Вивальди, Антонио
Антонио Вивальди | |
---|---|
Имя при рождении | Антонио Лучо Вивальди |
Дата рождения | 4 марта 1678 |
Место рождения | Вена, Италия |
Дата смерти | 28 июля 1741 (63 года) |
Место смерти | Вена |
Род деятельности | композитор |
Отец | Джованни Баттиста Вивальди |
Анто́нио Вива́льди (4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика — 28 июля 1741, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Священная Римская империя) — итальянский композитор, дирижёр и педагог, скрипач-виртуоз. Антонио оставил большое творческое наследие, стал одной из главных фигур итальянского музыкального барокко[1]. Вивальди создал более 90 опер и 500 концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях музыканта практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям[2].
Биография
Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции[3], в семье цирюльника, музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге. В семье скрипача Джованни Баттисты Вивальди было шесть детей, старшим был Антонио. Отец Антонио был пекарем до того, как освоил инструмент, потом играл в оркестре святого Марка и стал первым учителем музыки для старшего сына. У Антонио с детства было слабое здоровье, он часто болел, поэтому отец принял решение сделать сына священником. Сан обеспечивал положение в обществе. В Италии была традиция: чтобы спокойно заниматься музыкой, лучше было принять духовный сан. Наличие сана давало возможность заниматься музыкой, не только духовной, но и мирской, светской[2].
Карьера
Работа отца в церкви повлияла на выбор сына стать священником. С 15 до 25 лет Антонио вёл размеренную жизнь ученика. Музыкой он занимался лишь в свободное время. В 1703 году Вивальди присвоили духовный сан и знаменитое прозвище Il Prete Rosso — «Рыжий священник»[4]. Антонио начал поднимался по церковной лестнице: в 15 лет — сан аббата, к 25 годам получил сан священника и стал служить у мессы[5]. Во время службы «рыжий священник» часто уходил за алтарь и записывал новую мелодию. Только один раз он отслужил мессу, но был освобождён от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой. Его главным занятием снова стала музыка[2].
Работа в школе-приюте «Пьета»
Церковное положение открыло Антонио Вивальди дорогу в женскую консерваторию «Пьета», где давали прекрасное воспитание и образование девочкам-сиротам. Он становится для них педагогом[6]. Преподавал искусство игры на скрипке, был учителем альта, писал духовные и светские композиции, работал в школе и давал концерты. Талантливый композитор работал в школе-приюте около сорока лет в течение 1703—1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. За короткий промежуток времени учебное заведение очень прославилось и завоевало звание лучшего в городе. Слава о его таланте шагнула далеко за пределы Италии[7].
1717—1725 годы
Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.
В 1717 году Вивальди занимает место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Здесь родился цикл скрипичных концертов «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу[8]. В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722—1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было достижением и честью для музыканта-священнослужителя[2].
Когда достаточно одной скрипки, не используют две.Антонио Вивальди
Личная жизнь
Священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия и всю жизнь соблюдал его. Но недоброжелатели сумели найти нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц Pietà, Анной Жиро и её сестрой Паолиной. Вивальди был учителем и наставником Анны, она обладала актёрским дарованием. Для Анны композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах. Сестра Анны, Паолина, стала при нём добровольной медсестрой и сиделкой, помогала справляться с врождёнными недугами и слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.[9].
Произведения Вивальди
- «Неистовый Роланд».
- «Фарнак, правитель Понта».
- «Олимпиада».
- «Гризельда».
- «Аристид».
- «Тамерлан».
- «Моисей, бог фараона».
- «Поклонение волхвов».
- 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
- 49 кончерто гроссо;
- 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины).
- 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин); 32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра или бассо континуо[3].
Последние годы жизни
Последние годы жизни Вивальди теряет популярность, потом работы совсем перестали слушать, чтобы исправить финансовое положение, Антонио Вивальди предлагал рукописи, сочинения за копейки. Началась новая общеевропейская война, Антонио пытаясь выжить, поехал в Саксонию, в Дрезден. В 63 года Антонио не смог выдержать все события жизни и подорвал здоровье. С каждым днём композитору становилось хуже[3].
Композитор умер 28 июня 1741 года на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Хоронили очень скромно, звонили в несколько колоколов, в процессии были только люди, которые несли гроб. Душа музыканта упокоилась в Вене на кладбище Святого Марка для нищих[7]. Могила скрипача и композитора до наших дней не сохранилась[3].
Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет, только в 20 годах XX века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, только 40 имеют доказанное авторство[8].
Галерея
Примечания
- ↑ Музыканты РНО представят программу «Вивальди и его современники» . Журнал «Музыкальная жизнь». Дата обращения: 2 сентября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Антонио Вивальди биография . Биограф. Дата обращения: 7 сентября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Антонио Вивальди — Биография . Биограф. Дата обращения: 2 сентября 2023.
- ↑ Карьера. Личная жизнь . Звук. Дата обращения: 7 сентября 2023.
- ↑ Антонио Вивальди . Галя Константинова Журнал «Школа жизни». Дата обращения: 2 сентября 2023.
- ↑ Священник-виртуоз . Журнал «Человек без границ» (2 сентября 2023).
- ↑ 7,0 7,1 Звук. Биография Антонио Вивальди, Вся Правда о жизни артиста (3 сентября 2023).
- ↑ 8,0 8,1 Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора . Дилетант. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Вивальди Антонио – биография . Московский бизнес портал. ГлобалМСК.ру. Дата обращения: 3 сентября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |