Повесть временных лет

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Повесть временных лет
церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ
ПВЛ, «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись»
Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 годЛаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 год
Авторы Нестор Печерский (предположительно), игумен Сильвестр (одна из редакций) и несколько других неизвестных авторов
Дата написания ок. 1110—1118
Язык оригинала древнерусский извод церковнославянского языка со значительными заимствованиями из древнерусского[1]; по советской классификации древнерусский[2]
Страна
Описывает с библейских времён до 1117 года
Жанр мемориальный памятник[3][4]; летопись[5]
Содержание мировая (в основном библейская) и русская история, в основном деяния правителей (князей), их окружения, церковных иерархов, войны и конфликты, религиозная, в том числе богословская тематика
Первоисточники Хроника Георгия Амартола, предшествующие русские летописи, другие материалы (исторические повести, жития святых, др. литературные произведения, правовые документы, фольклор)
Первое издание Перейти к разделу «#Издания и переводы»
Рукописи

сохранившиеся списки:

Хранение Перейти к разделу «#Текстология»
Оригинал утрачен
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«По́весть временны́х лет» («Не­сто­ро­ва ле­то­пись», «На­чаль­ная ле­то­пись») (церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ) — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов. Создан в начале XII века. Известен по пяти летописным сборникам, в составе которых текст сохранился в полном объёме[6]. Основными из наиболее старых сборников считаются Лаврентьевский (1377 год), который обычно берётся за основу любого издания «Повести временных лет»[7], и Ипатьевский (начало ХV века)[8], содержащий записи о событиях 1110—1118 годов[9].

Летопись содержит сказания, повести, легенды и предания о различных исторических лицах и событиях[10], основанием для которых послужили как письменные (оригинальные и переводные), так и устные тексты[6].

Создание летописи

Текст «Повести временных лет», вероятно, соз­да­н в Кие­ве в 1110-х годах. Оригинал, написанный в это время, не сохранился. Наиболее полный вариант текста дошёл до нас в пяти списках XIV—XVI веков. «Повесть временных лет» послужила основой для большинства русских летописей[6]. Уже в XIX веке было установлено, что «Повесть временных лет» базируется на предшествующем летописании. При её составлении использовались устные предания, записи предыдущих летописных сводов и заимствования из византийских переводных текстов[10].

«Повесть временных лет» пред­ста­ёт как сплав ма­те­риа­лов: пись­мен­ных и уст­ных, ори­ги­наль­ных и пе­ре­вод­ных. Среди заимствованных источников активно используются материалы византийской хронографии (до 945):

В пе­ре­во­дах с греческого языка ис­поль­зо­ва­ны и тек­сты рус­ско-ви­зан­тий­ских до­го­во­ров. Ис­то­рическое повествование пе­ре­ме­жа­ет­ся с биб­лей­скими ци­та­тами. На устную традицию опираются тексты о деяниях первых русских князей и исторических событий до XI века. В летопись также вписывались рассказы участников событий[6].

Идей­ные и со­дер­жа­тель­ные про­ти­во­ре­чия, а так­же многочисленные встав­ки за­став­ля­ют пред­по­ла­гать по­сте­пен­ность фор­ми­ро­ва­ния текста «Повести временных лет». А. А. Шахматов рас­смат­ри­вал «Повесть временных лет» как за­клю­чительный этап в це­пи ле­то­пис­ных па­мят­ни­ков, вос­хо­дя­щих к Древ­ней­ше­му ки­ев­ско­му сво­ду: Древнейший свод, Древний Киевский, Древний Новгородский, Никоновский 1070-х годов, Начальный свод 1090-х годов и сама «Повесть временных лет» трёх редакций[10].

История летописных сводов

Любая летопись создаётся на основе предшествующей летописи, которая тоже создана на основе предыдущей. Этап такой работы называют летописным сводом. И «Повесть временных лет» — самый известный из древнерусских летописных сводов. Но, ссылаясь на него, необходимо уточнять, какая именно версия имеется ввиду[11].

Наиболее полно текст «Повести временных лет» сохранился в трёх версиях, которые называют Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивиловской летописями[12]. Первой, древнейшей, редакцией, составленной в 1116 году, считается сохранившаяся в Лаврентьевском, Московско-Академическом и Радзивилловском (Радзивиловском) списках[13], а также в сгоревшем в 1812 году, но частично поддающемся реконструкции, благодаря выпискам Н. М. Карамзина, Троицком[8]. В этих списках древнейшая часть летописного текста доведена до 1110 года и обрывается на неоконченной статье этого 6618 (1110) года, после чего следует приписка игумена Михайловского Выдубицкого монастыря (в Киеве) Сильвестра, свидетельствующая о том, что в 6624 (1116) году им были написаны «книгы си Лѣтописець»[9]. Лав­рен­ть­евский, Рад­зи­вил­лов­ский, Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ский списки, а также сго­рев­шая в московском по­жа­ре Тро­иц­кая ле­то­пись пред­став­ля­ют вла­ди­ми­ро-суз­даль­скую ветвь ру­ко­пис­ной тра­ди­ции па­мят­ни­ка и относятся к спискам «лав­рен­ть­ев­ской» группы[6].

Вторая редакция составлена на основании первой в 1118 году. Отличается от первой в сохранившихся списках тем, что[13] имеет окончание статьи 6618 (1110) года, а после неё без заметного перерыва следуют статьи о годах с 6619 по 6625 и далее, причём после 6625 года объём летописных статей значительно уменьшается[9]. Это спи­ски «ипать­ев­ской» группы (Ипать­ев­ский, Хлеб­ни­ков­ский), об­ра­зую­щих южно-русскую ветвь тра­ди­ции. В Ипать­ев­ском и Хлеб­ни­ков­ском спи­сках за­пись Силь­ве­ст­ра от­сут­ст­ву­ет[6]. К спискам «ипатьевской» группы также относят и ряд сходных списков, соединенных с так называемым Софийским временником (позднейшим изводом второй редакции Новгородской 1-й летописи): списки Тверской, Софийской 1-й, Новгородской 4-й, Воскресенской и других летописей[13].

Лаврентьевская летопись (1377 год). Лист 7. Призвание варягов.

Лаврентьевская летопись

Лаврентьевской летописи принадлежит особое место, потому что обычно именно её текст обычно берётся за основу любого издания «Повести временных лет». И он, действительно, в большинстве случаев содержит наиболее ранние чтения по сравнению с другими летописями[7]. Шахматов А. А. же отмечает, что высокая важность Лаврентьевского списка, признание его основным источником исследований и публикаций «Повести временных лет», происходить не потому, что он древнейший, а потому, что в нём лучше, чем в других, представлена первая (Сильвестровская) редакция[9].

Само название «Лаврентьевская летопись» даётся по списку, написанному в 1377 году под руководством монаха Лаврентия[7], который переписал «с сотоварищи» «книгы ветшаны». Переписчики скопировали летопись, оканчивающуюся записью 1305 года, и не добавили ничего сверх того, что было[14].

Лаврентьевский список содержит множество пробелов, описок, неверных прочтений. Испорченные места обычно восстанавливаются по другим летописям древнейшей редакции: Радзивилловской, Московско-Академической и частично сохранённой Троицкой летописям[7].

Называется летопись «Лаврентьевская» по имени монаха Лаврентия, указанного в тексте в качестве переписчика[15]. До XVII века летопись, вероятно, хранилась в Печёрском монастыре. В XVIII века ока­за­лась в со­б­ра­нии нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра, а в 1791 году по­па­ла к графу А. И. Му­си­ну-Пуш­ки­ну, ко­то­рый пре­под­нёс её в дар императоры Алек­сан­д­ру I, пе­ре­дав­ше­му ле­то­пись в Императорскую публичную библиотеку[15]. В настоящее время Лаврентьевская летопись хранится в Российской национальной библиотекеСанкт-Петербурге)[6].

Лист Радзивилловской летописи. Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.

Радзивилловская летопись

Радзивилловская (Рад­зи­ви­лов­ская; Кё­нигс­берг­ская ле­то­пись), была создана в конце XV века и со­хра­ни­лась в ли­це­вой ру­ко­пи­си 1480—1490-х годов, со­дер­жа­щей 618 ми­ниа­тюр (из них 5 на­клее­ны позд­нее), благодаря которым летопись имеет особую ценность. Её текст до­хо­дит до ста­тьи, да­ти­ро­ван­ной 6714 (1205—1206) го­дом. В по­след­них стать­ях на­ру­ше­на хро­но­ло­гия в связи с пу­та­ни­цей лис­тов ори­ги­на­ла[16].

Название летопись получила в XVII веке, когда она при­над­ле­жа­ла пред­ста­ви­те­лям ро­да Рад­зи­вил­лов. В 1669 году по за­ве­ща­нию Б. Рад­зи­вил­ла в со­ста­ве его книж­но­го со­б­ра­ния по­па­ла в Зам­ко­вую (Двор­цо­вую) биб­лио­те­ку Кё­нигс­бер­га. В 1697 году к ру­ко­пи­си про­явил ин­терес царь Пётр I, при­быв­ший в Прус­сию в со­ста­ве «Ве­ли­ко­го по­соль­ст­ва» и в конце 1750-х годов она была при­везена в Мо­ск­ву для изучения и пуб­ли­ка­ции, за­ду­ман­ной М. В. Ло­мо­но­со­вым. В свя­зи с на­ча­лом Се­ми­лет­ней вой­ны 1756—1763 годов рукопись ос­та­лась в Рос­сии, и в настоящее время хранится в библиотеке Российской академии наук[16].

Московско-Академическая летопись

Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ский вариант испытал на себе влияние Софийской летописи[17]. Создан в 1479 году[18]. В настоящее время хранится в Российской государственной библиотеке[6], привлекается для сравнения и уточнения текста Лаврентьевской летописи.

Ипатьевская и Хлебниковская летописи

Это менее древняя и более сложная редакция «Повести временных лет», чем в Лаврентьевской летописи[9]. По А. А. Шахматову, Ипатьевская летопись составлялась около 1425 года либо в середине XV века. Это более ранний список, чем Хлебниковский[18], который относят к концу 1550-х — началу 1560-х годов[6]. Как следует из записи на Хлебниковском списке, он принадлежал «логофету земли Молдавской» и ещё в XVII веке находился в Юго-Западной России[18].

Протограф Ипатьевского и Хлебниковского списков в основных чертах следовал второй редакции, но внёс в неё ряд особенностей из списков первой (Сильвестровской) редакции. При этом Хлебниковский список подвергся правке, значительно сблизившей его с текстом Лаврентьевского и Радзивилловского списков[17]. Общий оригинал Ипатьевского и Хлебниковского списков писался, видимо, в Турово-Пинском княжестве, так как именно к событиям и персонажам этой территории относятся последние статьи летописи.

Обе летописи относят к спискам «ипатьевской» группы и считают второй редакцией «Повести временных лет». Они дополняют друг друга: с одной стороны, в Ипатьевском списке присутствуют некоторые заголовки, которых нет в Хлебниковской летописи, с другой, — там отсутствует ряд значительных кусков текста, сохранившихся в Хлебниковском списке (что могло произойти или при переплетении, или по ветхости оригинала)[18].

В настоящее время Ипатьевский список хранится в библиотеке Российской академии наук, Хлебниковский — в Российской национальной библиотекеСанкт-Петербурге)[6].

