Ромео и Джульетта (балет)
«Ромео и Джульетта» (op. 64) — балет в трёх актах, девяти картинах с прологом и эпилогом. В сотрудничестве Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова создан балет по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьеру «нетанцевального» балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева в СССР откладывали и запрещали в течение пяти лет. Впервые он прошёл на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр) в 1940 году[1].
История балета
В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом. Данная редакция балета не дошла до постановки.
В начале 1936 года газета «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». В свете данных публикаций композиторы изменили сценарий, оставив исходный трагический конец.
Осенью 1938 года дирекция ь музыкально-драматургическая канва предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с закончённым клавиром балета. Сам балетмейстер в своих мемуарах писал[2]:
В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушечкой»… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами.
По словам Львова-Анохина, готовясь к постановке спектакля, балетмейстер Лавровский изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения, а изученные средневековые романы стали материалом для знаменитого «Танца с подушками» (более известный как «Танец рыцарей»).
Премьера балета состоялась через несколько лет. Договор с Кировским театром не удалось выполнить. Заказ на балет перешёл к Большому театру, который вынужден отменить постановку в 1936 году. Премьера состоялась в городе Брно в 1938 году. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил премьеру балета в СССР в январе 1940 года. Постановка удостоилась Сталинской премии.
В 1955 году Мосфильм снял сокращённую телеверсию балета. В июле 2008 года состоялась премьера постановки в её изначальном сценарии от редакции 1935 года. Премьера прошла на фестивале Колледжа Бард в Нью-Йорке, США[1].
Постановка Большого театра
Версия «Ромео и Джульетты» поставлена после завершения Великой Отечественной войны ― в декабре 1946 года на сцене Большого театра. В 1944 году в театр на основании решения Центрального комитета (ЦК) пришла Галина Уланова. С ней «переехал» и балет. На сцене главного театра страны постановка показана более 200 раз, ведущие роли исполняли такие знаменитые балерины: Раиса Стручкова, Марина Кондратьева и Майя Плисецкая[3].
В 1954 году режиссёр Лео Арнштам вместе с Леонидом Лавровским создали фильм-балет «Ромео и Джульетта». Он удостоился награды на Каннском кинофестивале. В 1956 году московская труппа выступила с балетом в Лондоне.
На музыку Прокофьева поставлены работы зарубежных хореографов: Фредерик Аштон и Рудольф Нуреев, на сценах крупных европейских театров, включая Оперу Парижа и Ла Скала в Венеции. В 1975 году спектакль снова поставили в Ленинграде. В 1980 году труппа Театра имени Кирова гастролировала в Европе и Северной Америке.
Первая версия балета со счастливым концом представлена в 2008 году благодаря исследованиям профессора Саймона Моррисона из Принстона. Хореограф Марк Моррис адаптировал его для фестиваля в Колледже Бард в Нью-Йорке. Артисты показали балет в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
Номера из «Ромео и Джульетты», обозначенные музыковедом Гиви Орджоникидзе как балет-симфония, часто исполняются на классических концертах. В отдельные хиты выделились такие танцы: «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек»[3].
Сюжет постановки
Действие I
Сцена 1
Утро в Вероне. Показана эпоха Ренессанса. Ромео Монтекки встречает рассвет. Город медленно начинает оживать. К Ромео присоединяются его друзья Меркуцио и Бенволио. Рыночная площадь наполняется людьми. Надвигающаяся ярость между семьями Монтекки и Капулетти вспыхивает, когда появляется Тибальд, представитель Капулетти. Легкое подшучивание перерастает в столкновение: Тибальд сражается с Бенволио и Меркуцио. На сцену выходят Синьор и Синьора Капулетти вместе с Синьорой Монтекки. Сражение ненадолго затихает, но вскоре конфликт возобновляется. Все участники берутся за оружие. Герцог Вероны пытается остановить бойню, его гвардия восстанавливает порядок. Толпа расходится, оставив на площади тела двух павших юношей[4].
Сцена 2
Джульетта, дочь Синьора и Синьоры Капулетти, игриво дразнит Кормилицу, готовящую её к балу. Входит мать и сообщает о предстоящей свадьбе Джульетты с молодым аристократом Парисом. Парис появляется вместе с отцом Джульетты. Девушка не уверена в своих чувствах[4].
