Моцарт, Вольфганг Амадей
Вольфганг Амадей Моцарт | |
---|---|
нем. Wolfgang Amadeus Mozart | |
Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819) | |
Полное имя | Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт |
Дата рождения | 27 января 1756 |
Место рождения | Зальцбург, Зальцбургское архиепископство, Священная Римская империя |
Дата смерти | 5 декабря 1791 (35 лет) |
Место смерти | Вена, Священная Римская империя |
Страна |
Священная Римская империя Эрцгерцогство Австрия |
Профессии | композитор, органист, пианист |
Годы активности | 1761—1791 |
Инструменты | орган, клавир, скрипка, альт |
Жанры | симфоническая музыка, опера, камерная музыка, духовная музыка |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, музыкант-виртуоз, владеющий несколькими музыкальными инструментами, в том числе клавесином, скрипкой[1], фортепиано, органом и другими клавишными, дирижёр. Принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы[2].
Является одним из самых популярных классических композиторов в мире. Оказал значительное влияние на мировую культуру.
Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).
Ранние годы
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Мать — Анна Мария Моцарт (урождённая Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна и сын Вольфганг.
Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. Вольфганг и его старшая сестра никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирождённым педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.
В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы.
В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии[3] (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»), годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт».[4] Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г. — оперу «Луций Сулла».
Зрелые годы
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном).
29 января 1781 года в Мюнхене была поставлена опера «Идоменей», ставшая в творчестве Моцарта важной вехой[5]. Постановка оперы выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества.
По прибытии в Вену в марте 1781 году Моцарт познакомился с руководителем придворной библиотеки, дипломатом, известным меценатом и покровителем музыкантов, бароном Готтфридом ван Свитеном. Барон имел большую коллекцию произведений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Генделя, которую он привез из Берлина. С подачи ван Свитена Моцарт сочинил несколько произведений в стиле барокко, надеясь таким образом обогатить собственное творчество. И действительно, знакомство с сочинениями Баха и Генделя, согласно многим исследователям и музыковедам, оказало на творчество Моцарта сильное влияние[6].
В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу «Похищение из сераля», премьера которой состоялась 16 июля 1782 года. Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии.
Находясь в зените славы, Моцарт получал огромные гонорары за концерты и издание своих сочинений, обучал множество учеников. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений.
Премьера «Свадьбы Фигаро» состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. Опера имела хороший приём. Однако успех оперы нельзя назвать грандиозным: всего лишь после девяти повторений опера была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта[7]. Таким образом, слава Моцарта в Вене как драматурга и оперного композитора оставалась мала, он имел имя только как хороший пианист. Императорский двор, изредка ему покровительствовавший, тоже не видел в нём серьёзного оперного композитора, такого, как, например, Антонио Сальери[8].
Всего через несколько месяцев после венской премьеры, в декабре 1786 года, «Свадьба Фигаро» в исполнении труппы Пасквале Бондини прошла в Праге, имея при этом ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё «растащили» на музыку для танцев, их распевали на улице, и даже играли в трактирах. Благодаря такому успеху, на рождество 1786 года Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Вместе с супругой Констанцией он прибыл туда 11 января 1787 года.
По возвращении в Вену в феврале 1787 года, Моцарт принялся за работу над оперой. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу «Дон Жуан», и она пришлась Моцарту по душе.
Но «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принес. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены.
Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне — самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор, № 40 Соль минор и № 41 До мажор («Юпитер»)[9].
Весной 1789 года друг и ученик Моцарта, князь Карл Лихновский, собираясь по делам в Берлин, предложил Моцарту место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Путешествие длилось без малого три месяца: с 8 апреля по 4 июня 1789 года. В ходе поездки Моцарт посетил Прагу, Лейпциг, Дрезден, Потсдам и Берлин. Вопреки надеждам Моцарта, путешествие в финансовом плане оказалось неудачным: денег, вырученных от поездки, оказалось катастрофически мало.[10]
Почти сразу после возвращения Моцарт приступил к созданию квартетов для Фридриха Вильгельма II. Уже в июне 1789 года был готов первый из них — квартет Ре мажор. Денег едва хватало на жизнь.
Тем временем на венской сцене была восстановлена и имела большой успех «Свадьба Фигаро». Благодаря этому успеху Моцарт вновь с воодушевлением занялся работой для театра: писал вставные арии в свои оперы и в оперы других композиторов.
С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Кроме всего прочего, Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счету концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор), который датируется 5 января. В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии соль минор (№ 40), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери[11].
Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет.
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный «Реквием» (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.
Последние годы
В связи с премьерой оперы «Милосердие Тита», Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом.
Констанция приняла решение оградить мужа от работы, что даже забрала у него партитуру «Реквиема» и вызвала врача из Вены. На время здоровье Моцарта улучшилось, но уже к концу ноября состояние композитора настолько ухудшилось, что врач Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы[12].
Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти); доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь «ревматической воспалительной лихорадкой».
Поздно вечером 4 декабря послали за врачом; Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову умирающего Моцарта, отчего тот потерял сознание. Примерно в полночь он приподнялся на кровати и неподвижно смотрел в пространство, затем склонился к стене и задремал. После полуночи, без пяти минут час, то есть уже 5 декабря, наступила смерть[13].
С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря пьесе «Моцарт и Сальери» из сборника А. С. Пушкина «Маленькие трагедии», получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери[14]. Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, а любые версии отравлений, особенно версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны[15].
Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.
Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно, он был похоронен в общей могиле, а надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища.
Творчество
Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности композитора.
Оперы Моцарта — синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере М. отдает музыке — вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей[16]. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта[17].
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Примечания
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1978. — С. 534.
- ↑ Большая советская энциклопедия, БЭС, 1978 г. .
- ↑ Чёрная Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество. — м.: Музыка, 1966. — С. 376.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1978. — С. 534.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1983. — 518 с.
- ↑ Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. — С. 624.
- ↑ Rice J. A. Antonio Salieri and viennese opera. — Chicago: University of Chicago Press, 1998. — С. 460, 464.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1983. — С. 518.
- ↑ Аберт Г. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка. — С. 560.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка. — С. 170.
- ↑ Solomon M. Mozart: A Life. — HarperCollins Publishers, 1995. — С. 640.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — Музыка, М. — С. 373.
- ↑ Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1990.
- ↑ Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
- ↑ Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
- ↑ Большая советская энциклопедия, БЭС, 1978 г. .
- ↑ Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. — М.: Музыка, 1979. — 162—276 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 27 января
- Родившиеся в 1756 году
- Родившиеся в Зальцбурге
- Умершие 5 декабря
- Умершие в 1791 году
- Умершие в Вене
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Австрии
- Композиторы XVIII века
- Органисты по алфавиту
- Органисты Австрии
- Органисты XVIII века
- Пианисты по алфавиту
- Пианисты Австрии
- Пианисты XVIII века
- Кавалеры ордена Золотой шпоры
- Знание.Вики:Готовые статьи о музыке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Авторы реквиемов
- Академические музыканты Австрии
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Венская классическая школа
- Дети-музыканты
- Духовные композиторы
- История XVIII века
- Композиторы — авторы гимнов
- Композиторы классической эпохи
- Оперные композиторы
- Персоны, изображённые на банкнотах Австрии
- Дети из Австрии
- Дети по алфавиту