Похищение Европы (картина Серова)

Материал из «Знание.Вики»
Europe serov.jpg
В. А. Серов
Похищение Европы. 1910
Картон, темпера. 71 × 98 см
ГТГ, Москва

«Похище́ние Евро́пы» — одна из самых известных картин Валентина Серова[1], написанная в 1910 году. На полотне изображён сюжет из древнегреческой мифологии.


Сюжет

Картина Валентина Серова «Похищение Европы» основана на древнегреческом мифе о верховном боге Зевсе и прекрасной смертной женщине Европе[2]. Согласно легенде, Зевс, увидев Европу и влюбившись в неё, принял облик быка и похитил девушку, переплыв с ней на остров Крит.

Серов искусно передаёт ключевой момент этого мифа на своём полотне. На картине мы видим красивую молодую женщину, сидящую на спине быка, который грациозно плывёт по морским волнам. Европа, с тревогой и одновременно восхищением на лице, вцепилась в рога животного, словно пытаясь удержаться. Фигура Европы занимает центральное место в композиции, подчёркивая её ключевую роль в сюжете. Позади быка виднеются очертания берега, намекая на начало путешествия героев на остров Крит.

Художник тонко передаёт драматизм и эмоциональное напряжение ситуации, когда Европа, против своей воли, оказывается похищенной могущественным богом. Мастерство Серова проявляется в виртуозной передаче фактуры меха быка, игры света и теней на его теле, а также в изящных линиях фигуры Европы.

История создания

Поездка художника Валентина Серова в Грецию в 1907 году стала ключевым событием, которое определило направление его творчества в последующие годы. Во время этого путешествия художник имел возможность изучать древние фрески и скульптуры, открывшие перед ним новый мир образов и приёмов.

Под впечатлением от увиденного в Греции Серов задумал создать монументальное панно в стилизованной манере модерна для одного из российских музеев[3].

Художник создал множество эскизов, прорабатывая композицию и стилистику будущего произведения. Кроме того, Серов выполнил и скульптурную модель, чтобы лучше проработать пластические решения.

Композиция

Работая над произведением, Серов отошёл от канонических приёмов греческой живописи. Он выбрал композицию с высоким горизонтом[4], чтобы подчеркнуть масштаб моря, а диагональное движение всех форм усиливает динамичность сюжета. Чтобы подчеркнуть движения Зевса, обернувшегося быком, художник добавил на полотно дельфинов, которые плывут в том же направлении.

Варианты картины

Помимо основной версии, Валентин Серов создал ещё 6 разных вариантов картины. Считается, что две из них были почти идентичны финальному, но имели меньшие размеры. Кроме того, художник изваял и скульптурную композицию[5], которая служила для рисования с натуры. Основной вариант картины до 1996 года хранился у наследников живописца. А затем был передан в Государственную Третьяковскую Галерею. В 1999 году «Похищение Европы» было продано в частную коллекцию.

Примечания

Литература

  1. Рачеева Е. П. Серов. М., 2005.
  2. В. А. Серов. Переписка. Л., М., 1937.
  3. В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1-2. Л., 1971.
  4. Сарабьянов Д. В. Валентин Серов. М., 2000.
  5. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало XX века. Каталог. Л., Аврора. 1980. С.302-303.
  6. Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз.
  7. Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз.