Вальс
Ва́льс (фр. walzen «вращать») — танец трёхдольного размера, состоит в поступательном движении плавно кружащихся пар. Парный танец возник в XVIII веке в Австрии. Музыка характеризуется трёхдольным размером (3/4, 3/8, 6/8) и умеренно-быстрым темпом. Основу танца составляет плавное кружение в сочетании с поступательным движением. Вальс оказал влияние на европейскую музыкальную культуру, нашёл отражение в операх, балетах и симфонических произведениях[1][2].
Этимология
Слово заимствовано в начале XIX века из французского языка от walzen — «вращать», в переводе с немецкого языка от walzen — «катать», «вращать». Вальс получил название по характерным для танца вращательным движениям[3].
История
Вальс зародился как народный танец. Путь развития от крестьянских празднеств до императорских балов. Его корни уходят в XV век к провансальской вольте. Непосредственным предшественником считается лендлер — танец австрийских и южнонемецких крестьян. Термин «вальс», происходящий от немецкого языка «Walzer» («кружиться»), впервые применили к лендлеру в 1770-х годах за характерное вращательное движение.
Первое появление вальса на театральной сцене связано с операми Андре-Эрнест-Модест Гретри «Колинетта при дворе» (1782 год) и В. Мартин-и-Солера «Редкая вещь» (1786 год). Постановки ознаменовали начало «официальной» истории танца в высоком искусстве. Близкое расположение тел танцоров и стремительные вращения вызывали общественное осуждение, приводя к запретам в различных странах Европы.
Переломный момент в истории наступил в эпоху «иосифизма» — период социальных реформ в Австрии конца XVIII века. Интерес императорского двора к народной культуре способствовал проникновению лендлера в светское общество. В процессе адаптации танец претерпел значительные изменения: многие фигуры были упрощены, осталось лишь плавное круговое движение, в то время как музыкальное сопровождение усложнилось.
Венский конгресс 1814-1815 годов сыграл ключевую роль в распространении вальса по европейским дворам. Дипломатический съезд стал катализатором танцевальной моды. Делегаты привозили в свои страны новое увлечение, способствовали популяризации танца в разных уголках континента.
Параллельно с развитием бального вальса шло его становление как концертного жанра. И. Б. Шидермайр и И. Н. Гуммель заложили основы инструментального вальса. Карл Вебер в «Приглашении к танцу» (1819 год) создал новую форму — развёрнутую пьесу с единой поэтической идеей от интродукции до коды. Этот подход открыл новые горизонты для композиторов, работавших в этом жанре[4].
Особую главу в истории вальса составляет творчество «вальсовой династии» Штраусов. Иоганн Штраус-отец вместе с Йозефом Ланнером разработали форму «цепи вальсов» (Walzerkette), состоящую из пяти танцев. Иоганн Штраус-сын, прозванный «королём вальса», усовершенствовал эту форму, внёс новшества в ритмику, гармонию и оркестровку. «На прекрасном голубом Дунае» стал неофициальным гимном Австрии, а «Сказки Венского леса» вдохновили Оскара Штрауса на создание одноимённой оперетты.
За пределами Вены танец обрёл национальное своеобразие. Во Франции сложился особый тип вальса, состоящий из трёх частей с разными темпами. Эмиль Вальдтейфель, «французский Штраус», создал более 200 вальсов, среди которых «Эстудиантина» и «Долорес» стали международными хитами своего времени.
Вальс оказал значительное влияние на развитие классической музыки. Он вошёл в симфонические произведения: «Фантастическая симфония» Берлиоза, оперы: вальс Джульетты в «Ромео и Джульетте» Гуно, балеты. П. И. Чайковский использовал вальс в своих балетах и симфониях, создав «Вальс цветов» из «Щелкунчика».
В XX веке танец приобрёл новые смысловые оттенки. Композиторы часто обращались к нему для создания атмосферы ностальгии или иронии. В опере «Воццек» Альбана Берга вальс становится символом обманчивой красоты мира, а в балете «Золушка» Сергея Прокофьева — воплощением мечты и волшебства. Эволюция вальса от народного танца до сложной музыкальной формы отражает изменения в европейской культуре на протяжении нескольких столетий[5].
Музыкальные особенности
Музыкальные особенности вальса определяются его трёхдольным размером, чаще всего 3/4, реже 3/8 или 6/8. Темп вальса умеренно-быстрый, что позволяет танцорам плавно кружиться. Характерная черта вальсовой музыки — акцент на первой доле такта, за которой следуют две более слабые доли. Это создаёт ощущение «качания» или «покачивания», типичное для вальса.
Гармоническая структура танца обычно проста: в пределах одного такта гармония не меняется. Аккомпанемент часто включает басовый звук на сильной доле и два одинаковых аккорда на слабых долях. Эта особенность придаёт вальсу его узнаваемое звучание и ритмическую стабильность. Мелодическая линия обычно плавная и певучая, что соответствует характеру танцевальных движений. Оркестровка может варьироваться от небольших ансамблей до полных симфонических оркестров. Особую роль играют струнные инструменты, создающие характерное «парящее» звучание[6].
Виды
- Венский вальс — возник в Вене в XVIII веке. Танец характеризуется более быстрым темпом. Освоить венский вальс бывает трудно, поскольку требуется не только следить за сменой правых и левых поворотов, но и правильно скользить во время них. Классический венский вальс исполняется со скоростью 60 тактов в минуту[4].
- Вальс-бостон — родом из США, а именно из Бостона. Он появился в конце XIX века, характеризуется отсутствием частых вращений во время танца. Акцент делается на длинные и плавные движения[4].
- Английский вальс — известный как «медленный», очень схож с бостонским, но повороты выполняются лишь на 270 градусов, а не на 360. Вальс исполняется вдвое медленнее венского вальса[4].
- Фигурный вальс — создан балетмейстером Жуковым Л. А. в XX веке. Танец схож с венским, но исполняется чуть медленнее. В нём не требуется выполнять сложные движения[7][4].
- Танго-вальс (аргентинский вальс) — комбинированный жанр: сочетаются элементы танго и вальса[8][4].
Примечания
- ↑ Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер.. — М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999.
- ↑ Вальс . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Вальс . Словари. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Дегтярева Е. Ю. Вальс. История возникновения и современность // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2012. — № 27.
- ↑ Царёва Е. М. Вальс // А — Гонг. — М.,: Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — С. 656—658.
- ↑ Вальс // Большой Кавказ — Великий канал / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.,: Большая российская энциклопедия, 2006. — Т. 4. — С. 557—558.
- ↑ Основные виды вальса . altai-eparhia.ru (12 сентября 2015). Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Середа А. Запретный танец свободы. История возникновения вальса . dance.ru (7 октября 2024). Дата обращения: 12 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |