Мясковский, Николай Яковлевич

Николай Яковлевич Мясковский
Nikolai Myaskovsky.jpg
Дата рождения 8 (20) апреля 1881(1881-04-20)
Место рождения Модлин, Российская империя
Дата смерти 8 августа 1950(1950-08-08) (69 лет)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии композитор, музыкальный педагог, музыкальный критик
Жанры симфоническая музыка, романс
Награды

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (8 (20) апреля 1881, Модлин8 августа 1950, Москва) — русский и советский композитор, музыкальный педагог и критик. Доктор искусствоведения (1940). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1926). Народный артист СССР (1946).

Как офицер Русской императорской армии участвовал в Первой мировой войне, за участие в которой был удостоен пяти боевых орденов. Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший с 1908 по 1949 годах двадцать семь симфоний[1]. Профессор Московской государственной консерватории. Член Союза композиторов СССР. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946дважды, 1950, 1951посмертно). Кавалер Ордена Ленина.

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 8 (20) апреля 1881 в Модлине (Новогеоргиевской крепости) Варшавской губернии в дворянской многодетной семье военного инженера Якова Константиновича Мясковского (1847—1918), впоследствии инженер-генерала и члена общего присутствия Комиссии по устройству казарм при Военном совете Российской империи[2][3]. Его матерью была Вера Николаевна Мясковская (урождённая Петракова). В связи с новыми назначениями отца семья переезжала по месту его службы: сначала в Оренбург в 1888 году, затем в Казань в 1889 году[4]. Мясковскому было девять лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца Еликониды Константиновны, от которой он и получил первые уроки музыки[5].

Военная карьера и творческая деятельность

В 1893 году после окончания Казанского реального училища, Мясковский поступил в Нижегородский кадетский корпус. Там он учился до 1895 года, и за это время играл на рояле и пел в учебном хоре. Затем его семья переехала в Петербург и он начал учится во Втором кадетском корпусе. В корпусе был свой учебный оркестр и Мясковский играл на всех инструментах, однако лучше всего освоил скрипку. Под впечатлением от услышанной в 1896 году Шестой симфонии Чайковского, Мясковский начал брать уроки гармонии у руководителя оркестра кадетов Николая Казанли. Свой первый романс «Так и рвётся душа» Мясковский написал в четырнадцати летнем возрасте и впоследствии включил в список своих сочинений[4]. Общему и музыкальному развитию композитора способствовало общение с известными петербургскими пушкинистами Модестом Гофманом и Борисом Модзалевским[6].

В 1899 году окончив корпус в числе первых учеников Мясковский был принят в Николаевское инженерное училище. В 1902 году после окончания училища Мясковский чине подпоручика определён в Зарайский 18-й сапёрный батальон. В следующем году по рекомендации Николая Римского-Корсакова он обратился к Сергею Танееву, который направил его к Рейнгольду Глиэру для занятий гармонией. С 1904 по 1908 год Мясковский служил в Санкт-Петербурге, где продолжил занятия контрапунктом, фугой, музыкальной формой и оркестровкой под руководством Ивана Крыжановского, общался с участниками концертного общества «Вечера современной музыки», с поэтами Михаилом Кузминым, Вячеславом Ивановым и Сергеем Городецким[4].

В 1906 году без разрешения воинского начальства Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию по классу композиции, гармонии, полифонии Анатолия Лядова, инструментовки у Николая Римского-Корсакова и музыкальной формы у Язепса Витолса. В консерватории им была написана Симфония № 1 до минор. Её, а также созданную в консерваторский период симфонию Сергея Прокофьева и симфоническую фантазию «Фейерверк» Игоря Стравинского Мясковский впоследствии назвал началом этапа «современничества» в русской музыке. Тогда же задумана опера «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского на либретто Петра Сувчинского, над которой Мясковский работал с 1908 по 1919 год, однако замысел остался нереализованным. С 1908 года находился в запасе, а с января 1914 года в отставке[4]. В 1911 году после окончания консерватории сотрудничал с московским журналом «Музыка» в качестве музыкального критика. В 1914 году Мясковский создал Симфонию № 3 a-moll в двух частях частях для оркестра тройного состава (шесть валторн). За Вторую сонату для фортепиано фа-диез минор 1912 года, в 1916 году был удостоен награждён Глинкинской премии[4].

В 1914 году с началом Первой мировой войны, призван по мобилизации в действующую армию. Проходил службу в 26-м сапёрном батальоне. Воевал в Галиции и Царстве Польском, участник Бескидского сражения, тяжело контужен в боях у крепости Перемышль в 1915 году. В январе 1916 году он был переведён в Морское ведомство с зачислением в инженерные войска Морской крепости Императора Петра Великого в Ревеле и произведён в штабс-капитаны. С сентября 1916 года назначен командующим 2-й ротой крепостного сапёрного батальона, с октября исправлял должность командира роты, с мая 1917 года исправлял должность начальника хозяйственной части сапёрного батальона. Награждён орденами Святой Анны 4-й, 3-й и 2-й степеней, орденами Святого Станислава 3-й степени с мечом и бантом, 2-й степени с мечами. Во время боевых действий не сочинял, однако в этот период его произведения имели всё возраставший успех у публики[4]. Был сторонником Февральской и Октябрьской революции[7].

После революционный период

В декабре 1917 года Мясковский был переведён на службу в Морской генеральный штаб формировавшегося Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1918 году с переводом штаба переехал в Москву. В 1921 году был откомандирован в распоряжение Народного комиссариата просвещения РСФСР и назначен на должность заместителя заведующего музыкальным отделом. В октябре того же года стал профессором Московской консерватории по классу композиции, отказавшись от должности директора. Мясковский стал создателем своей композиторской школы, среди его учеников: Виктор Белый, Александр Давиденко, Герман Галынин, Евгений Голубев, Дмитрий Кабалевский, Владимир Крюков, Александр Локшин, Борис Мокроусов, Александр Мосолов, Вано Мурадели, Николай Пейко, Леонид Половинкин, Михаил Старокадомский, Владимир Фере, Арам Хачатурян, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский, Виссарион Шебалин, Андрей Эшпай. Так же Мясковский поддерживал молодого Дмитрия Шостаковича[4].

В 1918 году вместе с Вячеславом Пасхаловым Мясковский основал в Москве Профессиональный союз композиторов, который назвал «первичной ячейкой» Союза советских композиторов. В 1923 году Мясковский с Николаем Рославцем учредил Ассоциацию современной музыки , организовывая концерты-выставки, на которых звучали премьеры новых сочинений советских и зарубежных композиторов. Ассоциация выпускала на собственные личные пожертвования журналы «К новым берегам», «Музыкальная культура» и «Современная музыка». В этом же году он написал Шестую симфонию. С 1925 по 1927 год им были сочинены Седьмая и Восьмая симфонии. Мясковский участвовал в возрождении музыкально-издательского дела, став членом коллегии Государственного музыкального издательства. Его ученик Хачатурян вспоминал, что до 1948 года Мясковский был «негласным главой государственного музыкального издательства, хотя не занимал никаких официальных должностей»[8]. В 1923 году благодаря хлопотам Мясковского освобождён из заключения был освобождён Павел Ламм[4].

В 1924 году он становится членом Государственного учёного совета и членом Государственной академии художественных наук. В 1926 году ездил в Варшаву вместе с Болеславом Яворским на открытие памятника Фридерику Шопену и в Вену в связи с подготовкой к изданию партитур своих Седьмой и Восьмой симфоний[4]. В 1932 году Мясковский был избран в состав оргкомитета Союза композиторов СССР. С 1939 года стал членом художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. С 1940 года так же являлся членом редколлегии журнала «Советская музыка». В 1940 году ему была присвоена учёная степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). С учреждением Комитета по Сталинским премиям Мясковский назначен членом его музыкальной секции[4].

В годы Великой Отечественной войны принимал участие в написании русских романсов для голоса и струнного квартета, предназначавшихся для исполнения на фронте. В 1941 году за Симфонию № 21 он был удостоен Сталинской премии первой степени. В 1946 году он два жды был удостоен этой премии: за струнный квартет № 9 и за концерт для виолончели с оркестром. В 1948 году он становится Народным артистом СССР.

