Княгиня Ольга
Святая равноапостольная княгиня Ольга | |
---|---|
Елена | |
| |
Имя в миру | Ольга |
Дата рождения | 920 год |
Место рождения | Выбуты, Киевская Русь |
Дата смерти: | 24 июля 969 |
Место смерти: | Шаблон:Киев |
Монашеское имя | Ольга |
Канонизирован(а) | 1547 |
В лике | святой равноапостольной |
День памяти | 24.07 |
Покровительница | женщин — матерей и вдов |
Княги́ня О́льга (920 год, Выбуты, Киевская Русь — 24 июля 969 год, Киев) — в крещении Елена (др.–сканд. Helga, церк.–слав. Ольга), княгиня киевская, правившая Древнерусским государством с 941 года по 959 год, представительница династии Рюриковичей, жена князя Игоря, мать Святослава Игоревича, русская святая (чин — святая равноапостольная), политик. Княгиня Ольга пыталась христианизировать социальную верхушку государства и княжеские семейства[1].
Исторические сведения
Княгиня Ольга, первая женщина–правитель Киевской Руси, оставила свой след в истории, несмотря на то, что о её правлении известно главным образом из преданий и летописей, написанных впоследствии. Её правление описывается в раннем киевском летописании XI века, а также в византийских и латинских источниках. Ольга была известна своей смелостью и решительностью. Она вошла в историю Киевской Руси как одна из первых правителей, которая установила дипломатические отношения с другими государствами. Одним из наиболее известных событий, связанных с Ольгой, было её путешествие в Константинополь, столицу Византийской империи. Она обратилась к императору Константину VII с просьбой о крещении и принятии христианства. Это был важный шаг в развитии Киевской Руси, который привел к последующему крещению русского народа[2].
Княгиня Ольга после смерти мужа Игоря Рюриковича была регентом при сыне, правила Великой Русью с 945 года по 960 год. Во время этого периода она продолжала укреплять связи с другими государствами и развивать экономику Киевской Руси. Кроме того, Ольга провела ряд реформ, направленных на укрепление внутренней стабильности. Она ввела новые законы и регуляции, которые способствовали развитию торговли и обеспечению безопасности населения. Княгиня Ольга также проявила интерес к культуре и искусству, поддерживая строительство церквей и монастырей[2].
В целом, правление Княгини Ольги оказало значительное влияние на развитие Киевской Руси. Её дипломатические усилия и реформы способствовали укреплению государства и его взаимодействию с другими народами. Она стала символом силы и мудрости, и ее имя до сих пор увековечено в истории России[1].
Детство и юность
Происхождение и ранние годы
Точное происхождение и дата рождения великой княгини Ольги, супруги князя Игоря Рюриковича, остаются предметом споров историков и археологов. Источники и исследования предлагают различные версии этих событий[2]:
- в «Степенной книге» XVII века указывается, что княгиня Ольга умерла в возрасте восьмидесяти лет. Это позволило предположить, что она родилась в конце IX века;
- «Архангелогородский летописец» утверждает, что она вышла замуж в десятилетнем возрасте;
- современные историки склоняются к дате рождения около 920 года[2].
О месте и обстоятельствах рождения «Повесть временных лет» сообщает, что родина княгини была деревня Выбуты в Псковской области. При этом существуют предположения о её крестьянском происхождении. Альтернативная версия гласит, что Ольга была дочерью князя Вещего Олега, правившего Русью в конце IX — начале X века. Князь Вещий Олег ещё при жизни приказал женить своего сына Игоря на Ольге, когда они оба подрастут[1][3].
Кроме того, существует легенда о скандинавском происхождении княгини. Археологические находки подтверждают, что в те времена на территории Псковской области находились поселения викингов. Имя Ольги может быть производным от скандинавского имени Helga[3].
Болгарское происхождение
В 1888 году архимандрит Леонид предположил, что княгиня родом из Болгарии. Согласно его теории, она родилась не в Пскове, а в городе Плиска, бывшей столице Болгарского царства. Леонид утверждал, что древнеславянское слово «плесковичи» было неверно истолковано как жители псковской земли, что привело к ошибочной локализации места рождения Ольги. Несмотря на многочисленные версии происхождения и обстоятельств рождения княгини Ольги, письменные упоминания о ней появляются лишь с 945 года, после её брака с князем Игорем[3].
Социальный статус
Вопрос о социальном статусе княгини Ольги до ее замужества также остается открытым. Распространено мнение о её крестьянском происхождении. Однако существуют и альтернативные теории, согласно которым она была дочерью знатного рода или даже наследницей скандинавского конунга. Некоторые исследователи предполагают, что Ольга была представительницей рода Гостомысла, правившего Новгородом до Рюрика. Есть версия о том, что княгиня была не славянского, а финно-угорского происхождения. Существует легенда, согласно которой Ольга была похищена князем Олегом из другой страны. Христианское имя Ольги — Елена — было присвоено ей при крещении в Константинополе[2].
Правление
Сыну Святославу, наследнику престола, на момент гибели князя Игоря в 945 году было всего три года, и все бразды правления взяла в свои руки Ольга. После гибели князя Игоря Ольга стала правительницей дружины мужа. Она сурово наказала древлян, что склонило дружинников на её сторону. Правление Ольги началось с мести древлянам по требованию языческих обычаев. После этого все дружинники перешли на её сторону[4].
Первая месть
У древлян (современная Украина) и восточных славян существовала традиция, согласно которой победитель претендовал на всё имущество побеждённого. Древляне прислали к Ольге 20 сватов с предложением стать женой князя Мала, который убил во время восстания 945 года её мужа, и сообщили княгине Ольге неправду о деятельности её мужа, разорившего княжества древлян. Посланники древлян пытались убедить Ольгу в справедливой деятельности князя Мала, который пытается сберечь «Деревскую землю» и хочет объединения всех земель для создания могущественного государства. Княгиня Ольга любезно поговорила с ними, сказав, что приём состоится на следующий день и что она пришлёт за ними ладью. Ночью во дворе княгини выкопали яму и утром скинули в неё всех сватов вместе с ладьёй, закопав их заживо[4].
Вторая месть
После расправы со сватами княгиня Ольга, в знак уважения отправляет послание князю Малу с просьбой выслать ей более сильных и достойных сватов. Мал отправляет в Киев самых лучших представителей древлян. По прибытии всех отправляют в баню помыться перед приёмом, закрывают в бане и сжигают заживо[2].
Третья месть
Ольга отправляет своих послов к древлянам со словами[2]:
«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своём муже».
Прибыв на место убийства мужа — князя Игоря, княгиня Ольга повелевает насыпать большой холм для похоронного пира. Древляне заинтересовались пропажей своих сватов, но получили ответ, что они вернутся вместе с дружиной Ольги. На похоронном пиру древлян напоили хмельными напитками и убили всех — более 5000 древлян. Среди убитых были представители знати древлянских племён. Совершив месть, Ольга вновь возвращается в Киев и отдаёт приказ о о военном походе на земли древлян, чтобы остановить восстание[2][1].
Четвёртая месть
В 946 году княгиня Ольга с войском и со своим сыном Святославом отправилась в поход на древлян. После поражения войску Ольге пришлось отступить и скрыться в своих городах. Затем Ольга направляется с войском к столице древлян городу Коростеню, где вблизи которого погиб князь Игорь. Зная об осаде и захвате всех остальных городов древлян и зная крутой нрав княгини, древляне сопротивлялись отчаянно. И Ольга принимает решение взять Коростень хитростью, отправив к ним своего посланника с новостью о захвате всех городов и готовности их жителей платить дань. Древляне, поверив княгине Ольге, дали согласие на заключение мира. Ольга пообещала древлянам не мстить, а получить с них дань. Дань жителям платить было нечем. Притворясь великодушной, княгиня Ольга предложила древлянам[2][4]:
«Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».
Люди принесли птиц, к лапам которых Ольга приказала привязать сухую траву, поджечь и запустить их на город. К вечеру Коростень сгорел, выбегавшие из него жители были схвачены, убиты или отданы в рабство. Те, кто остался в живых, вынуждены были платить дань в размере 2/3 для Киева и 1/3 для Вышгорода. Все оставшиеся древлянские земли княгиня Ольга обложила новым оброком[2][5].
Крещение
Крещение княгини Ольги произошло в 955 году в Константинополе. Сын Святослав отказался от крещения, боясь потерять доверие своей дружины. Вернувшись на Русь ею были уничтожены языческие святилища и воздвигнуты христианские храмы. В Киеве был построен из дерева Софийский собор. В 957 году Ольга вновь посещает Константинополь с официальной делегацией и получает титул правительницы Руси. Возвратившись в Киев, Ольга занялась воспитанием своих внуков — Владимира Святославича и Ярополка Святославича, привив им христианскую веру, но так и не окрестив их. Умерла княгиня Ольга 24 июля 969 года от болезней и старости, оставив правителем Киева своего сына Святослава Ярополка. Похоронена по христианскому обряду. Останки княгини Ольги захоронены в Десятинной церкви киевским князем Владимиром Святославичем в 1007 году. В настоящее время захоронение Ольги утрачено[1][4].
