Уланова, Галина Сергеевна

Эта статья является кандидатом в хорошие статьи
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Галина Уланова
Галина Сергеевна Уланова.jpg
Дата рождения 26 декабря 1909 [8 января 1910]
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская империя
Дата смерти 21 марта 1998(1998-03-21)
Место смерти Москва, Россия
Гражданство  Российская империя
 СССР
Флаг России Россия
Профессия артистка балета,
балетный педагог
Театр Мариинский театр,
Большой театр
Награды

Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 [8 января 1910], Санкт-Петербург, Российская империя — 21 марта 1998, Москва, Россия) — советская артистка, балерина и педагог; народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980).

Прима-балерина Мариинского театра (19281944) и Большого театра (19441960). Кавалер четырёх орденов Ленина. Лауреат Ленинской премии в области литературы и искусства (1957), четырёх Сталинских премий в области литературы и искусства первой степени (1941, 1946, 1947, 1950) и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1997). Почётная гражданка Москвы (1997). Танцевальное искусство Улановой развило традиции и принципы русской школы хореографии[1], она завоевала всемирное признание, став символом Русского балета[2].

Биография

Галина Уланова родилась 26 декабря 1909 [8 января 1910] года в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Императорского Мариинского театра. Отец Галины — Сергей Николаевич Уланов (1881—1950), был режиссёром труппы работавший с Мариусом Петипа, в 1940 году удостоенный почётного звания заслуженный артист РСФСР; мать Мария Фёдоровна Романова, была балериной и педагогом классического танца. Маленькая Галина Уланова, видя балет изнутри, была не в восторге от него:

У меня сложилось отчётливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?[3]

Творческая деятельность

Для Галины первым педагогом стала её мама, которая с самого начала помогала бороться с болью при работе на пуантах, а затем выходя на сцену преодолевать застенчивость Галины. Среди воспитанниц дочь она не выделяла. В 1919 году Уланова поступила в Петроградское театральное училище, где помимо матери, её педагогом была Агриппина Яковлевна Ваганова. В девятнадцать лет Галина Уланова получила свою первую ведущую партию — Одетты и Одиллии в балете «Лебединое озеро» на музыку Петра Ильича Чайковского. Однако лишь в Жизели она смогла в первый раз полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения. В 1928 году Галину Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета, где её дебютом стала роль Флорины в балете «Спящая красавица» по музыке Петра Ильича Чайковского. Одним из основных для Галины Улановой стал образ Джульетты: нежность и искренность героини пьесы Уильяма Шекспира были близки Улановой. Её дуэт с Константином Сергеевым который сыграл Ромео стал одним из последних на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета. Ещё в начале деятельности Галины Улановой на сцене, театральные критики писали о гармоничности в её исполнении драматической игры, танцевальной техники и пластики. Уланова, не нарушая форм классического танца и строгой чистоты линий, наполняла свою игру положительным настроением, придавала музыкальность и грацию обыденным, простым действиям, а особо сложным технически танцевальным движениям — естественность и непринуждённость. Во время танцев, Уланова производила впечатление, что её движение не заканчивается, не прерывается, а угасает как бы постепенно, растворяясь в воздухе. В этом было её особое искусство пластических замираний, затиханий и замедлений, что создавало тонкую выразительность, пианиссимо и танцевальное туше. Уланова не чеканила позы и движения, танец её легко лился, отражая малейшие оттенки внутренней жизни её героинь, нюансы их настроений, временами неосознанные и неуловимые порывы и движения души[4].

В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Уланова становится заслуженной артисткой РСФСР, а в 1940 году — народной артисткой РСФСР. В 1941 году за выдающиеся достижения в области балетного искусства она получает престижную Сталинскую премию первой степени[3][5].

В период войны, в 1942 году, Мариинский театр из осаждённого блокадой Ленинград эвакуировался в Ташкент. В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты и Свердловска. Работала в труппе Казахского театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР»[3][5]. В 1944 году Уланова переехала в Москву и поступила в труппу Большого театра, с 1951 года являлась ведущей прима-балериной этого театра. В этот период танцевала Марию в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева и Жизель в «Жизели» Адольфа Адана. В июле 1945 года, впервые выступала в Вене, исполнив миниатюру «Лебедь» Камиля Сен-Санса, «Вальс» Антона Рубинштейна и Седьмой вальс из «Шопенианы» (партнёр — Владимир Преображенский). В 1945 году танцевала Золушку в балете «Золушка» Сергея Прокофьева. Эта заглавная партия принесла ей вторую Сталинскую премию первой степени и всеобщее поклонение[5]. Борис Пастернак, который смотрел эту оперу, не мог сдержать эмоций:

Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке». Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета? Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце моё с Вами[3][6]

В Большом театре она также исполняла главные партии в балетах «Шопениана» (1946), «Ромео и Джульетта» (1947), за партию в котором была удостоена своей третьей Сталинской премии. В 1948 году танцевала в «Лебедином озере», «Красном маке» и «Медном всаднике» Рейнгольда Глиэра (1949), «Сказ о каменном цветке» (1954). В 1949 году за исполнение партии Тао-Хоа в балетном спектакле «Красный мак» была удостоена своей четвёртой Сталинской премии. Работала с такими выдающимися балетмейстерами, как Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Ростислав Захаров и Леонид Лавровский. Сценические героини Улановой обладали особой хрупкостью, незащищенностью, женственностью и в то же время были наделены несгибаемой силой, героическим напряжением духа[1].

В 1951 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Уланова становится народной артисткой СССР[5][3]. Сергей Прокофьев говорил об Улановой что «Она — гений русского балета, его вдохновенная поэзия и неуловимая душа»[7].

В 1956 году впервые Большой театр выехал на гастроли в Лондон, где она танцевала Джульетту и Жизель. Был блестящий успех, что случилось по оценкам иностранной критики впервые со времён Анны Павловой. Уланова воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создала образы большого размаха, передававшая в танце сложнейшие драматические перипетии, завоевала признание в мире[1]. В 1960 году Уланова прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором. Уланова сотрудничала с артистами Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, Парижской оперы, артистами балетных трупп Японии. Среди учеников Галины Сергеевны Улановой — Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе, Ирина Прокофьева, Надежда Грачёва, Ида Васильева[8]. Искусство Улановой гармонично и совершенно, в основе его — идеальное соответствие, безупречность отношений условного и жизненного. Характерная черта творчества актрисы — редкая гармоничность всех выразительных хореографических элементов и средств. Условная манера балетного искусства не мешала танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств[1]. В то время великая Фаина Раневская так отзывалась о неё:

Ты, Моцарт, — Бог, и сама того не знаешь. Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее![3][6]

В 1964 году Уланова была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 году — I Международного конкурса артистов балета в Москве.

В 1974 и в 1980 году за выдающиеся заслуги в развитии советского искусства и хореографического искусства Галина Уланова становится дважды Героем Социалистического Труда[9].

Галина Уланова умерла на 89-м году жизни 21 марта 1998 года в Москве после двух инсультов, перенесённых незадолго до смерти. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

«Уланова — это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка

Личная жизнь

Галина Уланова была замужем пять раз, все её избранники были людьми искусства: концертмейстер Исаак Меликовский, дирижёр Евгений Дубовской, режиссёр Юрий Завадский, актёр и режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Все её браки, кроме одного — с Юрием Завадским, были фактическими[10].

Творчество

Мариинский театр
Большой театр
В кино
  • 1941 — «Киноконцерт 1941 года» — балетный номер «Умирающий лебедь»
  • 1947 — «Солистка балета» — балерина Синельникова
  • 1951 — «Большой концерт» — Джульетта, худож. фильм, СССР, Мосфильм, режиссёр В. Строева, цв, 102 мин. /Фильм схож с концертом и состоит, в основном, из оперных и балетных выступлений. Показаны фрагменты опер «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», в которых мастера с мировым именем играют самих себя
  • 1952 — «Концерт мастеров искусств» — вальс Шопена, СССР, Ленфильм, режиссёры А. Ивановский, Г. Раппапорт, 83 мин. /Фильм-концерт с участием артистов оперы, балета и народного танца
  • 1953 — «Мастера русского балета» (фильм-спектакль) /Фрагменты балетов Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1954 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) — Джульетта
  • 1956 — «Жизель» — Жизель /Cпектакль ГАБТа на музыку А. Адана в постановке Л. М. Лавровского, дирижёр Г. Н. Рождественский, запись The Bolshoi Ballet In The Royal Opera House, Covent Garden — London
  • 1956 — «О Москве и москвичах». Документальный фильм, ЦСДФ
  • 1957 — «Большой балет» /The Bolshoi Ballet, музыкальный фильм-спектакль, 1957, режиссёр П. Циннер /Paul Czinner, Великобритания, 100 мин. /Танцевальные номера в исп. артистов ГАБТ; балет «Жизель», солисты Г. Уланова, Р. Стручкова, Н. Фадеечев
  • 1964 — «Соберите Венеру», музыкальный фильм-спектакль, Мосфильм, по заказу Гостелерадио СССР, 1964 г., 37 мин., ч/б, режиссёр Ю. Сааков /Концертные номера звёзд цирка и балета

Награды

Ордена
Звания
Премии
Иностранные
Балетные и театральные премии
Почётные степени
Почётные звания
  • Почётный гражданин Москвы (1997) — «за выдающиеся заслуги перед столицей в развитии отечественной и мировой хореографии, огромный личный вклад в создание блистательных сценических образов, художественное воспитание и профессиональную подготовку ведущих солистов балета Большого театра России, большую общественную деятельность»[18].

Оценки и мнения

Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком. Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня»

Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда и далеко не всем удается это сочетать. Вы же остаетесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно её присутствие облагораживает. Думаешь о Вас — и согревается душа

«Искусство Улановой сочетает в себе чистоту стиля, совершенство классического танца с его глубокой психологической насыщенностью. Оно вырастает из чуткого и верного слушания музыки и органически раскрывает идейно-эмоциональное содержание партитуры, переведённое на язык пластических образов. В танце Уланова пытливо ищет и находит средства тончайшей выразительности в пределах специфики своего искусства и при всём богатстве и подвижности своей мимики никогда не прибегает к приёмам, заимствованным из драматического театра, что неизбежно разрушило бы целостность хореографического образа».

«Весь облик Улановой на сцене создаёт впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищённости, трогательной женственной слабости. Поэтому-то столько писалось и говорилось об элегичности, меланхоличности, „бестелесности“ искусства Улановой. Но если вглядеться внимательнее, то по мере развития её образов в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе начинает ощущаться несгибаемая сила, героическое напряжение духа».

«Ещё когда я учился балету в Америке , Вы были для меня олицетворением русского балета. Больше, чем что бы то ни было другое, меня завораживала откровенная и искренняя человечность, которая сияла в Ваших глазах. Вы никогда не были просто балериной, поражающей своей виртуозностью. Именно Ваш незабываемый образ женщины вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск. С глубоким уважением и величайшим восхищением я буду помнить балерину Уланову, а в душе мне всегда будет не хватать Вас!»

«Уланова — это олицетворение русского балета. Прошли годы и сегодня хорошо видно, кто есть кто. Просматривая старые пленки, видишь, что и сегодня Уланова смотрится неплохо и гораздо современнее многих из огромной плеяды великолепных артистов, потому что в ней всегда — максимум внутренней наполненности и минимум выразительных средств, всегда неоднозначность, свойственная людям, граничащим с гениальностью, внутренний трепет и недосказанность. В этой недосказанности и была загадка, и мы ее чувствовали. В каждом шедевре она существует, в любом виде искусства. Мы и возвращаемся поэтому к нему вновь и вновь, нас поражает разнообразие полутонов, что характерно для творчества Улановой. И поэтому, если говорить о Галине Сергеевне, то она была, есть и останется загадкой, как большинство великих артистов»

Память

Литература

  • Большая Российская энциклопедия / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 33: Уланд — Хватцев. — 2017. — 798 с. — ISBN 978-5-85270-370-5
  • Сизова М. И. История одной девочки. — М.Л.: Детгиз, 1946. — 112 с. — 30 000 экз., илл. К. Клементьевой; То же, дополн. — М.: Детгиз, 1959. — 176 с. — 100 000 экз., илл. А. Ермолаева; То же, дополн. — Киев: Дитвидав /Детгиз УССР, 1963. — 164 с., илл. А. Ермолаева
  • Голубов (Потапов) В. И. Танец Галины Улановой. — Л.: ВТО, 1948. — 172 с. — 10 000 экз.
  • Галина Уланова. — М.: Искусство, 1953. — 16 с. — 10 000 экз.
  • Львов-Анохин Б. А. Уланова. — М.: Искусство, 1954. — 32 с. — 10 000 экз.
  • Львов-Анохин Б. А. Лауреат Ленинской премии Галина Уланова. — М.: Знание, 1958. — 32 с. — 94 000 экз.
  • Богданов-Березовский В. М. Галина Сергеевна Уланова. — М.: Искусство, 1961. — 212 с. — 50 000 экз.
  • Чернова Н. Ю. От Гельцер до Улановой. — М.: Искусство, 1979. — 240 с. — 25 000 экз.
  • "О прошлом память сохрани..." Сборник сценариев документальных телефильмов. — М.: Искусство, 1984. — 168 с. — 30 000 экз.
  • Дайняк А. А. Галина Уланова. — Минск: Литература, 1998. — 208 с. — (Жизнь знаменитых людей). — 11 000 экз. — ISBN 985-437-622-2.
  • Бенуа С. Галина Уланова. Одинокая богиня балета. — 2-е. — М.: Алгоритм, 2017. — 222 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-906914-24-8.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Уланова Галина Сергеевна / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 26: Тихоходки-Ульяново. — 1977. — 622 с
  2. Уланова Галина Сергеевна / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 33: Уланд — Хватцев. — 2017. — 798 с. — ISBN 978-5-85270-370-5
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Галина Уланова. «Культура.РФ». Дата обращения: 26 марта 2024.
  4. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  7. 7,0 7,1 Емельянова-Зубковская Г. Жизель: XX век, Петербург. — Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
  8. Фонд Улановой: ученики Улановой. Дата обращения: 28 марта 2024.
  9. 9,0 9,1 Hero of Socialist Labor medal.png Уланова Галина Сергеевна. Сайт «Герои страны».
  10. «Слиянье чувства с прелестью телесной…»: 8 января — 100 лет со дня рождения Г. С. Улановой (1910—1987) — русской балерины. Дата обращения: 28 марта 2024.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 15.12.1997 г. № 1281
  12. Постановление Совета Министров СССР «O присуждении Ленинских премий за выдающиеся работы в области литературы и искусства» / опубликовано в газете «Правда» от 22 апреля 1957 года
  13. Постановление Совета Министров СССР «O присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1949 год» / опубликовано в газете «Правда» от 9 марта 1950 года
  14. Постановление Совета Министров СССР «O присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» / опубликовано в газете «Известия» от 7 июня 1947 года
  15. Постановление Совета Министров СССР «O присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год» / опубликовано в газете «Правда» от 27 июня 1946 года
  16. Постановление Совета народных комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы» / опубликовано в газете «Известия» от 15 марта 1941 года
  17. Награждены Почётной грамотой. Дата обращения: 27 марта 2024.
  18. Почётный гражданин Москвы // Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 658. — 976 с. — ISBN 5-85270-277-3
  19. Богданов-Березовский В. М. Галина Сергеевна Уланова. — М.: Искусство, 1961. — С. 14. — 212 с. — 50 000 экз.
  20. Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1970. — С. 18. — 280 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  21. Публикация M.P.C. 38197 (англ.). Дата обращения: 26 марта 2024.
  22. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names (англ.). — Sixth Revised and Enlarged Edition. — Heidelberg, N. Y., Dordrecht, L.: Springer, 2012. — P. 580. — ISBN 978-3-642-29717-5
  23. Памятник Улановой Г. С.. Дата обращения: 28 марта 2024.
  24. Танец души. Дата обращения: 28 марта 2024.
  25. В доме на Котельнической набережной открыта мемориальная доска в память балерины Галины Улановой. Аргументы и факты (26 марта 2008). Дата обращения: 28 марта 2024.
  26. В Москве увековечили память прославленной балерины Галины Улановой. Первый канал (26 марта 2008). Дата обращения: 28 марта 2024.
  27. Гала-концерт в честь 100-летия со дня рождения Галины Улановой. Кremlin.ru. Дата обращения: 28 марта 2024.
  28. В Петербурге открыли мемориальную доску Галине Улановой. Interfax-Russia.Ru (21 июля 2011). Дата обращения: 28 марта 2024.
  29. Мемориальную доску Галине Улановой открыли под музыку Прокофьева. БалтИнфо.ru (21 июля 2011). Дата обращения: 28 марта 2024.
  30. В Москве появятся площади Чайковского и Галины Улановой.. Официальный сайт Мэра Москвы. Дата обращения: 28 марта 2024.
  31. "Достойна того, чтобы ее увековечили": в Москве может появиться площадь Галины Улановой.. Москва 24. Дата обращения: 28 марта 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!