Труба (музыкальный инструмент)
Труба́ (итал. tromba, фр. trompette, нем. trompete, англ. trumpet) — духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе медных духовых инструментов. Инструмент альтово-сопранового регистра, выделяется самым высоким звучанием в группе[1].
История
С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента. Как музыкальный инструмент вошла в состав инструментов оркестра в период XVII—XIX веков. Инженерное развитие звукоизвлечения привело к появлению вентильного механизма с расширением возможности трубы до звучания в полном хроматическом звукоряде. С XIX века труба стала полноценным инструментом классической, а с течением времени и других жанров музыки[2].
В процессе динамического развития инструментальной музыки труба заняла место универсального музыкального инструмента, спектр применения которого очень разнообразен — симфонический и эстрадный духовые оркестры, джаз, фанк, рок и многие другие музыкальные направления. Тембр трубы — яркий, чистый, чуть резковатый, особенно заметно в спектре военного духового оркестра при исполнении торжественных и героических произведений. В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос. Не смотря на то, что выделение трубы в группу медных духовых инструментов предлагает связать её появление с эпохой раннего металла, а именно эпохой Медного века (VI — конец II тысячелетия до н. э.), упоминания об использовании трубы в обиходе, на охоте и обрядовых церемониях первобытного человека дает понимание о более ранней точке отсчета истории духовой трубы, о временах, когда появилось осознание что из пустотелой кости или очищенного рога животного можно извлечь звук[3].
Бронзовый век (конец IV — начало I тыс. до н. э.) демонстрирует возможности технического прогресса в части обработки металла, что заметно отражается на эволюции духовой трубы. В 3600 году до н. э. труба приобретает близкий к современности образ духового инструмента. Каждый виток прогресса заметно отражается на форме и качестве изготовляемых труб: менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (медь, бронза, серебро). Изменение форм инструмента не меняло главное — назначение трубы. Веками труба использовалась сигнальным инструментом в войсках и торжественным инструментом сопровождения важнейших событий в свитах правителей, выполняя функцию фанфары[4].
К началу XVII века труба обретает качества и форму инструмента, который называется натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам натурального звукоряда. Такой труба останется на протяжении еще двух столетий и будет блистать в творчестве Г. Берлиоза, А. Вивальди, Ф. Мендельсона, а в музыке Г. Генделя и И. Баха достигнет музыкальных вершин того времени.
К концу XVIII века требования к воспроизведению всё более сложных сочетаний тональностей обозначили необходимость в хроматическом инструменте и дали старт техническим изменениям, которые привели трубу к её сегодняшнему виду. Появление клапанного механизма очень скоро привело к его усовершенствованию. Сообщение о первой хроматической трубе снабженной вентильным механизмом датируется 1793 годом. Это был период экспериментов, когда хроматические инструменты еще проигрывали, в качестве звучания, натуральным.
В первой половине XIX века важным событием в истории трубы стало изобретение и окончательная замена клапанного механизма по́мповыми ве́нтилями. А в 1931 году новая труба вошла в состав оркестра. Одним из первых композиторов, признавших её достоинства, считается Р. Вагнер[5].
Конструкция
Современные трубы изготавливаются из латуни (сплав меди и цинка), покрываются лаком или гальваническим покрытием. Возможны эксклюзивные варианты изготовления из меди, серебра или золота.
Труба имеет форму тонкого полого цилиндра, максимальная неизменность которого по всей длине — придает характерный звук инструменту. Эта часть называется трубкой и для компактности она загнута дважды. Две другие части — мундштук и раструб — используются для формирования и усиления звука соответственно[6].
Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот же, что и тот, который используется сейчас: в узкое отверстие вдувался воздух, а широкий конец рога, кости или морской раковины усиливал звучание[7].
Детали трубы
- Мундштучная трубка — начальная часть трубы, имеющая усиленное приспособление (переходник) для соединения с мундштуком.
- Кроны — четыре подвижные (съёмные) U-образные трубки, формирующие дополнительные каналы при изменении положений клапанов. Первый и третий кроны могут использоваться для подстраивания строя трубы по принципу схожему с игрой на тромбоне.
- Вентили — открывают и закрывают кроны для понижения извлекаемых гармоник.
- Сливной клапан — устройство для удаления скопившейся влаги и конденсата из канала. Как правило находится на кроне общего строя.
- Раструб — расширяющаяся концевая часть трубы, позволяющая направить усиленный звук.
Мундшту́к
Съёмный элемент трубы, участвующий в начальном формировании звука за счет взаимодействия с амбушюром (губным аппаратом) музыканта. Имея в своем составе элементы (чашка, поля, устье и канал) с различными параметрами, подбирается под индивидуальные особенности музыканта, вид конкретной трубы и требуемые характеристики звучания[8].
Сурди́на
Дополнительный аппарат для прикрытия раструба с целю изменения характеристик звука в сторону усиления резкости и звона. Существует несколько разновидностей сурдин по форме («грибок», «груша» и др.) и материалу изготовления (картон, дерево или металл). Добиться изменения звучания можно прикрывая раструб трубы ладонью или шляпой, так закрепилось одно из «старых» названий сурдины для трубы — «шляпа»[9].
Примечания
- ↑ Труба . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 27 февраля 2024.
- ↑ Труба . Энциклопедия музыкальных инструментов. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ Е. Н. Черных. Медный век . БРЭ. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- ↑ Бронзовый век . Открытая Археология. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- ↑ Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 402.
- ↑ Денисов В. Труба . Музыкальные инструменты и оборудование. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ Теория звукоизвлечения на трубе . Трумпетклаб. Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ Усов Ю. А. Методика обучения игре на трубе : [Учеб. пособие для оркестровых фак. муз. вузов]. — М.: Музыка, 1984. — 216 с.
- ↑ Сурдина для трубы . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 февраля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |