Пуччини, Джакомо
Джакомо Пуччини | |
---|---|
итал. Giacomo Puccini | |
| |
Полное имя | Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини |
Дата рождения | 22 декабря 1858 |
Место рождения | Лукка, Великое герцогство Тосканское |
Дата смерти | 29 ноября 1924 (65 лет) |
Место смерти | Брюссель |
Профессии | композитор |
Годы активности | 1876—1924 |
Жанры | опера |
Джа́комо Анто́нио Доме́нико Мике́ле Секо́ндо Мари́я Пуччи́ни — (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924, Брюссель) — итальянский оперный композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей «веризма» в музыке. Некоторые исследователи полагают, что он крупнейший после Верди итальянский оперный композитор. Работа, сделавшая его знаменитым на весь мир, — опера «Богема». Среди его других известных опер можно выделить «Тоску», «Манон Леско», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй»[1].
Биография
22 декабря 1858 года в тосканском городе Лукка родился известный итальянский композитор Джакомо Пуччини. Он создал великое множество запоминающихся мелодий, которые ожили в новых голосах жизни. Как великий мастер своего дела, он с помощью стилистически совершенных и гибких форм восстановил национальное значение искусства во всём мире. Его родной город Лукка с гордостью воздвиг мемориальную доску, на которой записаны важные даты рождения и смерти композитора. 29 декабря 1924 года стал последним днём Джакомо Пуччини[2].
Музыкальное наследие Джакомо Пуччини остаётся вечно живым. Его имя произносится с гордостью и восхищением, и его успех неизменно приносит славу идее и традициям его родины. Четыре дочери Микеле Пуччини принесли миру мальчика, названного в память о прапрадеде, первом композиторе семьи — Джакомо Пуччини. Ему суждено было возвести фамилию Пуччини на мировой уровень. Потеря отца в раннем возрасте вынудила Джакомо начать петь в церковном хоре с самых юных лет. В четырнадцать лет он стал органистом. Его импровизации, в которых переплетались тосканские народные мотивы и оперные мелодии, восхищали верующих, но не всегда устраивали местное духовенство, которое считало их слишком «театральными». Большой мелодичностью отличались и его первые произведения, написанные под руководством Карло Анджелони, с которым он учился в Луккском Музыкальном институте имени Джованни Пачини[2].
В 1880 году Джакомо Пуччини был принят в Миланскую консерваторию благодаря поддержке его двоюродного дяди Николао Черу, который взял на себя заботу о его семье. Во время учёбы в Милане Пуччини познакомился с Джулио Рикорди, нотным издателем, который стал публиковать почти все его произведения. К сожалению, через полтора месяца после празднечного успеха его первой оперы, Джакомо получает грустные новости — его мать скончалась от рака. В декабре 1886 года рождается сын Антонио. Его мать, Эльвира Бонтури, жена торговца из Лукки, уже имела дочь и сына от предыдущего брака. Оставив мужа, Эльвира забрала с собой дочь Фоску, а сына оставила отцу.
Творчество Пуччини отличается эмоциональностью и выразительностью. Его оперные произведения известны своими яркими мелодиями, изящными арьергардными гармониями и глубокой психологической проработкой персонажей. За свою жизнь Пуччини был награждён множеством высоких наград и орденов за свои музыкальные достижения. Он умер 29 ноября 1924 года в Брюсселе, оставив после себя бессмертное наследие в мире оперной музыки[3][4].
Творчество
Творческий путь Джакомо Пуччини был неизменным, несмотря на множество проблем, с которыми он столкнулся в личной и музыкальной жизни. Его оперы были высоко оценены как критиками, так и публикой. Стиль Пуччини в полной мере проявился в опере «Богема» (по мотивам книги «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже; 1896, «Театро Реджо», Турин), которая открывает оперную триаду, созданную на либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Сюжет действия разворачивается в парижской мансарде и ярко передаёт атмосферу латинского квартала 1830-х годов, повествуя о любви, изображённой через завершённые вокальные номера (рассказ Мими, ария Рудольфа, дуэт Мими и Рудольфа в конце первого акта). В ходе действия появляются небольшие ариозо, в которых преобладает мелодичная декламация, иногда перемешанная с танцевальными элементами (например, вальс Мюзетты)[5].
Оркестровая партитура активно использует лейтмотивы и вводит новые гармонические приёмы, такие как параллелизм квинт во вступлении к третьему акту. Премьера «Богемы» под руководством Артуро Тосканини вызвала бурные дискуссии из-за воспринимаемой «неоперности» сюжета (в то время как параллельно с Пуччини над ним трудился Леонкавалло), однако успех произведения быстро рос. В XXI веке «Богема» остаётся одной из самых исполняемых опер в мировом репертуаре. Обновив сюжет о прошлом Италии и тему борьбы с тиранами, Пуччини создал оперу «Тоска» (по драме Викторьен Сарду «Тоска»; 1900, «Театро Костанци», Рим). В отличие от более камерной «Богемы», в «Тоске» заметно влияние больших оперных форм. Техника лейтмотивов здесь стала ещё более усложнённой; например, трезвучная тема-эпиграф, представляющая злодея Скарпиа, играет важную роль. Дальнейшее обогащение гармонии в «Тоске» перешло в импрессионистскую звукописную палитру оперы «Мадам Баттерфляй» (в России также известна как «Чио-Чио-сан»; по драме Д. Беласко «Гейша»; первая постановка — 1904, «Ла Скала»; версия в 3 актах — 1906, Париж), ярком примере ориентализма. Восточная экзотика передана с помощью подлинных японских мелодий, пентатоники и яркой оркестровки, в которой группа ударных инструментов обогащена японскими металлическими идиофонами, колокольчиками и колоколами. Линия «Тоски», с её конфликтами и борьбой сильных личностей, своеобразно отразилась в авантюрном сюжете оперы «Девушка с Запада» (либретто Гвельфо Чивинини и Карло Дзангарини на основе драмы Беласко «Девушка с Золотого Запада»; 1910, «Метрополитен-опера»), которая имеет счастливую развязку. В жанровых эпизодах используются интонации и ритмы американской популярной музыки начала XX века, включая элементы рэгтайма[5].
Первая мировая война усилила творческий кризис, переживаемый композитором, который отчасти был вызван критическими высказываниями Фаусто Торрефранки против него и оперного жанра в целом. Результатом этих поисков стали комическая опера «Ласточка» (либретто Джузеппе Адами; 1917, Монте-Карло) и три единичные одноактные оперы: «Плащ» (либретто Адами по рассказу Д. Гольда), «Сестра Анжелика» (либретто Джоваккино Форцано) и «Джанни Скикки» (либретто Форцано, основанное на 30-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте; все — 1918, «Метрополитен-опера»). Яркость и лёгкость драматургического развития сближают «Джанни Скикки» с лучшими образцами оперы-буффа.
В своей последней опере «Турандот» (либретто Адами и Симони, основанное на сказке Карло Гоцци и переработанное Фридрих Шиллером; 1924, не окончена; заключительные сцены написаны Франко Альфано по эскизам Пуччини; 1926, «Ла Скала») композитор отошёл от условной сказочности литературного первоисточника. Он наделил героев сильными эмоциями, соединив героику, трагизм и лирику. Ориентализм выражается в разнообразных колористических решениях, передающих китайскую экзотику, а также в использовании традиционных китайских мелодий (например, в детском хоре «Là sui monti dell’Est» из первого акта). Параллельно Пуччини использовал элементы политональности в драматически-экспрессивных сценах[5].
Основные художественные достижения Пуччини сосредоточены в области оперы. Ему приписывают разработку уникального речитативно-ариозного стиля пения, который стал характерным для многих произведений этого жанра в музыке XX века. Кроме опер, Пуччини также компонировал в жанрах камерной инструментальной музыки (струнные квартеты, произведения для оркестра) и вокальной музыки (романсы для голоса с фортепиано), а также создал хоровые произведения (светские кантаты и другие). В области духовной музыки особое внимание заслуживают Мотет святому Павлу (Антиохийскому, 1877), Месса (1880), Salve Regina (1883) и Реквием (1905)[5].
Оперы
- «Виллисы» (итал. Le Villi), 1884. Премьера одноактной оперы состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. По одноимённому рассказу Альфонсо Карра о русалках-вилиях.
- «Эдгар» (итал. Edgar), 1889. Премьера оперы в 4 актах состоялась 21 апреля 1889 года в театре Ла Скала, Милан. На основе пьесы «La Coupe et les lèvres» Альфреда де Мюссе.
- «Манон Леско» (итал. Manon Lescaut), 1893. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1893 года в театре Regio, Турин. По одноимённому роману аббата Прево.
- «Богема» (итал. La bohème), 1896. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в театре Regio, Турин. По книге Анри Мюрже «Scènes de la vie de Bohème».
- «Тоска» (итал. Tosca), 1900. Премьера оперы состоялась 14 января 1900 года в театре «Костанци», Рим. По пьесе Викторьена Сарду «La Tosca».
- «Мадам Баттерфляй» (итал. Madama Butterfly). Премьера оперы в 2 актах состоялась 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала, Милан. По одноимённой пьесе Дэвида Беласко. В России опера шла также под названием «Чио-Чио-сан».
- «Девушка с Запада» (итал. La fanciulla del West), 1910. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк. По пьесе Дэвида Беласко «The Girl of the Golden West».
- «Ласточка» (итал. La rondine), 1917. Премьера оперы состоялась 27 марта 1917 года в театре Opéra, Монте Карло.
- Триптих: «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (итал. Il Trittico: Il Tabarro, Suor Angelica, Gianni Schicchi), 1918. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк.
- «Турандот» (итал. Turandot). Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан. По одноимённой пьесе К. Гоцци. Осталась незаконченной в связи со смертью композитора, завершена Ф. Альфано в 1926 году[2].
Примечания
- ↑ Джакомо Пуччини . dante-msk.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной). Джакомо Пуччини . www.belcanto.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
- ↑ Пуччини Джакомо Краткая Биография . cilekroom.ru. Дата обращения: 16 ноября 2023.
- ↑ Джакомо Пуччини . Soundtimes.ru. Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Пуччини Джакомо . bigenc.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 декабря
- Родившиеся в 1858 году
- Родившиеся в Лукке
- Умершие 29 ноября
- Умершие в 1924 году
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Италии XIX века
- Композиторы Италии XX века
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи о музыке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Умершие 22 ноября
- Оперные композиторы