Бал

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Коронационный альбом Александра II. Бал в зале Благородного Российского Собрания (Москва). (Гравюра Dumont по рисунку Зичи)

Бал — являлся неотъемлемой частью русской культуры и играл ключевую роль в формировании социального поведения общества. Он имел строгую организацию, определённый порядок танцев и правила этикета, которые строго соблюдались. Танцы на балах были не просто способом весело провести время, но и имели большое значение для формирования личности. Они считались важным элементом воспитания и образования, а также неотъемлемой частью светской жизни дворянства. Бальные мероприятия играют значительную роль в исторической и художественной сферах, включая литературу как отражение жизни высшего круга общества — дворянства и аристократии. На балах, зачастую служащих декорацией для повествования в произведениях искусства, разворачиваются ключевые события: здесь герои завязывают новые знакомства, ведут интриги и страстные романы, сталкиваясь с конфликтами и переплетениями судеб[1].

История возникновения балов

Этимология слова «бал» имеет итальянские и французские корни. В итальянском и французском языках слово «bal» и «ballo» означает «танцевать». Также существует версия, что слово «бал» могло быть заимствовано из польского или немецкого языков, где «bal» означает «кружить»[1].

Самый первый в истории считается бал в честь бракосочетания Карла VI и Изабеллы Баварской, состоявшийся в 1385 году во французском городе Амьене. В России первый бал состоялся в Москве в 1606 году в рамках свадебного торжества Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Однако вскоре после этого события самозванец был убит, и традиция проведения балов не получила дальнейшего развития[1].

До XVIII века в России танцевальные вечера назывались «ассамблеями». Однако с приходом Петра I, когда российская культура начала активно интегрироваться с европейской, в обиход вошло слово «бал». Указом от 26 ноября 1718 года Пётр I установил правила поведения на ассамблеях, которые должны были служить образцом для подражания[1].

Классификация балов

  • Придворные балы — обычно подобные мероприятия были довольно скучными. Однако посещение придворных балов в Санкт-Петербурге было обязательным. Это были официальные мероприятия, которые отличались чопорностью и сдержанностью. На балы, проводимые самыми знатными семьями России, собирались тысячи важных гостей[2].
  • Великосветские балы — представители высшего общества устраивали роскошные приёмы. Особенно впечатляющими были балы, которые проводились в домах знати во второй половине XVIII век и первой половине XIX века. На эти мероприятия приглашались гости по выбору хозяев. Это были друзья, родственники и представители высшего света. Конечно, можно было отказаться от участия в таких балах, но это случалось нечасто. Подобные приёмы считались престижными, и хозяева стремились превзойти друг друга, чтобы удивить гостей. Они старались организовать изысканный ужин и создать роскошное оформление для бала[2].
  • Общественные балы — они проводились в провинции, в том числе в зданиях Благородного собрания, городского собрания, театрах, клубах, губернаторских резиденциях и частных домах. Участниками балов были чиновники, военные, помещики, учителя, врачи и другие представители различных социальных групп. Средства на проведение балов собирались по подписке или продавались билеты всем желающим. Общественные балы устраивались не только дворянами, но и представителями купечества, ремесленниками, художниками и артистами[3].
  • Балы-маскарады — были неотъемлемой частью культуры того времени. Обязательными элементами таких мероприятий были маски и плащи-домино. Атмосфера таинственности способствовала непринуждённому общению[3].
  • Семейные балы — устраивались по случаю значимых семейных событий, и приглашения на них распространялись заранее. В залах проводились различные аукционы и конкурсы, а вырученные средства направлялись в помощь приютам[3].
  • Детские балы — были значимым событием для детей и их родителей. Обычно они проводились в частных домах. Подростки, особенно девочки, с удовольствием танцевали и играли. Это был их первый выход в общество, возможность продемонстрировать себя[3].

Бальный этикет

Бальный этикет — неотъемлемая часть культуры и традиций, способствующая созданию атмосферы уважения и вежливости на торжественных мероприятиях. В каждой исторической эпохе были свои правила, своя последовательность танцев и свои особенности этикета. Обычно бал заканчивался ужином и часто включал в себя не только танцы, но и дополнительные развлечения. Бальный этикет включал в себя не только правила, касающиеся одежды, но и манеру поведения, искусство танцевать и даже оформление залов для танцев[4].

Дресс-код

В соответствии с требованиями этикета, кавалеры надевали фрак, смокинг или костюм. Непременным атрибутом их образа была белая рубашка. Важной частью костюма являлись белые перчатки: гражданские мужчины отдавали предпочтение лайковым, а военные — замшевым. Если кавалер появлялся на балу без перчаток, дама могла отказать ему во встрече. Кавалеры носили ботинки, за исключением улан — представителей лёгкой кавалерии, которым дозволялось облачаться в сапоги. Шпоры были под запретом, однако некоторые мужчины пренебрегали этим правилом, стремясь добавить своему образу больше элегантности[4].

Дамы носили платья, соответствующие последним модным тенденциям, исключительно для одного бала. Лишь в редких случаях их могли надеть повторно. Главным условием было то, чтобы плечи и шея оставались открытыми. Если цвет наряда заранее не оговаривался, девушки могли выбрать его самостоятельно. Чаще всего платья были белыми или пастельных оттенков: голубыми, розовыми или цвета слоновой кости. К ним подбирались перчатки либо в тон платью, либо белые. Надевать кольца поверх перчаток считалось дурным тоном. Причёска должна была быть скромной, но допускалось украсить её головным убором. Обязательным дополнением к наряду были украшения: цепочки с кулоном или колье. Их могло быть любое количество, но минимальное. В руках у дамы обязательно должен был быть веер, который служил средством общения, и бальная книжечка (карне или агенд), где напротив списка танцев появлялся список кавалеров, желающих станцевать с владелицей. Иногда вместо неё использовалась обратная сторона веера[4].

Венский бал

Правила поведения

По прибытии на бал было принято выражать своё уважение хозяевам. Принять приглашение на бал означало взять на себя обязательство танцевать. Отказ или недовольство партнёром считались проявлением дурного тона. А вот танцевать с удовольствием и без принуждения, вне зависимости от партнёра и его талантов, считалось признаком хорошего воспитания. После этого следовало поприветствовать всех знакомых, например, кивком головы. Главным украшением бала были дамы, за комфортом и настроением которых кавалеры были обязаны следить. Девушки должны были вести себя скромно, приветливо и мило, не проявляя сильной симпатии к одному из кавалеров[4].

Танцы

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, выражал почтение и произносил вежливую фразу: «Могу ли я надеяться на честь танцевать с вами вальс?». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Отказать в танце можно было по причине сильной усталости или если танец был обещан другому. Однако если на балу присутствовал сам император, его приглашение принималось всегда, независимо от согласия дамы на танец с другим кавалером. После танца кавалер должен был проводить даму туда, куда она попросит — к родителям, в буфет или к подругам. Также следовало выразить благодарность друг другу за оказанное внимание и сказать несколько комплиментов[4].

На балу исполнялись различные танцы: полонез, мазурка, вальс. Обычно мероприятие открывал торжественный полонез. В начале века балы завершались греческим танцем, затем ему на смену пришёл весёлый котильон, а на танцевальных вечерах конца столетия кульминацией торжества становился вальс[4].

Балы в русской литературе

Балы занимают особое место в русской классической литературе, являясь ярким символом эпохи и позволяя глубже проникнуть в уклад жизни того времени.Одним из самых известных произведений, в котором бал представлен во всей своей красе, является роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении автор не только уделяет много внимания светской жизни, но и подробно описывает бальные традиции, характерные для начала XIX века[5].

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» бал становится одним из ключевых сюжетных элементов. На этом балу Андрей Болконский встречает Наташу Ростову, что становится началом их романтической истории. Кроме того, бал служит местом, где Пьер Безухов пытается найти свой путь в жизни и определить своё место в обществе[5].

Балы также играют важную роль в произведениях Фёдора Михайловича Достоевского. В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников посещает бал, где сталкивается с различными персонажами и ситуациями, что оказывает значительное влияние на его психологическое состояние[5].

В пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры» балы становятся символом ушедшей эпохи, напоминающим героям о том, чего они уже никогда не смогут достичь[5].

Балы в русской литературе отражают социальные, культурные и психологические аспекты того времени. Они помогают лучше понять нравы, обычаи и ценности общества, а также демонстрируют разнообразие персонажей и их взаимоотношения друг с другом[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Куштысева, Зоя Александровна. Бал в жизни дворянского общества 19 века. Открытый урок. Первое сентября (29 августа 2023). Дата обращения: 1 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Митленко, Светлана. История балов. Бальный этикет // миртесен. — 2019.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История балов в России. studwood.net. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Дмитриева, Мария. Бальный этикет XIX века в России. Ассоциация Исторического Танца (2008). Дата обращения: 1 декабря 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Балы в русской литературе. Культура.РФ. Дата обращения: 1 декабря 2024.

Литература

  • Захарова О. Ю. Русские балы и конные карусели. — 2000. — С. 5.
  • Антонов Б. Танцевальные вечера в Петербурге. — Нева, 1992. — С. 268.
  • Коротков М. В. Путешествие в историю русского быта.. — 1993. — 45 с.