Повесть временных лет
Повесть временных лет | |
---|---|
церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ | |
ПВЛ, «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись» | |
Авторы | Нестор Печерский (предположительно), игумен Сильвестр (одна из редакций) и несколько других неизвестных авторов |
Дата написания | ок. 1110—1118 |
Язык оригинала | древнерусский извод церковнославянского языка со значительными заимствованиями из древнерусского[1]; по советской классификации древнерусский[2] |
Страна | |
Описывает | с библейских времён до 1117 года |
Жанр | мемориальный памятник[3][4]; летопись[5] |
Содержание | мировая (в основном библейская) и русская история, в основном деяния правителей (князей), их окружения, церковных иерархов, войны и конфликты, религиозная, в том числе богословская тематика |
Первоисточники | Хроника Георгия Амартола, предшествующие русские летописи, другие материалы (исторические повести, жития святых, др. литературные произведения, правовые документы, фольклор) |
Первое издание | |
Рукописи |
сохранившиеся списки:
|
Хранение | |
Оригинал | утрачен |
Медиафайлы на Викискладе |
«По́весть временны́х лет» («Несторова летопись», «Начальная летопись») (церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ) — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов. Создан в начале XII века. Известен по пяти летописным сборникам, в составе которых текст сохранился в полном объёме[6]. Основными из наиболее старых сборников считаются Лаврентьевский (1377 год), который обычно берётся за основу любого издания «Повести временных лет»[7], и Ипатьевский (начало ХV века)[8], содержащий записи о событиях 1110—1118 годов[9].
Летопись содержит сказания, повести, легенды и предания о различных исторических лицах и событиях[10], основанием для которых послужили как письменные (оригинальные и переводные), так и устные тексты[6].
Создание летописи
Текст «Повести временных лет», вероятно, создан в Киеве в 1110-х годах. Оригинал, написанный в это время, не сохранился. Наиболее полный вариант текста дошёл до нас в пяти списках XIV—XVI веков. «Повесть временных лет» послужила основой для большинства русских летописей[6]. Уже в XIX веке было установлено, что «Повесть временных лет» базируется на предшествующем летописании. При её составлении использовались устные предания, записи предыдущих летописных сводов и заимствования из византийских переводных текстов[10].
«Повесть временных лет» предстаёт как сплав материалов: письменных и устных, оригинальных и переводных. Среди заимствованных источников активно используются материалы византийской хронографии (до 945):
- Хроника Георгия Амартола.
- Хроника Иоанна Малалы.
- «Летописец вскоре» патриарха Никифора.
- «Речь философа» — сжатое изложение Священной истории, вложенное в уста греческого миссионера в повествовании о Крещении Руси (988).
- Подборка выдержек из Хронографа с описанием древних знамений помещена в статье 1065 года.
- «Житие Василия Нового» (используется в рассказе о походе киевского князя Игоря на греков).
- «Откровение Мефодия Патарского» (привлечено в комментарии о происхождении половцев), и другие.
В переводах с греческого языка использованы и тексты русско-византийских договоров. Историческое повествование перемежается с библейскими цитатами. На устную традицию опираются тексты о деяниях первых русских князей и исторических событий до XI века. В летопись также вписывались рассказы участников событий[6].
Идейные и содержательные противоречия, а также многочисленные вставки заставляют предполагать постепенность формирования текста «Повести временных лет». А. А. Шахматов рассматривал «Повесть временных лет» как заключительный этап в цепи летописных памятников, восходящих к Древнейшему киевскому своду: Древнейший свод, Древний Киевский, Древний Новгородский, Никоновский 1070-х годов, Начальный свод 1090-х годов и сама «Повесть временных лет» трёх редакций[10].
История летописных сводов
Любая летопись создаётся на основе предшествующей летописи, которая тоже создана на основе предыдущей. Этап такой работы называют летописным сводом. И «Повесть временных лет» — самый известный из древнерусских летописных сводов. Но, ссылаясь на него, необходимо уточнять, какая именно версия имеется ввиду[11].
Наиболее полно текст «Повести временных лет» сохранился в трёх версиях, которые называют Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивиловской летописями[12]. Первой, древнейшей, редакцией, составленной в 1116 году, считается сохранившаяся в Лаврентьевском, Московско-Академическом и Радзивилловском (Радзивиловском) списках[13], а также в сгоревшем в 1812 году, но частично поддающемся реконструкции, благодаря выпискам Н. М. Карамзина, Троицком[8]. В этих списках древнейшая часть летописного текста доведена до 1110 года и обрывается на неоконченной статье этого 6618 (1110) года, после чего следует приписка игумена Михайловского Выдубицкого монастыря (в Киеве) Сильвестра, свидетельствующая о том, что в 6624 (1116) году им были написаны «книгы си Лѣтописець»[9]. Лаврентьевский, Радзивилловский, Московско-Академический списки, а также сгоревшая в московском пожаре Троицкая летопись представляют владимиро-суздальскую ветвь рукописной традиции памятника и относятся к спискам «лаврентьевской» группы[6].
Вторая редакция составлена на основании первой в 1118 году. Отличается от первой в сохранившихся списках тем, что[13] имеет окончание статьи 6618 (1110) года, а после неё без заметного перерыва следуют статьи о годах с 6619 по 6625 и далее, причём после 6625 года объём летописных статей значительно уменьшается[9]. Это списки «ипатьевской» группы (Ипатьевский, Хлебниковский), образующих южно-русскую ветвь традиции. В Ипатьевском и Хлебниковском списках запись Сильвестра отсутствует[6]. К спискам «ипатьевской» группы также относят и ряд сходных списков, соединенных с так называемым Софийским временником (позднейшим изводом второй редакции Новгородской 1-й летописи): списки Тверской, Софийской 1-й, Новгородской 4-й, Воскресенской и других летописей[13].
Лаврентьевская летопись
Лаврентьевской летописи принадлежит особое место, потому что обычно именно её текст обычно берётся за основу любого издания «Повести временных лет». И он, действительно, в большинстве случаев содержит наиболее ранние чтения по сравнению с другими летописями[7]. Шахматов А. А. же отмечает, что высокая важность Лаврентьевского списка, признание его основным источником исследований и публикаций «Повести временных лет», происходить не потому, что он древнейший, а потому, что в нём лучше, чем в других, представлена первая (Сильвестровская) редакция[9].
Само название «Лаврентьевская летопись» даётся по списку, написанному в 1377 году под руководством монаха Лаврентия[7], который переписал «с сотоварищи» «книгы ветшаны». Переписчики скопировали летопись, оканчивающуюся записью 1305 года, и не добавили ничего сверх того, что было[14].
Лаврентьевский список содержит множество пробелов, описок, неверных прочтений. Испорченные места обычно восстанавливаются по другим летописям древнейшей редакции: Радзивилловской, Московско-Академической и частично сохранённой Троицкой летописям[7].
Называется летопись «Лаврентьевская» по имени монаха Лаврентия, указанного в тексте в качестве переписчика[15]. До XVII века летопись, вероятно, хранилась в Печёрском монастыре. В XVIII века оказалась в собрании новгородского Софийского собора, а в 1791 году попала к графу А. И. Мусину-Пушкину, который преподнёс её в дар императоры Александру I, передавшему летопись в Императорскую публичную библиотеку[15]. В настоящее время Лаврентьевская летопись хранится в Российской национальной библиотеке (в Санкт-Петербурге)[6].
Радзивилловская летопись
Радзивилловская (Радзивиловская; Кёнигсбергская летопись), была создана в конце XV века и сохранилась в лицевой рукописи 1480—1490-х годов, содержащей 618 миниатюр (из них 5 наклеены позднее), благодаря которым летопись имеет особую ценность. Её текст доходит до статьи, датированной 6714 (1205—1206) годом. В последних статьях нарушена хронология в связи с путаницей листов оригинала[16].
Название летопись получила в XVII веке, когда она принадлежала представителям рода Радзивиллов. В 1669 году по завещанию Б. Радзивилла в составе его книжного собрания попала в Замковую (Дворцовую) библиотеку Кёнигсберга. В 1697 году к рукописи проявил интерес царь Пётр I, прибывший в Пруссию в составе «Великого посольства» и в конце 1750-х годов она была привезена в Москву для изучения и публикации, задуманной М. В. Ломоносовым. В связи с началом Семилетней войны 1756—1763 годов рукопись осталась в России, и в настоящее время хранится в библиотеке Российской академии наук[16].
Московско-Академическая летопись
Московско-Академический вариант испытал на себе влияние Софийской летописи[17]. Создан в 1479 году[18]. В настоящее время хранится в Российской государственной библиотеке[6], привлекается для сравнения и уточнения текста Лаврентьевской летописи.
Ипатьевская и Хлебниковская летописи
Это менее древняя и более сложная редакция «Повести временных лет», чем в Лаврентьевской летописи[9]. По А. А. Шахматову, Ипатьевская летопись составлялась около 1425 года либо в середине XV века. Это более ранний список, чем Хлебниковский[18], который относят к концу 1550-х — началу 1560-х годов[6]. Как следует из записи на Хлебниковском списке, он принадлежал «логофету земли Молдавской» и ещё в XVII веке находился в Юго-Западной России[18].
Протограф Ипатьевского и Хлебниковского списков в основных чертах следовал второй редакции, но внёс в неё ряд особенностей из списков первой (Сильвестровской) редакции. При этом Хлебниковский список подвергся правке, значительно сблизившей его с текстом Лаврентьевского и Радзивилловского списков[17]. Общий оригинал Ипатьевского и Хлебниковского списков писался, видимо, в Турово-Пинском княжестве, так как именно к событиям и персонажам этой территории относятся последние статьи летописи.
Обе летописи относят к спискам «ипатьевской» группы и считают второй редакцией «Повести временных лет». Они дополняют друг друга: с одной стороны, в Ипатьевском списке присутствуют некоторые заголовки, которых нет в Хлебниковской летописи, с другой, — там отсутствует ряд значительных кусков текста, сохранившихся в Хлебниковском списке (что могло произойти или при переплетении, или по ветхости оригинала)[18].
В настоящее время Ипатьевский список хранится в библиотеке Российской академии наук, Хлебниковский — в Российской национальной библиотеке (в Санкт-Петербурге)[6].
Автор памятника
Вопрос авторства «Повести временных лет» поднимался исследователями уже в XVIII — первой половине XIX века[11]. Немецкий историк и филолог А.-Л. Шлёцер на основании многолетних изучений списков летописи во второй половине XVIII века пришёл к выводу, что на «Несторовых листах» есть «посторонние вставки», которые не принадлежат Нестору[19]. А в 1820 году П. М. Строев в Предисловии к изданию «Софийского временника» высказал наблюдение, что любая русская летопись — это не плод работы одного автора, а компиляция (механическое соединение разных текстов)[11].
Большинство историков считают, что авторство заголовка «Повесть временных лет», принадлежит Нестору. Известно, что, кроме «Повести временных лет», он также написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»[20]. Из-за этого в середине XIX века начали сомневаться, действительно ли Нестор был автором «Повести временных лет»: слишком явными выглядели противоречия между текстом этого произведения и двух житий[21].
Ситуация осложняется тем, что в разных списках «Повести временных лет» указаны разные имена автора. В начале Лаврентьевской летописи ничего не говорится об авторе, а в конце в качестве автора упоминается Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря святого Михаила. В Ипатьевской летописи нет такой записи, зато в самом начале автором назван монах Печёрского монастыря, а в Хлебниковском списке указано его имя — Нестор[22]. В. Н. Татищев высказал мнение, что Нестор был автором Начальной киевской летописи, а Сильвестр — его продолжателем[23]. Подобно ему, А. А. Шахматов считал, что Сильвестр является автором второй редакции «Повести временных лет»[24]. Г. Ф. Миллер определял год окончания работы Нестора как 1115 год, Сильвестр же писал летопись с 1116 по 1123 год[25].
Н. М. Карамзин считал Сильвестра не автором, а только переписчиком летописи[26]. В дальнейшем среди учёных также было немало приверженцев этой гипотезы[22].
Для для многих исследователей авторство Нестора неоспоримо[21]. По поводу Сильвестра спорят, был ли он автором, продолжателем Нестора, редактором или простым переписчиком[22]. Лаврентий, имя которого также фигурирует в летописи, однозначно является переписчиком, хотя, скорее всего, он был старшим группы переписчиков, так как рукопись написана несколькими почерками[7].
