Конкурсное движение

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Конкурсное движение — систематизированный процесс определения самого лучшего претендента на победу в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения самого процесса. Систематизированный процесс определения самого лучшего претендента на победу в соответствии с правилами, определенными перед началом проведения самого процесса[1].

Конкурсное движение в образовании

В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования объявлено национальной целью для развития образования[2]. Конкурсное движение в образовании представляет собой организованную деятельность, в рамках которой учащиеся принимают участие в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах знаний, проектах и других мероприятиях, направленных на развитие и продвижение их учебных и творческих способностей. Конкурсы могут охватывать различные области знаний, включая математику, науку, литературу, искусство, спорт, технику и другие.

Цели конкурсного движения:

Цели конкурсного движения разнообразны. Они включают выявление детей с различными талантами, помощь детям в развитии их таланта, поддержку детской инициативы. А также оказание поддержки творческого потенциала педагогов, улучшение образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций[1].

Преимущества конкурсного движения:

  1. Стимуляция учебного процесса: Участие в конкурсах мотивирует учащихся к изучению новых материалов, глубокому пониманию учебного материала и развитию навыков[3].
  2. Развитие конкурентоспособности: Участие в соревнованиях помогает развивать навыки работы в команде, управления временем, стрессоустойчивости и другие ключевые навыки, необходимые для успешной карьеры. Подготовка детей к активному участию в различных соревнованиях и конкурсах, развитие способности к соревновательной борьбе и стремлению к достижению лучших результатов.
  3. Поощрение саморазвития: Конкурсы способствуют саморазвитию учащихся, поскольку они ставят перед ними цели и вызовы, которые помогают им раскрыть свой потенциал[4].
  4. Поддержка талантливых учеников: Конкурсы предоставляют возможность талантливым учащимся проявить свои способности, получить признание и возможности для дальнейшего развития.
  5. Общение: участники олимпиад часто обладают широким кругом интересов, активно общаются друг с другом и находят единомышленников как на курсах по подготовке, так и на самой олимпиаде.

Эти плюсы подчеркивают важность конкурсного движения в образовании как средства мотивации, развития навыков и поддержки талантливых учеников[3].

Минусы конкурсного движения:

  1. Увеличение учебной нагрузки: Участие во множестве конкурсов может привести к перегрузке учащихся, так как им приходится готовиться и участвовать не только в школьных занятиях, но и в дополнительных мероприятиях.
  2. Создание конкурентной среды: Конкурсы могут способствовать формированию атмосферы конкуренции среди учащихся, что иногда может привести к чрезмерной стрессовой обстановке и негативным последствиям для психологического благополучия.
  3. Ограничение разностороннего развития: Фокус на подготовке к конкурсам может отнять время и ресурсы, которые могли бы быть направлены на развитие других навыков и интересов обучающихся.
  4. Ориентация на результат: Важность победы в конкурсе может привести к снижению ценности процесса обучения и развития, делая акцент на результатах, а не на самом процессе учения.

Конкурсное движение может стимулировать учащихся к достижению высоких результатов и развитию навыков, но важно учитывать и минусы этого подхода для обеспечения баланса и здорового образа образования[3].

Примеры конкурсного движения:

  • Всероссийская олимпиада школьников — государственное соревнование, цель которого развить у детей интерес к науке.[5]
  • «Учитель года России» — самый масштабный конкурс профессиональной деятельности среди учителей[6].
  • «Воспитатель года России» — конкурс направлен на профессиональное и личностное развитие педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования[7].
  • «Ученик года» — одно из главных соревнований для старшеклассников за рамками общеобразовательной программы, конкурс проводится при поддержке Минпросвещения России, Росмолодёжи и Российского движения детей и молодежи[8].
  • «Самый классный классный» — это областной конкурс профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных организаций[9].
  • Олимпиада «Я — профессионал» — всероссийская олимпиада для студентов разных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских[10].

Конкурсное движение в науке

Конкурсное движение в науке — целая система мероприятий, направленных на поощрение и популяризацию научных исследований. В рамках таких конкурсов проводятся — выставки, конференции, семинары, дискуссии, презентации научных работ и другое Они способствовать обмену знаниями и опытом среди ученых, вдохновлять людей на творческий поиск в науке. Победители конкурсов получают вознаграждения в виде призов, сертификатов, грантов или стипендий, которые помогают им продолжать научные исследования. Конкурсное движение в науке служит мощным стимулом для развития интеллектуального и творческого потенциала ученых.

Цель конкурсного движения в науке

Целью конкурсного движения в науке является поощрение развития творческого и интеллектуального потенциала студентов, преподавателей, молодых учёных и независимых исследователей путём организации научно-исследовательских мероприятий, направленных на развитие научного сообщества России, содействие научным исследованиям, поддержку молодых исследователей и популяризацию науки[11].

Плюсы конкурсного движения в науке

  1. Развитие интеллектуального потенциала участников. Конкурсы побуждают задействовать исследовательские навыки, знания и креативность для решения нестандартных задач.
  2. Стимуляция активности, инициативности и самостоятельности. Участникам приходится самостоятельно изучать дополнительные материалы, готовить выступления и проекты.
  3. Возможность проявить себя в разных областях, не ограничиваясь одним предметом. Это способствует всестороннему развитию личности.
  4. Объединение студентов и преподавателей, их сотрудничество, создание условий для личностно-ориентированного обучения.
  5. Получение сертификатов, которые могут быть полезны для дальнейшего обучения и карьеры.
  6. Формирование у конкурсантов ориентации на успех, готовности принимать осознанные решения и достигать поставленных целей.

Виды научных конкурсов

Научные конкурсы можно классифицировать по уровню образования участников. Одни конкурсы предназначены для аспирантов и соискателей степени «кандидат наук», другие для студентов среднего профессионального или высшего профессионального образования. Могут делиться по характеру исследования или темы: научные конкурсы (для решения фундаментальных, теоретических и научных проблем), прикладные конкурсы (нацеленные на проведение исследований в реалиях — практические, эмпирические изыскания). Ещё одна классификация научных конкурсов — масштаб. Конкурсы могут быть направлены на решение проблем в рамках одной странны, такие конкурсы называются отечественными. А могут быть направлены на исследования направленные на решение глобальных проблем это уже международные конкурсы. Конкурсы могут быть как частными, так и государственными, зависит это от того, кто является организатором научной деятельности и кто будет финансировать соответствующие исследования. Научные конкурсы могут существенно различаться по уровню участников, характеру исследований, источникам финансирования и географическому охвату[12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ивашкова Оксана Васильевна. Конкурсное движение среди педагогов как фактор повышения качества образования ДОУ (ВСОКО) // Совушка : журнал. — 2019. — № 1(15). — С. 5—9.
  2. Дьяченко Н. С., Карабанова Л. Б., Халимова Н. М. Конкурсное движение как одно из условий развития профессиональных компетенций студентов СПО // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2020. — № 2. — С. 101—105.
  3. 3,0 3,1 3,2 Плюсы и минусы участия в олимпиадах. Знанио. Дата обращения: 28 мая 2024.
  4. Шубина С. В. Конкурсное движение как фактор повышения качества образования // Инфоурок : сайт. — 2023. — 19 июня (№ 2). — С. 5—8.
  5. Иванешкина А., Илецкая А. Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников. Т-Ж. Дата обращения: 28 мая 2024.
  6. Всероссийский конкурс «Учитель года России»: лучшие педагоги страны. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 28 мая 2024.
  7. Воспитатель года России. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 28 мая 2024.
  8. «Ученик года»: конкурс расширяет формат. Российское образование. Дата обращения: 29 мая 2024.
  9. Самый классный классный - 2024. Министерство образования и науки Челябинской области. Дата обращения: 29 мая 2024.
  10. Олимпиада «Я — профессионал». Россия страна возможностей. Дата обращения: 29 мая 2024.
  11. Научные конкурсы студентов и молодых ученых. Всероссийские и Международные научные конкурсы статей и научно-исследовательских работ 2024 года.. НИЦ Вестник науки. Дата обращения: 30 мая 2024.
  12. IX Международный конкурс научно-исследовательских работ. Всероссийское общество научных исследователей. Дата обращения: 30 мая 2024.