Автор памятника

Нестор-летописец. Рисунок В. М. Васнецова, 1919 год

Вопрос авторства «Повести временных лет» поднимался исследователями уже в XVIII — первой половине XIX века[11]. Немецкий историк и филолог А.-Л. Шлёцер на основании многолетних изучений списков летописи во второй половине XVIII века пришёл к выводу, что на «Несторовых листах» есть «посторонние вставки», которые не принадлежат Нестору[19]. А в 1820 году П. М. Строев в Предисловии к изданию «Софийского временника» высказал наблюдение, что любая русская летопись — это не плод работы одного автора, а компиляция (механическое соединение разных текстов)[11].

Большинство историков считают, что авторство заголовка «Повесть временных лет», принадлежит Нестору. Известно, что, кроме «Повести временных лет», он также написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»[20]. Из-за этого в середине XIX века начали сомневаться, действительно ли Нестор был автором «Повести временных лет»: слишком явными выглядели противоречия между текстом этого произведения и двух житий[21].

Ситуация осложняется тем, что в разных списках «Повести временных лет» указаны разные имена автора. В начале Лаврентьевской летописи ничего не говорится об авторе, а в конце в качестве автора упоминается Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря святого Михаила. В Ипатьевской летописи нет такой записи, зато в самом начале автором назван монах Печёрского монастыря, а в Хлебниковском списке указано его имя — Нестор[22]. В. Н. Татищев высказал мнение, что Нестор был автором Начальной киевской летописи, а Сильвестр — его продолжателем[23]. Подобно ему, А. А. Шахматов считал, что Сильвестр является автором второй редакции «Повести временных лет»[24]. Г. Ф. Миллер определял год окончания работы Нестора как 1115 год, Сильвестр же писал летопись с 1116 по 1123 год[25].

Н. М. Карамзин считал Сильвестра не автором, а только переписчиком летописи[26]. В дальнейшем среди учёных также было немало приверженцев этой гипотезы[22].

Для для многих исследователей авторство Нестора неоспоримо[21]. По поводу Сильвестра спорят, был ли он автором, продолжателем Нестора, редактором или простым переписчиком[22]. Лаврентий, имя которого также фигурирует в летописи, однозначно является переписчиком, хотя, скорее всего, он был старшим группы переписчиков, так как рукопись написана несколькими почерками[7].

В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях также в качестве автора упоминается Василий, описывающий межкняжескую борьбу в главе о 1097 годе. В. К. Зиборов, отмечая высокую схожесть стиля Василия и Сильвестра, а также известные данные об этих авторах, приходит к выводу, что Василий — это мирское имя Сильвестра, которое он указывал в «Повести временных лет», описывая события, произошедшие до того, как он принял монашество. Поэтому и упоминал себя не монашеским именем, а данным ему при крещении[24].

В древнерусской литературе традиционной была анонимность произведений. Предшественники Сильвестра (Василия) и последующие летописцы XII века не сообщают своих имён. Мы узнаём их имена из других произведений древнерусской литературы или путём анализа летописных текстов[24]. Так, например, В. К. Зиборов, сопоставляя исторические сведения и известные данные об авторе «Повести временных лет», указанном как монах Киево-Печёрского монастыря, предполагает, что это был монах Григорий, известный как автор канонов Феодосию Печёрскому[21].

Сюжет

Святой Андрей, пророчествующий о Киеве.

«Повесть временных лет» представляет собой авторитетный летописный свод, собравший и переработавший доступные для древнерусских книжников XI—XII веков сведения от сотворения мира, истоков мировой и славянской цивилизации, становления русской государственности. Она отличается значительным объёмом, многообразием доступных для древнерусских книжников жанров средневековой литературы, в том числе пришедших из византийской культуры: молитвы, похвалы, слова, воинские повести, договоры, легенды и сказания, оригинальные погодные записи и прочее[27].

«Повесть временных лет» открывается широко известным предложением: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Фраза напоминает цепочку ответов на вопросы, заданные кем-то летописцу: что это за произведение, что такое Русская земля и когда она стала известна. Откуда взялась княжеская династия в Киеве[28]. Упоминание «временных» лет говорит о течении земного времени, и даже о «летах вечных»[29]. Немецкий славист Лудольф Мюллер размышляет над словом «временный», которое обычно переводят как «минувший», но также оно может иметь и другие значения[30].

И, несмотря на то, что в первом предложении автор ставит вопросы о происхождении Русской земли и русских князей, после слов «Се начнем повесть сию» летописец отсылает читателя не к русской, а к библейской истории. Собственно изложение «Повести временных лет» начинается с момента окончания великого потопа[28]. Начинаясь с библейской истории о сыновьях Ноя, летопись сужается к жизни славян, их истории, обычаям, постепенно сосредотачиваясь на истории племени полян и возникновению Киева[20].

Ком­по­зи­ци­он­но ввод­ная часть отличается от дальнейшего повествования. В ней не указываются даты (тогда как в основной части события излагаются в форме годовых статей), зато в художественной форме описуется о раз­де­ле зем­ли сы­новь­я­ми Ноя, Ва­ви­лон­ском стол­по­тво­ре­нии и раз­де­ле­нии язы­ков. Среди по­том­ков Иа­фе­та ле­то­пи­сец на­хо­дит славян и под­роб­но описывает их рас­се­ле­ние по Восточно-Ев­ро­пей­ской рав­ни­не, уде­ляя особое внимание сою­зу пле­мён по­лян. Ис­то­рия ос­но­ва­ния Кие­ва тре­мя брать­я­ми-по­ля­на­ми и под­чи­не­ния их по­том­ков ха­за­ра­ми об­ра­зу­ет кан­ву, на которую на­кла­ды­ва­ют­ся раз­но­об­раз­ные све­де­ния о древ­них восточно-славянских на­ро­дах, их про­ис­хо­ж­де­нии, нравах и обычаях, описание пу­ти «из ва­ряг в гре­ки» и легенда о по­се­ще­нии Поднепровья и При­иль­ме­нья апо­сто­лом Ан­д­ре­ем Пер­во­зван­ным[6].

Княгиня Ольга принимает крещение в Константинополе.

Первой датой, указанной в «Повести временных лет», является 852 год, в котором Русь впервые упоминается в греческой летописи при повествовании о нападении на Константинополь Аскольда и Дира. Далее в «Повести временных лет» рассказывается о призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом. Повествуя о княжении Олега, летописец приводит тексты договоров с Византией и рассказывает о походе князя на Царьград. Следующий правитель, Игорь, летописцем приводится как сын Рюрика. Также сообщается о двух походах Игоря на Византию и о его смерти от рук древлян, отказавшихся повторно платить дань. В повести описывается языческий погребальный обряд, которому следовала княгиня Ольга, совершая месть за мужа. Восторженно изображен сын Игоря Святослав. Повествуется о последующих правителях. Важное место в летописи занимает тема крещения Руси[20]. К княжению Владимира приурочены две легенды, из которых одна повествует о победе русского юноши над печенегом, а другая — о белогородском киселе.

В повествовании о временах после смерти князя Владимира (1015 год) поэтические народные предания встречаются реже, так как летописец описывает уже не событиях давно прошедшей старины, а о делах недавних. Это рассказы о междоусобной брани между сыновьями Владимира.

Огненный столп над Киево-Печёрским монастырём в 1110 году.

В в летописи рассказывается о строительной деятельности Ярослава (1037 год) и прославляется его книголюбие. Погодные записи чередуются с рассказами и сообщениями, которые лишь косвенно связаны с политической историей Руси. В эпоху Ярослава русское летописание переходит от киевской митрополии, где оно зародилось, к Киево-Печёрскому монастырю, ставшему центром древнерусской духовной культуры. В тексте много говорится об истории монастыря, его насельниках и значимых событиях (как, например, перенесение мощей Феодосия). Немало места в деятельности связанных с Киево-Печёрским монастырем князей — прежде всего Ярославичей: Изяслава (1054—1073), Святослава (1073—1078), Всеволода (1078—1098) и их сыновей. Завершалась «Повесть временных лет» в первой своей редакции рассказом о чудесном явлении столпа света над Киево-Печёрским монастырём в 1110 году[31]. Позже, видимо, в результате редакции 1118 года, в текст была внесена «Повесть об ослеплении Василька», а также погодная хроника до 1117 года[14].

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» занимает в истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но также это и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII века о месте русских среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. В произведении описаны основные направления внешней и внутренней политики. Русская земля осмысливается авторами «Повести временных лет» как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами — Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией[32].

Русь осмысливает себя как православное государство. Оно гордится своими святыми покровителями (князьями Борисом и Глебом), святынями (монастырями и храмами), духовными наставниками, известнейшим из которых, в XI веке являлся митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии — Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья — братья по крови,— постоянный мотив «Повести временных лет»[32]. Русь показана в развитии, это движение на объединение разных племен и городов не только по территориальному признаку, но и по историческим, религиозным основаниям. Важное место отводится морально-нравственным вопросам, связанным с преступлением и наказанием: Игорь гибнет из-за своих корыстолюбия и жадности, Святослав — из-за того, что ослушался мать, Святополк — из-за того, что убил брата. Таким образом, летопись наполнена дидактической атмосферой, её цель — показать, на каких нравственных основаниях и ценностях основывается жизнь народа и государства, что объединяет людей[33].

Говоря о достоверности, стоит отметить, что в «Повести временных лет» много хронологических неточностей. Например, начало царствования византийского императора Михаила III датировано 6360 годом. Переводя в современную систему летоисчисления, — 852 год, хотя на самом деле Михаил III взошёл на престол на 10 лет раньше. Расхождения в датах есть и внутри самой летописи. Автор рассчитывал сколько лет проходило между различными событиями: «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». Согласно этому утверждению, Михаил должен был взойти на престол в 860, что расходится не только с другими источниками, но и данными самой летописи. Нельзя воспринимать всё описанное в ней как полностью достоверные сведения. Тем не менее, много данных: имена, события, — подтверждены другими источниками[34].

По словам Д. С. Лихачёва, «Повесть временных лет» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси»[35].

Литература

Примечания

  1. Древнерусский язык / Крысько В. Б. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 339—340. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  2. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. — М., 1981. — С. 14—15.
  3. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996. С. 5—7.
  4. Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. Лексикографические разыскания. М., 2001. С. 497—500.
  5. Прокофьев Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 5—39.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Гиппиус А. А. Повесть временных лет // Большая российская энциклопедия. — 2004.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Кузьмин А. Г. Введение // Повесть временных лет / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна. — 2014. — С. 5—56.
  8. 8,0 8,1 Введенский А. М. К уточнению стеммы списков «Повести временных лет»: Источник протографа Радзивиловского и Московско-Академического списков // Graphosphaera. — 2022. — Т. 2, № 2. — С. 134—145. — ISSN 2782-5310 ISSN: 2782-5310.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. Повесть временных лет и древнейшие. — СПб.: наука, 2002. — 492 с.
  10. 10,0 10,1 10,2 Вилкул Т. Л., Николаев С. Л. Русь в перечнях народов «Повести временных лет» и вне их // STUDIA SLAVICA ET BALCANICA PETROPOLITANA. — 2020. — № 1 (27). — С. 138—160. — ISSN 1995-848X ISSN: 1995-848X.
  11. 11,0 11,1 11,2 Зибров В. К. История русского летописания XI—XVIII вв.: Учебное пособие. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 512 с.
  12. Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? (Славяно-германские исследования. Т. 6.). — М.: Издательство "Индрик", 2011. — 280 с. — ISBN 978-5-91674-154-4.
  13. 13,0 13,1 13,2 Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. Раннее русское летописание XI-XII века. — СПб.: Наука, 2002. — 492 с.
  14. 14,0 14,1 Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X-XIII века. — СПб.: Алетейя, 2003. — 296 с. — ISBN 5-89329-557-9.
  15. 15,0 15,1 Клосс Б. М. Лаврентьевская летопись // Большая российская энциклопедия. — 2004.
  16. 16,0 16,1 Конявская Е. Л. Радзивилловская летопись // Большая российская энциклопедия. — 2004.
  17. 17,0 17,1 Шахматов А. А. разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб., 1908. — 716 с.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII века. Очерки и исследования. — М.: Наука, 1969. — 556 с.
  19. Шлёцер А.-Л. Нестор. Русские летописи на древле-славянском языке. — Санкт-Петербург: Императорская типография, 1809. — 476 с.
  20. 20,0 20,1 20,2 Антипова А. С. Повесть временных лет как исторический источник // ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. — 2021. — Т. 2. — С. 61—66.
  21. 21,0 21,1 21,2 Зиборов В. К. Монах Григорий — автор Повести временных лет // Академик А. А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие : Сборник статей к 150-летию со дня рождения ученого. Отв. ред. О. Н. Крылова, М. Н. Приемышева; Российская академия наук ; Институт лингвистических исследований ; Санкт-Петербургский институт истории ; Санкт-Петербургский филиал архива РАН ; Санкт-Петербургский научный центр ; Объединенный научный совет по общественным и гуманитарным наукам. Санкт-Петербург. — 2015. — С. 272—278.
  22. 22,0 22,1 22,2 Жих М. И. Два автора Повести временных лет и проблема объёма летописной работы Нестора // Вестник "Альянс-Архео". — 2019. — № 29. — С. 3—60.
  23. Татищев В. Н. . История Российская. Книга 1. Часть 1.. — Москва, 1768. — 224 с.
  24. 24,0 24,1 24,2 Зиборов В. К. Игумен Сильвест и поп Василий - одно лицо // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2016. — № 5. — С. 133—142.
  25. Миллер Г. Ф. Сочинения по истории России. Избранное. — М.: Наука, 1996. — 448 с.
  26. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 1. — Санкт-Петербург: Типография П. Греча, 1818. — 492 с.
  27. Бекасова Е. Н. Читаем «Повесть временных лет» (к 645-летию древнейшего списка летописи) // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе : Коллективная монография. — 2022. — Т. 3. — С. 43—51.
  28. 28,0 28,1 Солнцев Н. И. "Этнографическое" введение "Повести временных лет" как отражение перехода от мифопоэтического к логико-дискурсивному описанию исторических событий // Альманах по истории средних веков и раннего нового времени. — 2013. — № 3—4. — С. 59—68. — ISSN 2076-6815 ISSN: 2076-6815.
  29. Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое. — М.- СПб.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко», 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-4261-0065-7.
  30. Мюллер Л. «Повесть временных лет», или «Летопись Нестора» // От Древней Руси к новой России. Юбилейный сборник, посвященный члену-корреспонденту РАН Я. Н. Щапову : Издание Паломнического центра Московского Патриархата. — 2005. — С. 124.
  31. Кириллин В. М. Повесть временных лет. Образовательный портал «Слово». Дата обращения: 27 июня 2023.
  32. 32,0 32,1 Творогов О. В. Повесть временных лет. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. Дата обращения: 19 июня 2023.
  33. Тищенко А. С. «Повесть временных лет»: начало русского мира // НАУКА ЮГА РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. XVIII Ежегодная молодежная научная конференция : тезисы докладов. — 2022. — С. 186.
  34. Волкова К. Д. Как читать "Повесть временных лет"? // ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. — 2021. — Т. 2. — С. 292—295.
  35. Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.. — М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. — 480 с.