Сцена 3
Роскошный бал в доме Капулетти. Отец представляет Джульетту гостям. Под масками тайком входят Ромео, Меркуцио и Бенволио. Ромео сразу влюбляется в Джульетту. Она танцует с Парисом. Ромео открывает ей свои чувства. Джульетта отвечает взаимностью. Тибальд замечает незваного гостя и срывает с него маску. Ромео открывается. Тибальд приходит в ярость. Синьор Капулетти вмешивается, и Тибальд предупреждает Джульетту держаться подальше от Ромео[4].
Сцена 4
В ту же ночь Ромео приходит к балкону Джульетты, и она спускается к нему. Они обмениваются клятвами любви[4].
Действие II
Сцена 1
На рыночной площади Меркуцио и Бенволио дразнят Ромео, который потерял голову от любви. Появляется Кормилица и передаёт Ромео записку от Джульетты, где она соглашается на тайное венчание. Ромео в восторге[4].
Сцена 2
Ромео и Джульетта встречаются в келье монаха Лоренцо, который согласен их обвенчать, надеясь на окончание вражды. Он проводит церемонию. Теперь они муж и жена[4].
Сцена 3
На рыночной площади Меркуцио и Бенволио встречают Тибальда. Меркуцио высмеивает его, и появляется Ромео. Тибальд вызывает его на поединок, но он отказывается. Меркуцио дразнит и скрещивает клинки с Тибальдом. Ромео пытается остановить бой. Меркуцио погибает. ромео убивает Тибальда. Синьор и Синьора Капулетти погружаются в печаль. Герцог приказывает увести тела, выражая гнев и изгоняя Ромео[4].
Действие III
Сцена 1
В спальне Джульетты. Рассвет. Ромео остаётся в Вероне. Родители Джульетты и Парис приходят, объявляя о свадьбе. Джульетта протестует, но отец приказывает ей замолчать. В отчаянии она обращается за помощью к монаху Лоренцо[4].
Сцена 2
В келье Лоренцо монах даёт Джульетте флакон с зельем, которое позволит ей уснуть, будто мёртвой. Он обещает отправить Ромео письмо[4].
Сцена 3
Джульетта возвращается домой, притворяясь послушной и соглашаясь на брак с Парисом, но затем принимает зелье и падает. Утром её находят мёртвой[4].
Сцена 4
В семейном склепе Джульетта всё ещё спит. Ромео, не получив письмо, думает, что она умерла, и, выпив яд, стремится к воссоединению. Но, увидев её пробуждение, он понимает свой ужасный поступок. Джульетта, узнав о его смерти, закалывает себя. Их семьи понимают, что вражда привела к трагедии и примиряются в печали[4].
Действующие лица
- Главы семейств Монтекии и Капулетти;
- Джульета, дочь Капулетти;
- Ромео, сын Монтекки;
- Тибальд, племянник Капулетти;
- Друзья Ромео — Меркуцио и Бенволио;
- Герцог Вероны Эскал;
- Патер Лоренцо, священник;
- Кормилица Джульетты;
- Парис, молодой дворянин, жених Джульетты;
- Жена Капулетти;
- Паж Ромео;
- Паж Джульетты;
- Хозяин кабачка[5].
Сюиты
Ещё до первой постановки балета Прокофьевым написаны две семичастные оркестровые сюиты на его музыку[6]:
- Народный танец
- Сцена (Улица просыпается)
- Мадригал
- Менуэт (Съезд гостей)
- Маски
- Ромео и Джульетта (Сцена у балкона. Любовный танец)
- Гибель Тибальда (часть скомпонована из музыки № 6, 33, 35, 36)
Дата премьеры: 24 ноября 1936 года. Длительность — 27 минут.
Вторая сюита
- Монтекки и Капулетти (Приказ Герцога. Танец рыцарей)
Джульетта-девочка
- Патер Лоренцо (Ромео у патера Лоренцо)
- Танец (Танец пяти пар)
- Ромео и Джульетта перед разлукой
- Танец антильских девушек (др. название: Танец девушек с лилиями)
- Ромео у могилы Джульетты (Похороны Джульетты)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Классический сюжет и «нетанцевальная» музыка . Культура.ру. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Лавровский Л.М. Документы. Статьи. Воспоминания Составитель: Берёзкина М., Чидсон Н., Уральская В.. — М.,: Всероссийское театральное общество, 1983. — 424 с.
- ↑ 3,0 3,1 Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Большая драма и счастливый финал . Культура.ру. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Ромео и Джульетта . Государственный академический Большой театр России. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» . belcanto.ru. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Михеева Л. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» (сюита) . belcanto.ru. Дата обращения: 19 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |