Прокофьев, Сергей Сергеевич

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев в 1918 году
Сергей Прокофьев в 1918 году
Дата рождения 11 (23) апреля 1891(1891-04-23)
Место рождения Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя
Дата смерти 5 марта 1953(1953-03-05) (61 год)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя СССР
Профессии композитор, дирижёр, пианист
Инструменты фортепиано
Жанры опера, балет, симфония
Награды
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Серге́й Серге́евич Проко́фьев (11 [23] апреля 1891, село Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Москва, СССР) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель и педагог; Народный артист РСФСР (1947).

Член Союза советских композиторов СССР; почётный профессор МГК имени П. И. Чайковского (1933). Лауреат Ленинской (1957) и шести Сталинских (1943, 1946, 1946, 1946, 1947, 1952) премий. В 1944 году Прокофьев был удостоен золотой медали Королевского филармонического общества; в 1947 году становится действительным членом Шведской королевской музыкальной академии.

Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века; им был создан собственный новаторский стиль, черты которого отмечены в его сочинениях как раннего, так и заграничного и советского периодов творчества. К числу произведений Прокофьева принадлежат восемь балетов и восемь опер, семь симфоний, девять концертов для сольного инструмента с оркестром, девять фортепианных сонат, оратории и кантаты, а также камерные вокальные и инструментальные произведения, музыка для кино и театра. Многие его произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев на­ря­ду с Дмитрием Шос­та­ко­ви­чем стал оли­це­тво­ре­ни­ем современной музыкальной клас­си­ки[1].

Биография

Сергей Прокофьев в 9 лет, с партитурой оперы «Великан», 1900 год

Родился 11 [23] апреля 1891 в Сонцовке, Екатеринославской губернии в купеческой семье Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Мария Григорьевна, урождённая Житкова (1855—1924), была дочерью крепостного графов Шереметевых. Его мать Мария Григорьевна очень любила играть на фортепиано, исполняя преимущественно произведения Шопена и Бетховена. Прокофьев писал: «Мать …интересовалась исключительно серьёзной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим лёгкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку»[2][3][4][5]. Способности в музыке проявились у Прокофьева в раннем детстве, когда он в 1896 году, в пять с половиной лет сочинил первую пьесу для фортепиано «Индийский галоп», которое было нотировано его матерью. Образование Прокофьева не ограничилось только музыкой, Сергей Алексеевич обучал сына уроками математики, а мать обучала его иностранным языкам: немецкому и французскому. В 1900 году Прокофьев в Москве впервые слушал оперы «Фауст» и «Князь Игорь» и был на балете «Спящая красавица», под впечатлением от которых задумал собственное подобное произведение. В июне 1900 года им была сочинена опера «Великан», а в 1901 году он сочинил первый акт к своей второй оперы «На пустынных островах». В 1902 году Сергей Танеев, ознакомившись с первыми композиторскими опытами Прокофьева и отметив его талант, дал ему совет заняться композицией. В 1902—1903 годах Прокофьев занимался композицией с Рейнгольдом Глиэром[2][3][4][5][6].

Начало творческой деятельности

В 1904 году выдержав вступительный экзамен в тринадцать лет, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. С 1904 по 1914 год инструментовке обучался у Николая Римского-Корсакова, композиции у Анатолия Лядова, музыкальную теорию его обучал Язеп Витола, фортепиано обучался у Анны Есиповой, дирижирование ему преподавал Николай Черепнин. В годы учёбы в консерватории познакомился с Сергеем Рахманиновым, а также завязал дружеские отношения с композиторами Николаем Мясковским и Борисом Асафьевым. В 1909 году окончил консерваторию как композитор, в 1914 году как пианист. За исполнением своего Первого фортепианного концерта был удостоен золотой медали и награждён почётной премией имени Антона Рубинштейна. До 1917 года продолжал заниматься в консерватории по классу органа. В апреле 1910 года состоялось знакомство Прокофьева с Игорем Стравинским[2][3][4][5][6].

18 [31] декабря 1908 года на концерте петербургского кружка «Вечера современной музыки» состоялось первое публичное выступление Прокофьева в качестве композитора и пианиста. В рецензии газеты «Слово» о дебюте, были отмечены оригинальность, несомненный талант, творческая фантазия, экстравагантность, необузданная игра фантазии и изобретательность Прокофьева, было отмечено что композитор «заходит в своей смелости и оригинальности гораздо дальше современных французов»[7]. В дальнейшем выступал в качестве солиста, исполняя преимущественно собственные произведения. В 1911 году впервые в России исполнил пьесы Арнольда Шёнберга, а в 1913 году выступил на вечере в присутствии Клода Дебюсси во время его приезда в Петербург. В это же время Прокофьев ощутил потребность в издании своих произведений и начал налаживать связи с известными дирижёрами, отправил несколько пьес в «Российское музыкальное издательство» и Петру Юргенсону, но не нашёл у них понимания. Однако, в 1911 году Прокофьев заручился рекомендательным письмом от Александра Оссовского и настов на личной встрече с Юргенсоном, сыграл ему свои фортепианные сочинения и после этого наконец получил согласие на их публикацию[8]. Первым изданным произведением Прокофьева стала фортепианная соната, ор. 1, выпущенная в 1911 году «Музыкальным издательством П. И. Юргенсон». В 1913 году Прокофьев познакомился с Сергеем Кусевицким и с 1917 года произведения Прокофьева стали выходить в «Музыкальном издательстве А. Гутхейль» принадлежащее Кусевицкому. Выступления в Петербурге, Москве и концертном зале Павловского вокзала укрепили славу и известность композитора. В 1913 году премьера Второго фортепианного концерта вызвала скандал, публика и критики разделились на почитателей и недругов. В одной из рецензий Прокофьев был назван «фортепианным кубистом и футуристом». В июне 1914 года во время поездки в Англию, в Лондоне состоялось знакомство Прокофьева с Сергеем Дягилевым, которое переросло в многолетнее сотрудничество. Для антрепризы Русские балеты Прокофьев создал четыре балета: «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын»[2][3][4][5][6][8].

Дальнейшие искания в творчестве

Фотография Сергея Прокофьева, около 1918 года

С 28 июля 1914 года, после начала Первой мировой войны Прокофьев работал над созданием оперы «Игрок» и балета «Ала и Лоллий». Прокофьев, как единственный сын в семье, не подлежал призыву в армию. Для ознакомления с балетом Дягилев вызвал Прокофьева в Италию, но по различным причинам отказался от постановки «Алы и Лоллия» и сделал композитору новый заказ — балет «Шут». 22 февраля 1915 года в Риме состоялось организованное Дягилевым первое заграничное выступление Прокофьева, когда были исполнены Второй фортепианный концерт с оркестром под управлением Бернардино Молинари и несколько пьес для фортепиано. Материал партитуры первого балета «Ала и Лоллий» был переработан в сочинение для оркестра «Скифская сюита». Это произведение расценивалась Прокофьевым как «самое крупное и значительное из написанных им до сих пор оркестровых произведений». 16 января 1916 года состоялась её премьера, которая вызвала неоднозначную реакцию критиков. В этот период так же вышли цикл фортепианных пьес «Сарказмы», сказка для голоса с фортепиано «Гадкий утёнок», цикл романсов на слова Анны Ахматовой «Мимолётности». Им был создан Первый скрипичный концерт и «Классическая симфония»[2][3][4][5][6][8].

7 мая 1918 года Прокофьев выехал из Москвы за границу, первой страной его посещения была Япония. В Токио выступил как пианист с двумя концертами и в Иокогаме с одним. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где завершил своё сочинение «Сказки старой бабушки». В дальнейшем проживая в Париже выступал как пианист со своим третьим концертом для фортепиано с оркестром в Бельгии, Германии, Лондоне и том же Париже. Среди крупных сочинений заграничного периода создавались и были завершены произведения: в 1919 году «Любовь к трём апельсинам», в 1919—1927 годах «Огненный ангел», в 1925 году балеты «Стальной скок», в 1928 году «Блудный сын», в 1925 году вторая симфония, в 1928 году третья симфония, в 1930 году «На Днепре» и четвёртая симфония, в 1931 и в 1932 годах четвёртый и пятый концерты для фортепиано. В 1932 году записал в Лондоне свой третий концерт для фортепиано с оркестром вместе с Лондонским симфоническим оркестром. В 1935 году вышло заключительное заграничное произведение — второй скрипичный концерт. Весной 1925 года Прокофьев сблизился и вскоре подружился с Владимиром Дукельским. С 1918 по 1935 год живя за границей, Прокофьев тем не менее посещал Советский Союз в 1927, 1929 и 1932 годах выступая в Москве, Ленинграде, в Армянской ССР и Грузинской ССР[2][3][4][5][6][8].

В Советском Союзе

Марка Почты СССР (1981 год)

В 1936 году Прокофьев со своей семьёй окончательно переехал в Советский Союз в Москву. В этом же году по инициативе Наталии Сац написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк». В 1938 году Прокофьев написал музыку к фильму «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. С 1941 по 1945 год в период Великой Отечественной войны Прокофьев работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. В 1943 году за седьмую сонату для фортепиано с оркестром Прокофьев был удостоен Сталинской премии II степени. Согласно Кшиштофу Мейеру, Пятая симфония Прокофьева «вошла в список наиболее выдающихся произведений, тематически связанных с трагедией Второй мировой войны»[9] и в 1946 году за её создание Прокофьев был удостоен Сталинской премии I степени. В 1944 году на либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро Прокофьев создал балет «Золушка». Премьера спектакля состоялась 21 ноября 1945 года в Москве, на сцене Большого театра (хореография Ростислава Захарова, оформление Петра Вильямса, Золушка — Ольга Лепешинская, Принц — Михаил Габович). В 1944 году Указом Верховный Совет РСФСР Прокофьеву было присвоено почётное звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. 26 июня 1946 года за создание этого балета Прокофьев был награждён Сталинской премией I степени. Важнейшим сочинением военного периода стала опера «Война и мир» по одноимённому роману Льва Толстого; в 1944—1945 годах Прокофьев написал музыку к фильму и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, за которую в 1946 году Прокофьев был удостоен Сталинской премии I степени[2][3][4][5][6][8]. В 1947 году Указом Верховный Совет РСФСР Прокофьеву было присвоено почётное звание Народный артист РСФСР[5][6][8].

В феврале 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», в котором передовые советские композиторы (Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Попов, Шебалин, Хачатурян) были подвергнуты резкой критике за «формализм». Ряд сочинений Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был запрещён к исполнению. С 19 по 25 апреля 1948 года прошёл Первый съезд Союза композиторов СССР, где основными критиками Прокофьева выступили Борис Асафьев, Тихон Хренников и Борис Ярустовский, критике подверглись его шестая симфония и опера «Повесть о настоящем человеке»[6]. 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменён, а официальная пресса стала оценивать действия Комитета 1948 года как «некоторые перегибы»[6]. В 1951 году за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костёр» и ораторию «На страже мира» на стихи Самуила Маршака Прокофьев был удостоен Сталинской премии II степени. За написанную им в 1952 году седьмую сонату Прокофьев посмертно в 1957 году был удостоен Ленинской премии[5][6][8]

Прокофьев так писал о своём творчестве:

Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы… Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства[2]

Скончался 5 марта 1953 года в Москве от гипертонического криза. Умер в один день со Сталиным[10], похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3, ряд 47, место 11).

Семья

Семья Прокофьевых, 1936 год

Прокофьев был дважды женат:

Награды

Ордена
Звания
Государственные премии
Другие награды

Сочинения

Сценическая музыка

Евгений Мравинский и Сергей Прокофьев на сцене после мировой премьеры Шестой симфонии (11 октября 1947)
Сергей Прокофьев и Мстислав Ростропович (1952 год)
Ария Кутузова из оперы «Война и мир»
Отрывок из 2-го концерта Прокофьева
Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира; Елена Лечич и Андрей Кольчерию, Нови-Сад, сезон 2006/07.

Балеты

  • «Сказка про шута (семерых шутов перешутившего)», балет в 6 картинах, ор. 21. Сюжет А. Афанасьева. Либретто С. Прокофьева. 1920 г. (1915 г.)
  • «Стальной скок», балет в 2 картинах, ор. 41. Либретто Г. Якулова и С. Прокофьева. 1924 г.
  • «Блудный сын», балет в 3 действиях, ор. 46. Либретто Б. Кохно. 1929 г.
  • «На Днепре», балет в 2 картинах, ор. 51. Либретто С. Лифаря и С. Прокофьева. 1930 г.
  • «Ромео и Джульетта», балет в 4 действиях, 10 картинах, ор. 64. Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева. 1935—1936 гг.
  • «Золушка», балет в 3 действиях, ор. 87. Либретто Н. Волкова. 1940—1944 гг.
  • «Сказ о каменном цветке», балет в 4 действиях по материалам сказов П. Бажова, ор. 118. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсон-Прокофьевой. 1948—1950 гг.

Музыка к театральным постановкам

  • «Египетские ночи», музыка к спектаклю Камерного театра в Москве по В. Шекспиру, Б. Шоу и А. Пушкину, для малого симфонического оркестра. 1933 г.
  • «Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве для большого симфонического оркестра, ор. 70 bis. 1936 г.
  • «Евгений Онегин», музыка к неосуществленному спектаклю Камерного театра в Москве по роману А. Пушкина, инсценировка С. Д. Кржижановского, ор. 71. 1936 г.
  • «Гамлет», музыка к спектаклю в постановке С. Радлова в Ленинградском драматическом театре, для малого симфонического оркестра, ор. 77. 1937—1938 гг.

Музыка к кинофильмам

  • «Поручик Киже», музыка к фильму для малого симфонического оркестра. 1933 г.
  • «Пиковая дама», музыка к неосуществленному фильму для большого симфонического оркестра, ор. 70. 1938 г.
  • «Александр Невский», музыка к фильму для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Режиссёр С. М. Эйзенштейн. 1938 г.
  • «Лермонтов», музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Гендельштейн. 1941 г.
  • «Тоня», музыка к короткометражному фильму (не вышел на экран) для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Роом. 1942 г.
  • «Котовский», музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Файнциммер. 1942 г.
  • «Партизаны в степях Украины», музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр И. Савченко. 1942 г.
  • «Иван Грозный», музыка к фильму для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра, ор. 116. Режиссёр С. М. Эйзенштейн. 1942—1945 гг.

Вокальная и вокально-симфоническая музыка

Оратории и кантаты, хоры, сюиты

  • Два стихотворения для женского хора и оркестра на слова К. Бальмонта, ор. 7. 1909 г.
  • «Семеро их» на текст К. Бальмонта «Зовы древности», кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра, ор. 30. 1917—1918 гг.
  • Кантата к 20-летию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров на тексты Маркса, Ленина и Сталина, ор. 74. 1936—1937 гг.
  • «Песни наших дней», сюита для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, ор. 76. 1937 г.
  • «Александр Невский», кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра, ор. 78. Слова В. Луговского и С. Прокофьева. 1938—1939 гг.
  • «Здравица», кантата для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра, ор. 85. Текст народный: русский, украинский, белорусский, мордовский, кумыкский, курдский, марийский. 1939 г.
  • «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра, ор. 93. Слова П. Антокольского. 1942—1943 гг.
  • Эскизы к Гимну Советского Союза и Гимну РСФСР, ор. 98. 1943 г.
  • «Расцветай, могучий край», кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра, ор. 114. Текст Е. Долматовского. 1947 г.
  • «Зимний костёр», сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 122. 1949 г.
  • «На страже мира», оратория для меццо-сопрано, чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 124. 1950 г.

Для голоса с фортепиано

  • Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с ф-п., ор. 9. 1909
  • «Гадкий утёнок» (сказка Андерсена) для голоса с ф-п., ор. 18. 1914
  • Пять стихотворений для голоса с ф-п., ор. 23. Слова В. Горянского, 3. Гиппиус, Б. Верина, К. Бальмонта и Н. Агнивцева. 1915
  • Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с ф-п., ор. 27. 1916
  • Пять песен (без слов) для голоса с ф-п., ор. 35. 1920
  • Пять стихотворений К. Бальмонта для голоса с ф-п., ор. 36. 1921
  • Две песни из кинофильма «Поручик Киже» для голоса с ф-п., ор. 60 bis. 1934
  • Шесть песен для голоса с ф-п., ор. 66. Слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и народные. 1935
  • Три детские песни для голоса с ф-п., ор. 68. Слова A. Барто, Н. Саконской и Л. Квитко (перевод С. Михалкова). 1936-39
  • Три романса на слова А. Пушкина для голоса с ф-п., ор. 73. 1936
  • «Александр Невский», три песни из кинофильма (слова B. Луговского), ор 78. 1939
  • Семь песен для голоса с ф-п., ор. 79. Слова А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко, без указания автора и народные. 1939
  • Семь массовых песен для голоса с ф-п., ор. 89. Слова В. Маяковского, А. Суркова и М. Мендельсон. 1941-42
  • Обработки русских народных песен для голоса с ф-п., ор. 104. Слова народные. Две тетради, 12 песен. 1944
  • Два дуэта, обработки русских народных песен для тенора и баса с ф-п., ор. 106. Текст народный, записан Е. В. Гиппиусом. 1945
  • Песня солдатская походная, ор. 121. Слова В. Луговского. 1950

