Пуччини, Джакомо

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Джакомо Пуччини
итал. Giacomo Puccini
Портрет
Полное имя Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини
Дата рождения 22 декабря 1858(1858-12-22)
Место рождения Лукка, Великое герцогство Тосканское
Дата смерти 29 ноября 1924(1924-11-29) (65 лет)
Место смерти Брюссель
Профессии композитор
Годы активности 1876—1924
Жанры опера

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Мике́ле Секо́ндо Мари́я Пуччи́ни — (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924, Брюссель) — итальянский оперный композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей «веризма» в музыке. Некоторые исследователи полагают, что он крупнейший после Верди итальянский оперный композитор. Работа, сделавшая его знаменитым на весь мир, — опера «Богема». Среди его других известных опер можно выделить «Тоску», «Манон Леско», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй»[1].

Биография

22 декабря 1858 года в тосканском городе Лукка родился известный итальянский композитор Джакомо Пуччини. Он создал великое множество запоминающихся мелодий, которые ожили в новых голосах жизни. Как великий мастер своего дела, он с помощью стилистически совершенных и гибких форм восстановил национальное значение искусства во всём мире. Его родной город Лукка с гордостью воздвиг мемориальную доску, на которой записаны важные даты рождения и смерти композитора. 29 декабря 1924 года стал последним днём Джакомо Пуччини[2].

Музыкальное наследие Джакомо Пуччини остаётся вечно живым. Его имя произносится с гордостью и восхищением, и его успех неизменно приносит славу идее и традициям его родины. Четыре дочери Микеле Пуччини принесли миру мальчика, названного в память о прапрадеде, первом композиторе семьи — Джакомо Пуччини. Ему суждено было возвести фамилию Пуччини на мировой уровень. Потеря отца в раннем возрасте вынудила Джакомо начать петь в церковном хоре с самых юных лет. В четырнадцать лет он стал органистом. Его импровизации, в которых переплетались тосканские народные мотивы и оперные мелодии, восхищали верующих, но не всегда устраивали местное духовенство, которое считало их слишком «театральными». Большой мелодичностью отличались и его первые произведения, написанные под руководством Карло Анджелони, с которым он учился в Луккском Музыкальном институте имени Джованни Пачини[2].

В 1880 году Джакомо Пуччини был принят в Миланскую консерваторию благодаря поддержке его двоюродного дяди Николао Черу, который взял на себя заботу о его семье. Во время учёбы в Милане Пуччини познакомился с Джулио Рикорди, нотным издателем, который стал публиковать почти все его произведения. К сожалению, через полтора месяца после празднечного успеха его первой оперы, Джакомо получает грустные новости — его мать скончалась от рака. В декабре 1886 года рождается сын Антонио. Его мать, Эльвира Бонтури, жена торговца из Лукки, уже имела дочь и сына от предыдущего брака. Оставив мужа, Эльвира забрала с собой дочь Фоску, а сына оставила отцу.

Творчество Пуччини отличается эмоциональностью и выразительностью. Его оперные произведения известны своими яркими мелодиями, изящными арьергардными гармониями и глубокой психологической проработкой персонажей. За свою жизнь Пуччини был награждён множеством высоких наград и орденов за свои музыкальные достижения. Он умер 29 ноября 1924 года в Брюсселе, оставив после себя бессмертное наследие в мире оперной музыки[3][4].

Творчество

Джакомо Пуччини

Творческий путь Джакомо Пуччини был неизменным, несмотря на множество проблем, с которыми он столкнулся в личной и музыкальной жизни. Его оперы были высоко оценены как критиками, так и публикой. Стиль Пуччини в полной мере проявился в опере «Богема» (по мотивам книги «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже; 1896, «Театро Реджо», Турин), которая открывает оперную триаду, созданную на либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Сюжет действия разворачивается в парижской мансарде и ярко передаёт атмосферу латинского квартала 1830-х годов, повествуя о любви, изображённой через завершённые вокальные номера (рассказ Мими, ария Рудольфа, дуэт Мими и Рудольфа в конце первого акта). В ходе действия появляются небольшие ариозо, в которых преобладает мелодичная декламация, иногда перемешанная с танцевальными элементами (например, вальс Мюзетты)[5].

Оркестровая партитура активно использует лейтмотивы и вводит новые гармонические приёмы, такие как параллелизм квинт во вступлении к третьему акту. Премьера «Богемы» под руководством Артуро Тосканини вызвала бурные дискуссии из-за воспринимаемой «неоперности» сюжета (в то время как параллельно с Пуччини над ним трудился Леонкавалло), однако успех произведения быстро рос. В XXI веке «Богема» остаётся одной из самых исполняемых опер в мировом репертуаре. Обновив сюжет о прошлом Италии и тему борьбы с тиранами, Пуччини создал оперу «Тоска» (по драме Викторьен Сарду «Тоска»; 1900, «Театро Костанци», Рим). В отличие от более камерной «Богемы», в «Тоске» заметно влияние больших оперных форм. Техника лейтмотивов здесь стала ещё более усложнённой; например, трезвучная тема-эпиграф, представляющая злодея Скарпиа, играет важную роль. Дальнейшее обогащение гармонии в «Тоске» перешло в импрессионистскую звукописную палитру оперы «Мадам Баттерфляй» (в России также известна как «Чио-Чио-сан»; по драме Д. Беласко «Гейша»; первая постановка — 1904, «Ла Скала»; версия в 3 актах — 1906, Париж), ярком примере ориентализма. Восточная экзотика передана с помощью подлинных японских мелодий, пентатоники и яркой оркестровки, в которой группа ударных инструментов обогащена японскими металлическими идиофонами, колокольчиками и колоколами. Линия «Тоски», с её конфликтами и борьбой сильных личностей, своеобразно отразилась в авантюрном сюжете оперы «Девушка с Запада» (либретто Гвельфо Чивинини и Карло Дзангарини на основе драмы Беласко «Девушка с Золотого Запада»; 1910, «Метрополитен-опера»), которая имеет счастливую развязку. В жанровых эпизодах используются интонации и ритмы американской популярной музыки начала XX века, включая элементы рэгтайма[5].

Первая мировая война усилила творческий кризис, переживаемый композитором, который отчасти был вызван критическими высказываниями Фаусто Торрефранки против него и оперного жанра в целом. Результатом этих поисков стали комическая опера «Ласточка» (либретто Джузеппе Адами; 1917, Монте-Карло) и три единичные одноактные оперы: «Плащ» (либретто Адами по рассказу Д. Гольда), «Сестра Анжелика» (либретто Джоваккино Форцано) и «Джанни Скикки» (либретто Форцано, основанное на 30-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте; все — 1918, «Метрополитен-опера»). Яркость и лёгкость драматургического развития сближают «Джанни Скикки» с лучшими образцами оперы-буффа.

В своей последней опере «Турандот» (либретто Адами и Симони, основанное на сказке Карло Гоцци и переработанное Фридрих Шиллером; 1924, не окончена; заключительные сцены написаны Франко Альфано по эскизам Пуччини; 1926, «Ла Скала») композитор отошёл от условной сказочности литературного первоисточника. Он наделил героев сильными эмоциями, соединив героику, трагизм и лирику. Ориентализм выражается в разнообразных колористических решениях, передающих китайскую экзотику, а также в использовании традиционных китайских мелодий (например, в детском хоре «Là sui monti dell’Est» из первого акта). Параллельно Пуччини использовал элементы политональности в драматически-экспрессивных сценах[5].

Основные художественные достижения Пуччини сосредоточены в области оперы. Ему приписывают разработку уникального речитативно-ариозного стиля пения, который стал характерным для многих произведений этого жанра в музыке XX века. Кроме опер, Пуччини также компонировал в жанрах камерной инструментальной музыки (струнные квартеты, произведения для оркестра) и вокальной музыки (романсы для голоса с фортепиано), а также создал хоровые произведения (светские кантаты и другие). В области духовной музыки особое внимание заслуживают Мотет святому Павлу (Антиохийскому, 1877), Месса (1880), Salve Regina (1883) и Реквием (1905)[5].

Оперы


Примечания

  1. Джакомо Пуччини. dante-msk.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной). Джакомо Пуччини. www.belcanto.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  3. Пуччини Джакомо Краткая Биография. cilekroom.ru. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  4. Джакомо Пуччини. Soundtimes.ru. Дата обращения: 17 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Пуччини Джакомо. bigenc.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.