В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях также в качестве автора упоминается Василий, описывающий межкняжескую борьбу в главе о 1097 годе. В. К. Зиборов, отмечая высокую схожесть стиля Василия и Сильвестра, а также известные данные об этих авторах, приходит к выводу, что Василий — это мирское имя Сильвестра, которое он указывал в «Повести временных лет», описывая события, произошедшие до того, как он принял монашество. Поэтому и упоминал себя не монашеским именем, а данным ему при крещении[24].
В древнерусской литературе традиционной была анонимность произведений. Предшественники Сильвестра (Василия) и последующие летописцы XII века не сообщают своих имён. Мы узнаём их имена из других произведений древнерусской литературы или путём анализа летописных текстов[24]. Так, например, В. К. Зиборов, сопоставляя исторические сведения и известные данные об авторе «Повести временных лет», указанном как монах Киево-Печёрского монастыря, предполагает, что это был монах Григорий, известный как автор канонов Феодосию Печёрскому[21].
Сюжет
«Повесть временных лет» представляет собой авторитетный летописный свод, собравший и переработавший доступные для древнерусских книжников XI—XII веков сведения от сотворения мира, истоков мировой и славянской цивилизации, становления русской государственности. Она отличается значительным объёмом, многообразием доступных для древнерусских книжников жанров средневековой литературы, в том числе пришедших из византийской культуры: молитвы, похвалы, слова, воинские повести, договоры, легенды и сказания, оригинальные погодные записи и прочее[27].
«Повесть временных лет» открывается широко известным предложением: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Фраза напоминает цепочку ответов на вопросы, заданные кем-то летописцу: что это за произведение, что такое Русская земля и когда она стала известна. Откуда взялась княжеская династия в Киеве[28]. Упоминание «временных» лет говорит о течении земного времени, и даже о «летах вечных»[29]. Немецкий славист Лудольф Мюллер размышляет над словом «временный», которое обычно переводят как «минувший», но также оно может иметь и другие значения[30].
И, несмотря на то, что в первом предложении автор ставит вопросы о происхождении Русской земли и русских князей, после слов «Се начнем повесть сию» летописец отсылает читателя не к русской, а к библейской истории. Собственно изложение «Повести временных лет» начинается с момента окончания великого потопа[28]. Начинаясь с библейской истории о сыновьях Ноя, летопись сужается к жизни славян, их истории, обычаям, постепенно сосредотачиваясь на истории племени полян и возникновению Киева[20].
Композиционно вводная часть отличается от дальнейшего повествования. В ней не указываются даты (тогда как в основной части события излагаются в форме годовых статей), зато в художественной форме описуется о разделе земли сыновьями Ноя, Вавилонском столпотворении и разделении языков. Среди потомков Иафета летописец находит славян и подробно описывает их расселение по Восточно-Европейской равнине, уделяя особое внимание союзу племён полян. История основания Киева тремя братьями-полянами и подчинения их потомков хазарами образует канву, на которую накладываются разнообразные сведения о древних восточно-славянских народах, их происхождении, нравах и обычаях, описание пути «из варяг в греки» и легенда о посещении Поднепровья и Приильменья апостолом Андреем Первозванным[6].
Первой датой, указанной в «Повести временных лет», является 852 год, в котором Русь впервые упоминается в греческой летописи при повествовании о нападении на Константинополь Аскольда и Дира. Далее в «Повести временных лет» рассказывается о призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом. Повествуя о княжении Олега, летописец приводит тексты договоров с Византией и рассказывает о походе князя на Царьград. Следующий правитель, Игорь, летописцем приводится как сын Рюрика. Также сообщается о двух походах Игоря на Византию и о его смерти от рук древлян, отказавшихся повторно платить дань. В повести описывается языческий погребальный обряд, которому следовала княгиня Ольга, совершая месть за мужа. Восторженно изображен сын Игоря Святослав. Повествуется о последующих правителях. Важное место в летописи занимает тема крещения Руси[20]. К княжению Владимира приурочены две легенды, из которых одна повествует о победе русского юноши над печенегом, а другая — о белогородском киселе.
В повествовании о временах после смерти князя Владимира (1015 год) поэтические народные предания встречаются реже, так как летописец описывает уже не событиях давно прошедшей старины, а о делах недавних. Это рассказы о междоусобной брани между сыновьями Владимира.
В в летописи рассказывается о строительной деятельности Ярослава (1037 год) и прославляется его книголюбие. Погодные записи чередуются с рассказами и сообщениями, которые лишь косвенно связаны с политической историей Руси. В эпоху Ярослава русское летописание переходит от киевской митрополии, где оно зародилось, к Киево-Печёрскому монастырю, ставшему центром древнерусской духовной культуры. В тексте много говорится об истории монастыря, его насельниках и значимых событиях (как, например, перенесение мощей Феодосия). Немало места в деятельности связанных с Киево-Печёрским монастырем князей — прежде всего Ярославичей: Изяслава (1054—1073), Святослава (1073—1078), Всеволода (1078—1098) и их сыновей. Завершалась «Повесть временных лет» в первой своей редакции рассказом о чудесном явлении столпа света над Киево-Печёрским монастырём в 1110 году[31]. Позже, видимо, в результате редакции 1118 года, в текст была внесена «Повесть об ослеплении Василька», а также погодная хроника до 1117 года[14].
Значение «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» занимает в истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но также это и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII века о месте русских среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. В произведении описаны основные направления внешней и внутренней политики. Русская земля осмысливается авторами «Повести временных лет» как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами — Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией[32].
Русь осмысливает себя как православное государство. Оно гордится своими святыми покровителями (князьями Борисом и Глебом), святынями (монастырями и храмами), духовными наставниками, известнейшим из которых, в XI веке являлся митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии — Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья — братья по крови,— постоянный мотив «Повести временных лет»[32]. Русь показана в развитии, это движение на объединение разных племен и городов не только по территориальному признаку, но и по историческим, религиозным основаниям. Важное место отводится морально-нравственным вопросам, связанным с преступлением и наказанием: Игорь гибнет из-за своих корыстолюбия и жадности, Святослав — из-за того, что ослушался мать, Святополк — из-за того, что убил брата. Таким образом, летопись наполнена дидактической атмосферой, её цель — показать, на каких нравственных основаниях и ценностях основывается жизнь народа и государства, что объединяет людей[33].
Говоря о достоверности, стоит отметить, что в «Повести временных лет» много хронологических неточностей. Например, начало царствования византийского императора Михаила III датировано 6360 годом. Переводя в современную систему летоисчисления, — 852 год, хотя на самом деле Михаил III взошёл на престол на 10 лет раньше. Расхождения в датах есть и внутри самой летописи. Автор рассчитывал сколько лет проходило между различными событиями: «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». Согласно этому утверждению, Михаил должен был взойти на престол в 860, что расходится не только с другими источниками, но и данными самой летописи. Нельзя воспринимать всё описанное в ней как полностью достоверные сведения. Тем не менее, много данных: имена, события, — подтверждены другими источниками[34].
По словам Д. С. Лихачёва, «Повесть временных лет» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси»[35].
Литература
- Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. Подготовка текста Д. С. Лихачёва. Перевод Д. С. Лихачёва и Б. А. Романова. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. — Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. — 504 с.
- Буганов В. И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы). — М.: Наука, 1975. — 344 с.
- Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. — СПб., 1996. — 328 с.
Примечания
- ↑ Древнерусский язык / Крысько В. Б. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 339—340. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- ↑ Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. — М., 1981. — С. 14—15.
- ↑ Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996. С. 5—7.
- ↑ Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. Лексикографические разыскания. М., 2001. С. 497—500.
- ↑ Прокофьев Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 5—39.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Гиппиус А. А. Повесть временных лет // Большая российская энциклопедия. — 2004.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Кузьмин А. Г. Введение // Повесть временных лет / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна. — 2014. — С. 5—56.
- ↑ 8,0 8,1 Введенский А. М. К уточнению стеммы списков «Повести временных лет»: Источник протографа Радзивиловского и Московско-Академического списков // Graphosphaera. — 2022. — Т. 2, № 2. — С. 134—145. — ISSN 2782-5310 ISSN: 2782-5310.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. Повесть временных лет и древнейшие. — СПб.: наука, 2002. — 492 с.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Вилкул Т. Л., Николаев С. Л. Русь в перечнях народов «Повести временных лет» и вне их // STUDIA SLAVICA ET BALCANICA PETROPOLITANA. — 2020. — № 1 (27). — С. 138—160. — ISSN 1995-848X ISSN: 1995-848X.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Зибров В. К. История русского летописания XI—XVIII вв.: Учебное пособие. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 512 с.
