Пермский балет

Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
Пермский театр оперы и балета. Фасад.jpg
Основан 24 ноября (7 декабря) 1870 года
Награды
Здание театра
Местоположение  Пермь, ул. Петропавловская, 25а.
Архитектор Рудольф Карвовский
Руководство
Директор Анна Волк
Главный дирижёр Владимир Ткаченко
Главный хормейстер Екатерина Антоненко
Сайт http://permopera.ru

Пе́рмский бале́т (Пе́рмский теа́тр о́перы и бале́та, полное название Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского) — один из старейших русских театров в России, награждён орденом Трудового Красного Знамени (1946) и Премией Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова (2019) за вклад в развитие театрального искусства. Имеет статус федерального значения вместе с московской, санкт-петербургской и новосибирской балетными школами Российской Федерации. Основа труппы театра — выпускники Пермского хореографического училища, которые бережно хранят традиции петербургской школы, заложенные Академией им. Вагановой в годы эвакуации. Неоднократный номинант и лауреат Национальной премии «Золотая Маска». Одна из старейших и динамично развивающихся трупп в стране, в репертуаре которой классика и современные постановки, и лаборатория нового музыкального театра, где каждый зритель может найти что-то новое и актуальное для себя[1][2].

История

Пермский оперный театр был основан 7 декабря (24 ноября) 1870 года. В этот день впервые на пермской сцене прозвучала опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Михаила Ивановича Глинки, которую исполнили не только артисты сборной труппы под руководством антрепренёра Анания Дорофеевича  Херувимова, но и многочисленные любители музыки. Главную партию Ивана Сусанина исполнил Ананий Херувимов. С 1870 года на сцене городского театра в деревянном здании (год постройки 1864) оперные спектакли чередовались с драматическими и показывались по сезонам. В 1874 году здание городского театра было разобрано и построено каменное по проекту Рудольфа Карвовского и его соавтора Василия Попатенко[3].

В 1878 году новый театр открылся в каменном здании, построенном в стиле позднего русского классицизма. Зал театра вмещал 900 зрителей. В 1878 году из Казани в Пермь приезжал известный актёр и антрепренёр Пётр Михайлович Медведев с драматической труппой. В 1879 году он открыл оперный сезон. Первые два сезона дирижировал Ульрих Иосифович Авранек, впоследствии известный хормейстер Большого театра[3].

С 1895 года по 1900 год — время расцвета пермской оперы, которую «содержала» пермская общественность. Это исключительное явление в истории русского театра, не имевшее места нигде, кроме Перми, позволившее создать блестящую оперу. Лучшие провинциальные артисты со всей России приехали в Пермский театр, стали членами самоуправляющегося коллектива. Они принимались обществом, становясь самыми почитаемыми и любимыми людьми Перми. Получить приглашение в пермскую оперу означало получить имя[4].

В 1895 году в Перми была учреждена первая в России Городская театральная дирекция под председательством городского головы Александра Васильевича Синакевича, которая занималась формированием труппы, репертуара и являлась гарантом финансовой стабильности театра. В состав театральной дирекции входят влиятельные горожане, в том числе певцы и музыканты: дирижёр Борис Плотников, режиссёр Николай Боголюбов, архитектор Александр Турчевич и другие. На должность главного режиссёра Пермской городской театральной дирекции пригласили одного из ведущих постановщиков той поры Николая Боголюбова, открывшего публике Фёдора Шаляпина[4].


Профессор Пермского университета Вадим Кондаков вспоминает приметы оперомании, охватившей город в этот период[4]:

В те годы увлечение оперой среди пермяков приняло характер настоящей эпидемии, заразившей всех — от мала до велика… У пермяков было только два времени года: лето — Кама и зима — театр.Вадим Александрович Кондаков

Городской театр в Перми, 1902 год

В 1902 году состоялся последний театральный сезон Пермской городской дирекции. В 1905 году дирижёром театра стал Арий Моисеевич Пазовский, уроженец Перми, окончивший Петербургскую консерваторию (позже назначен главным дирижёром Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, затем художественным руководителем и главным дирижером Большого театра в Москве)[5].

Летом 1910 года в Пермской опере выступал русский оперный певец (лирический тенор) Леонид Витальевич Собинов и оперная певица (колоратурное сопрано) из Швеции Альма Фострём[6].

Пермь .Городской театр, 1910 год

В связи с событиями Октябрьской революции и Гражданской войны театр временно не работал, оперный сезон открылся только в 1921 году. 2 октября1925 году театр возобновил свою театральную деятельность, была сформирована постоянная оперная труппа и артисты показали оперу Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», режиссёром которой стал Александр Яковлевич Альтшуллер, дирижировал Михаил Михайлович Букша. При этом приглашались к участию в спектаклях столичные солисты. В конце 1920-х годов в Пермском оперном театре пели С. И. Мигай, И. С. Козловский, Сергей Яковлевич Лемешев, Фатьма Саттаровна Мухтарова[7].

2 февраля 1926 года — день рождения Пермского балета. Дата связана с премьерой двухактного балета «Жизель» Адольфа Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии под руководством солиста Московского государственного академического Большого театра Бориса Щербинина, исполнившего роль Альберта. Заглавную партию в балете — Жизель — станцевала солистка театра Л. Соколова. Дирижировала балетом Елена Сенкевич, одна из первых в стране женщин-дирижёров. В 1926 году оперный театр переехал в отдельное здание[7].

В 1923 году уральские города были объединены в одну губернию с центром в Екатеринбурге. И в 1930 году на базе Пермского городского театра была сформирована труппа 2-й Государственной оперы Урала. Под таким названием театр просуществовал до 1931 года. В 1931 году театру был присвоен самостоятельный статус Пермского государственного театра оперы и балета. С 1938 года — Пермский областной театра оперы и балета. В 1939 году театр перешёл в республиканское подчинение[7].

В 1938 году было сформировано новое руководство театра оперы и балета. Режиссёром назначен А. Варламов, главным дирижёром — Б. Врана, балетмейстерами — Е. П. Кузнецов и Г. И. Язвинский. Солисты оперы — А. А. Шидловский, М. Г. Шуйский, Н. Т. Измайлова, Н. Е. Куклина были мастерами своего дела. К началу сезона 19401941 года оперная и балетная труппы стали выезжать на гастроли по СССР[7].

В годы Великой Отечественной войны Пермский (Молотовский, с 1940 года по1957 год в связи с переименованием города Пермь в город Молотов) театр оперы и балета усилиями А. М. Пазовского стал домом для труппы эвакуированного Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Ленинградского хореографического училища. На сцене театра выступали солисты — Г. М. Нэлепп, Ольга Афанасьевна Кашеварова[7].

В 1941 году труппа театра была расформирована. Артисты театра П. Бобылёв, Н. С. Ватрушкин, М. Сейгель, И. Я. Глебов и другие ушли на фронт, певцы М. Г. Шуйский, Н. Т. Измайлова, А. А. Шидловский, Г. Д. Прокофьева, солист балета Ю. А. Монковский перешли в ленинградскую труппу, многие уехали в другие города. Дирижёр и главный хормейстер театра Леонид Николаевич Виссонов (работал в театре с 1935 года, главный хормейстер с 1941 года по 1958 год) в 19421944 годах вместе с коллективом оперного театра гастролировал по Молотовской области, выступая в городах Березниках, Соликамске, Лысьве, Краснокамске, Кизеле. За 2,5 года труппа провела 282 концерта, дала 699 спектаклей[7].

Во второй половине 1940-х годов при театре был создан музей. Энтузиастом и основателем музея стала Анастасия Николаевна Кокурина, балерина пермского театра оперы и балета (19451960 годы). В настоящее время большинство экспонатов музейной коллекции иллюстрирует историю Пермского театра в период становления и активного развития его репертуара с 1930-х годов по 1990-е годы[8].

