Конкурс

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Ко́нкурс, конкурсное движение в России (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча) — соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников[1]. Систематизированный процесс определения самого лучшего претендента на победу в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения самого процесса[2].

Конкурсное движение в образовании

В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования объявлено национальной целью для развития образования[3]. Конкурсное движение в образовании представляет собой организованную деятельность, в рамках которой учащиеся принимают участие в различных соревнованиях, олимпиадах, разработке проектов и других мероприятиях, направленных на развитие и продвижение их учебных и творческих способностей. Конкурсы могут охватывать различные области знаний, включая математику, науку, литературу, искусство, спорт, технику и другие.

Цели конкурсного движения разнообразны. Они включают выявление детей с различными талантами, помощь детям в развитии их таланта, поддержку детской инициативы. А также оказание поддержки творческого потенциала педагогов, улучшение образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций[2]. В современном образовании конкурсное движение для педагогических работников стремительно развивается.

Преимущества конкурсного движения

  1. Стимуляция учебного процесса: Участие в конкурсах мотивирует учащихся к изучению новых материалов, глубокому пониманию учебного материала и развитию навыков[4].
  2. Развитие конкурентоспособности: Участие в соревнованиях помогает развивать навыки работы в команде, управления временем, стрессоустойчивости и другие ключевые навыки, необходимые для успешной карьеры. Подготовка детей к активному участию в различных соревнованиях и конкурсах, развитие способности к соревновательной борьбе и стремлению к достижению лучших результатов.
  3. Поощрение саморазвития: Конкурсы способствуют саморазвитию учащихся, поскольку они ставят перед ними цели и вызовы, которые помогают им раскрыть свой потенциал[5].
  4. Поддержка талантливых учеников: Конкурсы предоставляют возможность талантливым учащимся проявить свои способности, получить признание и возможности для дальнейшего развития.
  5. Общение: участники олимпиад часто обладают широким кругом интересов, активно общаются друг с другом и находят единомышленников как на курсах по подготовке, так и на самой олимпиаде.

Эти плюсы подчёркивают важность конкурсного движения в образовании как средства мотивации, развития навыков и поддержки талантливых учеников[4].

Минусы конкурсного движения

  1. Увеличение учебной нагрузки: Участие во множестве конкурсов может привести к перегрузке учащихся, так как им приходится готовиться и участвовать не только в школьных занятиях, но и в дополнительных мероприятиях.
  2. Создание конкурентной среды: Конкурсы могут способствовать формированию атмосферы конкуренции среди учащихся, что иногда может привести к чрезмерной стрессовой обстановке и негативным последствиям для психологического благополучия.
  3. Ограничение разностороннего развития: Фокус на подготовке к конкурсам может отнять время и ресурсы, которые могли бы быть направлены на развитие других навыков и интересов обучающихся.
  4. Ориентация на результат: Важность победы в конкурсе может привести к снижению ценности процесса обучения и развития, делая акцент на результатах, а не на самом процессе учения.

Конкурсное движение может стимулировать учащихся к достижению высоких результатов и развитию навыков, но важно учитывать и минусы этого подхода для обеспечения баланса и здорового образа образования[4].

Примеры конкурсов

Конкурсное движение в науке

Конкурсное движение в науке — целая система мероприятий, направленных на поощрение и популяризацию научных исследований. В рамках таких конкурсов проводятся — выставки, конференции, семинары, дискуссии, презентации научных работ и другое. Они способствуют обмену знаниями и опытом среди учёных, вдохновлять людей на творческий поиск в науке. Победители конкурсов получают вознаграждения в виде призов, сертификатов, грантов или стипендий, которые помогают им продолжать научные исследования. Научные конкурсы служат мощным стимулом для развития интеллектуального и творческого потенциала учёных.

