов и демократов закончилась провалом народнических течений, что повлекло за собой разочарование, равнодушие, отсутствие идей. Интерес к гражданской лирике значительно ослаб. Тогда-то явление «чистого» искусства, переживавшее несколько десятков лет упадок популярности, вновь вернулось в литературу. Оказалось, что единственный способ защититься от безысходности внешнего мира — это сосредоточиться на собственных переживаниях, с головой уйти в самосозерцание.

Однако такая позиция вовсе не означала, что Фета не волновали насущные проблемы. Ради дворянского титула Фет восемь лет жизни посвятил военной службе, а потом превратился в помещика.

Современники о Фете

С удивлением друг Афанасия Фета поэт Яков Полонский отмечал резкое отличие Шеншина в быту, каким он был известен окружающим, от его лирических стихов. «Что ты за существо — не понимаю, …откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношественно-благоговейные стихотворения?. Какой Шопенгауэр, да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или тот психический процесс такого лирического настроения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый, и нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури; и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из её воплощений…», — писал Фету незадолго до его смерти Полонский[27].

Михаил Салтыков-Щедрин отнёс Афанасия Фета к числу второстепенных русских поэтов, среди которых ему принадлежит одно из видных мест: «Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия, благодаря услужливым композиторам, которые, впрочем, всегда выбирали пьески наименее удавшиеся, как, например, „На заре ты её не буди“ и „Не отходи от меня“. Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которою поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долею второстепенного поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен»[20][19].

Интересные факты

  • Афанасий Фет занимался благотворительностью. Так, в 1868 году в Москве в помещении Артистического кружка им были организованы литературные чтения, вырученные средства от которых направлялись в пользу голодающих Мценского уезда Орловской губернии. Мероприятие прошло при участии Александра Островского, Алексея Писемского, актёров и любителей классической литературы[28].
  • В стихотворении «Шепот, робкое дыхание…» поэт не употребил ни одного глагола[28].
  • Родственники Афанасия Фета являлись пациентами психиатрической больницы, а сам поэт опасался психических заболеваний и панически боялся оказаться в психбольнице[28].
  • В честь Афанасия Фета был назван борт VP-BEO «Аэрофлота» модели «Airbus A320-214»[28].
  • За первые 20 лет творческого пути Фета были проданы менее 1000 книг[28].

Примечания

  1. Российское историческое общество — Ровно 200 лет назад, 5 декабря 1820 года, родился поэт Афанасий Фет
  2. Н. М. Чернов. Тургенев и Фет среди Шеншиных. Turgenev.org.ru. Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 25 ноября 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 «Жизнь моя – самый сложный роман»: к 200-летнему юбилею со дня рождения А.А. Фета. Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета (10 ноября 2023). Дата обращения: 10 ноября 2023.
  4. 4,0 4,1 Страхов Н. Н. А. А. Фет. Биографический очерк // Полное собрание стихотворений А. А. Фета. — СПб.: т-во А. Ф. Маркс, 1912.
  5. Е. П. Дерябина. Лифляндский период жизни А. А. Фета // Вестник Новгородского государственного университета : журнал. — 2009. — № 51. — С. 55—57. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Биография Афанасия Фета. РИА «Новости» (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  7. Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЮБИЛЕЙ. Афанасий Фет: 200 лет со дня рождения
  8. Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева — «Колыбель моего умственного я…»
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Фет, Афанасий Афанасьевич. ТАСС (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  10. История любви Афанасия Фета и его музы. «Российская газета» (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  11. 11,0 11,1 Афанасий Фет. Культура.РФ (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  12. К ИСТОРИИ ЗНАКОМСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО С А. А. ФЕТОМ
  13. Челябинская областная универсальная научная библиотека — Афанасий Фет
  14. Бескрайние владения души. К 130-летию со дня смерти Фета. Сноб (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 «Афанасий Фет и лирическое хозяйство». Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  16. Иван Кузнецов. Девелопер Афанасий Фет // Коммерсантъ — Деньги. — 2017. — 26 апреля (№ 17). Архивировано 27 июля 2022 года.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Фет Афанасий Афанасьевич. Моя Москва (12 ноября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  18. Федор Телегин, председатель Орловского областного суда. Мировой судья Афанасий Фет. «Орел-регион»: информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области (17 марта 2014). Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 4 апреля 2022 года.
  19. 19,0 19,1 «Лирическое хозяйство» Афанасия Фета. Журнал «Родина» (11 ноября 2023). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  20. 20,0 20,1 Все, что вы не знали об Афанасии Фете. Эксмо (12 ноября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  21. Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова - «Не просто поэт...»
  22. Orient — В Ашхабаде прозвучали романсы на стихи Афанасия Фета
  23. Кудрявцева Е. В. Воспоминания о последних днях жизни и о смерти А. А. Фета-Шеншина. Дата обращения: 17 декабря 2018. Архивировано 18 декабря 2018 года.
  24. А. Ф. Лосев в своей книге «Владимир Соловьёв» (Молодая гвардия, 2009. — С. 75) пишет о самоубийстве Фета, ссылаясь на работы В. С. Федины (А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике. — Пг., 1915. — С. 47—53.) и Д. Д. Благого (Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981. — С. 630.)
  25. «Поэзия Афанасия Фета как канон „чистого“ искусства. Противостояние современности»
  26. Дмитрий Минаев: от дворовых нет поклона
  27. Д. Благой. Афанасий Фет - поэт и человек. Lib.Ru (27 ноября 2023). Дата обращения: 27 ноября 2023.
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 Афанасий Афанасьевич Фет. ОНЛАЙН.БИБЛИОГОРОД (12 ноября 2023). Дата обращения: 7 декабря 2019.