Сцена из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»

В 1944 году пермская труппа вернулась в историческое здание и 4 ноября начала театральный сезон оперой Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в постановке П. С. Златогорова. Спекталь стал началом нового этапа в истории Пермского театра оперы и балета. В кратчайшие сроки был сформирован хор, оркестр, балетная и оперная группы солистов. За достижения в области советского оперного искусства в 1946 году Пермский театр оперы и балета первым из нестоличных театров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За постановку оперы М. В. Коваля «Севастопольцы» (режиссёр Е. Н. Соковнин) в 1947 году театру была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

В 19571959 годах здание театра подверглось реконструкции. Авторами проекта стали архитектор С. С. Андреев и Д. Я. Киржаков, инженер-строитель — Ю. С. Гусев. В результате увеличилось количество мест зрителей, площадь сцены осталась той же, что и в XIX веке, маленькой по сравнению со сценами всех музыкальных театров России.

4 июня 1959 года для строителей, участвующих в реконструкции, в Пермском оперном театре состоялся первый спектакль — опера Жоржа Бизе «Кармен». 5 июня 1959 года Пермский оперный театр был торжественно открыт для зрителя[7].

В 1965 году Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского. В 1969 году театру было присвоено звание академического. В 1983 году в Пермском театре оперы и балета по решению Министерства культуры РСФСР состоялся Первый республиканский (всероссийский) фестиваль оперной и балетной музыки Петра Ильича Чайковского в связи с 90-летием со дня его смерти[9].

С 1980-х годов Пермский театр оперы и балета выступил с инициативой возвращения имени Сергея Павловича Дягилева в российское культурное пространство, став одним из организаторов и на протяжении многих лет активным участником международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж». В рамках этого проекта в 1989 году балетная труппа выступала на телемосте «Пермь — Ленинград — Париж» и в прямом эфире представила «Тему с вариациями» на музыку Петра Ильича Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина[9][7].

В 1984 году впервые в СССР на сцене театра была представлена премьера оперы Сергея Сергеевича Прокофьева «Огненный ангел». В 1984 году за постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» коллективу театра была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки[7].

С 1990 года Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского проводит балетный конкурс «Арабеск»[7].

В 1998 году состоялась первая премьера в рамках цикла «Оперная Пушкиниана» (драматургия Александра Сергеевича Пушкина в операх русских композиторов), задуманного художественными лидерами театра в связи с 200-летним юбилеем поэта. В мае1998 года группа создателей цикла «Оперная Пушкиниана» (главный дирижёр театра Вадим Мюнестер, главный режиссёр Георгий Исаакян, главный хормейстер Владимир Васильев и художник-постановщик Игорь Гриневич) была удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 год[7].

Пермский теартр оперы и балета, 2015 год

В ноябре 2002 года на презентации фестиваля «Дягилевские сезоны» был представлен балет «Ballet Impeiral» из хореографического наследия Джорджа Баланчина на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. Балет поставлен репетиторами Бартом Куком и Марией Калегари. Фортепианную партию исполнил Денис Мацуев. В 2004 году балет «Ballet Impeiral» удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» как лучший балетный спектакль[10].

Пермский балет входит в пятёрку лучших балетных компаний России. Новый взлет балетной труппы связан с именем Алексея Мирошниченко, возглавившего её в 2009 году. Под его руководством Пермский балет исполняет не только шедевры мировой классики, но и раритетные постановки и образцы современной хореографии. Широкую мировую известность театру принёс и дирижёр Теодор Курентзис, возглавивший театр в 2011 году и превративший его в центр притяжения ценителей оперы, балета и симфонической музыки со всего мира[11].

Люди театра

Главные дирижёры

На протяжении истории Пермского театра оперы и балета главными дирижёрами были[3][7]:

Текущее руководство театра

Анна Волк — генеральный директор театра с июня 2023 года, ранее работавшая в театре «Ленком» и в Международном Фонде К. С. Станиславского. С 2004 года по 2012 год была руководителем фестивального штаба и техническим директором фестиваля «Золотая Маска». С 2012 года по 2015 год являлась директором Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. В 20152016 годах возглавляла продюсерскоий отдел Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова в городе Санкт-Петербурге. В 20162022 годах работала директором московского театра «Центр драматургии и режиссуры»[12].

Владимир Ткаченко — главный дирижёр театра. Окончив в 2009 году Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу альта и аспирантуру, прошёл стажировку в Университете Северной Айовы (США) и в 2010 году — в Струнной академии Нидерландов. В 2011 году стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова в Улан-Удэ и ассистентом главного дирижёра театра. В 2012 году был назначен дирижёром этого театра. В 2013 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия создал Молодёжный камерный оркестр Республики Бурятия. В 20142015 годах в Академии музыки и театра ADADS (Пьяченца, Италия) продолжил обучение как дирижёр. В 20152019 годах был дирижёром Бурятской государственной филармонии. В 20192020 годах был концертмейстером группы альтов и дирижёром Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. С ноября 2023 года назначен главным дирижёром театра[12].

Алексей Мирошниченко — руководитель балетной труппы, заслуженный артист Российской Федерации (2018 год), лауреат международных конкурсов Vaganova-Prix (1998 год) и «Арабеск» (2010 год), лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2018 год) за постановку балета «Золушка» С. С. Прокофьева, лауреат премии «Душа танца — 2014» журнала «Балет» в номинации «Маг танца», лауреат Премии им. С. П. Дягилева администрации Перми (2011 год) за постановку балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, лауреат XII Краевого театрального фестиваля «Волшебная кулиса» (2013 год) за художественную стратегию в руководстве балетной труппы, дважды лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства — в 2014 году за постановку балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (автор идеи и художественный руководитель), в 2018 году — за постановку балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского как автор либретто и хореограф-постановщик[12].

Екатерина Антоненко — главный хормейстер с октября 2022 года. Ею поставлены оперы «Летучий голландец» Вагнера, «Бал-маскарад» Верди, «Человеческий голос» Пуленка — Горлинского и балет «Ярославна» Тищенко.

Труппа

Заведующей оперной труппой является Лариса Келль (сопрано), окончив в 1998 году отделение сольного пения Пермского государственного института культуры поступила в труппу Пермской оперы. Солисты оперной труппы[13]:

  • сопрано: Надежда Павлова (заслуженная артистка Российской Федерации), Элона Коржевич, Вероника Джиоева (заслуженная артистка России, народая артистка Осетии-Алании), Зарина Абаева, Лариса Келль, Наталья Кириллова, Ольга Попова, Айсулу Хасанова, Дарья Пичугина, Елена Галеева, Наталья Князева, Ирина Байкова и Екатерина Проценко;
  • меццо-сопрано: Наталья Буклага, Наталия Ляскова, Татьяна Каминская, Екатерина Бачук, Вера Кравчук;
  • тенора: Борис Рудак, Сергей Власов, Данис Хузин, Карлен Манукян, Анатолий Шлиман;
  • баритоны: Константин Сучков, Василий Ладюк (Заслуженный артист Российской Федерации), Александр Погудин, Энхбат Тувшинжаргал, Эдуард Морозов, Алексей Герасимов, Павел Рейман, Рауф Тимергазин;
  • басы: Гарри Агаджанян, Владимир Тайсаев, Олег Иванов, Александр Егоров, Тимофей Павленко, Рустам Касимов, Иван Щербатых[13].

Заведующей балетной труппой является Анна Пушвинцева-Поистогова, выпускница Пермского государственного хореографического училища, лауреат премии города Перми в сфере культуры и искусства им. С. П. Дягилева за исполнение партии Невесты в балете «Свадебка» Игоря Стравинского (2013). С 2003 года — солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. С сезона 20232024 года заведующая балетной труппой. Помощниками руководителя балетной труппы являются Дмитрий Звягин и Сергей Соловьев[14].

Солистки балета — Ксения Барбашева, Лариса Москаленко, Ольга Завгородняя, Стефания Гаштарска, Диана Куцбах, Екатерина Лебедева, Екатерина Пятышева, Виктория Снигур, Ксения Ткаченко — выпускницы Пермского государственного хореографического училища, Ляйсан Гизатуллина (выпускница Казанского хореографического училища), Томонэ Кагава (выпускница Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой), Елена Хватова (выпускница Красноярского хореографического колледжа)[13].

Солисты балета — Марат Сафин, Роман Тарханов, Генрих Райник, Артём Мишаков, Александр Таранов, Тарас Товстюк, Иван Ткаченко, Марат Фадеев, Николай Ланцев, Илья Будрин — выпускники Пермского государственного хореографического училища, Натан Фернандес (выпускник Studio Arte Dança (Дивинополис, Бразилия))[13].

Фестивали и конкурсы

Награды

Оперные и балетные спектакли Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского не раз становились номинантами и победителями престижных российских и зарубежных конкурсов и фестивалей[3];

Артисты театра не раз становились номинантами и победителями Всероссийского Национального театрального фестиваля «Золотая Маска»[17].

Здание театра

История Пермского театра оперы и балета началась в деревянном здании театра, которое находилось по улице Обвинской (ныне улица 25-го Октября), и в 1863 году сгорело. За год было отстроено новое деревянное здание, где состоялась первая оперная премьера. В 1879 году театр переехал в трёхэтажное каменное здание в стиле позднего русского классицизма, построенное по проекту архитектора Рудольфа Карвовского на пожертвования горожан. Большой вклад внёс видный общественный деятель Перми Павел Дягилев, дед знаменитого импресарио балета Сергея Дягилева. Новое здание было оборудовано системой обогрева и вентиляции, вместо керосиновых ламп использовалось газовое освещение[18].

К началу XX века с расширением репертуара и увеличением оперной труппы театра возникла потребность в новом более вместительном и технически усовершенствованном здании. И только в 1957 году началась капитальная реконструкция театра по проекту архитектора Николая Кузнецова, которая заключалась в достраивании новых помещений вокруг уже существующего театра. В результате такой реконструкции площадь здания увеличилась в полтора раза, количество мест в зрительном зале — до 1020 мест (ранее было 900 мест), оркестровая яма вмещала 50 артистов. Размеры исторической сцены сохранялись: площадь — 308 м², параметры сцены: высота — 21,5 м, ширина — 18 м, глубина — 14 м; зеркало сцены: высота — 8,5 м, ширина — 12 м. Сохранились и фасадные колонны старого здания в фойе, а за кулисами можно обнаружить фрагмент кирпичной кладки, выложенной еще в XIX веке[18].

С 1986 года по 2008 год было разработано несколько проектов по реконструкции Пермского театра оперы и балета. В 2010 году был проведен международный конкурс на лучшее решение по строительству новой сцены и реконструкции исторического здания Пермского театра оперы и балета. Победу одержало английское архитектурное бюро «David Chipperfield Architects». В настоящее время разрабатывается проект строительства новой сцены Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и приспособление существующего здания для современного использования, предполагающий реставрацию с приспособлением существующего здания театра и строительство нового здания. В здании театра предполагается разместить два зала со сценами отвечающими всем мировым требованиям[19].

Репертуар

Репертуар Пермского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского рассчитан на зрителей с 0 лет[20].

В репертуаре театра постановки классической и современной оперы[20]:

  • симфоническая сказка на музыку Сергея Прокофьева «Петя и волк» (6+);
  • опера-буффа в 2-х действиях В. А. Моцарта «Cosi fan tutte (Так поступают все женщины)», исполняется на итальянском языке с русскими титрам (12+);
  • опера-ритуал Б. Бриттена «Curlew river (Река Керлью)», исполняется на английском языке с русскими титрами (12+);
  • «Бал-маскарад» Дж. Верди, исполняется на итальянском языке c русскими титрами (16+);
  • опера в 4-х действиях «Богема» Дж. Пуччини, исполняется на итальянском языке c русскими титрами (16+);
  • опера в 2-х действиях «Дон Жуан» В. А. Моцарта, исполняется на итальянском языке c русскими титрами (12+);
  • лирические сцены «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (12+);
  • «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока, В. Воронова, исполняется на венгерском языке с русскими титрами (18+);
  • опера в одном действии «Иоланта» П. И. Чайковского (12+);
  • опера в 2-х действиях «Кармен» Ж. Бизе, исполняется на французском и русском языках с русскими титрами (18+);
  • опера в 3-х действиях с прологом «Князь Игорь» А. Бородина, (12+);
  • одноактная опера в 3-х сценах «Летучий голландец» Р. Вагнера, иисполняется на немецком языке с русскими титрами, (16+);
  • опера в 2-х действиях «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева (12+);
  • трагическая опера в 3-х действиях «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, исполняется на итальянском языке с русскими титрами (16+);
  • опера в 3-х действиях «Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан)» Дж. Пуччини, исполняется на итальянском языке с русскими титрами (12+);
  • опера-сказ в 2-х действиях «Малахитовая шкатулка» Д. Батина, (6+);
  • опера в 2-х действиях «Норма» В. Беллини, исполняется на итальянском языке с русскими титрами (12+);
  • детская опера «Приключения в оперной стране» М. Минкова, (0+);
  • опера-квест для детей «Путешествие в страну Джамблей» П. Поспелова, (6+);
  • спектакль-концерт для детей «Сад Осьминога», (6+);
  • опера в 2-х действиях (3-х картинах) с прологом и эпилогом «Севильскиий цирюльник» Дж. Россини, исполняется на итальянском языке с русскими титрами (12+);
  • опера-сказка в 3-х действиях «Синдерелла или сказка о Золушке» Ж. Массне, исполняется на французском языке с русскими титрами (12+);
  • фантастическая опера в 3-х действиях с прологом и эпилогом «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, исполняется на французском языке с русскими титрами (18+);
  • опера в 2-х действиях «Терем-теремок» И. Польского (0+);
  • «Тоска» Дж. Пуччини (18+);
  • «Фауст» Ш. Гуно, исполняется на французском языке с русскими титрами (18+);
  • опера в 4-х действиях «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (18+);
  • «Человеческий голос» Ф. Пуленка, В. Горлинского (16+).

В репертуаре театра представлены классический и современный балет[20]:

  • Одноактный балет У. Форсайта на музыку Т. Виллемса «The second detail» (12+);
  • «Ultima thule» В. Раннева (12+);
  • Балет в 2-х действиях «Анюта» В. Гаврилина (6+);
  • Балет в 2 сценах «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (12+);
  • «Арктика» А. Светличного (12+);
  • Балет в 3 действиях с прологом и эпилогом «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (12+);
  • Балет в 3 действиях (5 картинах) «Баядерка» Л. Минкуса (12+);
  • «В тёмных образах» А. Вивальди (12+);
  • Одноактный балет на музыку «Вариаций на тему рококо» для виолончели с оркестром П. И. Чайковского (12+);
  • «Видение Розы» К. М. Вебера, одноактный балет на музыку К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза (6+);
  • «Времена года» Дж. Верди, одноактный балет на музыку из опер Дж. Верди «Сицилийская вечерня», «Ломбардцы», «Трубадур» (6+);
  • Балет в 3-х действиях с прологом «Дон Кихот» Л. Минкуса (6+);
  • «Дягилев. Hommage» М. Равеля, Н. Черепнина, А. Лядова, К. Дебюсси (12+);
  • Балет в 2-х действиях «Жизель» А. Адана (12+);
  • Одноактный балет на музыку П. И. Чайковского «Зимние грёзы» (12+);
  • Балетная драма в 3-х действиях «Золушка» С. Прокофьева (12+);
  • «Когда падал снег» Б. Херрманна, одноактный балет на музыку из саундтреков к кинофильму «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона» (эпизод «Пешая прогулка») (12+);
  • Одноактный балет-шарж на музыку Ф. Шопена (6+);
  • «Концерт № 5», балет на музыку концерта № 5 для фортепиано с оркестром соль мажор, ор. 55 Сергея Прокофьева (12+);
  • «Конкобежцы», одноактный балет на музыку Дж. Мейербера из опер «Пророк» и «Звезда севера» в аранжировке К. Ламберта (12+);
  • Балет в 3-х действиях. исполняется под фонограму «Коппелия» Л. Делиба (0+);
  • Романтический балет в 3 действиях (5 картинах) «Корсар» А. Адана (12+);
  • Фантастический балет в 3 действиях (4 картинах) с прологом и эпилогом в редакции А. Мирошниченко «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (6+);
  • Одноактный балет на музыку Ф. Пуленка «Озорные песни» (12+);
  • Одноактный балет «Петрушка» И. Стравинского (12+);
  • «Половецкие пляски», одноактный балет, фрагмент второго действия оперы «Князь Игорь» А. Бородина (6+);
  • Польский бал из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», премьера (12+);
  • Балет-аллегория в 2-х картинах с прологом и эпилогом «Поцелуй феи» И. Стравинского (12+);
  • Балет в двух частях «Путеводитель по балету» Н. Хрущевой, П. И . Чайковского (6+);
  • Балет в 3-х актах (6-ти картинах) «Рамонда» А. Глазунова (12+);
  • Балет в 3 актах (13 картинах) «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (12+);
  • Одноактный балет на музыку И.Стравинского «Рубины» (12+);
  • «Свадебка» И. Стравинского, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского (12+);
  • Одноактный балет в 4-х картинах на музыку П. Чайковского «Серенада» (12+);
  • Романтический балет в 2-х действиях «Сильфида» Х. Левенсхольда (6+);
  • Комический балет в 2 действиях (3 картинах) «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, Л. Делиба (6+);
  • «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса, хореографическая миниатюра на музыку пьесы «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» (6+);
  • «Чипполино. Школа FOUETTÉ» К. Хачатуряна (0+);
  • «Шахерезада», одноактный балет на музыку сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова (12+);
  • «Шопениана», хореографическая сюита на музыку произведений Ф. Шопена (6+);
  • Одноактный балет в 6 картинах «Шут» С. Прокофьева (12+);
  • «Щелкунчик» П. Чайковского, балет-феерия в 2 действиях с эпилогом в хореографии А. Мирошниченко (6+);
  • Балет в 3 действиях с прологом и эпилогом «Ярославна» Б. Тищенко (12+)[20].

Литература

  1. Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев; Уральское отделение. Институт истории и археологии. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига: УрО РАН, 2000. — 640 с., С.415.
  2. Из музыкального прошлого: сборник очерков. Вып. 1 / под ред. Б. С. Штейнпресс. — М.: Гос. музык. изд-во, 1960. — 519 с.
  3. Дьякова Л. Ф. Театральная сюита: Пермский академический театр оперы и балета — в лицах, встречах и размышлениях / Администрация Пермской области, Управление культуры. — П.: Пушка, 1997. — 120 с.
  4. Перм­ский го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та им. П. И. Чай­ков­ско­го: Нам 140. — Пермь. — 2011.
  5. Шарц А. Путь театра / Из музыкального прошлого. Сб. очерков. — М., 1960.

Примечания

  1. Галайда А. Г. Пермский театр оперы и балета. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  2. «Пермский балет». Одна из старейших трупп в стране. Россия – страна достижений. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История театра. 1870 год — 1878 год. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 1890-е годы. Процветающая опера в провинциальном городе. Пермь. Теар оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  5. 1905. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  6. 1910. Первые «соловьи» в пермской опере. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Большая российская энциклопедия (25 января 2024). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  8. О музее Пермского театра оперы и балета. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  9. 9,0 9,1 1980-е. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  10. 2000-е.. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  11. Загуменнов Д. Эволюция Пермской оперы. От локальных постановок к мировым премьерам. ProPerm.ru (15 апреля 2020). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 Руководство. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Оперная труппа. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  14. Балетная труппа. Пермь. Тетар операы и балета. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  15. Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск — 2024». Дата обращения: 9 февраля 2024.
  16. Дягилевский фестиваль. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  17. Объявлены лауреаты «Золотой Маски» 2023. Театральная компания ЗМ. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  18. 18,0 18,1 Здание театра. Пермь. Театр оперы и балеты. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  19. Корректировка проектной документации «Строительство новой сцены Пермского академического театра оперы и балеиа имени П.И. Чайковского и приспособление существующего здания для современного использования». Пермский край. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Репертуар. Пермь. Театр оперы и балета. Дата обращения: 9 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!