Цель научных конкурсов

Целью конкурсного движения в науке является поощрение развития творческого и интеллектуального потенциала студентов, преподавателей, молодых учёных и независимых исследователей путём организации научно-исследовательских мероприятий, направленных на развитие научного сообщества России, содействие научным исследованиям, поддержку молодых исследователей и популяризацию науки[12].

Плюсы конкурсов в науке

  1. Развитие интеллектуального потенциала участников. Конкурсы побуждают задействовать исследовательские навыки, знания и креативность для решения нестандартных задач.
  2. Стимуляция активности, инициативности и самостоятельности. Участникам приходится самостоятельно изучать дополнительные материалы, готовить выступления и проекты.
  3. Возможность проявить себя в разных областях, не ограничиваясь одним предметом. Это способствует всестороннему развитию личности.
  4. Объединение студентов и преподавателей, их сотрудничество, создание условий для личностно-ориентированного обучения.
  5. Получение сертификатов, которые могут быть полезны для дальнейшего обучения и карьеры.
  6. Формирование у конкурсантов ориентации на успех, готовности принимать осознанные решения и достигать поставленных целей[13].

Виды научных конкурсов

Научные конкурсы можно классифицировать по уровню образования участников. Одни конкурсы предназначены для аспирантов и соискателей степени «кандидат наук», другие для студентов среднего профессионального или высшего профессионального образования. Могут делиться по характеру исследования или темы:

  • научные конкурсы (для решения фундаментальных, теоретических и научных проблем),
  • прикладные конкурсы (нацеленные на проведение исследований в реалиях — практические, эмпирические изыскания).

Ещё одна классификация научных конкурсов — масштаб. Конкурсы могут быть направлены на решение проблем в рамках одной страны, такие конкурсы называются отечественными. А могут быть направлены на исследования направленные на решение глобальных проблем это уже международные конкурсы. Конкурсы могут быть как частными, так и государственными, зависит это от того, кто является организатором научной деятельности и кто будет финансировать соответствующие исследования. Научные конкурсы могут существенно различаться по уровню участников, характеру исследований, источникам финансирования и географическому охвату[14].

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. / науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) [и др.]. — М.: Большая Рос. энцикл., 2005.
  2. 2,0 2,1 Ивашкова Оксана Васильевна. Конкурсное движение среди педагогов как фактор повышения качества образования ДОУ (ВСОКО) // Совушка : журнал. — 2019. — № 1(15). — С. 5—9.
  3. Дьяченко Н. С., Карабанова Л. Б., Халимова Н. М. Конкурсное движение как одно из условий развития профессиональных компетенций студентов СПО // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2020. — № 2. — С. 101—105.
  4. 4,0 4,1 4,2 Плюсы и минусы участия в олимпиадах. Знанио. Дата обращения: 28 мая 2024.
  5. Шубина С. В. Конкурсное движение как фактор повышения качества образования // Инфоурок : сайт. — 2023. — 19 июня (№ 2). — С. 5—8.
  6. Иванешкина А., Илецкая А. Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников. Т-Ж. Дата обращения: 28 мая 2024.
  7. Всероссийский конкурс «Учитель года России»: лучшие педагоги страны. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 28 мая 2024.
  8. Воспитатель года России. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 28 мая 2024.
  9. «Ученик года»: конкурс расширяет формат. Российское образование. Дата обращения: 29 мая 2024.
  10. Самый классный классный - 2024. Министерство образования и науки Челябинской области. Дата обращения: 29 мая 2024.
  11. Олимпиада «Я — профессионал». Россия страна возможностей. Дата обращения: 29 мая 2024.
  12. Научные конкурсы студентов и молодых ученых. Всероссийские и Международные научные конкурсы статей и научно-исследовательских работ 2024 года.. НИЦ Вестник науки. Дата обращения: 30 мая 2024.
  13. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». ГАРАНТ - Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика. (11 июля 2023). Дата обращения: 20 июля 2024.
  14. IX Международный конкурс научно-исследовательских работ. Всероссийское общество научных исследователей. Дата обращения: 30 мая 2024.

Ссылки