Симфония № 3 (Прокофьев)
Третья симфония | |
---|---|
Симфония № 3 | |
Композитор | Сергей Прокофьев |
Дата создания | 1928 год |
Части | четыре |
Первое исполнение | |
Дата | 17 мая 1929 года |
Место | Париж |
Основные исполнители | Пьер Монтё |
Третья симфония" (Symphony No. 3 (c-moll), Op. 44) — симфония Сергея Прокофьева написанная в 1928 году в Париже с посвящением композитору Николаю Мясковскому. Симфония была создана на основе тематического материала оперы «Огненный ангел» Прокофьева. Впервые исполнена 17 мая 1929 года во Франции в Парижском оркестре под управлением дирижёра Пьера Монтё.
История создания
В 1928 году в Париже Прокофьевым на основе тематического материала оперы «Огненный ангел» была написана Третья симфония До минор с посвящением композитору Николаю Мясковскому, который в 1929—1933 году сделал для неё переложение для фортепиано в четыре руки. Прокофьев перед премьерой симфонии говорил что с третьей симфонией мрачный период его произведений должен закончится: «О да, моя 3-я Симфония будет светлой. Вторая с сороковым опусом заканчивает мрачный период». Несмотря на то, что выбранный материал соответствовал четырёхчастной симфонии, изначально Прокофьев задумывал писать сюиту. Николай Мясковский же, к замечаниям которого Прокофьев относился с большим вниманием, советовал сочинять симфонию. Утвердившись в решимости создания симфонии, композитор более тщательно разрабатывал материал, чем это было бы в случае написания сюиты. Впервые исполнена 17 мая 1929 года во Франции в Парижском оркестре под управлением дирижёра Пьера Монтё. В 1931 году впервые была опубликована партитура симфонии в Российском музыкальном издательстве Сергея Кусевицкого. 21 апреля 1933 года состоялось исполнение симфонии в Ленинграде под управлением дирижёра Владимира Дранишникова, а 27 апреля 1933 года состоялось её исполнение в Москве под управлением дирижёра Константина Сараджева. В декабре 1933 года состоялась её премьера в Италии где она была сыграна в Риме под управлением Бернардино Молинари. Прокофьев отметил этот концерт написав что «Третью симфонию Молинари сыграл превосходно, то есть это была совсем другая пьеса, чем в Москве! Поэтому и публика разобралась в ней»[1][2][3][4]. В 1939 году Прокофьев вновь исполнял её в Москве и по воспоминаниям Святослава Рихтере присутствовавшего на концерте:
Она [симфония] подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе. Последняя часть начинается в характере мрачного марша — разверзаются и опрокидываются грандиозные массы — «конец вселенной», потом после некоторого затишья все начинается с удвоенной силой при погребальном звучании колокола. Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный… В антракте меня ещё пробирали мурашки…[5]
Состав оркестра
- Деревянные духовые: два кларнета, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот, малый кларнет, бас-кларнет
- Духовые: четыре горна, четыре трубы, три тромбона, туба
- Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубун, треугольник, гонг, ксилофон, тамтам, кастаньеты
- Струнные, клавишные: скрипка, арфа, фортепиано, виолончель, контрабас,струнные инструменты[3][4][6]
Строение симфонии
Симфония состоит из четырёх частей общей продолжительностью около тридцати пяти минут:[3][4]:
- I часть: Moderato
- II часть: Andante
- III часть: Allegro agitato — Allegretto
- IV часть: Andante mosso — Allegro moderato
Moderato в традиционной сонатной форме открывается резкими аккордами, исполняемыми всем оркестром, наряду со звоном колоколов, создающим настроение угрозы и беспокойства. Страстная первая тема звучит на струнных, в то время как меланхоличная вторая тема на фаготах и нижних струнах создает контраст. Далее следует раздел «Развитие кульминации», в котором выделяется место для третьей темы, которая в конечном итоге объединяется с первыми двумя темами. После серьезной кульминации с гигантскими оркестровыми аккордами и последней «борьбой» в маршевых ритмах следует неземное перепросмотр, в котором объединяются первая и вторая темы, хотя и значительно сокращенные и исполняемые мягче, как будто остается только тень того, что было раньше. Andante, медитативное анданте с троичной структурой, демонстрирует талант Прокофьева в создании хрупких, тончайших текстур. Центральная часть более задумчива по своей природе, тема состоит из полутонов. Allegro agitato — Allegretto мы слышим гибридные элементы обеих предшествовавших ей частей: хотя текстуры более легкие, чем в первой части, возвращается ощущение дурного предчувствия, поскольку дрожащие струны создают леденящий эффект. Они усиливаются настойчивыми объявлениями хора духовых инструментов и бас-барабана. Andante mosso — Allegro moderato воспроизводит музыкальные материалы из предыдущих частей симфонии, начиная с комфортного темпа анданте и постепенно ускоряясь. Темы вступительной части вплетаются в повествование до того, как Третья останавливается на устрашающей джаггернауте яростных аккордов[3][4]
Записи
- 1956 и 1971 год — Национальный оркестр Франции (Брюк, Шарль, Мартинон, Жан)
- 1961 и 1980 год — Государственный симфонический оркестр СССР (Геннадий Рождественский, Владимир Вербицкий)
- 1966 год — Бостонский симфонический оркестр (Лайнсдорф, Эрих)
- 1967 год — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (Геннадий Рождественский)
- 1969 год — Лондонский симфонический оркестр (Аббадо, Клаудио)
- 1975 и 1991 год — Оркестр Консертгебау (Кирилл Кондрашин, Шайи, Рикардо)
- 1977 год — Лондонский филармонический оркестр (Веллер, Вальтер)
- 1982 год — Чешский филармонический оркестр (Кошлер, Зденек)
- 1985 год — Симфонический оркестр Московской филармонии (Дмитрий Китаенко)
- 1985 год — Королевский шотландский национальный оркестр (Ярви, Неэме)
- 1986 год — Национальный оркестр Франции (Мстислав Ростропович)
- 1990 год — Берлинский филармонический оркестр (Одзава, Сэйдзи)
- 1991 год — Филадельфийский оркестр (Мути, Риккардо)
- 1994 год — Национальный симфонический оркестр Украины (Теодор Кучар)
- 2004 год — Лондонский симфонический оркестр(Валерий Гергиев)
Примечания
- ↑ Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813.
- ↑ Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Жизнь Сергея Прокофьева / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Сов. композитор, 1973. — 660 с.
- ↑ Рихтер : Диалоги. Дневники / Бруно Монсенжон; [Пер. с фр. О. Пичугин]. — Москва : Классика-XXI, 2002. — 477 с. — С.45 — ISBN 5-89817-050-2
- ↑ Симфония № 3: до минор : соч. 44 / исполн. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Г. Рождественский. — Москва : Мелодия, 1967
Литература
- Жизнь Сергея Прокофьева / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Сов. композитор, 1973. — 660 с.
- Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — Москва ; Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1964. — 230 с.
- Симфония № 3: до минор : соч. 44 / исполн. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Г. Рождественский. — Москва : Мелодия, 1967