Катерина Кабанова (персонаж)

Материал из «Знание.Вики»
П. А. Стрепетова в роли Катерины в пьесе «Гроза».

Катери́на Петро́вна Кабано́ва — главная героиня пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского (1823—1886). Супруга главного героя Тихона Кабанова[1]. Александр Николаевич создал образ Катерины специально для Любови Павловной Косицкой (1827—1868) (по мужу Никулина), актрисы Малого театра 1840—1860-х годов[2].

Образ героини

Катерина — основной персонаж пьесы, через которую показан конфликт произведения. Героиня не похожа на остальных жителей города Калинова. Она отличается особенным восприятием жизни, чувством собственного достоинства. Образ Катерины складывается благодаря совокупности ряда факторов — слов, мыслей, поступков, окружения[3].

В пьесе «Гроза» в Катерине привлекает внимание сильный русский характер, который противоречит самодурству Кабанихи. Этот характер выражен через решительность, верность природной правде, веру в новые идеалы, а также самоотверженность. Главная героиня «Грозы» олицетворяет антипод остальным женским характерам в пьесе[4]. Катерина говорит о себе в явлении V в первом действии[1]:

Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю…Островский А. Н., «Гроза»

На смену жизнелюбию, оптимизму, ощущению в душе чистоты и света пришли уныние, чувство греховности и вины, страх и желание умереть. Это уже не та весёлая девочка, какой знали её люди в девичестве, это совсем другая Катерина.

Катерина изображена чистым и честным человеком, который стремится к свободе и справедливости. Не по своему желанию Катерина рано вышла замуж, но она смогла до некоторой степени влюбить в себя бесхребетного мужа. Часто в мыслях главной героини летают мысли, что могла бы она летать. Ей хотелось ощущать ту внутреннюю легкость, которая была с ней до вступления в брак. Атмосфера постоянных скандалов и ссор душила и теснила Катерину. Она не может соврать, хоть Варвара и говорит, что вся семья Кабановых держится на лжи. Катерина влюбляется в Бориса. У девушки была последняя надежда спастись от разочарования в жизни и в людях — побег с Борисом, но юноша отказался от неё, действуя подобно другим обитателям чуждого Катерине мира[5].

...Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись...Островский А. Н., «Гроза»

Однако, жизненные обстоятельства, в которых Катерина оказывается, заставляют её вступить в борьбу со системой, которая противоречит её принципам справедливости и свободы. Катерина не смиряется с несправедливостью, она готова бороться за свои права и права других людей. Катерина выступает против жестокости, которую испытывает на себе.

Островский через образ Катерины показывает, что недовольство и протест могут быть мощным двигателем изменений. Он показывает, что нельзя мириться с несправедливостью и передаваться безразличию[6].

Мнения критиков

Александр Михайлович Пальховский (1832—1905), критик и переводчик, сотрудничал в «Московском вестнике», «Книжном вестнике»,"Книжнике", был знаком с Александром Николаевичем Островским и написал рецензию по его просьбе[7]:

В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком; в ней есть только боязнь греха, страх дьявола, её пугает только ад кромешный, геенна огненная: в ней есть мистицизм, но нет нравственности... ...Катерина никак не может быть героиней драмы; но зато она служит превосходным сюжетом для сатиры. Разражаться громом против Катерин — нечего: они не виноваты в том, что сделала из них среда, в которую ещё до сих пор не проник ни один луч света...

Николай Александрович Добролюбов (18361861), русский литературный критик, публицист и революционер, дал блестящий анализ идейного содержания и художественных особенностей драмы «Гроза» в статье «Луч света в тёмном царстве»[8]:

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу…

Николай Филиппович Павлов (18031864), писатель и журналист, отмечал[9]:

...Эта женщина возбудила всё наше негодование. Автор позволил ей, шестилетнему ещё ребенку, из жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил её слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви. Он же выдал её замуж за пьяного дурака и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку, что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны сделал всё, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щёк показалась нам дешёвым притираньем...

Литература

  • Островский А. Н. Гроза. — М.: Эксмо, 2023. — 320 с.
  • Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? : «Гроза»: вчера и сегодня. — М.: НЦ ЭНАС, 2005. — 117 с. — ISBN 5-94851-094-8.
  • Холодов Е. Г. Драматург на все времена. — М.: Всероссийское театральное общество, 1975. — 424 с.
  • Лобанов М. П. Островский. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 399 с. — ISBN 5-235-00374-8.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Островский А. Н. Гроза. — Эксмо, 2023. — 320 с. — ISBN 978-5-04-180124-3.
  2. Драма Островского: как нижегородская любовь вдохновила писателя на создание образа Катерины // Нижегородская правда. — 2023. — 21 апреля.
  3. Степура Н. В. Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Научный словарь-справочник от Автор24 по техническим и гуманитарным дисциплинам. Дата обращения: 25 ноября 2023.
  4. Орлова З. Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза. Проза.ру (21 сентября 2014). Дата обращения: 25 ноября 2023.
  5. Махмудова Ш. А. Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» // Молодой учёный. — 2022. — № 24 (419). — С. 148—150.
  6. Ревякин А. И. Искусство драматургии. А. Н. Островского. — М.: Просвещение, 1974. — 334 с.
  7. Пальховский А. М.: «Гроза», драма А. Н. Островского. ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  8. Добролюбов Н. Л.. studbox.net. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  9. Сухих И. Н. И давний-давний спор.... Lib.ru: «Классика» в русской критике. Дата обращения: 2 ноября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!