Конкурс (педагогика)

Материал из «Знание.Вики»
Фрагмент организации педагогического процесса — комплексный конкурс

Ко́нкурс (педаго́гика) — это особая форма организации учебного процесса в форме соревнования, предполагающая наличие участников (конкурсантов) и оценивающих экспертов (жюри), нацеленная на выявление лучших участников на основе сравнения по определённым критериям[1]. Конкурс возможен в том случае, когда возникают условия для соревнования, когда у участников есть желание показать себя с лучшей стороны в каком-то виде деятельности[2].

Конкурсы проводятся в разных сферах социума, охватывают людей разного возраста, могут быть индивидуальными или групповыми, могут быть разными по охвату участников (от небольших до очень крупных). Конкурс может охватывать как небольшую замкнутую группу лиц — класс, учебную группу (внутренние конкурсы), так и включать в себя представителей различных городов и стран — например, международные конкурсы (внешние конкурсы)[1]. Базовыми атрибутами конкурса являются свойства, типы, тематика и формы[1].

Цель и задачи конкурса

Цель конкурса — повышение эмоционально-волевого компонента, формирование когнитивного и стимулирование деятельности в нетипичной ситуации у участника в рамках соревновательной обстановки.

Для достижения поставленной цели необходимо в современном образовательном пространстве найти адекватные текущему моменту педагогические инструменты, способные обеспечить реализацию данного запланированного мероприятия. В рамках участия в конкурсе обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в рамках образовательного и вне образовательного процесса[3][4].

Анализ определения

В современном образовательном социуме конкурс трактуется как коллективное действие, смысл которого состоит в сравнении деятельности и/или качеств конкурсантов для их оценивания[5]. Средствообразующим фактором в рамках реализации конкурса может выступать соискательство на награду, место и звание[5], получение награды, назначение премии за лучшее сочинение, картину и другое[6].

Некоторые исследователи в рамках данной дефиниции используют ключевое свойство — соревновательность. Поэтому можно встретить такое определение как: «конкурс — это соревнование, которое представляет собой форму деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга»[4]. Афанасьева И. В. предлагает формулировку: «Конкурс — это специально разработанная процедура включения участников в соревнование, условия организации и проведения которого определяются в положении о конкурсе»[7].

Организация педагогического процесса посредством конкурса прежде всего это своеобразный динамический процесс, в рамках которого происходит выявление лучшего претендента на победу в соответствии с правилами, сформулированными заранее[8], а также одна из наиболее действенных форм обучения, используемая в целях повышения уровня подготовки обучающихся и их развития[9]. В рамках системы образования конкурс подразумевает под собой особый вид деятельности посредством которого обучающиеся самостоятельно (в некоторых случаях при регламентированной консультационной поддержке педагогов) выполняют действия, завершающиеся неким очевидным измеримым результатом[10]. Конкурс может выступать и педагогической формой, при которой происходит стимуляция активности личности, творческих возможностей обучающихся, познавательной деятельности, реализуются способности и интересы обучающихся[11]. Наряду с этим можно встретить формулировку, что конкурс в образовательной среде это многофункциональное явление, обеспечивающие решение целого комплекса задач. Отмечается, что одной из самых важных педагогических задач конкурсов является самореализация и самоопределение обучающихся в образовательном процессе[12].

Свойства конкурса

Конкурс является специфическим видом деятельности, которому присуще определённые свойства такие как: сравнение, оценивание, наличие жюри, регламентация, мотивация участников, соревновательность.

Рассмотрим каждый из указанных свойства отдельно. Первое базовое свойство — сравнение. Оно позволяет судить о различии объектов, сопоставлять их количественные и качественные характеристики[1]. Данный заданный параметр будет будет принципиально важным в рамках выбранного конкурса. При этом большим плюсом является вариативность выбора, так как он может быть самым разным. Но нужно помнить и знать, что сравнение должно проводиться корректно: сравнивать однородные объекты, либо сравнивать определённые признаки, не затрагивая другие[1].

Следующим свойством конкурса выступает оценивание. Важно отметить, что это процедура при которой происходит выбор победителя или победителей, а также осуществляется распределение мест для всех участников данного конкурсного движения[1].

Важнейшим элементом любого конкурса является наличие жюри. Определённая компетентная группа лиц, которая производить процедуру (оценивания и сравнения) по заранее разработанным и утверждённым критериям в рамках конкурса, принцип работы жюри — опора на объективность[1]. Для членов жюри важным критерием является тот факт, что они являются экспертами в той предметной области, где происходит оценивание компетенций, знаний, умений и навыков у обучающихся[1].

Любой конкурс имеет свойство — регламентации, то есть наличие заранее прописанных правил проведения конкурса, поведение конкурсантов, системы оценивания с указанием критериев[1].

Пятым свойством конкурса выступает мотивация. Имеется в виду, что без значимой эмоционально-волевой сферы у участников конкурса такое мероприятие вряд ли состоится. Поэтому наличие интереса как к участию, так и так и к достижению высокого результата: это может выступать материальная мотивация (приз) или получение общественного признания (повышения статуса в обществе) в случае победы показать себя с лучшей стороны[13][1].

Соревновательность, то есть особый тип взаимодействия участников конкурса в рамках соревнований. Для данного свойства характерны: конкуренция, соперничество, стремление превзойти соперника[1]. Именно при этом свойстве проявляется специфика конкурентного взаимодействия людей в социуме, создаётся атмосфера позитивной соревновательности и заинтересованности[1].

Типы конкурса

По степени распространённости

По степени распространённости конкурсы могут быть внутренними и внешними. Внутренние конкурсы — это конкурсы, которые проводятся на базе одного образовательного учреждения и с участием студентов только этого образовательного учреждения: охватывающие учебную группу, класс; охватывающие образовательную среду полностью[1]. Внешние конкурсы — это конкурсы, которые проводятся с участием обучающихся, представляющих различные образовательные учреждения: районные, городские, областные, профильные, Федеральные, Международные[1].

По формату представительства участников

По формату представительства конкурс подразделяется на: открытый — для участия приглашаются все желающие без ограничений; закрытый — для участия приглашаются только участники, определённые жюри; с ограниченным участием — для участия приглашаются по определённому признаку или критерию[1].

В зависимости от количества участников

В зависимости от количества участников конкурс может быть: личный — оценивание идёт каждого участника в отдельности; командный — происходит сравнение и оценивание выступлений команд и выявление победителя; командно-личный — предполагается оценивание и сравнение как команд, так и отдельных участников конкурсного движения[1].

В зависимости от личного присутствия участников

В зависимости от личного присутствия конкурс может быть: очный — проводятся непосредственно в образовательной среде; заочный — рассматривается вариант проведения конкурсного движения посредством дистанционной формы; очно-дистанционный — возможен такой вариант как: отборочный этап согласно регламенту дистанционный, итоговый этап — очный[1].

В зависимости от условий и возможностей в подготовке

В зависимости от условий и возможностей в подготовке конкурс может быть: импровизированный — условием данного конкурсного движения является, что конкурсант не знаком с конкурсным заданием и не предусмотрена предварительная подготовка; с дополнительной подготовкой — конкурсант заранее получает конкурсное задание и выполняет в течение определённого регламентом срока, после чего результат предоставляют жюри[1].

По срокам проведения

Классификация конкурсов по срокам проведения: краткосрочные — участники согласно регламента конкурса в короткое время представляют результат своей деятельности; среднесрочные — участникам требуется определённое время для проектного решения; долгосрочные — участники проходят несколько последовательных этапов[1].

По целевым особенностям

По целевым особенностям конкурсы можно выделить: мотивационные — ориентированные на удовлетворение потребности в признании заслуг и достижений; корпоративные — направленные на укрепление и развитие коллектива; целевые — нацеленные на решение какой-либо актуальной проблемы. Они в свою очередь могут быть: инновационные, информационные и профессиональные[1].

