Форсайт, Уильям
| Уильям (Билл) Форса́йт | |
|---|---|
| | |
| Дата рождения | 30 декабря 1949 (75 лет) |
| Место рождения | Нью-Йорк |
| Гражданство |
|
| Род деятельности | Хореограф, Постановщик |
| Сайт | https://www.williamforsythe.com |
Уи́льям (Билл) Форса́йт — (англ. William Forsythe, 30 декабря 1949, Нью-Йорк, США) — американский танцовщик и хореограф, работающий преимущественно в Германии; одна из наиболее значительных фигур в хореографии 2-й половины XX века. Разработчик (в сотрудничестве со своими артистами) техники танцевальной импровизации[1].
Биография
Родился в Нью-Йорке, с детства проявлял интерес к танцу. Обучался в Школе американского балета (School of American Ballet), затем в Университете Джексонвилля (Флорида), где изучал классический и современный танец[1].
Карьера танцовщика
В 1970-х выступал в труппах:
- Joffrey Ballet (под руководством Роберта Джоффри)
- Штутгартский балет (Германия), где привлёк внимание хореографа Джона Кранко
Хореографическая деятельность
В период 1984—2004 — возглавлял Франкфуртский балет (Германия), превратив его в одну из самых новаторских трупп мира. В 2005 — после закрытия Франкфуртского балета основал Forsythe Company, существовавшую до 2015 года. Работал с Парижской оперой, Нью-Йорк Сити Балет, Королевским балетом Дании.
Стиль и влияние
Форсайт разрушает традиционные балетные каноны. Деконструкцию движения (импульсы, смещение центра тяжести). Нелинейные нарративы (спектакли без сюжета в привычном смысле) Интерактивность и технологии (видео, звук, инсталляции). Его техника «Импровизационные технологии» стала отдельным направлением в современном танце.
Постановки
1980-е годы
- 1984 — «Artifact» (Франкфуртский балет, Германия)[2]
- 1985 — «Die Befragung des Robert Scott» (Франкфуртский балет)
- 1986 — «Herman Schmerman» (Нью-Йорк Сити Балет, США)
- 1987 — «In the Middle, Somewhat Elevated» (Парижская опера, Франция)
- 1988 — «Impressing the Czar» (Франкфуртский балет)
1990-е годы
- 1990 — «Limb’s Theorem» (Франкфуртский балет)
- 1991 — «The Loss of Small Detail» (Франкфуртский балет)
- 1996 — «The Vertiginous Thrill of Exactitude» (Баварская государственная опера, Германия)
- 1996 — «Eidos:Telos» (Франкфуртский балет)
- 1999 — «Endless House» (Франкфуртский балет)
2000-е годы
- 2000 — «One Flat Thing, reproduced» (Франкфуртский балет)
- 2002 — «Kammer/Kammer» (Франкфуртский балет)
- 2005 — «Three Atmospheric Studies» (Forsythe Company, Германия)
- 2006 — «You made me a monster» (Forsythe Company)
- 2008 — «The Defenders» (Forsythe Company)
2010-е годы
- 2010 — «Whole in the Head» (Forsythe Company)
- 2011 — «Sider» (Forsythe Company)
- 2014 — «Blake Works I» (Парижская опера)
- 2016 — «A Quiet Evening of Dance» (Сэдлерс Уэллс, Лондон, Великобритания)
- 2018 — «Playlist (Track 1, 2)» (Балет английской национальной оперы, Великобритания)
2020-е годы
- 2022 — «A Forest» (Центр Помпиду, Париж, Франция)
Особенности списка
Франкфуртский балет (1984—2004) — основной период его карьеры, где он создал большинство знаковых работ.
Forsythe Company (2005—2015) — независимая труппа, где он экспериментировал с междисциплинарными форматами.
Сотрудничество с ведущими театрами — Парижская опера, Нью-Йорк Сити Балет, Баварская опера и др[3].
Награды и признание
Международные и европейские награды
1988 — Премия «Бесси» (Bessie Award), США
За выдающиеся достижения в хореографии (постановка «In the Middle, Somewhat Elevated»).
1997 — Премия Лоуренса Оливье, Великобритания
Лучшая новая хореография за работу с Лондонским Королевским балетом.
1999 — Премия «Бенуа де ла Данс» (Benoît de la Danse), Россия/Германия
За постановку «Eidos:Telos» (признана лучшей хореографией года).
2002 — Командор Ордена Искусств и Литературы, Франция
За вклад в развитие современного танца и сотрудничество с Парижской оперой.
2008 — Европейская театральная премия (Europe Theatre Prize), Италия
За новаторство в хореографическом театре.
2010 — Золотой лев Венецианской биеннале, Италия
За жизненные достижения в современном танце.
2011 — Премия «Golden Mask», Россия
Специальный приз за влияние на мировое хореографическое искусство.
2014 — Награда Киото (Kyoto Prize), Япония
В категории «Искусство и философия» — за создание нового языка движения.
2018 — Премия Принцессы Астурийской (Испания)
В номинации «Искусство» — за «преобразование балетных традиций».
Национальные награды Германии
1999 — Орден «За заслуги перед ФРГ»
Высшая государственная награда Германии за культурный вклад.
2005 — Hessian Culture Prize, Германия
За развитие Франкфуртского балета как центра современного танца.
Почетные звания
2006 — Почётный доктор искусств (Juilliard School, США)
За педагогические инновации в танце.
2013 — Член Американской академии искусств и наук
За «переопределение границ исполнительских искусств».
Специальные призы
2017 — Dance Magazine Award, США
За «пожизненное влияние на танец».
2020 — Prix de Lausanne Lifetime Achievement Award, Швейцария
За поддержку молодых хореографов.
Личная жизнь
Уильям Форсайт известен своей сдержанностью в вопросах личной жизни, предпочитая, чтобы внимание было сосредоточено на его творчестве. Однако некоторые факты известны[4]: Родился 30 декабря 1949 года в Нью-Йорке, США. Детство провёл в штате Нью-Йорк, где начал заниматься танцами[5].
Первый брак (1970-е годы) — с танцовщицей Эйлин Брэди (Eileen Brady), с которой познакомился во время работы в Joffrey Ballet. Брак распался из-за напряжённого графика и переезда Форсайта в Европу. Второй брак — с Даной Касперсен (Dana Caspersen), американской танцовщицей и перформером, которая стала его постоянной соратницей в Forsythe Company. Пара поженилась в 2000-х годах и вместе работала над многими проектами. Имеет двух дочерей (имена не разглашаются), одна из которых пошла по стопам родителей и занимается современным танцем[5].
Проживает между Германией (где долгое время работал) и США. Увлекается визуальным искусством, философией и архитектурой, что отражается в его хореографии. Известен как интроверт, редко даёт личные интервью. Некоторые его работы («Loss of Small Detail», «Kammer/Kammer») содержат намёки на личные переживания, но он избегает прямой автобиографичности. Дана Касперсен участвовала в создании многих его перформансов, включая «Yes We Can’t» (2008)[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 William forsythe choreographic objects (неопр.). williamforsythe.com. Дата обращения: 25 апреля 2025.
- ↑ WILLIAM FORSYTHE (неопр.). Дата обращения: 25 апреля 2025.
- ↑ Уильям Форсайт. belcanto.ru. Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ William Forsythe: ‘I want people to look forward to ballet, not endure it’ (неопр.). theguardian.com. Дата обращения: 25 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Вильям Форсайт. Величайшие хореографы ХХ века. hendrixstudio.ru. Дата обращения: 27 апреля 2025.
Литература
- Driver S. William Forsythe. — Harwood Academic Publishes, 2000.
- Denken in Bewegung/ Gerald Siegmund (Hrsg.). William Forsythe. — Berlin: Henschel-Verlag, 2004.