- ↑ Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? (Славяно-германские исследования. Т. 6.). — М.: Издательство "Индрик", 2011. — 280 с. — ISBN 978-5-91674-154-4.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. Раннее русское летописание XI-XII века. — СПб.: Наука, 2002. — 492 с.
- ↑ 14,0 14,1 Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X-XIII века. — СПб.: Алетейя, 2003. — 296 с. — ISBN 5-89329-557-9.
- ↑ 15,0 15,1 Клосс Б. М. Лаврентьевская летопись // Большая российская энциклопедия. — 2004.
- ↑ 16,0 16,1 Конявская Е. Л. Радзивилловская летопись // Большая российская энциклопедия. — 2004.
- ↑ 17,0 17,1 Шахматов А. А. разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб., 1908. — 716 с.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII века. Очерки и исследования. — М.: Наука, 1969. — 556 с.
- ↑ Шлёцер А.-Л. Нестор. Русские летописи на древле-славянском языке. — Санкт-Петербург: Императорская типография, 1809. — 476 с.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Антипова А. С. Повесть временных лет как исторический источник // ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. — 2021. — Т. 2. — С. 61—66.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Зиборов В. К. Монах Григорий — автор Повести временных лет // Академик А. А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие : Сборник статей к 150-летию со дня рождения ученого. Отв. ред. О. Н. Крылова, М. Н. Приемышева; Российская академия наук ; Институт лингвистических исследований ; Санкт-Петербургский институт истории ; Санкт-Петербургский филиал архива РАН ; Санкт-Петербургский научный центр ; Объединенный научный совет по общественным и гуманитарным наукам. Санкт-Петербург. — 2015. — С. 272—278.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Жих М. И. Два автора Повести временных лет и проблема объёма летописной работы Нестора // Вестник "Альянс-Архео". — 2019. — № 29. — С. 3—60.
- ↑ Татищев В. Н. . История Российская. Книга 1. Часть 1.. — Москва, 1768. — 224 с.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Зиборов В. К. Игумен Сильвест и поп Василий - одно лицо // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2016. — № 5. — С. 133—142.
- ↑ Миллер Г. Ф. Сочинения по истории России. Избранное. — М.: Наука, 1996. — 448 с.
- ↑ Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 1. — Санкт-Петербург: Типография П. Греча, 1818. — 492 с.
- ↑ Бекасова Е. Н. Читаем «Повесть временных лет» (к 645-летию древнейшего списка летописи) // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе : Коллективная монография. — 2022. — Т. 3. — С. 43—51.
- ↑ 28,0 28,1 Солнцев Н. И. "Этнографическое" введение "Повести временных лет" как отражение перехода от мифопоэтического к логико-дискурсивному описанию исторических событий // Альманах по истории средних веков и раннего нового времени. — 2013. — № 3—4. — С. 59—68. — ISSN 2076-6815 ISSN: 2076-6815.
- ↑ Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое. — М.- СПб.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко», 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-4261-0065-7.
- ↑ Мюллер Л. «Повесть временных лет», или «Летопись Нестора» // От Древней Руси к новой России. Юбилейный сборник, посвященный члену-корреспонденту РАН Я. Н. Щапову : Издание Паломнического центра Московского Патриархата. — 2005. — С. 124.
- ↑ Кириллин В. М. Повесть временных лет . Образовательный портал «Слово». Дата обращения: 27 июня 2023.
- ↑ 32,0 32,1 Творогов О. В. Повесть временных лет . Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Тищенко А. С. «Повесть временных лет»: начало русского мира // НАУКА ЮГА РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. XVIII Ежегодная молодежная научная конференция : тезисы докладов. — 2022. — С. 186.
- ↑ Волкова К. Д. Как читать "Повесть временных лет"? // ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. — 2021. — Т. 2. — С. 292—295.
- ↑ Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.. — М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. — 480 с.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |