Метаморфозы (Овидий)
«Метаморфозы» | |
---|---|
Метаморфозы | |
Жанр | Поэма |
Автор | Овидий |
Язык оригинала | латынь |
Дата написания | 2 — 8 год до н. э. |
«Метаморфо́зы» (лат. Metamorphoses, букв. — «превращения») — эпическая поэма, известная мифами о превращении обычных смертных в мифических существ и неодушевлённые предметы. Поэма состоит из 15 книг, объединяющих в цельную картину 250 мифов о превращениях[1]. Автор поэмы — Публий Овидий Назон. Он соединил мифы в циклы, выявил сходства в персонажах и местах действия, создал связующие элементы между разными мифами.
Поэма начинается с рассказа о творении мира из хаоса и заканчивается философскими размышлениями Пифагора, которые подчёркивают вечную переменчивость и преобразования в природе. Овидий также призывает отказаться от употребления мяса живых существ, подталкивая читателей к размышлениям об отношении к природе[2].
Содержание
В каждой из книг мифы представлены в стихах. Структура книги следующая: номер книги, название мифа, номера стихов. Все книги последовательно отражают античную мифологическую картину мира.
Книга | Содержание | Мифы | Стихи |
---|---|---|---|
I | Книга начинается с обращения автора к богам. Вселенная состоит только из хаоса, но позже один бог создаёт человека. Выделяются 4 эпохи людей.
Случается великий потоп, после которого единственные два человека — Девкалион и Пирра — заселяют землю. Дафна и Ио страдают из-за богов[3]. |
Хаос | 5 — 20 |
Возникновение мира | 21 — 88 | ||
Золотой век | 89 — 112 | ||
Серебряный век, переход власти от Сатурна к Юпитеру | 113 — 124 | ||
Медный и железный век | 125 — 162 | ||
Совет богов | 163 — 208 | ||
Ликаон | 209 — 243 | ||
Всемирный потоп | 260 — 316 | ||
Девкалион и Пирра | 317 — 415 | ||
Возникновение животных, Пифон | 415 — 451 | ||
Дафна | 452 — 567, 568—667 | ||
Арг, Пан и Сиринга | 668 — 723 | ||
Ио | 724 — 747 | ||
Фаэтон | 748 — 779 | ||
II | Фаэтон гибнет из-за своей гордости. Юпитер нападает на Каллисто, поэтому Аполлон в наказание делает ворона чёрным. Дочь кентавра Хирона, Окирхо, превращается в коня. Меркурий наказывает человека по имени Баттус за предательство, а после влюбляется в женщину Герсу. Сестра Герсы, Аглаурос, ревнует Меркурия, за что он превращает её в камень. Юпитер похищает Европу[4]. | Фаэтон | 1 — 339 |
Гелиады | 340 — 366 | ||
Кикн | 340—366 | ||
Солнце (Гелиос) | 381—400 | ||
Каллисто | 401—530 | ||
Коронида, дочери Кекропа | 531—632 | ||
Окироннея | 633—675 | ||
Батт | 676—707 | ||
Аглавра | 708—832 | ||
Европа | 833—875 | ||
III | Брат Европы, Кадм, обосновывается в Беотии. Актеон, его внук, умирает после оскорбления богини Дианы. Жена Юпитера Юнона принуждает Юпитера лишить жизни свою беременную возлюбленную Семелу, однако Юпитер спасает сына Семелы, который станет богом Вакхом. Юнона и Юпитер просят совета у Тиресия, пророка. Нимфа Эхо влюбляется в Нарцисса. Пенфей, внук Кадма, умирает после того, как высказал своё презрение к богу Вакху[4]. | Кадм | 1 — 137 |
Актеон | 138 — 252 | ||
Семела | 253 — 315 | ||
Тиресий | 316 — 338 | ||
Эхо | 339 — 401 | ||
Нарцисс | 402 — 510 | ||
Пенфей | 511 — 576 | ||
Вакх, тирренские пираты | 557 — 700 | ||
гибель Пенфея | 701 — 733 | ||
IV | Дочери царя Миния рассказывают истории о Пираме и Фисбе, которые были влюблены друг в друга; о Солнце и его любви к Левкотее; о нимфе Салмасисе.
Юнона заставляет фурий убить сестру Семелы Атамас и её мужа Ино, последнего человека из рода Кадма. Сам Кадм оставляет Фивы и превращается в змею. Персей спасает царевну Андромеду и рассказывает историю победы над горгоной Медузой[3]. |
Дочери Миния | 1 — 54 |
Пирам и Фисба | 55 — 166 | ||
Марс и Венера | 167 — 189 | ||
Левкотея | 190 — 255 | ||
Клития | 256 — 270 | ||
Салмакида и Гермафродит | 271 — 388 | ||
дочери Миния | 389 — 415 | ||
Ино и Атамант | 416 — 542 | ||
спутницы Ино | 543 — 562 | ||
Кадм и Гармония | 563 — 603 | ||
Персей и Атлант | 604 — 662 | ||
Персей и Андромеда | 663 — 752 | ||
свадьба Персея, Персей и женихи | 753 — 803 | ||
V | На свадебном пиру Персея случается великая битва. Богиня Минерва навещает муз, и муза Урания рассказывает ей, как муза Каллиопа одержала победу над смертным в музыкальном противостоянии. Каллиопа поёт о дочери богини Цереры Прозерпине, которую украл бог Плутон. Церера в поисках дочери узнает происхождение источника Аретузы и помогает смертному Триптолему[3]. | Персей и женихи | 1 — 235 |
Возвращение Персея | 236 — 249 | ||
Иппокрена | 250 — 293 | ||
Пиериды | 294 — 336 | ||
Тифей | 337 — 359 | ||
Прозерпина | 360 — 408 | ||
Кианея | 409 — 437 | ||
Стелион | 438 — 461 | ||
Церера | 462 — 532 | ||
Аскалаф | 533 — 550 | ||
Сирены | 551 — 563 | ||
Прозерпина | 564 —571 | ||
Аретуза | 572 —641 | ||
Триптолем | 642 — 661 | ||
Пиреиды | 662 — 678 | ||
VI | Минерва вспоминает Арахну, смертную девушку, которая возгордилась своим умением ткать и была наказана богиней. Диана и Аполлон наказывают подругу Арахны Ниобу за оскорбление их матери Латоны. Некоторые ликийские крестьяне также оскорбили Латону, как Марсий оскорбил Аполлона.
Пелоп, брат Ниобы, единственный из жителей Фив оплакивает смерть сестры. Фракийский царь Терей женится на афинской царевне Прокне, а затем похищает и пытает её сестру Филомелу. Прокна и Филомела мстят Терею. Бог Борей похищает Орифию[4]. |
Арахна | 1 — 145 |
Ниоба | 146 — 312 | ||
Ликийцы | 313 — 381 | ||
Марсий | 382 — 400 | ||
Пелоп | 401 — 411 | ||
Прокна и Филомела | 412 — 674 | ||
Орифия | 675 — 721 | ||
VII | Царевна и колдунья с Колхиды Медея помогает Ясону добыть Золотое руно, а после возвращает молодость отцу Ясона Эсону. Медея обманом заставляет дочерей царя Пелия убить своего отца, убивает новую жену Ясона и выходит замуж за царя Эгея.
Тесей возвращается в Афины, которым царь Минос угрожает войной. Один из царей, Эгей, отказывается помогать Миносу, и афинский царевич Кефал рассказывает Эгею о своей трагической любви к жене Прокриде[4]. |
Медея | 1 — 296 |
Медея и Пелий | 297 — 349 | ||
Медея в Аттике | 350 — 424 | ||
Тесей | 425 — 452 | ||
Минос, Эак | 453 — 660 | ||
Кефал | 661 — 866 | ||
VIII | Царевна Сцилла влюбляется в Миноса, однако царь отвергает её любовь. Тесей побеждает Минотавра в лабиринте. Изобретатель Дедал бежит из плена вместе со своим сыном Икаром, который погибает во время неудачного полёта. Дедал бежит на Сицилию, где герой Мелеагр победил калидонского вепря Дианы, после чего его убивает мать.
Река Ахелой рассказывает Тесею легенду о нимфах, которые превращаются в острова. Спутник Тесея рассказывает, как смертные Филемон и Бавкида помогли богам Юпитеру и Меркурию. Затем Ахелой рассказывает историю о дочери Эрисихтона и её способности по собственному желанию менять внешний вид[4]. |
Сцилла и Минос | 1 — 151 |
Дедал | 152 — 235 | ||
Куропатка | 236 — 259 | ||
Калидонская охота | 260 — 444 | ||
Мелеагр | 445 — 546 | ||
Ахелой, Эхинады | 547 — 611 | ||
Филемон и Бавкида | 612 — 725 | ||
Эрисихтон, Местра | 726 — 884 | ||
IX | Ахелай рассказывает, как Геркулес победил его в поединке из-за Деяниры. Впоследствии из-за мести кентавр Несс обманом заставил Деяниру отравить Геркулеса. После смерти Геркулес становится богом.
Юнона безуспешно пыталась помешать матери Геркулеса Алкмене родить его. Алкмена слышит о Дриопе, женщине, превратившейся в дерево, затем она встречает мальчика Иолая, который чудесным образом вернул себе молодость. Алкмена также узнает о Библиде, влюблённой в брата-близнеца Кауна и отвергнутой им, и об Ифис, женщине, превращённой богиней Исидой в мужчину[3]. |
Ахелой | 1 — 97 |
Несс | 98 — 133 | ||
Деянира, Геркулес на Эте | 134 — 210 | ||
Лихас | 211 — 238 | ||
Апофеоз Геркулеса | 239 — 272 | ||
Галантида | 273 — 323 | ||
Дриопа | 324 — 393 | ||
Иолай, судьбы героев | 394 — 438 | ||
Библида | 439 — 665 | ||
Ифис | 666 — 797 | ||
X | Орфей не смог спасти свою жену Эвридику из царства мёртвых. Орфей поёт о любви Юпитера к троянскому принцу Ганимеду.
Аполлон случайно убивает свою возлюбленную Гиацинту. Смертный Пигмалион создаёт статую женщины, которую называет Галатея. Позже Венера превращает статую в человека. Девушка Мирра соблазняет своего отца, после чего сбегает. Венера рассказывает юноше Адонису об Аталанте, девушке, которая могла обгонять мужчин[3]. |
Орфей | 1 — 105 |
Кипарис | 106 — 142 | ||
песнь Орфея, Ганимед | 143 — 161 | ||
Гиацинт | 162 — 219 | ||
Керасты | 220 — 242 | ||
Пигмалион | 243 — 297 | ||
Мирра | 298 — 502 | ||
Адонис | 503 — 552 | ||
Аталанта | 553 — 707 | ||
Смерть Адониса | 708 — 739 | ||
XI | Группа фиванских женщин убивает Орфея. Вакх награждает царя Мидаса способностью превращать в золото все, к чему он прикасается. Позже Мидас оскорбляет бога Аполлона, за что тот дарит ему ослиные уши.
Аполлон и бог Нептун помогают в строительстве города Трои. Нимфа Фетида выходит замуж за смертного Пелея и рожает Ахилла, величайшего из греческих воинов. Пелей убивает своего сводного брата Фокуса и бежит к царю Кеику. Кеик и его жена Алкиона погибают вдали друг от друга. Эсак убивает себя, а его возлюбленная, нимфа Гесперия, умирает[3]. |
Гибель Орфея, фракийские вакханки | 1 — 84 |
Мидас | 85 — 193 | ||
Гесиона | 194 — 220 | ||
Фетида | 221 — 265 | ||
Пелей, Дедалион | 266 — 345 | ||
Псамафа | 346 — 409 | ||
Кеик и Алкиона | 410 — 748 | ||
Эсак | 749 — 795 | ||
XII | Греческий флот отправляется на войну к Трое с большими трудностями. Ахилл побеждает троянского воина Кикна.
