Проект

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Прое́кт (от латинского projectus — «брошенный вперёд») — план действий по реализации идеи или созданию физического объекта, это последовательность работ, при выполнении которых происходит достижение запланированного результата. Проекты могут быть разнообразными по масштабу, сложности и продолжительности. Они могут включать в себя различные виды деятельности, такие как исследования, проектирование, строительство, производство, маркетинг и прочее. Неотъемлемой частью проекта является постановка цели, задачи, выдвижение гипотезы, внешний и внутренний контроль. Управление проектами включает в себя планирование этапов проекта, определение сроков и бюджета, распределение ресурсов, мониторинг прогресса и корректировку планов при необходимости. В состав проекта входят разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма или устройства, предварительный текст какого-нибудь документа, замысел, план[1].

Характеристика проекта

В зависимости от типа проекта могут использоваться различные методы управления проектами, такие как метод критического пути, метод PERT (Program Evaluation and Review Technique) и другие. Субъектами проекта выступают активные участники, которые взаимодействуют между собой в процессе принятия управленческих решений[2].

Концепция управления проектами сегодня — это широкое распространение в глобальном масштабе. Постоянно развивающиеся компьютерные технологии и средства коммуникаций накапливают и распространяют методики управления проектами сквозь границы и повышают доступность технологий управления проектами не только для профессиональных кругов, но и для повседневного бытового использования, в любых отраслях и направлениях деятельности[3].

Современные тенденции развития профессионального педагогического образования диктуют необходимость пересмотра подходов к использованию форм и методов обучения, к организации образовательного процесса. Особую актуальность приобретает использование методов обучения, основывающихся на реализации деятельностного, индивидуально‐ ориентированного подходов. Одним из таких методов является учебный проект. Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые[4]. Проект отличают следующие характеристики.

  1. Наличие цели. Ключевой момент при разработки проекта — планирование цели.
  1. Изменения. При конструирование проекта всегда изменяются вещественная система или предметная область, так как проект предполагает создание чего-то нового или улучшение старого. Проект — динамичное развитие перехода системы из существуемое в предполагаемое состояние.
  1. Ограниченность во времени, которое затрагивает все аспекты проекта — начало, реализация и завершение, ограничивающие осуществление проекта. Проект прекращается при достижении цели.
  2. Неповторимость, уникальность, относящиеся к проекту в целом, а не к его деталям. Проект представляет новые возможности, идеи, решения и продукты, отличающиеся от уже существующих.
  3. Ограниченность ресурсов. Проект имеет ограниченные финансы, время, оборудования, человеческие, материальные и другие ресурсы, используемые эффективно для достижения поставленной цели. Количество ресурсов зависит от финансового положения и всегда конечен.
  4. Комплектность и разграничение. Комплектность проекта означает взаимосвязь между деталями проекта, что включает в себя все ресурсы, этапы и задачи, прямо или косвенно влияющие на прогресс создания проекта и его результат. Комплектность даёт гарантию, что каждая часть присутствует и правильно используется. Разграничение проекта означает существование его границ и рамок, включающие определение начала и конца проектирования. Помогает установить ожидание и цели проекта.
  5. Специфическая организационная структура. Большинство небольших проект не могут быть выполнены в границах существующих систем и запрашивают время интеграции проекта создания «специфической для проекта организационной структуры». Специфическая структура проекта определяется масштабом, целями, продолжительностью и так далее[5].

Цели проекта

Цели проектов можно разделить на категории:

  1. Стратегические — главный результат, ради которого все и задумывалось. Если стратегическая цель не достигнута, значит, задумка провалилась.
  2. Обязательные — результаты на промежуточных этапах. Реализация обязательных целей в итоге приводит к достижению стратегической.
  3. Желательные — реализация этих целей улучшает итоговый результат, но не влияет на успех критически. Если они не будут достигнуты, задумка все равно завершится и принесет пользу.
Proyecto de desarrollo - Ciclo.JPG

Жизненный цикл проекта

  1. Начальная фаза (концепции, прединвестиционных исследований), при которой формируется концепция проекта, включающая: создание идеи проекта, собрание исходных данных и анализ уже существующих, выявление спроса в изменениях, определение проекта, сравнение с другими вариантами, представление планы, его испытание и исследование, утверждение плана и одобрение разработки проекта.
  2. Фаза разработки — разработка основных элементов структуры управления проекта, включающая: инициация работы фазы, назначение руководителя проектирования, подготовка команды, установление мотивов создание проекта и требований заказчика, разработка плана действий, создание дизайн-концепции, разработка спецификации, тестирование продукта и подготовка документации, разрабатывание финального отчёта о проделанной работе, передача продукта заказчику.
  3. Фаза реализации проекта — выполнение запланированных действий и достижение поставленных целей. Во время этой фазы происходит выполнение работ в соответствии с планом проекта, мониторинг и контроль за ходом выполнения работ, корректировка плана при необходимости, управление ресурсами (людскими, финансовыми, материальными), коммуникация с заинтересованными сторонами о ходе выполнения проекта, воплощение в жизнь всех ранее разработанных планов, принятых решений и подготовленных мер. Это ключевой этап проекта, когда идеи и концепции превращаются в конкретные результаты.
  4. Фаза завершения — последний этап жизненного цикла проекта, на котором происходит официальное закрытие всех работ и подведение итогов. Основные задачи фазы завершения включают: завершение всех незавершённых задач, проведение финального тестирования продукта или услуги, подготовка и предоставление заказчику финальной версии продукта или услуги вместе с необходимой документацией, сбор обратной связи от заказчика и заинтересованных сторон, оценка результатов проекта и его успешности, архивация всех проектных документов, официальное закрытие проекта[5].

Продукт проекта

Продукт проекта — это артефакт, который можно выразить количественно, и который может являться как конечным объектом, так и компонентом. Он достигается в процессе совместной работы той или иной компании, созданной для достижения поставленной цели. Продуктом проекта может быть что — то глобальное и значимое, также менее масштабное. Например, продуктом проектной деятельности школьника или студента может быть фото и видеоматериалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, игры и прочее.

Примечания

  1. Боронина Л.Н., Сенук З.В. Основы управления проектами. — Екатеринбург: уральского государственного педагогического университета, 2015. — С. 23. — 112 с.
  2. Лумпов Н.С. Проект как объект управления // Актуальные вопросы экономических наук.
  3. Асташова У.В. Проект и управление проектом: российская специфика // The Newman In Foreign Policy. — 2022. — Октябрь (№ 69 (113)). — С. 31.
  4. Машарипова Д.Г. Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся // Науки об образовании.
  5. 5,0 5,1 Шарипов Ф.Ф., Родионов А.Н. Анализ определений, признаков и свойств управления проектом // Вестник Университета. — 2013. — № 19. — С. 115—118.