Симфония № 5 (Прокофьев)
Пятая симфония | |
---|---|
Симфония № 5 | |
Композитор | Сергей Прокофьев |
Дата создания | 1944 год |
Части | четыре |
Первое исполнение | |
Дата | 13 января 1945 год |
Место | Москва |
Основные исполнители | Государственный симфонический оркестр СССР: Сергей Прокофьев |
Пятая симфония» (Symphony No. 5 (B-dur), Op. 100) — симфонияСергея Прокофьева написанная в 1944 году в период войны. Впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого композитора. В 1946 году за Пятую симфонию Прокофьев был удостоен Сталинской премией в области искусства.
История создания
В 1944 году в период Великой Отечественной войны в Доме творчества Союза композиторов СССР под Ивановым Прокофьевым была написана Пятая симфония Си-бемоль мажор. Симфония создавалась одновременно с несколькими другими произведениями композитора, в том числе в весенне-летний период 1944 года он писал музыку к кинофильму «Иван Грозный» кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и занимался оркестрованием балета «Золушка», партитуру которого ждали в Большом театре. После прослушивания первого исполнения пианист Святослав Рихтер так охарактеризовал это произведение: «В Пятой симфонии он встаёт во всю величину своего гения. Вместе с тем, там — время и история, война, патриотизм, победа…». По воспоминаниям музыковеда Израиля Нестьева Прокофьев так говорил о значимости симфонии для страны: «Пятая симфония является для меня завершением большого периода творческой жизни. Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа». Впервые была исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого композитора[1][2][3]. 24 июня 1945 года симфония прозвучала в Ленинграде в Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского. В этом же году премьера симфонии проходила в в Париже под управлением дирижёра Роже Дезормьера и в в Нью-Йорке в составе Бостонского симфонического оркестра под управлением дирижёра Сергея Кусевицкого. В 1946 году за Пятую симфонию композитор был награждён Сталинской премией в области искусства[4][2][3]. О Пятой симфонии сам Прокофьев говорил:
Летом 1944 года я написал Пятую симфонию, работу над которой считаю очень важной как по вложенному в нее музыкальному материалу, так и потому, что вернулся к симфонической форме после шестнадцатилетнего перерыва. Пятая симфония как бы завершает целый большой период моих работ[2]
Состав оркестра
- Деревянные духовые: четыре кларнета, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот, малый кларнет, бас-кларнет
- Духовые: четыре валторны, три трубы, три тромбона, туба
- Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубун, треугольник, гонг, ксилофон, тамтам
- Струнные: арфа, фортепиано, струнные инструменты[5][6]
Строение симфонии
Симфония состоит из четырёх частей, по шестьдесят минут каждая:
- I часть: Andante (B-dur)
- II часть: Allegro marcato (d-moll)
- III часть: Adagio (Фа мажор)
- IV часть: Allegro giocoso (B-dur)[6]
Andante воплощающая героико-эпическое начало, начинается с изложения главной партии. Мелодия, исполненная простоты и благородства, разворачивается неторопливо. Она становится лейтмотивом всей части и носителем героической идеи. Её развитие усиливает драматические черты и нагнетает напряжённость. Волны этого развития приводят к небольшим кульминациям, в которых отдельные мотивы темы превращаются в призывные сигналы. Широко развернутая побочная партия не противопоставляется главной, а скорее дополняет ее нотками искренней лирики. Заключительная часть экспозиции состоит из двух тем — решительной, волевой, вырастающей из ритмически активных ходов главной партии, и второй — игривой, острой, привносящей в музыку элемент психологической разрядки. Заключает часть поистине богатырская кода: плотная оркестровка, замедленный темп и обилие ударных придают музыке характер торжественной триумфальности. Allegro marcato скерцо, совмещены черты токкатности и танцевального движения. Его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отмечены графической остротой контуров. На фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. Она перебрасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диапазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. Полётное движение вальса временами переходит в веселый пляс. Заключительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. В нём господствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструментов. Заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури. Adagio адажио сочетает лирику, мягкую, нежную, трепетную, с патетикой, драматизмом, суровой сдержанностью. Манера изложения музыкального материала, балладно-повествовательная, объединяет разнородные образы, придавая им некую сюжетную направленность. Музыка полна простоты, благородства и мужественной силы. Отчётливо проступают черты углубленной созерцательности и сосредоточенного раздумья. Allegro giocoso перекликается с начальными страницами симфонии. Его настроение лучезарное и юношески восторженное. В ритме веселой пляски звучит у солирующего кларнета живая и угловатая тема. Она то исчезает, то снова появляется. А в промежутках появляются другие образы полные мужественного благородства, лукаво-грациозные и лирические. Завершается симфония потоком празднично-ликующих звучаний[2][6].
Записи
- 1946 год — Нью-Йоркский филармонический оркестр (Родзинский, Артур)
- 1946 год — Бостонский симфонический оркестр (Сергей Кусевицкий)
- 1952 год — Датский национальный симфонический оркестр (Туксен, Эрик)
- 1958 год — Филадельфийский оркестр (Орманди, Юджин)
- 1958 год — Симфонический оркестр Всесоюзного радио (Леопольд Стоковский)
- 1958 год — Кливлендский оркестр (Селл, Джордж)
- 1959 год — Лондонский симфонический оркестр (Сарджент, Малколм)
- 1962 год — Государственный симфонический оркестр СССР (Константин Иванов)
- 1965 год — Симфонический оркестр Всесоюзного радио (Геннадий Рождественский)
- 1966 год — Симфонический оркестр Московской филармонии (Давид Ойстрах)
- 1968 год — Берлинский филармонический оркестр (Герберт фон Караян)
- 1971 год — Национальный оркестр Французского радио и телевидения (Мартинон, Жан)
- 1973 год — Национальный оркестр Французского радио (Брюк, Шарль)
- 1979 год — Израильский филармонический оркестр (Леонард Бернстайн)
- 1985 год — Шотландский национальный оркестр (Неэме Ярви)
- 1988 год — Национальный оркестр Франции (Мстислав Ростропович)
- 1992 год — Чикагский симфонический оркестр (Ливайн, Джеймс)
Примечания
- ↑ Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Л. Михеева. Прокофьев. Симфония No. 5 . Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Жизнь Сергея Прокофьева / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Сов. композитор, 1973. — 660 с.
- ↑ Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с.
- ↑ Симфония № 5: Соч. 100. Партитура / С. С. Прокофьев. — Санкт-Петербург : Композитор, 2005. — 212 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Симфония № 5 / Переложение для ф.-п. в 4 руки А. Ведерникова; Пояснит. статья Ю. Холопова; Сост. и общ. ред. В. Гитлица и В. Месснера. — Москва : Сов. композитор, 1963. — 84 с.
Литература
- Жизнь Сергея Прокофьева / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Сов. композитор, 1973. — 660 с.
- Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с.
- Симфония № 5 / Переложение для ф.-п. в 4 руки А. Ведерникова; Пояснит. статья Ю. Холопова; Сост. и общ. ред. В. Гитлица и В. Месснера. — Москва : Сов. композитор, 1963. — 84 с.
- Симфония № 5: Соч. 100. Партитура / С. С. Прокофьев. — Санкт-Петербург : Композитор, 2005. — 212 с.