Нестор, старый греческий полководец, рассказывает о превращении Нептуном девушки по имени Кенис в мужчину Кенея, а также о великой битве между народом лапифов и кентаврами. Нестор рассказывает, как Геркулес убил всех братьев Нестора. Аполлон помогает троянскому царевичу Парису убить Ахилла, после чего греческие воины сражаются за доспехи Ахилла[4]. |
Данайцы в Авлиде, прибытие под Трою | 1 — 38 |
Молва | 39 — 63 | ||
Кикн | 64 — 145 | ||
Кеней | 146 — 209 | ||
Кентавры и лапифы | 210 — 468 | ||
Гибель Кенея | 469 — 535 | ||
Периклимен | 536 — 579 | ||
Гибель Ахилла, спор за доспехи | 580 — 628 | ||
XIII | Греческие воины Аякс и Улисс хотят обладать доспехами Ахилла, но их предводитель Агамемнон отдаёт их Улиссу. Пока греки возвращаются домой после победы в войне, призрак Ахилла требует, чтобы греки принесли в жертву троянскую принцессу Поликсену.
Богиня Аврора теряет своего сына Мемнона. Троянский царевич Эней спасается, проплывая между чудовищами Сциллой и Харибдой. Когда Сцилла была девушкой, циклоп Полифем преследовал её и убил её возлюбленного Ациса. Позже морской бог Главк использовал магию ведьмы Цирцеи, чтобы превратить Сциллу в чудовище[3]. |
Спор за оружье, речь Аякса | 1 — 122 |
Речь Улисса | 123 — 381 | ||
Смерть Аякса | 382 — 398 | ||
Гекуба | 399 — 575 | ||
Мемнон | 576 — 622 | ||
Эней, Аний | 623 — 674 | ||
Короны | 675 — 704 | ||
Сицилийская Сцилла | 705 — 739 | ||
Акид и Галатея | 740 — 897 | ||
Главк и Цирцея | 898 — 968 | ||
XIV | Главк посещает Цирцею. Эней и его флот продолжают плавание, встречают царицу Дидо в Ливии и пророчицу Сибиллу в Кумах.
Бывшие спутники Улисса предупреждают Энея о Цирцее. Эней прибывает в Лаций, завоёвывает трон и ведёт войну против Турнуса. Бог Вертумн преследует нимфу Помону. Римляне и сабиняне заключают мир. После смерти царя Ромула Юпитер помогает отцу Ромула Марсу превратить его в бога Квирина[4]. |
Сцилла | 1 — 74 |
Кекропы | 75 — 100 | ||
Сибилла | 101 — 153 | ||
Ахеменид, Полифем | 154 — 222 | ||
Цирцея | 223 — 319 | ||
Пик | 320 — 415 | ||
Канента | 416 — 440 | ||
Эней в Лациуме, Диомед | 441 — 511 | ||
Анул | 512 — 526 | ||
Корабли Энея | 527 — 567 | ||
Ардея | 568 — 580 | ||
Вертумн и Помона | 581 — 697 | ||
Ифис и Анаксарета | 698 — 771 | ||
Сабины, Тарпея, Таций | 772 — 804 | ||
Квирин и Герсилия | 805 — 851 | ||
XV | Римский царь Нума отправляется в город Кротона, где философ Пифагор проповедует вегетарианство. После смерти Нумы сын Тесея Ипполит пытается успокоить жену Нумы, нимфу Эгерию. Римлянин Ципус отращивает рога, а затем отказывается от трона царя ради счастья города.
Жители Рима привозят бога Эскулапа, сына Аполлона, на остров в реке Тибр. Венера превращает Юлия Цезаря, великого полководца и военачальника, в бога, оставив после себя наследника в лице императора Августа[4]. |
Нума, Алемонид и Мискел | 1 — 59 |
Учение Пифагора | 60 — 478 | ||
Эгерия, Ипполит-Вирбий | 479 — 551 | ||
Тагей, Кип | 552 — 621 | ||
Эскулап | 622 — 744 | ||
Юлий Цезарь | 745 — 870 | ||
Заключение | 871 — 879 |
Особенности
Овидий написал поэму «Метаморфозы» во второй период своего творчества. В этом произведении он систематически и хронологически излагает всю античную мифологию. Несмотря на свою мифологическую основу, «Метаморфозы» пронизаны чертами реализма[5]. Доводя уровень бытовых переживаний до крайности, Овидий передаёт психологию богов и героев, изображает их слабости и приверженность к повседневным проблемам.
Название «Метаморфозы» указывает на то, что произведение затрагивает мифы о превращении людей в животных, растения, камни и даже небесные объекты. Овидий часто использует жанр этиологического мифа, объединяющего реальные исторические явления с мифологией[6]. В основе превращений часто лежит вмешательство богов в жизнь героев, иногда вызванное несправедливой злобой или заслуженной карой.
«Метаморфозы» не посвящены политике. Овидий был слишком увлечён своими внутренними переживаниями, чтобы затрагивать политические темы[7]. Однако в произведении он сравнивает разгневанного Юпитера, желающего наказать людей за их злодеяния, с Августом.
Описания в «Метаморфозах» обладают высокой наглядностью. Овидий подробно и детально изображает сцены, используя множество литературных средств. Для него важна красота текста и эстетичность в целом[8]. Благодаря обширному запасу античной мифологии, Овидий воплощает различных персонажей в своей поэме — герои всех возрастов, полов, характеров и темпераментов, испытывающие различные психологические переживания. Заметна также изломанность сюжетной линии произведения[9]. Отдельные части развиваются необычным образом: начало мифа может быть изложено, но конец отсутствует, или наоборот. Миф может описываться слишком подробно или, наоборот, слишком кратко.
Несмотря на разнообразие жанров и рассказов, «Метаморфозы» задуманы как единое и целостное произведение, отражающее эллинистически-римскую тенденцию объединять универсальное и индивидуальное[10]. Отдельные мифы с различными героями объединены в главное произведение с помощью различных приемов, таких, как схожесть персонажей, места действия и выдуманные связующие элементы. Поэма начинается с противоречивого хаоса и заканчивается философским размышлением о вечной изменчивости и природных превращениях от имени Пифагора[11].
Роль в культуре
«Метаморфозы» считаются одним из самых влиятельных произведений искусства в западной культуре, особенно в европейской[12]. «Метаморфозы» Овидия служили вдохновением для таких авторов, как Джеффри Чосер, Уильям Шекспир, Данте Алигьери и Джованни Боккаччо. Самые разные эпизоды из поэмы были запечатлены в скульптурах и на картинах.
Литература
- 1613 год — «Любовь Полифема и Галатеи» испанского поэта Луиса де Гонгора. В основе поэмы лежит история Полифема, Галатеи и Ациса из книги XIII «Метаморфоз».
- 1988 год — книга «Последний мир» Кристофа Рансмайра (используется большое количество персонажей из «Метаморфоз»)[13].
- 1997 год — британский поэт Тед Хьюз интерпретировал 24 мифа из «Метаморфоз» для своего сборник стихов «Сказки из Овидия».
- 2000 год — Филипп Терри выступил в роли редактора сборника современных адаптаций некоторых мифов Овидия «Овидий метаморфозированный».
- 2006 год — Урсула Дубосарски (Австралия) переложила десять мифов из «Метаморфоз» в пьесы для детей[14].
- 2009 год — после смерти британского писателя Эдриана Митчелла опубликован его сборник «Оборотни: рассказы из «Метаморфоз» Овидия».
- 2018 год — Ричард Пауэрс в рассказе «Overstory» («Сверхистория») делает отсылки на «Метаморфозы» Овидия.
Живопись
- «Вакх и Ариадна» (1522—1523 годы), картина Тициана (масло), написанная для Альфонсо I де Эсте, герцога Феррары. На картине изображена история Ариадны и Вакха, описанная в книге VIII.
- «Лас Хиландерас» («Прядильщицы»), картина 1650-х годов Диего Веласкеса, хранящаяся в Музее Прадо. Картина создана под влиянием рассказа Овидия об Арахне (книга VI). Веласкес изображает гобелен, который ткёт Арахна. Сам гобелен является копией картины Тициана «Похищение Европы» (около 1560—1562 годов)[14].
- «Юпитер и Семела» (1894—1895 годы), картина французского художника-символиста Гюстава Моро, в основе которой лежит миф о матери Вакха, Семеле, и ее возлюбленном, Юпитере (книга III).
- «Эхо и Нарцисс» (1903 год) английского художника-прерафаэлита Джона Уильяма Уотерхауза, изображающая миф об Эхо и Нарциссе из книги III[15].
Музыка
- «Ацис и Галатея» (1718—1732 годы), опера Г. Ф. Генделя, в основе которой используются персонажи «Метаморфоз»[16].
- «Сцилла и Главк» (1746 год), опера (музыкальная трагедия) французского композитора Жана-Мари Леклера (книги X, XIII, XIV).
- «Аполлон и Гиацинт» (1767 год) — первая опера 11-летнего Вольфганга Амадея Моцарта[14].
- 1783 год — австрийский композитор Карл Диттерс фон Диттерсдорф создаёт 12 симфоний по некоторым сюжетам «Метаморфоз».
- 1951 год — 6 «Метаморфоз» по Овидию для гобоя соло британского композитора Бенджамина Бриттена[17].
- Альбом «Mythologies» (2006 год) — джазовая исполнительница Патриция Барбер написала песни, основанные на «Метаморфозах» Овидия[14].
Переводы и издания
- Трудолюбивая Пчела. СПб.: Тип. Акад. наук, 1759. Генварь — [декабрь].
- Публия Овидия Насона Превращения/ Перевод В. И. Майкова. — Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1775.
- Превращения: перевод с латинского / [соч.] Публия Овидия Назона. — Москва: тип. Соврем. известий, 1874—1876.
- Метаморфозы: [Вып. 1] / Публий Овидий Назон. — Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. польза», 1892.
- Избранныя басни из Метаморфоз: слова, комментарии и перевод восьмой, одиннадцатой, двенадцатой и пятнадцатой книги Метаморфоз / П. Овидий Назон; составил Е. А. Логвинов. — 2-е изд. — Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1894.
- Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Пер. с лат. С. С. Шервинского, вст. ст. С. А. Ошерова, прим. Ф. А. Петровского. М.: Худлит, 1977.
- Метаморфозы / Овидий; [Пер. с лат.]. — Москва: АСТ; Харьков: Фолио, 2000.
- Метаморфозы / Овидий; перевод с латинского С. Шервинского. — Москва: АСТ, cop. 2021.
Примечания
- ↑ Берков П. Н. Овидий в русской литературе XVII — XVIII вв. // Вестник Ленинградского университета : журнал. — 1973. — № 14. — С. 88—92.
- ↑ Ошеров С. А. Поэзия «Метаморфоз». — М., 1977.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 «Метаморфозы» Овидия, краткое содержание . Gallerix. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Публий Овидий Назон. Метаморфозы . Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Щеглов Ю. К.. Опыт о «Метаморфозах». — СПб.: Гиперион, 2002. — 280 с.
- ↑ Myers K. S. Ovid’s Causes. Cosmogony and Aetiology in the “Metamorphoses”. — The University of Michigan Press, 1994.
- ↑ Вулих Н. В. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы» . 13.06.2019. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Классическая филология. — Л., 1959. — С. 103—116.
- ↑ Журбина А. В. Судьба Метаморфоз Овидия во Франции на пороге Нового времени (нач. XIV-сер. XVI в.): от аллегории к литературному переводу . Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Роговин И. К. Интерпретация сюжетов «Метаморфоз» Овидия в европейском искусстве. — М., 2007. — 23 с.
- ↑ Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. — М., 2004.
- ↑ Гаспаров М. Л. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973. — С. 5—32.
- ↑ Растягаев А. В., Сложеникина Ю. В. О первом переводе «Метаморфоз» Овидия в журнале «Трудолюбивая Пчела» (1759) А. П. Сумарокова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 110—115.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 Цыпилева Е. С., Юрченко Т. Г. Овидий Публий Овидий Назон . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Videau A. La poétique d’Ovide, de l’élégie а̀ l’épopée des Métamorphoses: essai sur un style dans l’histoire. — P., 2010.
- ↑ Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995. — 328 с.
- ↑ Бенджамен Бриттен. Музыкальная энциклопедия / Келдыш Ю. В.. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — С. 575—577.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Античная литература
- Литература
- Древнеримская литература
- Поэма
- Произведения Овидия
- Эпические поэмы
- Литературные произведения по сюжетам античной мифологии