Метаморфозы (Овидий)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
«Метаморфозы»
Метаморфозы
Издание
Титульная страница «Метаморфоз», XVI век
Жанр Поэма
Автор Овидий
Язык оригинала латынь
Дата написания 2 — 8 год до н. э.

«Метаморфо́зы» (лат. Metamorphoses, букв. — «превращения») — эпическая поэма, известная мифами о превращении обычных смертных в мифических существ и неодушевлённые предметы. Поэма состоит из 15 книг, объединяющих в цельную картину 250 мифов о превращениях[1]. Автор поэмы — Публий Овидий Назон. Он соединил мифы в циклы, выявил сходства в персонажах и местах действия, создал связующие элементы между разными мифами.

Поэма начинается с рассказа о творении мира из хаоса и заканчивается философскими размышлениями Пифагора, которые подчёркивают вечную переменчивость и преобразования в природе. Овидий также призывает отказаться от употребления мяса живых существ, подталкивая читателей к размышлениям об отношении к природе[2].

Содержание

В каждой из книг мифы представлены в стихах. Структура книги следующая: номер книги, название мифа, номера стихов. Все книги последовательно отражают античную мифологическую картину мира.

Книга Содержание Мифы Стихи
I Книга начинается с обращения автора к богам. Вселенная состоит только из хаоса, но позже один бог создаёт человека. Выделяются 4 эпохи людей.

Случается великий потоп, после которого единственные два человека — Девкалион и Пирра — заселяют землю. Дафна и Ио страдают из-за богов[3].

Фаэтон находит своего отца, Гелиоса.

Хаос 5 — 20
Возникновение мира 21 — 88
Золотой век 89 — 112
Серебряный век, переход власти от Сатурна к Юпитеру 113 — 124
Медный и железный век 125 — 162
Совет богов 163 — 208
Ликаон 209 — 243
Всемирный потоп 260 — 316
Девкалион и Пирра 317 — 415
Возникновение животных, Пифон 415 — 451
Дафна 452 — 567, 568—667
Арг, Пан и Сиринга 668 — 723
Ио 724 — 747
Фаэтон 748 — 779
II Фаэтон гибнет из-за своей гордости. Юпитер нападает на Каллисто, поэтому Аполлон в наказание делает ворона чёрным. Дочь кентавра Хирона, Окирхо, превращается в коня. Меркурий наказывает человека по имени Баттус за предательство, а после влюбляется в женщину Герсу. Сестра Герсы, Аглаурос, ревнует Меркурия, за что он превращает её в камень. Юпитер похищает Европу[4]. Фаэтон 1 — 339
Гелиады 340 — 366
Кикн 340—366
Солнце (Гелиос) 381—400
Каллисто 401—530
Коронида, дочери Кекропа 531—632
Окироннея 633—675
Батт 676—707
Аглавра 708—832
Европа 833—875
III Брат Европы, Кадм, обосновывается в Беотии. Актеон, его внук, умирает после оскорбления богини Дианы. Жена Юпитера Юнона принуждает Юпитера лишить жизни свою беременную возлюбленную Семелу, однако Юпитер спасает сына Семелы, который станет богом Вакхом. Юнона и Юпитер просят совета у Тиресия, пророка. Нимфа Эхо влюбляется в Нарцисса. Пенфей, внук Кадма, умирает после того, как высказал своё презрение к богу Вакху[4]. Кадм 1 — 137
Актеон 138 — 252
Семела 253 — 315
Тиресий 316 — 338
Эхо 339 — 401
Нарцисс 402 — 510
Пенфей 511 — 576
Вакх, тирренские пираты 557 — 700
гибель Пенфея 701 — 733
IV Дочери царя Миния рассказывают истории о Пираме и Фисбе, которые были влюблены друг в друга; о Солнце и его любви к Левкотее; о нимфе Салмасисе.

Юнона заставляет фурий убить сестру Семелы Атамас и её мужа Ино, последнего человека из рода Кадма. Сам Кадм оставляет Фивы и превращается в змею. Персей спасает царевну Андромеду и рассказывает историю победы над горгоной Медузой[3].

Дочери Миния 1 — 54
Пирам и Фисба 55 — 166
Марс и Венера 167 — 189
Левкотея 190 — 255
Клития 256 — 270
Салмакида и Гермафродит 271 — 388
дочери Миния 389 — 415
Ино и Атамант 416 — 542
спутницы Ино 543 — 562
Кадм и Гармония 563 — 603
Персей и Атлант 604 — 662
Персей и Андромеда 663 — 752
свадьба Персея, Персей и женихи 753 — 803
V На свадебном пиру Персея случается великая битва. Богиня Минерва навещает муз, и муза Урания рассказывает ей, как муза Каллиопа одержала победу над смертным в музыкальном противостоянии. Каллиопа поёт о дочери богини Цереры Прозерпине, которую украл бог Плутон. Церера в поисках дочери узнает происхождение источника Аретузы и помогает смертному Триптолему[3]. Персей и женихи 1 — 235
Возвращение Персея 236 — 249
Иппокрена 250 — 293
Пиериды 294 — 336
Тифей 337 — 359
Прозерпина 360 — 408
Кианея 409 — 437
Стелион 438 — 461
Церера 462 — 532
Аскалаф 533 — 550
Сирены 551 — 563
Прозерпина 564 —571
Аретуза 572 —641
Триптолем 642 — 661
Пиреиды 662 — 678
VI Минерва вспоминает Арахну, смертную девушку, которая возгордилась своим умением ткать и была наказана богиней. Диана и Аполлон наказывают подругу Арахны Ниобу за оскорбление их матери Латоны. Некоторые ликийские крестьяне также оскорбили Латону, как Марсий оскорбил Аполлона.

Пелоп, брат Ниобы, единственный из жителей Фив оплакивает смерть сестры. Фракийский царь Терей женится на афинской царевне Прокне, а затем похищает и пытает её сестру Филомелу. Прокна и Филомела мстят Терею. Бог Борей похищает Орифию[4].

Арахна 1 — 145
Ниоба 146 — 312
Ликийцы 313 — 381
Марсий 382 — 400
Пелоп 401 — 411
Прокна и Филомела 412 — 674
Орифия 675 — 721
VII Царевна и колдунья с Колхиды Медея помогает Ясону добыть Золотое руно, а после возвращает молодость отцу Ясона Эсону. Медея обманом заставляет дочерей царя Пелия убить своего отца, убивает новую жену Ясона и выходит замуж за царя Эгея.

Тесей возвращается в Афины, которым царь Минос угрожает войной. Один из царей, Эгей, отказывается помогать Миносу, и афинский царевич Кефал рассказывает Эгею о своей трагической любви к жене Прокриде[4].

Медея 1 — 296
Медея и Пелий 297 — 349
Медея в Аттике 350 — 424
Тесей 425 — 452
Минос, Эак 453 — 660
Кефал 661 — 866
VIII Царевна Сцилла влюбляется в Миноса, однако царь отвергает её любовь. Тесей побеждает Минотавра в лабиринте. Изобретатель Дедал бежит из плена вместе со своим сыном Икаром, который погибает во время неудачного полёта. Дедал бежит на Сицилию, где герой Мелеагр победил калидонского вепря Дианы, после чего его убивает мать.

Река Ахелой рассказывает Тесею легенду о нимфах, которые превращаются в острова. Спутник Тесея рассказывает, как смертные Филемон и Бавкида помогли богам Юпитеру и Меркурию. Затем Ахелой рассказывает историю о дочери Эрисихтона и её способности по собственному желанию менять внешний вид[4].

Сцилла и Минос 1 — 151
Дедал 152 — 235
Куропатка 236 — 259
Калидонская охота 260 — 444
Мелеагр 445 — 546
Ахелой, Эхинады 547 — 611
Филемон и Бавкида 612 — 725
Эрисихтон, Местра 726 — 884
IX Ахелай рассказывает, как Геркулес победил его в поединке из-за Деяниры. Впоследствии из-за мести кентавр Несс обманом заставил Деяниру отравить Геркулеса. После смерти Геркулес становится богом.

Юнона безуспешно пыталась помешать матери Геркулеса Алкмене родить его. Алкмена слышит о Дриопе, женщине, превратившейся в дерево, затем она встречает мальчика Иолая, который чудесным образом вернул себе молодость. Алкмена также узнает о Библиде, влюблённой в брата-близнеца Кауна и отвергнутой им, и об Ифис, женщине, превращённой богиней Исидой в мужчину[3].

Ахелой 1 — 97
Несс 98 — 133
Деянира, Геркулес на Эте 134 — 210
Лихас 211 — 238
Апофеоз Геркулеса 239 — 272
Галантида 273 — 323
Дриопа 324 — 393
Иолай, судьбы героев 394 — 438
Библида 439 — 665
Ифис 666 — 797
X Орфей не смог спасти свою жену Эвридику из царства мёртвых. Орфей поёт о любви Юпитера к троянскому принцу Ганимеду.

Аполлон случайно убивает свою возлюбленную Гиацинту. Смертный Пигмалион создаёт статую женщины, которую называет Галатея. Позже Венера превращает статую в человека. Девушка Мирра соблазняет своего отца, после чего сбегает. Венера рассказывает юноше Адонису об Аталанте, девушке, которая могла обгонять мужчин[3].

Орфей 1 — 105
Кипарис 106 — 142
песнь Орфея, Ганимед 143 — 161
Гиацинт 162 — 219
Керасты 220 — 242
Пигмалион 243 — 297
Мирра 298 — 502
Адонис 503 — 552
Аталанта 553 — 707
Смерть Адониса 708 — 739
XI Группа фиванских женщин убивает Орфея. Вакх награждает царя Мидаса способностью превращать в золото все, к чему он прикасается. Позже Мидас оскорбляет бога Аполлона, за что тот дарит ему ослиные уши.

Аполлон и бог Нептун помогают в строительстве города Трои. Нимфа Фетида выходит замуж за смертного Пелея и рожает Ахилла, величайшего из греческих воинов. Пелей убивает своего сводного брата Фокуса и бежит к царю Кеику. Кеик и его жена Алкиона погибают вдали друг от друга. Эсак убивает себя, а его возлюбленная, нимфа Гесперия, умирает[3].

Гибель Орфея, фракийские вакханки 1 — 84
Мидас 85 — 193
Гесиона 194 — 220
Фетида 221 — 265
Пелей, Дедалион 266 — 345
Псамафа 346 — 409
Кеик и Алкиона 410 — 748
Эсак 749 — 795
XII Греческий флот отправляется на войну к Трое с большими трудностями. Ахилл побеждает троянского воина Кикна.

Нестор, старый греческий полководец, рассказывает о превращении Нептуном девушки по имени Кенис в мужчину Кенея, а также о великой битве между народом лапифов и кентаврами. Нестор рассказывает, как Геркулес убил всех братьев Нестора. Аполлон помогает троянскому царевичу Парису убить Ахилла, после чего греческие воины сражаются за доспехи Ахилла[4].

Данайцы в Авлиде, прибытие под Трою 1 — 38
Молва 39 — 63
Кикн 64 — 145
Кеней 146 — 209
Кентавры и лапифы 210 — 468
Гибель Кенея 469 — 535
Периклимен 536 — 579
Гибель Ахилла, спор за доспехи 580 — 628
XIII Греческие воины Аякс и Улисс хотят обладать доспехами Ахилла, но их предводитель Агамемнон отдаёт их Улиссу. Пока греки возвращаются домой после победы в войне, призрак Ахилла требует, чтобы греки принесли в жертву троянскую принцессу Поликсену.

Богиня Аврора теряет своего сына Мемнона. Троянский царевич Эней спасается, проплывая между чудовищами Сциллой и Харибдой. Когда Сцилла была девушкой, циклоп Полифем преследовал её и убил её возлюбленного Ациса. Позже морской бог Главк использовал магию ведьмы Цирцеи, чтобы превратить Сциллу в чудовище[3].

Спор за оружье, речь Аякса 1 — 122
Речь Улисса 123 — 381
Смерть Аякса 382 — 398
Гекуба 399 — 575
Мемнон 576 — 622
Эней, Аний 623 — 674
Короны 675 — 704
Сицилийская Сцилла 705 — 739
Акид и Галатея 740 — 897
Главк и Цирцея 898 — 968
XIV Главк посещает Цирцею. Эней и его флот продолжают плавание, встречают царицу Дидо в Ливии и пророчицу Сибиллу в Кумах.

Бывшие спутники Улисса предупреждают Энея о Цирцее. Эней прибывает в Лаций, завоёвывает трон и ведёт войну против Турнуса. Бог Вертумн преследует нимфу Помону. Римляне и сабиняне заключают мир. После смерти царя Ромула Юпитер помогает отцу Ромула Марсу превратить его в бога Квирина[4].

Сцилла 1 — 74
Кекропы 75 — 100
Сибилла 101 — 153
Ахеменид, Полифем 154 — 222
Цирцея 223 — 319
Пик 320 — 415
Канента 416 — 440
Эней в Лациуме, Диомед 441 — 511
Анул 512 — 526
Корабли Энея 527 — 567
Ардея 568 — 580
Вертумн и Помона 581 — 697
Ифис и Анаксарета 698 — 771
Сабины, Тарпея, Таций 772 — 804
Квирин и Герсилия 805 — 851
XV Римский царь Нума отправляется в город Кротона, где философ Пифагор проповедует вегетарианство. После смерти Нумы сын Тесея Ипполит пытается успокоить жену Нумы, нимфу Эгерию. Римлянин Ципус отращивает рога, а затем отказывается от трона царя ради счастья города.

Жители Рима привозят бога Эскулапа, сына Аполлона, на остров в реке Тибр. Венера превращает Юлия Цезаря, великого полководца и военачальника, в бога, оставив после себя наследника в лице императора Августа[4].

Нума, Алемонид и Мискел 1 — 59
Учение Пифагора 60 — 478
Эгерия, Ипполит-Вирбий 479 — 551
Тагей, Кип 552 — 621
Эскулап 622 — 744
Юлий Цезарь 745 — 870
Заключение 871 — 879

Особенности

Иллюстрация к «Метаморфозам»: Юпитер и Ио.

Овидий написал поэму «Метаморфозы» во второй период своего творчества. В этом произведении он систематически и хронологически излагает всю античную мифологию. Несмотря на свою мифологическую основу, «Метаморфозы» пронизаны чертами реализма[5]. Доводя уровень бытовых переживаний до крайности, Овидий передаёт психологию богов и героев, изображает их слабости и приверженность к повседневным проблемам.

Название «Метаморфозы» указывает на то, что произведение затрагивает мифы о превращении людей в животных, растения, камни и даже небесные объекты. Овидий часто использует жанр этиологического мифа, объединяющего реальные исторические явления с мифологией[6]. В основе превращений часто лежит вмешательство богов в жизнь героев, иногда вызванное несправедливой злобой или заслуженной карой.

«Метаморфозы» не посвящены политике. Овидий был слишком увлечён своими внутренними переживаниями, чтобы затрагивать политические темы[7]. Однако в произведении он сравнивает разгневанного Юпитера, желающего наказать людей за их злодеяния, с Августом.

Описания в «Метаморфозах» обладают высокой наглядностью. Овидий подробно и детально изображает сцены, используя множество литературных средств. Для него важна красота текста и эстетичность в целом[8]. Благодаря обширному запасу античной мифологии, Овидий воплощает различных персонажей в своей поэме — герои всех возрастов, полов, характеров и темпераментов, испытывающие различные психологические переживания. Заметна также изломанность сюжетной линии произведения[9]. Отдельные части развиваются необычным образом: начало мифа может быть изложено, но конец отсутствует, или наоборот. Миф может описываться слишком подробно или, наоборот, слишком кратко.

Иллюстрация к «Метаморфозам»: Золотой век

Несмотря на разнообразие жанров и рассказов, «Метаморфозы» задуманы как единое и целостное произведение, отражающее эллинистически-римскую тенденцию объединять универсальное и индивидуальное[10]. Отдельные мифы с различными героями объединены в главное произведение с помощью различных приемов, таких, как схожесть персонажей, места действия и выдуманные связующие элементы. Поэма начинается с противоречивого хаоса и заканчивается философским размышлением о вечной изменчивости и природных превращениях от имени Пифагора[11].

Роль в культуре

«Метаморфозы» считаются одним из самых влиятельных произведений искусства в западной культуре, особенно в европейской[12]. «Метаморфозы» Овидия служили вдохновением для таких авторов, как Джеффри Чосер, Уильям Шекспир, Данте Алигьери и Джованни Боккаччо. Самые разные эпизоды из поэмы были запечатлены в скульптурах и на картинах.

Литература

Тициан, «Вакх и Ариадна»

Живопись

Титульная страница оперы «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя

Музыка

Переводы и издания

  1. Трудолюбивая Пчела. СПб.: Тип. Акад. наук, 1759. Генварь — [декабрь].
  2. Публия Овидия Насона Превращения/ Перевод В. И. Майкова. — Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1775.
  3. Превращения: перевод с латинского / [соч.] Публия Овидия Назона. — Москва: тип. Соврем. известий, 1874—1876.
  4. Метаморфозы: [Вып. 1] / Публий Овидий Назон. — Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. польза», 1892.
  5. Избранныя басни из Метаморфоз: слова, комментарии и перевод восьмой, одиннадцатой, двенадцатой и пятнадцатой книги Метаморфоз / П. Овидий Назон; составил Е. А. Логвинов. — 2-е изд. — Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1894.
  6. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Пер. с лат. С. С. Шервинского, вст. ст. С. А. Ошерова, прим. Ф. А. Петровского. М.: Худлит, 1977.
  7. Метаморфозы / Овидий; [Пер. с лат.]. — Москва: АСТ; Харьков: Фолио, 2000.
  8. Метаморфозы / Овидий; перевод с латинского С. Шервинского. — Москва: АСТ, cop. 2021.

Примечания

  1. Берков П. Н. Овидий в русской литературе XVII — XVIII вв. // Вестник Ленинградского университета : журнал. — 1973. — № 14. — С. 88—92.
  2. Ошеров С. А. Поэзия «Метаморфоз». — М., 1977.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 «Метаморфозы» Овидия, краткое содержание. Gallerix. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  5. Щеглов Ю. К.. Опыт о «Метаморфозах». — СПб.: Гиперион, 2002. — 280 с.
  6. Myers K. S. Ovid’s Causes. Cosmogony and Aetiology in the “Metamorphoses”. — The University of Michigan Press, 1994.
  7. Вулих Н. В. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы». 13.06.2019. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  8. Классическая филология. — Л., 1959. — С. 103—116.
  9. Журбина А. В. Судьба Метаморфоз Овидия во Франции на пороге Нового времени (нач. XIV-сер. XVI в.): от аллегории к литературному переводу. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  10. Роговин И. К. Интерпретация сюжетов «Метаморфоз» Овидия в европейском искусстве. — М., 2007. — 23 с.
  11. Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. — М., 2004.
  12. Гаспаров М. Л. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973. — С. 5—32.
  13. Растягаев А. В., Сложеникина Ю. В. О первом переводе «Метаморфоз» Овидия в журнале «Трудолюбивая Пчела» (1759) А. П. Сумарокова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 110—115.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Цыпилева Е. С., Юрченко Т. Г. Овидий Публий Овидий Назон. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  15. Videau A. La poétique d’Ovide, de l’élégie а̀ l’épopée des Métamo­r­phoses: essai sur un style dans l’histoire. — P., 2010.
  16. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995. — 328 с.
  17. Бенджамен Бриттен. Музыкальная энциклопедия / Келдыш Ю. В.. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — С. 575—577.