Типы конкурсов в образовательной среде представлены в информационной таблице[1]:

Критерий Тип кокурса Пример конкурса
по степени распространённости — внутренние охватывающие учебную группу, класс конкурс творческих работ среди студентов определённой группы
охватывающие учебное заведение полностью фотоконкурс «Профкадр» или конкурс на лучшую презентацию в рамках образовательного учреждения
по степени распространённости — внешние районные районный конкурс на лучший студенческий экологический проект
городские городской спортивный конкурс, в котором участвуют представители образовательных организаций города
городской спортивный конкурс, в котором участвуют все представители «Студент года»
профильные (охватывающие учебные заведения определённого профиля, расположенные на определённой территории) этап конкурса «Профессионалы»
Федеральные федеральный этап олимпиады по тому или иному предмету
Международные международный студенческий конкурс научных работ
в зависимости от формата представительства участников открытые предметная олимпиада
закрытые финальный этап творческого конкурса — для выступления приглашаются только участники, одобренные жюри
с ограниченным участием конкурс «Профессионалы», спартакиада
в зависимости от количества участников личные предметные олимпиады
командные командный спортивный конкурс
командно-личные КВН
в зависимости от личного присутствия участников очные конкурс вокального мастерства, спортивные соревнования
заочные дистанционный конкурс на лучшее сочинение или презентацию
очно-дистанционные олимпиада по какому-либо предмету, первый, отборочный этап которой является дистанционным, а итоговый этап — очным
по условиям и возможностям подготовки импровизированные конкурсы профессионального мастерства, олимпиады
с дополнительной подготовкой вокальные конкурсы, конкурсы сочинений, презентаций, научно-исследовательских работ
по срокам проведения краткосрочные конкурс в досуговой сфере
среднесрочные конкурс научно-исследовательских работ, который предполагает, что участникам конкурса потребуется определённое время для подготовки работ
долгосрочные «Студент года»
по целевым особенностям мотивационные предметные олимпиады, профессиональные конкурсы
корпоративные спортивные конкурсы между различными подразделениями компании или учебного заведения
целевые конкурс научных проектов, нацеленных на решение той или иной проблемы

Тематика конкурса

Тематика конкурсов зависит от различных факторов, таких как:

  • профиль учебного заведения — при разработке конкурса учитывается направление профессионального профиля;
  • приоритетные направления развития учреждения — в рамках разработки конкурса принимается во внимание программа развития образовательного учреждения (образовательный трек в приоритетном профиле обучения);
  • запросы потенциальных работодателей — при разработке конкурсного задания учитываются пожелания, интересы, запросы и рекомендации потенциальных работодателей;
  • территориальные, культурные особенности места расположения учебного заведения — при формировании тематического плана конкурсов учитывается географическая, культурная и духовно-ценностная составляющая;
  • уровень подготовленности студентов и их интересов — при разработке плана конкурсного движения отводится внимание мотивационный составляющей: интерес к спорту, активному образу жизни и к развлекательным мероприятиям;
  • актуальные проблемы общества, науки и техники — тематический план конкурса предусматривает актуальные проблемы социума, технологии и науки;
  • задачи учебной / производственной практики — тематический план конкурса предусматривает сформированность навыков и умений у обучающихся на высоком и достаточном уровне[1].

Формы конкурса

Формы конкурса в образовательной среде, которые предусматривают формирование надпрофессинальных качеств: конкурсы проектов, комплексные конкурсы, конкурсы научно — исследовательских работ, профессиональные конкурсы, творческие конкурсы, спортивные конкурсы — соревнования, конкурсы в досуговой сфере, конкурсы — шоу и другое[1].

Формы конкурса в образовательной среде, которые предусматривают формирование профессиональных качеств: информационно — пропедевтический конкурс, конкурс спецдисциплин, конкурс по итогам практики, конкурс проектов, творческий конкурс, аккредитационный конкурс, конкурс достижений, конкурс профессионального мастерства[8][1].