Личная жизнь
Княгиня Ольга вышла замуж за князя Игоря до 940 года, в 942 году родила первого сына Святослава. В 945 году во время сбора дани с древлян (современная Украина) князь Игорь погибает и Ольга остаётся с малолетним сыном. Ольга больше замуж не вышла, сохранив верность своему мужу князю Игорю[6][7].
Реформы
После взятия древлянских земель княгиня Ольга начала строительство каменных домов. Первым домом из камня стал её собственный дом и дворец для города. В 947 году она создала центры торговли и обмена для сбора податей, называемыми системой погостов, где впоследствии были построены храмы. Ею были приняты следующие реформы для укрепления государства[4][5]:
- финансовая реформа позволила установить фиксированную величину дани, порядок ее сбора;
- налоговая реформа — нормирование повинностей;
- централизация киевской власти;
- ослабление местной (племенной) власти;
- единые княжеские законы — Уставы;
- княжеские заповедники — ловища;
- переправы через реки — перевесища;
- мощение дорог — помосты[4][5].
Канонизация
Официально канонизация княгини Ольги состоялась в 1547 году в Поместном Соборе Русской Церкви, после этого её стали почитать как равноапостольную святую. Этот чин святых с высоким именованием подтвердил повсеместное почитание княгини Ольги на Руси[8][9].
Православная церковь почитает память о святой равноапостольной княгине Ольге, великой княгине Российской (во Святом Крещении Елены), ежегодно 24 июля. В этот день празднуют именины христианки, носящие имя Ольга, и те, кто выбрал себе в качестве покровительницы Елену — имя княгини Ольги, данное ей при крещении. 24 июля в дореволюционной Руси крестьяне молились святой Ольге о сохранении урожая, называя княгиню Ольгу «Ольгой Страдницей». В современном мире девушки и женщины с именем Елена накануне праздника Святой Ольги посещают вечернюю службу, исповедуются, а утром приходят на литургию. Святой Ольге молятся во время нападений врагов, для укрепления в христианской вере, вдовы как своей покровительнице. Святая равноапостольная княгиня Ольга также почитается католической церковью 24 июля. Святая равноапостольная княгиня Ольга является покровительницей женщин — матерей и вдов[9].
Историческая память
Образ равноапостольной княгини Ольги воплощен:
- о её жизни в 2000-х годах созданы фильмы и аудиоспектакли: художественный фильм «Легенда о княгине Ольге» (1984 год), аудиоспектакль «Великая Княгиня Ольга» (2016 год), документальный фильм «Княгиня Ольга», документальный исторический фильм «Равноапостольная княгиня Ольга», учебные фильмы «Княгиня Ольга — первая женщина в русской истории», «Правители Руси: княгиня Ольга», «История России для «чайников» — 6 выпуск — «Княгиня Ольга»[11];
- посвящены повести и романы: «Ольга, королева русов» Бориса Васильева, повесть «Княгиня Ольга» Наталии Никитиной, «Княгиня Ольга» Алексея Карпова, «Княгиня Ольга» Антонова Александра, «Ольга» Светланы Кайдаш-Лакшиной[12];
- посвящены стихи — «Ольга» Игоря Кобзева, «Ольга» Николая Гумилёва[9].
Литература
- Степенная Книга царского родословия: тексты и комментарий / отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. — М., 2007 — 2008. Т. 1: Житие св. княгини Ольги, Степени I—X; Т. 2: Степени XI—XVII. Приложения. Указатели.
- Курукин И.В. Сильвестр и составление Жития Ольги Степенной книги. Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. — М., 1978.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ольга (княгиня киевская) . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Княгиня Ольга . Биограф. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет . Православная библиотека. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Княгиня Ольга . История.РФ. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Свердлов М. Б. Реформы княгини Ольги . Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Как безжалостная вдова стала самой почитаемой святой: Трагедия и месть киевской княгини Ольги . Культурология.РФ. Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ Первые Леди. Княгиня Ольга . История.РФ. Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ Минаков С. Княгиня Ольга – корень русского православия . Православие.РФ (23 июля 2021). Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 24 июля — День святой Ольги . Православная энциклопедия. Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ Памятники княгине Ольге . Информарус. Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ Княгиня Ольга . Информарус. Дата обращения: 17 марта 2024.
- ↑ Княгиня Ольга (около 920—969 гг.) в литературе . Дата обращения: 17 марта 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |