Портрет княгини Ольги Орловой
Валентин Александрович Серов | |
Портрет княгини Ольги Орловой. 1911 | |
Холст, масло. 237,5 × 160 см | |
Русский музей, Санкт-Петербург |
Портре́т княги́ни О́льги Орло́вой — картина известного русского художника Валентина Александровича Серова, написанная по заказу в 1909—1911 годах и являющаяся вершиной позднего творчества живописца. Полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Моделью картины стала княгиня Ольга Константиновна Орлова, происходившая из старинного рода Рюриковичей. На полотне представлен социальный тип женщины, яркой представительницы русской и европейской аристократии накануне первой мировой войны.
История создания портрета
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой написан по её заказу русским художником Валентином Александровичем Серовым, который пользовался большой славой среди московской и петербургской аристократической элиты. Живописец к тому времени создал портреты императора Александра III и членов его семьи, великих князей Михаила Александровича, Георгия Михайловича, Михаила Николаевича, императора Николая II, семьи Юсуповых и других известных личностей[1].
По воспоминаниям князя Феликса Феликсовича Юсупова, Валентин Серов долго отказывался писать портрет княгини Орловой, лицо которой не вдохновляло его. Но потом всё же согласился[2]. Художник пытался найти характер и композицию произведения. К работе он приступил в начале 1909 года, сделав сначала несколько карандашных набросков модели[3].
Полотно было написано в розовой передней петербургского салона Орловых на Набережной Мойки, 90 и создавалось в течение ста сеансов. Оно было закончено в начале 1911 года. Художник никогда не писал так долго[4][5].
Работаю я тут порядочно, охотно и без тяжести. Кажется, оканчиваю Орлову. Она пока терпеливо сидит; хотя и обманщица — сидит всё же каждый день. Портрет мне нравится.Валентин Серов в письме к жене 29 января 1911 года
Взаимоотношения Серова и княгини были дружелюбными и тёплыми, о чём свидетельствует письмо[6]
Милый Валентин Александрович, во-первых, очень благодарю Вас за чудную мартышку... Я, право, очень тронута, что Вы меня вспомнили... Потом, ради Бога, простите, что так долго не отвечала! Но по приезде домой меня совсем затормошили, и прямо не было свободной минуты. К тому же весь дом в городе в таком виде, что прямо негде сидеть.
В среду, 4-го августа, еду за границу, но до тех пор очень хотелось бы Вас повидать и поговорить. Если Вы свободны или в пятницу, или в субботу, пожалуйста, приезжайте к нам завтракать. Есть поезд из города в 12 ч. 40 м. Буду очень рада Вас видеть. Пока шлю искренний привет.
Ольга Орлова.Письмо Ольги Орловой Валентину Серову
После сеансов позирования художник решил написать огромную модную шляпу княгини. Объясняя, почему головной убор находится на первом плане, Серов отвечал, что иначе это не была бы княгиня Орлова. А недовольной модели художник объяснил, что весь интерес картины заключается именно в шляпе[2].
1 февраля 1911 года Серов показал работу художнику Александру Бенуа и директору Эрмитажа Дмитрию Ивановичу Толстому, которые назвали картину шедевром[6]. Критик, публицист, сотрудник журнала «Мир искусства» Дмитрий Владимирович Философов вспоминал о работе над полотном[7].
В последний раз мне пришлось видеть Серова в Петербурге, незадолго до Римской выставки, где он собрал в отдельной зале свои лучшие вещи. Он остановился в Академии, у своего верного друга профессора Матэ. Надо было ему ехать к кн. Орловой на последний сеанс, и как Серов волновался! Казалось бы, что ему? сотый портрет кончает, не новичок, а общепризнанный мастер, однако он волновался, как мальчик, уверял, что ему нездоровится. Мы с Матэ над ним подтрунивали. Наконец он улыбнулся и сказал мне:
—- Когда на сеанс иду, каждый раз думаю, что нездоров! Уж, кажется, мог бы привыкнуть, а вот поди же!
Опять и опять в этом мелком факте проявилась непомерная добросовестность СероваДмитрий Владимирович Философов
Княгиня Ольга Константиновна Орлова — модель портрета
Модель портрета — княгиня Ольга Константиновна Орлова (1874—1923) — дочь генерал-адъютанта Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского (1843—1920), потомка древнего аристократического рода Рюриковичей. Мать Ольги Константиновны Орловой — Надежда Дмитриевна — сестра прославленного «белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева, участника Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, героя Плевны[8][9].
Мужем Ольги Константиновны был генерал-майор, начальник императорской Военно-походной канцелярии, помощник по гражданским делам наместника Кавказа, приближённый Николая ІІ князь Владимир Николаевич Орлов (1869—1927)[1]. Сын Орловых Николай Владимирович (1891—1961) в апреле 1917 года женился на княжне Надежде Петровне (1898—1988) из рода Романовых[9].
Она была аристократкой, причём той самой, породистой, которую не стыдно было принимать на придворных балах...Художник Александр Бенуа
Княгиня Орлова, владея большим состоянием, была заметной фигурой в светском обществе Петербурга[10]. Изящная и грациозная, высокого роста, она не была красавицей, не отличалась душевностью и умом, но считалась одной из самых элегантных дам столицы. Говорили, что никто в Петербурге не носит так красиво шляпки, как она[1]. Эту даму не интересовало искусство, её занимали больше всего светская жизнь и мода. Княгиня покупала самые шикарные парижские наряды. По словам живописца Игоря Грабаря, она всё делала с особыми ужимками, которые подчёркивали, что она первая дама при дворе[11].
Ольга Константиновна Орлова была в своё время самой элегантной женщиной Петербурга... Ходили баснословные рассказы о её тратах на туалеты и шляпы, и все дамы света всегда особенно интересовались её платьями, которые ею вывозились ежегодно дюжинами из Парижа из всех лучших домов. Некрасивая в сущности, но изящная и тонкая, неинтересная в разговоре и неумная, она была всегда окружена мужчинами и держала открытый, на роскошную ногу поставленный дом.Д. И. Толстой
Она была особо «милой», любезной, порой даже добродушной, но не особенно «содержательной». ... Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью.Александр Бенуа
В 1919 году на корабле «Мальборо» вместе с императрицей Марией Фёдоровной и членами императорской семьи княгиня Орлова покинула Россию. Долгое время она жила во Франции. В 1920 году развелась с супругом[4]. Умерла в возрасте 49 лет и похоронена на кладбище Samois-sur-Seine во Франции. Её могила сохранилась до нашего времени[12]
Художественные особенности портрета
Парадный портрет Ольги Константиновны Орловой является вершиной позднего творчества Валентина Серова. Вид и характер модели обладают целостностью и законченностью. Художник представил не столько красивую светскую даму, сколько социальный тип женщины, яркой представительницы русской и европейской аристократии накануне первой мировой войны[13]. Его интересует не внешность позирующей дамы, а её психологическая характеристика, выраженная на холсте[14].
Режиссёрское мастерство живописца проявилось в изображении фигуры и окружающих предметов. Продуманная и динамичная композиция построена на гармонии фрагментов, свойственных старинным парадным портретам. Мастер не пытается возвеличить модель, а изображает её как проницательный художник-реалист[15]. Завышенный горизонт, взгляд «сверху вниз» на картине — признаки уничижительной характеристики героини[16].
Портретные разоблачения Серова — не карикатуры, Серов не преувеличивает. Он показывает то, в чём другие ещё не отдают себе отчёта.Нина Яковлевна Симонович-Ефимова, художник
Живописец намеренно изобразил стройную и высокую Орлову сидящей на низком пуфике с поднятыми и выступающими вперёд коленями. Слегка спущенное меховое пальто обнажает изящное плечо модели. Палец холёной руки, играющей жемчужным ожерельем, направлен на себя, подчёркивая важность и значительность героини. Создаётся впечатление, что княгиня ненадолго присела в ожидании машины. Её лицо выражает едва сдерживаемую досаду и нетерпение: высокомерно вскинут подбородок, недоумённо подняты высокие брови[17]. По воспоминаниям коллекционера Дмитрия Толстого, Серов объяснял позу и выражение модели словами: «А я Ольга Орлова, и мне всё позволено, и всё, что я делаю, хорошо»[5].
…он её представил … одетой как бы для выхода в шляпе и манто и лишь «присевшей» в ожидании автомобиля (и какой же шикарнейший то был автомобиль с выездным лакеем рядом с шофёром, одетым как и лакей в ливреи английского пошиба!) … Вот-вот услышит она, что «машина подана», она вскочит и быстрыми шагами своих длинных ног побежит вниз по лестнице. В лице же представлена известная нервная досада, что приходится ждать, а несколько лупоглазый взор полон нетерпеливого недоумения.Александр Николаевич Бенуа
Одежда княгини Орловой соответствует моде эпохи позднего модерна 1910—1914 годов. Это так называемая «нагая мода»: героиня одета в светлое шёлковое платье из струящейся лёгкой ткани, которое не скрывает отсутствие нижних юбок. Из-под приподнятого подола платья выглядывает ножка в тонких шёлковых чулках и модных остроносых лакированных туфлях с пряжками[10].
Композиционным центром картины является огромная чёрная шляпа, которая композиционно опускает модель ещё ниже[18].
На позолоченном столике позади княгини Орловой стоит большая ваза, тень от которой намеренно искажена. Своими очертаниями эта тень на стене напоминает силуэт модели. Таким образом, как отмечали критики, мастер намекает на внутреннюю пустоту героини портрета[19].[20].
Восприятие портрета современниками
Отношение современников к портрету княгини Орловой было неоднозначным. Одни восхищались талантом и мастерством художника, «благородным стилизмом» полотна, позволяющим будущим поколениям судить об ушедшем времени. Другие считали, что Серов с иронией и даже сарказмом относится к известной аристократке[10].
Новый портрет какой-то светской дамы хорош наполовину. Художник всё своё внимание сосредоточил на голове. В самом деле, написана голова и нарисована с мастерством настоящим. Но портит впечатление — нога. Из-под платья она производит впечатление тоненькой палочки, согнутой там, где полагается быть колену. Веласкес таких вещей не делал, — он весь гармонично прекрасен и рисовал, как бог.Н. Брешко-Брешковский («Биржевые ведомости», 1911, 23 июня, № 12387)
Сама Ольга Константиновна Орлова портретом была недовольна, как и её поклонники, которые упрекали Серова в том, что он заставил княгиню позировать в шляпе. Художник на это невозмутимо отвечал, что без шляпы это была бы уже не Орлова[5][21].
Один знакомый, рассматривая портрет княгини Орловой, спросил Серова:
— Почему ты изобразил ее такой надменной? Как высокомерно смотрит она с портрета! Всё-таки она считается красавицей, её наряды всеми признаются самыми модными... Какое злое лицо! И потом — эта огромная шляпа, нелепо торчащий носок туфли, острая коленка...
— Написал, как считаю нужным, — буркнул Серов. — Она красавица и модница. А разве портрет не красив? Разве по нему не видно, что эта дама богата, что она привыкла к поклонению? А уж что у неё за душой... Тут я ничего изменить не могу. Какая есть...
— Да посади ты её по-другому, что ли! Вон ведь как она у тебя скукожилась на этом стульчике?
— Как понимаю человека, — отрезал Серов. — так его и пишу... Ты же видел мой портрет Актрисы. Перед ней я сам сидел на маленьком стульчике, чтобы она казалась ещё величественнее. А это так... суета всёГ. Е. Ветрова «Сказка о правдивом художнике»
В художественных кругах картиной восхищались. Высоко оценил полотно Игорь Грабарь, считая его лучшей работой Валентина Серова. Критик А. Ростиславов в газете «Речь» 30 января 1912 года считал портрет Орловой одним из виртуознейших произведений Серова[5]. При сохранении всей внешней красоты и окружения модели чувствуется злая сатира на вырождающуюся аристократию в искусстве[22].
Это удивительное сочетание и равновесие уродливого и прекрасного самое замечательное в портрете Орловой и подготовительных к нему рисунках.— Игорь Грабарь
Художник Илья Ефимович Репин называл картину чудом[23]. Журналист А. Камышников увидел в портрете княгини Орловой черты аристократизма и особенную психологическую тонкость женщины уходящего века. По мнению рецензента, острое, выступающее вперёд колено героини как бы намеренно указывает на исключительную нервность и характерность эпохи. А. Камышников считал портрет Орловой исторической вехой, отмечающей время расцвета национального творчества[6][24].
Эта дань времени и натуре, отданная художником, является лишь одной стороной его творчества. Другая — это те технические достоинства, тот блеск и изящество выполнения, которые так знакомы всем поклонникам таланта Серова. Модель его портрета сидит в позе случайно присевшего человека, и в движениях рук, придерживающих чёрную массу свесившегося мехового пальто, в небрежно закинутой на ногу ноге, в гордо приподнятом выразительном лице, обрамлённом чёрной массой огромной вуалированной шляпы, есть какая-то стихийная мощь. Зрителю кажется, что даже здесь, на портрете, сейчас, эта нога может изменяться, и чутко угадывается им новая поза, не менее прекрасная и обаятельная, чем там, которую зафиксировал художник. Особое обаяние колорита В. Серова заключается ещё в том, что его краски обладают каким-то глубоким, внутренним отсветом. Синий, например, тон ковра манит вас столь сильно теплотой и мягкостью, что кажется необычайно иным. Пятно красного бархата на белом кресле гармонично сливается с тёмными отсветами того же синего ковра, состязаясь с ним в нежности и какой-то матовой неопределённости.— А. Камышников. Русское искусство в Риме.— «Московская газета», 1911, 14 марта, № 68.
Место портрета в творчестве Серова
Изображению княгини Орловой предшествовали долгие поиски художника в области постановки модели в пространстве картины. Живописец хотел с помощью натуры дать психологическую характеристику дамы, что свойственно модерну. Удачное сочетание индивидуальных качеств героини полотна с особенностями определённого социального типа составляют суть позднего портретного творчества Валентина Серова[25].
Я, по крайней мере, внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте.Валентин Серов
Кроме изображения княгини Орловой, Валентин Серов создал и другие «обстановочные» портреты, в которых декоративно-предметное окружение повествует о модели. Это образы С. М. Боткиной (1899), З. Ф. Юсуповой (1902), портрет Г. Гиршман (1907)[26].
Валентин Серов не раз признавался, что его привлекает в людях в первую очередь внутренний мир, а не внешность. Подмеченные им черты иногда бывали неожиданными и для модели, и для окружающих. Живописца часто упрекали в том, что он пишет не портреты, а шаржи, на что он отвечал, что шарж находится в самой модели, а он только подмечает эти особенности[18].
История бытования картины
Портрет княгини Ольги Орловой в 1911 году экспонировался в персональном зале Серова на Международной художественной выставке в Риме, а впоследствии — на выставке «Мир искусства», но остался незамеченным, потому что был представлен одновременно с портретом Иды Рубинштейн[27].
Княгиня Орлова после выставки решила подарить свой портрет одному из художественных музеев, так как была недовольна своим изображением. Получить шедевр Серова захотели товарищ управляющего Русского музея Александра III граф Дмитрий Иванович Толстой и наследница Павла Михайловича Третьякова — член совета Третьяковской галереи — Александра Павловна Боткина. Её главным доводом стало небольшое количество произведений Серова в Третьяковской галерее[28]. Письмо Боткиной Серову не сохранилось, но в письме Остроухову от 25 октября 1911 года она писала:
Сегодня... мечтала более, чем когда-либо, о сногсшибательном приобретении, о финальной точке, достойной нас. И тут я, каюсь, сделала один шаг. Должна перед Вами вывести себя на свежую воду: я мечтала о Серовском портрете Орловой. Когда я её встретила... я заговорила о портрете, хвалили обе, восторгались. Я сказала, что ему бы быть в музее, на что она сказала: да вот [Д. И.] Толстой... Я не дала ей говорить и стала убеждать, что если она согласна уступить его, то пусть это будет Третьяковская галерея, что Серов там служит, Что его вещей там мало, и она обещала, что она, если отдаст, то галерее, но отдаст, а не продаст. Продать — ни что. Они поговорят и решат с мужем. Теперь вот судите меня. Что из этого всего выйдет, ещё никому не известно, вообще были ли это слова с будущим или так, любезности. Но факты имею Вам доложить. Написала сегодня Серову. Что-то он мне задаст.— Александра Павловна Боткина
Валентин Серов ответил, что на размещение портрета в Третьяковской галерее он соглашался при условии, что картина не будет куплена. Живописец считал, что полотно больше подходит для Петербурга и что он хочет видеть портрет Орловой в Русском музее. Спустя пять дней после письма Александре Павловне Боткиной Серов обратился к Дмитрию Ивановичу Толстому[6].
Сколько я помню, Вы полушутя-полусерьезно говорили при мне княгине Орловой о том, чтобы она уступила свой портрет (моей работы) в музей Александра] III. Не знаю, что она Вам на это ответила, но после спросила меня — как я к этому отношусь, кажется, я ответил так — хотите отдавайте, а, пожалуй, и не отдавайте — что-то в этом роде.Валентин Серов Дмитрию Толстому
Серов понимал, что Толстой прислушается к мнению автора и расскажет о нём княгине. В итоге портрет остался в Петербурге и был подарен Русскому музею Александра III[6].
Значение портрета в истории русского искусства
Портрет княгини Ольги Орловой внёс в русское искусство много свежего и нового, чего не было в портретах Ильи Ефимовича Репина и его предшественников[29]. В этом произведении видны признаки стиля модерн, как и в написанном в то же время портрете Иды Рубинштейн. Работа восходит к парадным портретам в интерьере Карла Брюллова[30]. Она иллюстрирует образ блистательного Петербурга[31].
Серова привлекали черты аристократизма: изысканные туалеты светских дам и праздничность, противопоставленная серой обыденности. Обращаясь в 1910—1911 годы к жанру большого репрезентативного портрета, Серов, будто соревнуясь с великими живописцами прошлого, показал в портрете княгини Орловой архетип цельного аристократического женского образа. Психологически точная и выразительная поза модели, изысканное предметное окружение, её роскошный наряд помогли художнику создать идеал аристократической женственности, основа которого ярко проявляется в творчестве других художников того времени. Подобную концептуальную основу использовали Константин Андреевич Сомов в портрете Е. П. Носовой (1910-1911) и в портрете Е. П. Олив (1914), Александр Яковлевич Головин в портретах Е. А. Смирновой (1910) и Н. Г. Высоцкой (1915)[32].
Литература
- Валентин Серов. Живопись. Графика. Театрально-декоративное искусство. — Л.: Аврора, 1982. — 372 с.
- Валентин Серов. 1865—1911. К 125-летию со дня рождения. — Л.: Аврора, 1991. — 200 с.
- Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество. — М.: Издание И. Кнебель, 1914. — 299 с.
- Жуковский В. И., Копцева Н. П. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие 2004. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. — 265 с.
- Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы 1986. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 260 с.
- Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический Проект, 2002. — 543 с.
- Розенвассер В. Б. Валентин Серов: к 125-летию со дня рождения. — М.: Знание, 1990. — 53 с.
- Сарабьянов Д. В. Валентин Серов. — М.: Знание, 1961. — 31 с..
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Серов В. А. Портрет княгини Ольги Орловой . Виртуальный Pусский музей. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Валентин Серов в переписке, документах и интервью. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 300. — 722 с.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 1. — С. 425. — 602 с.
- ↑ 4,0 4,1 10 картин Валентина Серова, которые нужно знать . Лаврус — просветительский проект Третьяковской галереи о русском искусстве (25 августа 2022). Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / под ред. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 43—44. — 599 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Чугунов Г. И. Валентин Серов в Петербурге . Товарищество передвижных художественных выставок. Дата обращения: 11 августа 2024.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — С. 680. — 722 с.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / под ред. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 42. — 599 с.
- ↑ 9,0 9,1 Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 253. — 479 с.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Бялик Н. Наряд: Шляпа княгини Орловой . Журнал «Родина» (2000). Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова . Культурология.РФ | Искусство во всех проявлениях | Ежедневный интернет-журнал. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Архив раздела «Загадки Петроградки» (2023 год). Загадка № 3 — Март . Библиотеки Петроградской Стороны. Дата обращения: 11 августа 2024.
- ↑ Сарабьянов Д. В. История русского искусства, конца XIX-начала ХХ века. — М.: АСТ-Пресс: Галарт, 2001. — С. 43. — 301 с. — ISBN 5-269-00981-7.
- ↑ Хлистун В. Д. Эпоха модерн в женском портрете В.А. Серова . – С. 117-126. // Научный потенциал молодёжных исследований : сборник статей международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 19 апреля 2020 года. — 2020. — С. 123.
- ↑ Материалы и исследования / Под общ. ред. Г. А. Недошивина. — М.: Сов. художник, 1958. — Т. 2. — С. 216. — 266 с.
- ↑ Гилёва М. А. Композиция как средство создания художественного образа в портрете // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология : сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции, Москва, 13 августа 2020 года. — 2020. — Т. 8 (39). — С. 15.
- ↑ Хлистун В. Д. Эпоха модерн в женском портрете В. А. Серова // Научный потенциал молодёжных исследований : сборник статей международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 19 апреля 2020 года. — 2020. — С. 123—124.
- ↑ 18,0 18,1 Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова . Культурология.РФ | Искусство во всех проявлениях | Ежедневный интернет-журнал. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Баева В. Валентин Александрович Серов 1865—1911. — М.: Изд. дом «Комсомольская правда»: Директ-Медиа, 2009. — С. 10. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-184-7.
- ↑ Дмитриева Н. Ю. «Девочка с персиками» В. А. Серова: идейное содержание портрета-картины (философско-искусствоведческий анализ) // Манускрипт : журнал. — 2021. — Т. 14, № 1. — С. 221. — ISSN 2618-9690.
- ↑ Зимоглядов А. Валентин Александрович Серов — Портрет княгини Ольги Орловой. Описание произведения | . Артхив. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / под ред. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 43—44. — 599 с.
- ↑ Ветрова Г. Е. Серов : Сказка о правдивом художнике : [Для чтения взрослыми детям] (Проект «Энциклопедия малыша». Серия «Сказки о художниках»). — М.: Белый город, 2003. — С. 6. — 11 с. — ISBN 5-7793-0507-2.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / под ред. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 43—44. — 599 с.
- ↑ Бережнюк И. В. Женские образы в портретах Жжованни Больдини и Валентина Серова . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Перельман И. В. Гендерно-сенситивный компонент как грань образа в русской портретной живописи конца XIX - начала ХХ веков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого : журнал. — 2020. — № 1(33). — С. 184—185. — ISSN 2304-4772.
- ↑ Мусянкова Н. А. Произведения В. А. Серова на зарубежных выставках 1896–1911 годов // Третьяковские чтения. 2014 : Материалы отчетной научной конференции, Москва, 02–04 апреля 2014 года : сборник. — 2015. — С. 158.
- ↑ Портрет княгини О. К. Орловой - Серов В. А. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты . Официальный сайт Artefact. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / под ред. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — Т. 2. — С. 36—38. — 599 с.
- ↑ Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII – начала XX века: 50 биографий. — СПб.: Аврора, 2001. — С. 264. — 348 с. — ISBN 5-7300-0714-0.
- ↑ Филичева Л. Д. Образ Петербурга в культуре Серебряного века // XXI Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25–26 апреля 2017 года : сборник. — 2017. — Т. I. — С. 316.
- ↑ Перельман И. В. Гендерно-сенситивный компонент как грань образа в русской портретной живописи конца XIX - начала ХХ веков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого : журнал. — 2020. — № 1(33). — С. 184—185. — ISSN 2304-4772.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Картины по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Произведения живописи
- Картины русских художников по векам
- Картины XX века
- Картины Валентина Серова
- Картины
- Живопись XX века
- Живопись по векам
- Живопись по странам
- Художники
- Художники России