Для симфонического оркестра

Симфонии и симфониетты

Другие произведения для симфонического оркестра

  • «Сны», симфоническая картина для большого оркестра, ор. 6. 1910
  • «Осеннее», симфонический эскиз для малого симфонического оркестра, ор. 8. 1934 (1915—1910)
  • «Ала и Лоллий», скифская сюита для большого симфонического оркестра, ор. 20, в 4 частях. 1914-15
  • «Шут», сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 21 bis, в 12 частях. 1922
  • Andante из Четвёртой сонаты для ф-п., транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 29 bis. 1934
  • «Любовь к трём апельсинам», симфоническая сюита из оперы, ор. 33 bis, в 6 частях. 1934
  • Увертюра на еврейские темы, транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 34 bis. 1934
  • «Стальной скок», симфоническая сюита из балета, ор. 41 bis. в 4 частях. 1926
  • Увертюра для флейты, гобоя, 2 кларнетов, фагота, 2 труб, тромбона, челесты, 2 арф, 2 ф-п., виолончели, 2 контрабасов и ударных B-dur, op. 42. Два варианта: для камерного оркестра из 17 человек и для большого оркестра (1928). 1926
  • Дивертисмент для оркестра, ор. 43, в 4 частях. 1925-29
  • «Блудный сын», симфоническая сюита из балета, ор. 46 bis, в 5 частях. 1929
  • Andante из квартета h-moll, переложение автора для струнного оркестра, ор. 50 bis. 1930
  • Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок», симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 49. 1931
  • «На Днепре», сюита из балета для большого оркестра, ор. 51 bis, в 6 частях. 1933
  • Симфоническая песнь для большого оркестра, ор. 57. 1933
  • «Поручик Киже», симфоническая сюита из музыки к фильму, ор. 60, в 5 частях. 1934
  • «Египетские ночи», симфоническая сюита из музыки к спектаклю в Московском камерном театре, ор. 61, в 7 частях. 1934
  • «Ромео и Джульетта», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 bis, в 7 частях. 1936
  • «Ромео и Джульетта», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 ter, в 7 частях. 1936
  • «Петя и волк», симфоническая сказка для детей, для чтеца и большого симфонического оркестра, ор. 67. Слова С. Прокофьева. 1936
  • Русская увертюра для симфонического оркестра, ор. 72. Два варианта: для четверного состава и для тройного состава. 1936
  • «Летний день», детская сюита для малого оркестра, ор. 65 bis, в 7 частях. 1941
  • Симфонический марш B-dur для большого оркестра, ор. 88. 1941
  • «1941-й год», симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 90, в 3 частях. 1941
  • «Семён Котко», сюита для симфонического оркестра, ор. 81 bis, в 8 частях. 1943
  • «Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов, ор. 105. 1945
  • «Ромео и Джульетта», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 101, в 6 частях. 1946
  • «Золушка», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 107, в 8 частях. 1946
  • «Золушка», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 108, в 7 частях. 1946
  • «Золушка», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 109, в 8 частях. 1946
  • Вальсы, сюита для симфонического оркестра, ор. 110. 1946
  • Праздничная поэма («Тридцать лет») для симфонического оркестра, ор. 113. 1947
  • Пушкинские вальсы для симфонического оркестра, ор. 120. 1949
  • «Летняя ночь», симфоническая сюита из оперы «Обручение в монастыре», ор. 123, в 5 частях. 1950
  • «Сказ о каменном цветке», свадебная сюита из балета для симфонического оркестра, ор. 126, в 5 частях. 1951
  • «Сказ о каменном цветке», цыганская фантазия из балета для симфонического оркестра, ор. 127. 1951
  • «Сказ о каменном цветке», уральская рапсодия из балета для симфонического оркестра, ор. 128. 1951
  • Праздничная поэма «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра, ор. 130. 1951

Концерты с оркестром

Для духового оркестра

  • Четыре марша, ор. 69. 1935-37
  • Марш B-dur, op. 99. 1943-44

Для инструментальных ансамблей

  • Юмористическое скерцо для 4 фаготов, ор. 12 bis. 1912
  • Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и ф-п. c-moll, op. 34. 1919
  • Квинтет для гобоя и кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39, в 6 частях. 1924
  • Квартет для 2 скрипок, альта и виолончели h-moll, ор. 50, в 3 частях. 1930
  • Соната для 2 скрипок C-dur, op. 56, в 4 частях. 1932
  • Первая соната для скрипки и ф-п. f-moll, op. 80, в 4 частях. 1938-46
  • Второй квартет (на кабардинские темы) для 2 скрипок, альта и виолончели F-dur, op. 92, в 3 частях. 1941
  • Соната для флейты и ф-п. D-dur, op. 94, в 4 частях. 1943
  • Вторая соната для скрипки и ф-п. (транскрипция сонаты для флейты и ф-п.) D-dur, op. 94 bis. 1943-44
  • Соната для виолончели и ф-п. C-dur, op. 119, в 3 частях. 1949

Для фортепиано

Сонаты, сонатины

  • Первая соната для ф-п. f-moll, op. 1, в одной части. 1909 (1907)
  • Вторая соната для ф-п. d-moll, op. 14, в 4 частях. 1912
  • Третья соната для ф-п. a-moll, op. 28, в одной части (из старых тетрадей). 1917 (1907)
  • Четвертая соната для ф-п. c-moll, op. 29, в 3 частях (из старых тетрадей). 1917 (1908)
  • Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 38, в 3 частях. 1923
  • Две сонатины[11] для ф-п. e-moll, op. 54, в 3 частях, и G-dur в 3 частях. 1931-32
  • Шестая соната для ф-п. A-dur, op. 82, в 4 частях. 1939-40
  • Седьмая соната для ф-п. B-dur, op. 83, в 3 частях. 1939-42
  • Восьмая соната для ф-п. B-dur, op. 84, в 3 частях. 1939-44
  • Девятая соната для ф-п. C-dur, op. 103, в 4 частях. 1947
  • Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 135, в 3 частях: (новая редакция). 1952-53
  • Десятая соната для ф-п. e-moll, op. 137. Эскиз экспозиции (44 такта). 1953

Другие произведения для фортепиано

  • Четыре этюда для ф-п., ор. 2. 1909
  • Четыре пьесы для ф-п., ор. 3. 1911 (1907-08)
  • Четыре пьесы Для ф-п., ор. 4. 1910-12 (1908)
  • Токката для ф-п. d-moll, op. 11. 1912
  • Десять пьес для ф-п., ор. 12. 1913
  • Сарказмы, пять пьес для ф-п., ор. 17. 1912-14
  • Мимолётности, двадцать пьес для ф-п., ор. 22. 1915-17
  • Сказки старой бабушки, четыре пьесы для ф-п., ор. 31. 1918
  • Четыре пьесы для ф-п., ор. 32. 1918
  • Вальсы Шуберта, выбранные и объединённые в сюиту, переложение для 2 ф-п. в 4 руки. 1918
  • Органная прелюдия и фуга d-moll Д. Букстехуде, переложение для ф-п. 1918
  • «Любовь к трем апельсинам», 2 фрагмента из оперы, концертная транскрипция для ф-п. автора, ор. 33 ter. Год создания неизвестен
  • «Вещи в себе», две пьесы для ф-п., ор. 45. 1928
  • Шесть пьес для ф-п., ор. 52. 1930-31
  • Три пьесы для ф-п., ор. 59. 1934
  • Мысли, три пьесы для ф-п., ор. 62. 1933-34
  • Дьявольское искушение
  • Детская музыка, двенадцать легких пьес для ф-п., ор. 65. 1935
  • «Ромео и Джульетта», десять пьес для ф-п., ор. 75. 1937
  • Дивертисмент, переложение автора для ф-п., ор. 43 bis. 1938
  • Гавот № 4 из музыки к спектаклю «Гамлет» для ф-п., ор. 77 bis. 1938
  • Три пьесы из балета «Золушка» для ф-п., ор. 95. 1942
  • Три пьесы для ф-п., ор. 96. 1941-42
  • Десять пьес из балета «Золушка» для ф-п., ор. 97. 1943
  • Шесть пьес из балета «Золушка» для ф-п., ор. 102. 1944

Для скрипки

  • Пять мелодий для скрипки и ф-п., ор. 35 bis. 1925
  • Соната для скрипки solo D-dur, op. 115, в 3 частях. 1947

Для виолончели

  • Баллада для виолончели и фп. c-moll, op. 15. 1912
  • Adagio из балета «Золушка» для виолончели и фп., ор. 97 bis. 1944

Увлечения

Помимо основной деятельности Прокофьев был большим поклонником шахмат, которыми он увлекался с детства и в последующем добился больших успехов. Прокофьев так говорил о своей роли в шахматах:

Шахматы для меня — это особый мир, мир борьбы планов и страстей… это музыка мысли[12]

В 1909 году в Петербурге Прокофьев сыграл в ничью с будущим чемпионом по шахматам 1921 года Эмануилом Ласкером. В последующем в 1933 году сыграл с ним же в Париже но проиграл[5][6][8]. В 1937 году большой интерес общественности вызвал матч Прокофьева со скрипачом Давидом Ойстрахом в Москве[13]. Первый советский чемпион мира и международный гроссмейстер Михаил Ботвинник так писал об этой встрече: «Был ли Прокофьев сильным игроком? Да нет, королевский гамбит, жертвы, всё вперёд, поэтому Ойстрах легко у него выигрывал. Ойстрах имел выжидательный стиль — главное, ошибок не делать»[14]. В мае 1914 года при сеансах одновременной игры в Санкт-Петербурге с известным шахматистом Раулем Капабланкой, Прокофьев победил в одной и проиграл в двух партиях[15]. В дальнейшем Прокофьев играл с Михаилом Эльманом (1918 и 1931); с Эдуардом Ласкером в США (1921 и 1922); с Савелием Тартаковером во Франции (1933) 9 ноября 1937 года в Москве вновь сыграл матч с Ойстрахом[16].

Память

  • Музей Сергея Прокофьева был открыт 24 июня 2008 года в Москве в Камергерском переулке, 6/5 в квартире № 6. На мемориальной доске выбито: «В этом доме в 1947—1953 годах жил и работал выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев»[17]. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева[18].
  • 11 декабря 2016 года состоялось открытие памятника Прокофьеву в Камергерском переулке, приуроченное к 125-летию со дня рождения композитора[19].
  • Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трём специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
  • Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы имени Прокофьева в Москве (1991, скульптор — В. Х. Думанян, архитектор — А. В. Степанов).
  • Памятник и концертный зал имени Прокофьева в Челябинске.
  • Концертный зал имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии.
  • Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева.
  • Симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии.
  • Детская школа искусств № 1 имени С. Прокофьева во Владивостоке
  • Детская музыкальная школа № 10 имени С. С. Прокофьева в Азове.
  • Улица Прокофьева в Сумах на Украине.
  • Музей Прокофьева на родине композитора в селе Сонцовка (с 1920-х годов до 2016 года — Красное) Покровского района Донецкой области на Украине был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 году.
  • В 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьев».
  • 6 августа 2012 года в честь Прокофьева назван кратер на Меркурии[20].
  • в 2016 году к 125-летию со дня рождения композитора Центральный Банк России выпустил серебряную памятную монету номиналом 2 рубля в серии «Выдающиеся личности России»: Композитор С. С. Прокофьев.
  • Изображён на марке «Почты Донбасса» «50 лет Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева»[21].
  • Всеукраинский открытый конкурс пианистов им. С. С. Прокофьева. Проводится ежегодно в Киеве в трёх номинациях: фортепиано, композиция и симфоническое дирижирование.
  • В 2016 году при переименовании населённых пунктов в Украине рассматривался вариант переименования города Красноармейск (ныне — Покровск) в Прокофьев(ск) (с. Сонцовка — родина композитора — территориально относится к району, административным центром которого является Покровск)[22].
  • В 2022 году вышла книга историка музыки и театра Марины Раку «Время Сергея Прокофьева. Музыка. Люди. Замыслы. Драматический театр» о жизни и творчестве композитора[23].

Литература

  • Прокофьев, Сергей Сергеевич / Большая Российская энциклопедия: в 30 т. // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 27: Полупроводники — Пустыня, 2015. — 767 с. — ISBN 978-5-85270-364-4
  • Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т.21: Проба — Ременсы, 1975—631 с.
  • Прокофьев, Сергей Сергеевич // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1978. — Т. 4. — 976 стб.
  • Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др.; [Предисл. В. М. Красовской и др.]. — Москва : Большая рос. энцикл. : Согласие, 1997. — 631 с. — С.370 — ISBN 5-85270-099-1
  • Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах / Гл. ред. А. В. Петров. — Монография. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03212-5.
  • Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Мейер, Кшиштоф. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время = Schostakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit / Пер. с нем. Е. Гуляевой. — СПб.: Композитор СПб, 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6.
  • Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938—1967) / Научная редакция, предисловие, комментарии, указатели Е. В. Кривцовой. — М.: Композитор, 2012. — 632 с. — ISBN 978-5-4254-0046-8.
  • Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М.: Советский композитор, 1973. — 663 с.
  • Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Сост., ред. и комментарии В. П. Варунца. — М.: Советский композитор, 1991. — 285 с. — ISBN 5-85285-219-8.
  • Прокофьев С. С. Автобиография. — 2-е дополненное. — М.: Советский композитор, 1982. — 600 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 1. — 813 с. — ISBN 2951813805.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813.
  • Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М.: Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Сергей Прокофьев: к 110-летию со дня рождения : письма, воспоминания, статьи / [ред-сост. — М. П. Рахманова]. — [2-е изд.]. — Москва : Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 2007. — 285 с.
  • Сергей Прокофьев. Воспоминания, письма, статьи: к 50-летию со дня смерти / [Ред.-сост.: М. П. Рахманова]. — Москва : Изд-во Дека-ВС, 2004. — 416 с. — ISBN 5-901951-10-7

Примечания

  1. Прокофьев, Сергей Сергеевич / Большая Российская энциклопедия: в 30 т. // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 27: Полупроводники — Пустыня, 2015. — 767 с. — ISBN 978-5-85270-364-4
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 130-летие со дня рождения композитора Сергея Прокофьева. Российский государственный архив фонодокументов. Дата обращения: 12 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Прокофьев, Сергей Сергеевич. ТАСС. Дата обращения: 12 сентября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Прокофьев С. С. Автобиография. — 2-е дополненное. — М.: Советский композитор, 1982. — 600 с
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах / Гл. ред. А. В. Петров. — Монография. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03212-5.
  7. «Слово» от 20 декабря 1908 года, № 656
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918: в двух томах / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002
  9. Мейер, Кшиштоф. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время = Schostakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit / Пер. с нем. Е. Гуляевой. — СПб.: Композитор СПб, 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6.
  10. Петров А. Прокофьев был сверхгениален. «Российская газета» (2003). — Интервью Г. Н. Рождественского. Дата обращения: 17 ноября 2009. Архивировано 15 мая 2010 года.
  11. Третья сонатина («Пасторальная») входит в Три пьесы, ор. 59
  12. Московский фестиваль искусств «Под знаком Солнца». Шахматный турнир им. С. С. Прокофьева. Московская городская детская музыкальная школа им. С. С. Прокофьева. Дата обращения: 27 ноября 2016.
  13. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1928—1986: Статьи, воспоминания. — М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 42—43
  14. Сосонко Г. Б. Путь в бессмертие (М. Ботвинник) // Мои показания.
  15. Jose Raul Capablanca vs Sergei Prokofiev. Дата обращения: 2 июня 2013. Архивировано 19 июня 2013 года.
  16. Уинтер, Эдвард. Сергей Прокофьев и шахматы. Edward Winter. Дата обращения: 27 ноября 2016. Архивировано 29 ноября 2016 года.
  17. Открылся Музей — Творческий Центр С. С. Прокофьева. Stroganovka.ru (8 июля 2008). Дата обращения: 28 ноября 2016. Архивировано 5 июня 2016 года.
  18. Музей С. С. Прокофьева (недоступная ссылка). Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Дата обращения: 27 ноября 2016. Архивировано 19 ноября 2016 года.
  19. Игнатенко, Ирина. Памятник Сергею Прокофьеву открыли под фрагменты сочинений композитора (недоступная ссылка). AO Редакция газеты «Вечерняя Москва» (11 декабря 2016). Дата обращения: 14 декабря 2016. Архивировано 13 декабря 2016 года.
  20. Prokofiev. Архивировано 28 марта 2017 года. — на сайте рабочей группы МАС по номенклатуре планетной системы
  21. Марка № 108. 50 лет Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева &124; 30 руб.. shop.postdonbass.com. Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано 5 января 2019 года.
  22. ddk. 7 вариантов переименования Красноармейска. DDK.DN.UA (14 января 2016). Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  23. Журнал Театр. • Вышла первая книга о музыке Прокофьева для драматического театра (англ.). Журнал Театр. (5 сентября 2022). Дата обращения: 29 сентября 2022.

Ссылки