В 1948 году после выхода Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» и в развернувшейся затем публичной травле Мясковский в числе шести ведущих советских композиторов подвергся огульной, политически ангажированной критике. Он был назван «антинародным композитором», «вождём музыкального интеллектуализма», «формалистом», «декаденствующим эстетом». Сочинения Мясковского были запрещены к исполнению, а он сам был лишён всех официальных обязанностей, однако из Московской консерватории не уволен. Мясковский не признал критику, назвав постановление «истерическим»[4].

В 1949 году Мясковский завершил Симфонию № 27 до минор, написав его для большого оркестра тройного состава (три трубы, контрафагот). Первое исполнение состоялось через несколько месяцев после смерти Мясковского — 9 декабря 1950 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением Александра Гаука. В 1951 году за 27-ю симфонию Мясковскому была посмертно присуждена Сталинская премия посмертно[7].

Скончался 8 августа 1950 года от рака желудка и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Музыкальные произведения

За свою карьеру Мясковский создал двадцать семь симфоний и пятнадцать симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; тринадцать струнных квартетов; две сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату; более сто фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. так же у Мясковского есть более ста романсов на стихи русских поэтов, кантаты и вокально-симфоническая поэма «Аластор»[5]. Среди наиболее значимых симфоний:

Награды

Награды Российской империи
Звания
Премии

Отзывы

Композитор Дмитрий Шостакович писал о Мясковском как о крупнейшем симфонисте после Густава Малера, среди произведений которого целый ряд является шедеврами симфонического искусства[10].

Композитор Сергей Прокофьев так писал о Мясковском:

В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты[11]

.

Известный русский и советский музыковед Борис Асафьев считал Мясковского «художественной совестью советской музыки»[12], говоря что:

Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском[5]

Память

Примечания

  1. Мясковский Николай Яковлевич. gwar.mil.ru. Дата обращения: 3 сентября 2025.
  2. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1907 год. — Петроград : Инспекторский отд. собственной е. и. в. канцелярии, ч. 1-2. — 1907. — с.753
  3. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1912 год. — Петроград : Инспекторский отд. собственной е. и. в. канцелярии, ч. 1-2. — 1912. — с.999
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Мясковский, Николай Яковлевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. 5,0 5,1 5,2 Мясковский Николай Яковлевич. Энциклопедия www.belcanto.ru. Дата обращения: 3 сентября 2025.
  6. Мясковский Николай Яковлевич. Московская консерватория. Дата обращения: 3 сентября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Мясковский Николай Яковлевич // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1976. — Т. 3. — 1104 стб.
  8. Хачатурян К. С. Вспоминая учителя // Неизвестный Николай Мясковский. 2006. С. 33
  9. «Разведчик» № 1297, 1915
  10. Шостакович Д. Доклад на пленуме оргкомитета ССК СССР (28.III—7.IV 1944 г.). …О художественном облике Н. Я. Мясковского. Информ. сб. ССК СССР, 1945, № 6—8, С. 2—3; Советская музыка № 11, 1975. С. 64—77.
  11. Сегельман М. Николай Мясковский — Шестая симфония. Буклет к СD—изданию: Мелодия, 2005.
  12. Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1959. — Т. 1. — 360 с. — 1450 экз.
  13. Концертный зал имени Н. Я. Мясковского. Дата обращения: 3 сентября 2025.

Литература

  • Мясковский, Николай Яковлевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Мясковский Николай Яковлевич // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1976. — Т. 3. — 1104 стб.
  • Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1959. — Т. 1. — 360 с. — 1450 экз.
  • Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Мясковский Н. Я. ; Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1960. — Т. 2. — 590 с. — 1450 экз.
  • С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М.: Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Гулинская З. К. Николай Яковлевич Мясковский. — 2-е. — М.: Музыка, 1985. — 191 с.
  • Ершова Т. Н. Я. Мясковский: начало творческого пути // Из истории русской и советской музыки / Ред.-сост. А. Кандинский. — М., 1971. — С. 29—63.
  • Иконников А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — Изд. 2-е доп. и перераб.. — М.: Советский композитор, 1982. — 448 с. — 10 000 экз.
  • Неизвестный Николай Мясковский : Взгляд из XXI века / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. — М. : Издательский дом «Композитор», 2006. — 224 с. — ISBN 5-85285-851-X.

Ссылки