Моцарт, Вольфганг Амадей

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Вольфганг Амадей Моцарт
нем. Wolfgang Amadeus Mozart
Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819)
Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819)
Полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт
Дата рождения 27 января 1756(1756-01-27)
Место рождения Зальцбург, Зальцбургское архиепископство, Священная Римская империя
Дата смерти 5 декабря 1791(1791-12-05) (35 лет)
Место смерти Вена, Священная Римская империя
Страна  Священная Римская империя
Эрцгерцогство Австрия
Профессии композитор, органист, пианист
Годы активности 17611791
Инструменты орган, клавир, скрипка, альт
Жанры симфоническая музыка, опера, камерная музыка, духовная музыка
Награды Ordo Militia Aurata or Ordine dello Speron d'Oro o Milizia Aurata.png
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, музыкант-виртуоз, владеющий несколькими музыкальными инструментами, в том числе клавесином, скрипкой[1], фортепиано, органом и другими клавишными, дирижёр. Принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы[2].

Является одним из самых популярных классических композиторов в мире. Оказал значительное влияние на мировую культуру.

Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).

Ранние годы

Место рождения Моцарта на площади Хагенауэр /Гетрайдегассе, Зальцбург, Австрия

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Мать — Анна Мария Моцарт (урождённая Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна и сын Вольфганг.

Леопольд Моцарт / Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони

Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. Вольфганг и его старшая сестра никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирождённым педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник — Эбенейзер Кроуфорд

В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии[3] (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиляБастьен и Бастьенна»), годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт».[4] Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г. — оперу «Луций Сулла».

Зрелые годы

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном).

29 января 1781 года в Мюнхене была поставлена опера «Идоменей», ставшая в творчестве Моцарта важной вехой[5]. Постановка оперы выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества.

По прибытии в Вену в марте 1781 году Моцарт познакомился с руководителем придворной библиотеки, дипломатом, известным меценатом и покровителем музыкантов, бароном Готтфридом ван Свитеном. Барон имел большую коллекцию произведений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Генделя, которую он привез из Берлина. С подачи ван Свитена Моцарт сочинил несколько произведений в стиле барокко, надеясь таким образом обогатить собственное творчество. И действительно, знакомство с сочинениями Баха и Генделя, согласно многим исследователям и музыковедам, оказало на творчество Моцарта сильное влияние[6].

В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу «Похищение из сераля», премьера которой состоялась 16 июля 1782 года. Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии.

Находясь в зените славы, Моцарт получал огромные гонорары за концерты и издание своих сочинений, обучал множество учеников. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений.

Премьера «Свадьбы Фигаро» состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. Опера имела хороший приём. Однако успех оперы нельзя назвать грандиозным: всего лишь после девяти повторений опера была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта[7]. Таким образом, слава Моцарта в Вене как драматурга и оперного композитора оставалась мала, он имел имя только как хороший пианист. Императорский двор, изредка ему покровительствовавший, тоже не видел в нём серьёзного оперного композитора, такого, как, например, Антонио Сальери[8].

Всего через несколько месяцев после венской премьеры, в декабре 1786 года, «Свадьба Фигаро» в исполнении труппы Пасквале Бондини прошла в Праге, имея при этом ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё «растащили» на музыку для танцев, их распевали на улице, и даже играли в трактирах. Благодаря такому успеху, на рождество 1786 года Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Вместе с супругой Констанцией он прибыл туда 11 января 1787 года.

По возвращении в Вену в феврале 1787 года, Моцарт принялся за работу над оперой. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу «Дон Жуан», и она пришлась Моцарту по душе.

Но «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принес. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены.

Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне — самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор, № 40 Соль минор и № 41 До мажор («Юпитер»)[9].

Весной 1789 года друг и ученик Моцарта, князь Карл Лихновский, собираясь по делам в Берлин, предложил Моцарту место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Путешествие длилось без малого три месяца: с 8 апреля по 4 июня 1789 года. В ходе поездки Моцарт посетил Прагу, Лейпциг, Дрезден, Потсдам и Берлин. Вопреки надеждам Моцарта, путешествие в финансовом плане оказалось неудачным: денег, вырученных от поездки, оказалось катастрофически мало.[10]

Почти сразу после возвращения Моцарт приступил к созданию квартетов для Фридриха Вильгельма II. Уже в июне 1789 года был готов первый из них — квартет Ре мажор. Денег едва хватало на жизнь.

Тем временем на венской сцене была восстановлена и имела большой успех «Свадьба Фигаро». Благодаря этому успеху Моцарт вновь с воодушевлением занялся работой для театра: писал вставные арии в свои оперы и в оперы других композиторов.

С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Кроме всего прочего, Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счету концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор), который датируется 5 января. В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии соль минор (№ 40), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери[11].

Последний дом Моцарта по адресу Рауэнштайнгассе 970 (жёлтое здание слева на переднем плане), где он умер 5 декабря 1791 года. Здание разрушено в середине XIX века. Акварель, ок. 1840 г.

Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный «Реквием» (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.

Последние годы

В связи с премьерой оперы «Милосердие Тита», Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом.

Констанция приняла решение оградить мужа от работы, что даже забрала у него партитуру «Реквиема» и вызвала врача из Вены. На время здоровье Моцарта улучшилось, но уже к концу ноября состояние композитора настолько ухудшилось, что врач Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы[12].

Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти); доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь «ревматической воспалительной лихорадкой».

Поздно вечером 4 декабря послали за врачом; Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову умирающего Моцарта, отчего тот потерял сознание. Примерно в полночь он приподнялся на кровати и неподвижно смотрел в пространство, затем склонился к стене и задремал. После полуночи, без пяти минут час, то есть уже 5 декабря, наступила смерть[13].

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря пьесе «Моцарт и Сальери» из сборника А. С. Пушкина «Маленькие трагедии», получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери[14]. Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, а любые версии отравлений, особенно версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны[15].

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно, он был похоронен в общей могиле, а надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища.

«Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.

Творчество

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности композитора.

Оперы Моцарта — синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере М. отдает музыке — вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей[16]. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта[17].

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Примечания

  1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1978. — С. 534.
  2. Большая советская энциклопедия, БЭС, 1978 г..
  3. Чёрная Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество. — м.: Музыка, 1966. — С. 376.
  4. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1978. — С. 534.
  5. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1983. — 518 с.
  6. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. — С. 624.
  7. Rice J. A. Antonio Salieri and viennese opera. — Chicago: University of Chicago Press, 1998. — С. 460, 464.
  8. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга первая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1983. — С. 518.
  9. Аберт Г. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка. — С. 560.
  10. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка. — С. 170.
  11. Solomon M. Mozart: A Life. — HarperCollins Publishers, 1995. — С. 640.
  12. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — Музыка, М. — С. 373.
  13. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1990.
  14. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  15. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
  16. Большая советская энциклопедия, БЭС, 1978 г..
  17. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. — М.: Музыка, 1979. — 162—276 с.