Девочка с персиками
Валентин Александрович Серов | |
Девочка с персиками. 1887 | |
Холст, масло. 80 × 50 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Александровича Серова, написанная в 1887 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
История картины
В нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, усадьба, некогда принадлежавшая писателю Сергею Аксакову, а с 1870-х годов — известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Здесь художник Валентин Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» — портрет дочери Мамонтова[1].
Конец лета 1887 года. Серов приехал в Абрамцево и, расхаживая по дому, гуляя по лесу, знакомым с детства местам, разглядывал их теперь уже взглядом художника. Он искал средства, способные передать свежесть красок натуры, их оттенки и оттенки света, двигающегося вслед за солнечными лучами; думал, как положить мазок, чтобы изобразить мгновение, как писать воздух вокруг предметов, пропитанных светом.
И вот Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгорячённая игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Поражённый, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать её больше месяца и ей придётся ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето[2].
Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов[3].
Всеволод Мамонтов вспоминал: «Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру позировать ему. Двенадцатилетнюю, жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да ещё поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник». (В семье Мамонтовых Валентина Серова прозвали Антоном. Это его второе имя родилось от уменьшительно-ласкательного обращения Валентоша — затем Тоша и, наконец, Антон).
Шедевр Валентина Серова был выставлен на VIII периодической выставке в Москве в 1888 году. Картина принесла автору премию от Московского общества любителей художеств и славу[4].
Уже первые зрители восприняли его произведение не просто как портрет девочки, а как полноценную картину. Увидев полотно Серова в 1889 году на 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств, где оно экспонировалось просто как «Портрет В. М.» (мама Веры настояла на том, чтобы имя не раскрывалось), Игорь Грабарь, воскликнул: «Девочка с персиками!»[5].
Александр Головин, сам крупный художник, вспоминал по этому поводу: «Невероятная свежесть есть в этих вещах, совсем новый подход к природе. Они произвели на всех нас, художников, ошеломляющее впечатление».
Ещё раньше, увидев у Мамонтовых «Девочку с персиками», Павел Третьяков сказал: «Большая дорога лежит перед этим художником». О том же писал Игорь Грабарь:
Впечатление, которое произвела эта восьмая по счёту Периодическая выставка, не поддается описанию… Особенно ясно стало, что есть не один Репин, а и Серов. Помню какое-то томительно-тревожное состояние, испытанное мною перед серовскими вещами, какое-то смешанное чувство грусти и радости. Грусти потому, что нечто, что казалось единственным и было наиболее дорогим (академическая живопись), слегка потускнело, покрылось лёгким холодком; радости потому, что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» — мир отрадного[1]
С 1929 года «Девочка с персиками» находится в Государственной Третьяковской галерее.[6].
Описание картины
Картина представляет собой «кадр», в котором спиной к окну за столом сидит девочка-подросток, в руках у неё жёлтый бархатный персик. На переднем плане поверхность стола под белой скатертью, на ней пара жёлтых кленовых листьев, три персика и нож с закруглённым лезвием. Под самый крупный плод, с румяным бочком, подложен лист, примета осени.
Девочка сидит в непринуждённой позе, положив руки на стол и поглаживает пальцами приятный на ощупь персик. На ней розовая блуза с чёрным в горох бантом-жабо, к которому приколот красный цветок. Тёмные густые волосы немного растрёпаны, на щеках румянец — всё говорит о том, что она только что присела, вынужденно прервав бойкую игру. Энергия молодости, свежесть, задор, лёгкость на подъём — всё в образе симпатичной девочки динамично, несмотря на спокойную позу. Ясный и немножко лукавый взгляд карих глаз также выдаёт её стремительную натуру, добрый нрав и весёлый характер.
На девочке розовая блуза с чёрным бантом и красным украшением. За её спиной можно увидеть статуэтку и декоративную тарелку на стене[7]. Известно, что фигурка гренадёра была куплена Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, и была раскрашена самим Валентином Серовым.
Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким. Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое. Обстановка в комнате говорит о том, что это, скорее всего, столовая — большой стол и обилие стульев. Мебель деревянная, добротная. На светлой стене в углу висит декоративная тарелка (в усадьбе занимались майоликой). Под ней виднеется расписной игрушечный солдат. Его, просто вырезанного из дерева, купил отец Веры, а сделал гренадёра ярким и красочным Валентин Серов самолично[8].
Открытая дверь в соседнюю, тоже светлую, комнату, вид за окном создают ощущение просторного дома в окружении сада, где царят доброжелательность и любовь[4].
Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему[9].
В истории русской живописи это — один из самых пленительных женских (или все же детских?) портретов, пронизанный светом и ощущением утренней свежести[10].
Общая композиция картины
Художнику удалось передать лёгкость и свободу. Казалось бы, что картина появилась в результате минутного вдохновения, но, тем не менее, потребовала от художника немало времени и сил для завершения.
Тщательно прописанные детали, начиная от образа главной героини и заканчивая бликами солнца, создают чувство лёгкости, беззаботности. Картина отвлекает от повседневных забот и мыслей и уносит далеко — в беззаботное детство, полное простых радостей и весёлых моментов. На этой картине нет никаких рамок, даже штор на окнах, чтобы не ограничивать полёт воображения и душевные порывы[11].
О модели
Изображённая на картине Вера Саввична Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что опять будет мальчик, Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно родится девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых появились ещё две дочери — Вера и Александра.
И Верой её назвали неслучайно. Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра[12][13].
Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней», прелестью. Она была очаровательным ребёнком, шустрой, резвой, очень красивой. Была у неё одна особенность — она обожала «якать». Везде и всегда: «Я, я, я…» За это домочадцы её прозвали Яшкой, у которой был свой Яшкин дом. Недалеко от Абрамцево Савва Мамонтов построил дачу-студию, где позднее жили и Репин с семьёй, и Васнецов, писавший здесь своих «Богатырей». Когда дом только строили, Верочка приходила на стройку и постоянно говорила: «Это мой дом!» В итоге эту дачу так и назвали «Яшкин дом» в честь любимой Яшки. Но всё-таки миллионы поклонников живописи знают Веру Мамонтову именно как девочку с персиками[14][15].
Её писал не только Серов, но и Васнецов. Её запечатлел Виктор Васнецов в картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня». Считается также, что Врубель придал её черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке»[2].
26 января 1903 года Вера Мамонтова вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина. В браке родились трое детей.
В конце декабря 1907 года заболела пневмонией и вскоре умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.
Виктор Михайлович Васнецов.
Девушка с кленовой веткой
(портрет Веры Саввичны Мамонтовой),
1896 год
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Лия Певзнер. Валентин Серов работает над образом . art.1sept.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 «Девочка с персиками» Серова . diletant.media. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Как сложилась судьба «Девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова… . kulturologia.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Жанры живописи. «Девочка с персиками» — Всё о создании картины . topkartin.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Русский Вавилон. Вера Мамонтова . aselajn.livejournal.com. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ «Девочка с персиками». История шедевра русской живописи . vestniksr.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Девочка с персиками: интересные факты и полное описание картины . art-dot.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Серов, картина «Девочка с персиками» . art-assorty.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Серов Валентин Александрович (художник). Девочка с персиками . valentin-serov.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Тайна картины Серова «Девочка с персиками» . aif.ru. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Картина «Девочка с персиками» Валентина Серова
- ↑ Вера Мамонтова: история жизни «Девочки с персиками» . aselajn.livejournal.com. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Алина Алексеева-Маркезин. Кто она Девочка с персиками на картине Серова? . proza.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ Виктория Мельникова. Как жила и трагически умерла Вера Мамонтова, известная как «девочка с персиками» . www.gazetametro.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
- ↑ А дома «абрамцевскую богиню» именовали куда как проще — Яшкой . artchive.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
Литература
- Гофман И. М. Головин-портретист. — Л.: Художник РСФСР, 1978. — 163 с. — 20 000 экз.
- Зеленский С. Двенадцать интересных фактов о «Девочке с персиками» . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 15 января 2019.. // Вокруг света. — 12.08.2014.
- Митрофанова Е. Н. Вера Саввишна Мамонтова — «Девочка с персиками» // Отчизна. — 2002. — № 1. — С. 31—33.
- Митрофанова Е. Н. История продажи и покупки портрета Веры Саввишны Мамонтовой, написанного В. А. Серовым // Отчизна. — 2002. — № 1. — С. 34—35.
- Орлова Л. Три поколения фабрикантов Сапожниковых // Подмосковный летописец. — 2008. — № 4(12). — С. 74—81.
- Чернышев С. Девочка с персиками. Кто она? // Третьяковская галерея : журнал. — 2015. — № 3(48).
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |