Похищение Европы (картина Серова)
В. А. Серов | |
Похищение Европы. 1910 | |
Картон, темпера. 71 × 98 см | |
ГТГ, Москва |
«Похище́ние Евро́пы» — одна из самых известных картин Валентина Серова[1], написанная в 1910 году. На полотне изображён сюжет из древнегреческой мифологии.
Сюжет
Картина Валентина Серова «Похищение Европы» основана на древнегреческом мифе о Зевсе и Европе. Согласно легенде, Зевс, приняв облик быка, похитил Европу и уплыл с ней на Крит.
Миф о Европе, дочери финикийского царя, был широко известен в античности. Гомер, упоминая её в «Илиаде», предполагал, что слушатели знают историю о превращении бога в быка и похищении Европы. Царевна приплыла на Крит, где Зевс принял свой прежний облик и сочетался браком с Европой. Она родила Миноса, будущего царя Крита, Радаманта и Сарпедона.
Миф упоминается многими античными авторами, включая Мосха и Овидия. Овидий обращался к мифу в «Метаморфозах» и «Фастах».
О популярности мифа в Северном Причерноморье свидетельствуют аттические расписные вазы. Изображение Европы на них появилось в начале V в. до н. э. и воспроизводилось в V—IV вв. до н. э. Сначала изображали Европу, сидящую на быке или парящую рядом, держась за рог. Такие изображения сохранились на ойнохое и кизикинском статере V в. до н. э.
В начале IV в. до н. э. композиция усложнилась: появились Посейдон, Эрот и морские обитатели. Вазы с такой росписью вывозились на Боспор и в Средиземноморье. Часто применялись белая краска и позолота, например, на пелике из погребения на Таманском полуострове золото выделено на бусах, серьгах и браслетах Европы, а бык окрашен белой краской, что соответствует описаниям Овидия и Лукиана[2].
Серов искусно передаёт ключевой момент этого мифа на своём полотне. На картине мы видим красивую молодую женщину, сидящую на спине быка, который грациозно плывёт по морским волнам. Европа, с тревогой и одновременно восхищением на лице, вцепилась в рога животного, словно пытаясь удержаться. Фигура Европы занимает центральное место в композиции, подчёркивая её ключевую роль в сюжете. Позади быка виднеются очертания берега, намекая на начало путешествия героев на остров Крит.
Художник тонко передаёт драматизм и эмоциональное напряжение ситуации, когда Европа, против своей воли, оказывается похищенной могущественным богом. Мастерство Серова проявляется в виртуозной передаче фактуры меха быка, игры света и теней на его теле, а также в изящных линиях фигуры Европы[3].
История создания
Поездка художника Валентина Серова в Грецию в 1907 году стала ключевым событием, которое определило направление его творчества в последующие годы. Во время этого путешествия художник имел возможность изучать древние фрески и скульптуры, открывшие перед ним новый мир образов и приёмов.
Под впечатлением от увиденного в Греции Серов задумал создать монументальное панно в стилизованной манере модерна для одного из российских музеев[4].
Художник создал множество эскизов, прорабатывая композицию и стилистику будущего произведения. Кроме того, Серов выполнил и скульптурную модель, чтобы лучше проработать пластические решения.
Композиция
Работая над произведением, Серов отошёл от канонических приёмов греческой живописи. Он выбрал композицию с высоким горизонтом[5], чтобы подчеркнуть масштаб моря, а диагональное движение всех форм усиливает динамичность сюжета. Чтобы подчеркнуть движения Зевса, обернувшегося быком, художник добавил на полотно дельфинов, которые плывут в том же направлении.
Варианты картины
Помимо основной версии, Валентин Серов создал ещё 6 разных вариантов картины. Считается, что две из них были почти идентичны финальному, но имели меньшие размеры. Кроме того, художник изваял и скульптурную композицию[6], которая служила для рисования с натуры. Основной вариант картины до 1996 года хранился у наследников живописца. А затем был передан в Государственную Третьяковскую галерею. В 1999 году «Похищение Европы» было продано в частную коллекцию.
Примечания
- ↑ Валентин Александрович Серов . Артхив. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Скржинская М. В. Мифы о богах в культуре и искусстве античных государств Северного Причерноморья . // Боспорские исследовани. — 2012. — № 26. — С. 75—77.
- ↑ Картина «Похищение Европы», Серов — описание . Музеи Мира. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ «Похищение Европы» . Моя Третьяковка. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Высокий горизонт в живописи . ОЧУДПО «Школа Архитектуры и Дизайна». Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Скульптурные опыты Валентина Серова . Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». Дата обращения: 9 ноября 2024.
Литература
- Серов / [текст и сост. Е. П. Рачеева]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 127 с.
- Серов В. А. Переписка. 1884—1911 / Валентин Александрович Серов; Вступ. статья и прим. Наталии Соколовой. — Ленинград : Всерос. акад. художеств ; Москва : Искусство, 1937 (Ленинград : тип. им. Ив. Федорова). — Переплет, 439 с.
- Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников : [В 2 т.] / [Ред.-сост., авт. вступ. статьи, очерков о мемуаристах и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков]. — [Ленинград] : [Художник РСФСР], [1971]. — 22 см.
- Валентин Серов : Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство : Альбом / [Авт. вступ. ст. Д. В. Сарабьянов ; Сост. Д. В. Сарабьянов, Г. С. Арбузов ; Сост. каталога и биогр. канвы Г. С. Арбузов]. — Ленинград : Аврора, 1982. — 371 с.
- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало XX века. Каталог. Л., Аврора. 1980. С.302-303.
- Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с.
- Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с.