Педагогический потенциал конкурса

Педагогический потенциал конкурса заключается в том, что он помогает конкурсанту проанализировать себя и свои действия в условиях нетипичной ситуации. Активизировать познавательную деятельность, развить и адаптировать эмоционально-волевую сферу, развить и сформировать полную картину мира к выбранной специальности, сформировать или усовершенствовать свои профессиональные навыки и умения в предметной области, а также интенсифицировать личностное самоопределение[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 Соловьева С. И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования // диссертация. — 2021. — С. 214.
  2. Шаронова В. А., Головчанская Л. В. Профессиональный конкурс как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири : сборник. — 2016. — № 1.
  3. Белогурова В. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // статья. — 2016. — Т. 15.1. — С. 49—52.
  4. 4,0 4,1 Вахитова Г. Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое образование : статья. — 2013. — Январь. — С. 36—39.
  5. 5,0 5,1 Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии // Москва : журнал. — 2000. — С. 98.
  6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей // журнал : Академия, Москва. — 2002. — С. 108.
  7. Афанасьева И. В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры. — Кемерово, 2011.
  8. 8,0 8,1 Петрухина О. А., Феттер И. В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник государственного педагогического университета : сборник. — 2016. — Т. 17, № 1.
  9. Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства и использованиям методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // журнал : Научно-методический электронный журнал "Концепт". — 2016. — Т. 46. — С. 192—201.
  10. Лукина А. К., Крюкова И. А., Степанова Н. И., Снисарёва Г. М. Конкурсная деятельность обучающихся как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // журнал : Международный журнал прикладных и ундаментальных исследований. — 2017. — Т. 5, № 1. — С. 132—136.
  11. Емельянцев С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников // автореферат. — 1999.
  12. Ксенофонтовна А. Н., Табакова Е. П. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности // Вестник Оренбурского государственного университета : сборник. — 2006. — Т. 1, № 10. — С. 88—94.
  13. Парфёнова И. В., Тиманкина С. В. Конкурсное движение - механизм стимулирования профессионального роста // Управление образованием : журнал. — 2018. — № 10. — С. 17—33.

Литература

  1. Аминева, О.В. Конкурс профессионального мастерства – перспективная форма сотрудничества техникума с социальными партнерами. — 2016. — 114 с.
  2. Белогурова, Я.Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. — Молодой учёный, 2016. — С. 49—52.
  3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / М.: НМЦ СПО. — 1999. — 538 с.
  4. Гайнеев, Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство индивидуализации обучения. — Методист, 2017. — С. 47—50.
  5. Гайнеев, Э.Р. Психологическая подготовка к конкурсу профессионального мастерства. — Методист, 2015. — С. 46—49.
  6. Гилядов, С.Р. Конкурс и конкурсная (соревновательная) деятельность школьников. — Национальная ассоциация ученых, 2015. — С. 88—90.
  7. Емельянцев, С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.01. — СПб., 1999.
  8. Завгородняя, А. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. — Новые знания, 2001.
  9. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  10. Иванова, Г.И. Организация и проведение конкурсов профмастерства в медицинском колледже. — Образование. Карьера. Общество, 2017.
  11. Кирилова, Г.И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. — Инновации в образовании, 2006. — 70-85 с.
  12. Козина, И.Л. Конкурсное движение – инновационный фактор развития образования. — Образование. Карьера. Общество., 2014. — С. 17.
  13. Кузнецова, О.В. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся. — Науковедение, 2012.
  14. Куприянов, Б.В. Конкурсы? Конкурсы!? Конкурсы!. — Методический навигатор, 2013. — С. 10—12.
  15. Липатова, С.Н. Конкурсы в условиях дополнительного образования как средство творческого взаимодействия обучающихся. — Образование и саморазвитие, 2013.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!