Дир

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дир
др.-рус. Диръ
Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград (862). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV векаАскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград (862). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
862 — 882
Предшественник потомок Кия
Преемник Олег Вещий

Дата рождения неизвестно
Место рождения -
Дата смерти 882 год(0882)
Место погребения Киев за церковью Святой Ирины
Род неизвестно
Отношение к религии славянское или скандинавское язычество, позднее, предположительно, христианство

Дир, (др.-сканд. Dýri, церк.-слав. Диръ[1]) — упомянутый в Повести временных лет и других летописных источниках дружинник новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом Дир просил разрешения у Рюрика отбыть в Царьград для найма в войско, но, получив это разрешение, Аскольд и Дир со своими соплеменниками отправились захватывать города на Днепре. Устюжский летописный свод сообщает, что Аскольд и Дир прошли мимо Смоленска, поскольку это был «град велик и мног людьми». Они не стали нападать на большой, хорошо укреплённый город и пошли вниз по течению реки. Захватив городок Киев, Аскольд и Дир подчинили полян[2]. Олег, правивший в Новгороде после смерти Рюрика, узнал о самоуправстве дружинников и покарал их, придя в Киев. Олег провозгласил правителем малолетнего Игоря Рюриковича, Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве[3].

Гипотезы о происхождении

Как сообщает «Повесть временных лет», в 6370 (862) году у Рюрика, правящего в Новгороде, на службе было «два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарю граду с родом своимъ. И поидоста по Днепру»[4]. Летопись указывает их имена: Аскольд и Дир. В XV веке польский историк Ян Длугош утверждал, что они были братьями[3], вероятно, основываясь на указании летописца о том, что Аскольд и Дир отбыли «с родом своим», то есть относились к одному роду. При этом они принадлежали не к тому народу, к которому относил себя Рюрик: «не племени его, но боярина». Очевидно, что летописец подразумевает знатное, но не княжеское происхождение Аскольда и Дира (боярин на Руси, ярл в скандинавских землях), а не боярство как владение землёй. Устюжский летописный свод утверждает, что Рюрик не дал им «ни града, ни села»[2]. Именно недовольство Аскольда и Дира тем, что Рюрик, размежёвывая своим «мужам» земли на волости, или «верви», обделил иноплеменников, стало причиной того, что они ушли[5].

Скандинавская

Славяне на Днепре. Художник Николай Рерих

Учёные выдвинули множество гипотез об этническом происхождении Дира. Норманисты считают, что Аскольд и Дир — скандинавы, так как имена этих легендарных «варягов» имеют древнескандинавские корни: древнешведское Dyre, древнедатское Dyri, а в континентальном северогерманском языке представлена «сильная» основа, напоминающая прозвище, поскольку относится к среднему роду[1]. Это имя-прозвище может быть переведено как Зверь или Олень. Имя Дир не упоминается в славянских и скандинавских источниках применительно к каким либо правителям, оно не похоже на династическое имя знатного рода. Это либо прозвище, либо имя человека незнатного, простолюдина, возможно, сильного и жестокого воина. При таком логическом построении можно предположить, что Аскольд был боярского рода, а Дир выполнял при нём роль воеводы или личной охраны. На миниатюре из Радзивилловской летописи первый из пришедших к Олегу изображен с мечом, а второй, прячущийся у него за спиной, без меча и в красных, княжеских одеждах, как у Олега. Антинорманистом Борисом Рыбаковым высказана гипотеза о том, что Дир, то есть Зверь — это прозвище Аскольда. Он писал

Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма даёт нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц»Борис Рыбаков[6]

Лингвист Антон Циммерлинг не соглашается с этой гипотезой:

«Аргумент Б. А. Рыбакова, будто согласование глагола в единственном числе доказывает, что второе имя вычленили позже, некорректен. Лингвистически доказать, что Дир был или что Дира не было, нельзя»Антон Циммерлинг[7]

Венгерская

По гипотезе Иоганна Эверса Аскольд и Дир были венграми, поскольку в летописи сказано «Яко гость есмь подугорской… да приде к нам к родом своим», то есть Олег считающий их венграми, представляется им их земляком, чтобы выманить из крепости. Предполагается, что Олег подразумевает под «подугорской» землю, подвластную венграм[8].

Кельтская

Аполлон Кузьмин в книге «История России с древнейших времён до 1618 года» утверждает, что имя Дир по своему происхождению кельтское, а именно иллирийское. Иллирийское имя Дир обладает ясной этимологией, оно означает «крепкий», «твердый», и используется по сей день, но читается по-английски «Дайри»[9].

Спорные: хронологическая и генеалогическая

Существует также предположение, что Аскольд не правил одновременно с Диром, так как они похоронены не в одном месте, а летописец, знавший о легендарных могилах, объединил их искусственно. Исследователи также выдвинули гипотезу, что Дир, которого упомянул арабский путешественник аль-Масуди, княжил в Киеве после Вещего Олега, а убил его Олег II, которого в свою очередь в 936 году изгнал Игорь Рюрикович[10]. Эта гипотеза не подтверждена и принадлежит историку польской церкви XVIII века Христиану фон Фризе, который предположил, что в «Повести временных лет» ошибочно объединены смещение Аскольда Вещим Олегом и устранение Дира Олегом II, якобы сыном Олега Вещего. При этом не учитывается факт, что и древнерусские, и скандинавские традиции не допускали одинаковых имён в роду у отца с сыном, и даже с племянником. Генеалогическое возведение Аскольда и Дира к Кию рассматривали как один из вероятных сценариев польские историки Матей Стрыйковский и Ян Длугош, российские исследователи Алексей Шахматов, Михаил Тихомиров, Борис Рыбаков[3].

Поход «из варяг в греки»

Поход Аскольда и Дира на Царьград. Радзивилловская летопись

Под предлогом найма на службу в Царьграде Дир и Аскольд с дружиной своих соплеменников отправились на ладьях по пути «из варяг в греки». Пройдя по малым рекам и волокам в Днепр, их отряд вышел к Смоленску. Устюжский летописный свод повествует о том, что Аскольд и Дир прошли мимо, не попытавшись напасть на Смоленск, так как город был большим и многолюдным[11].

...вскоре они увидели поселение, но на берег сойти не решились, потому как град велик и мног людьми былУстюжский летописный свод. 863 год [2]


Ряд исследователей считают, что Аскольд и Дир расстались с Рюриком, обиженные тем, что он, распределяя своим дружинникам земли («верви»), им не дал ничего. Потому они и захватили самовольно городок Киев. Аскольд и Дир во главе своего отряда высадились у Киева и захватили город, находившийся в зависимости от Хазарского каганата, который в те годы уже утратил былую силу. Предполагают также, что Аскольд и Дир стали наместниками каганата в Киеве[12]:

«И пошли они по Днепру, и когда плыли мимо, увидели на горе городок. И спросили:

— Чей это городок? Тамошние же жители ответили: — Было три брата — Кий, Щек и Хорив, они построили городок этот и умерли, а мы, их род, тут сидим и платим дань хазарам.

Аскольд и Дир остались в городе том, собрали у себя много варягов и начали владеть землею полян».Повесть временных лет[4]

Существуют гипотезы исследователей, считающих свидетельства о летописном Киеве неоднозначными, поскольку большинство сообщений, связанных со славянами, в греческих источниках IX века повествует о землях на Дунае, в Причерноморье, а не на Днепре. Упомянутые византийскими историками нападения венгров в те годы были связаны с экспансией союзников восточно-франкского императора против Великоморавского княжества, которое пыталось сохранить свою национальную идентичность, ведя церковные службы по богослужебным книгам, переведённым на славянский язык Кириллом и Мефодием в 863 году. Ряд исследователей, на том основании, что в славянских странах широко распространены топонимы с корнем «кий», предполагают, что Аскольд и Дир были князьями в другом одноимённом городе[4]. Например, в современной Чехии есть древний город Киёв, находящийся в долине реки Киёвка среди Кийовских холмов в 25 километрах от Угерске-Градиште (Венгерское городище), вблизи которого обнаружены руины великоморавского города, предположительно Велеграда, разрушенного франками и венграми[13].

Аскольд и Дир подходят на ладьях к Царьграду. Лицевой летописный свод

В «Повести временных лет» Аскольду и Диру приписывается военное поражение в походе на Царьград 6374 (866) года. Его нередко отождествляют с неудачным походом большого войска русов 860 года, подробно описанным греческими источниками. Разницу в годах связывают с ошибкой в летоисчислении. При этом в «Повести временных лет» поход 866 года на Царьград проходил под предводительством двух военачальников — Дира и Аскольда[4], а греческие источники под 860 годом сообщают только об одном предводителе русов, не названном по имени. На этом основании некоторые исследователи отрицают участие Аскольда и Дира в походе русов на Царьград, а историк-антинорманист Дмитрий Иловайский даже называет их «продуктом народной фантазии»[5]. Аскольд и Дир, собиравшиеся наняться в войско, как в те времена делали многие выходцы с берегов Варяжского моря, могли участвовать как наёмники в походе на Царьград славянского войска Сербской державы, называемой также Княжество Рашка. Константинопольский император-историк Константин Багрянородный писал об этих россах, в 700—960 годах там правила первая династия сербских князей — Властимировичи[14]). Приблизительно в 860-870 годах они приняли христианство, возможно, в связи с военным поражением и свидетельством о чуде:

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой[4].

По свидетельству патриарха Фотия, современника и очевидца упомянутых событий, после сражения Фотий направил к побеждённым епископа, крестившего русов, в том числе их правителя, имя которого не называется[3].

Смерть

Согласно «Повести временных лет» в 882 году Вещий Олег, который после смерти Рюрика правил в Новгороде от лица малолетнего сына Рюрика, покорил Смоленск, поскольку с большим войском встал на Днепре выше города. То же произошло и с другими городами на Днепре. Вещий Олег, зная, что в Киеве обосновались Аскольд и Дир, дабы сохранить дружину, использовал тактическую хитрость. Он скрыл воинов в ладьях, и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом. Он сообщил, что направляется в Царьград «от Олега и Игоря княжича». Аскольд и Дир, желая узнать о происходящем в Новгороде, утратили бдительность и вышли из крепости на берег. Новгородцы окружили Аскольда и Дира, а Олег назвал их самозванцами — они не князья, не княжеского рода, тогда как он, Олег, и малолетний сын Рюрика Игорь — княжеского. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег подчинил себе Киев[4].

«И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины»[4]. Поскольку, согласно летописи, Дир похоронен за церковью Святой Ирины, а Аскольд — на Угорской горе, исследователи считают, что это свидетельствует либо о неравном положении Аскольда и Дира, либо о разном времени правления.

Культурный след

В живописи наиболее популярным стал сюжет о смерти Аскольда и Дира (Клавдий Лебедев, Иван Билибин и др.). В кинематографе Дир фигурирует в «Саге о викингах» (2008; Дания, США, в роли Дира Ким Сёндерхолм), и в шестом сезоне телесериала «Викинги» (2019; Канада, Ирландия, в роли Дира Ленн Кудрявицки)[15]. Дир — персонаж исторических повестей Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» и «Странствие Кукши. За тридевять морей». В компьютерных играх Crusaider Kings II и III Дир является правителем Киева. Примечательно, что в Crusaider Kings III он назван сыном Хальфдана Рагнарссона и основателем династии «Аскольд», то есть авторы стратегии отождествляют Аскольда и Дира, как это делают некоторые историки.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Николаев С. Л. Семь ответов на варяжский вопрос. Повесть временных лет / Пер. с древнерус. Д. С. Лихачёва, О. В. Творогова. Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова, А. М. Введенского, Л. В. Войтовича, С. В. Белецкого. — СПб.: Вита Нова, 2012. — С. 398—430. — ISBN 978-5-93898-386-1.
  2. 2,0 2,1 2,2 Устюжский летописный свод.(Архангелогородский летописец) / Под ред. и с предисл. К.Н. Сербиной. — М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 128 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Мамина С.В. Аскольд и Дир. Всемирная история. Энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. — М., 1978. — С. 36.
  5. 5,0 5,1 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.
  6. Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей. Военное обозрение (2015). Дата обращения: 10 июля 2024.
  7. Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей. Военное обозрение (2015). Дата обращения: 10 июля 2024.
  8. Федотова, Полина. Где находилась Русь Аскольда и Дира? // Свободная мысль. История и археология : журнал. — 2019. — С. 59-75.
  9. Кузьмин, Аполлон Григорьевич. История России с древнейших времен до 1618 г. : В 2 кн. : Учеб. для студентов вузов / А. Г. Кузьмин ; Под общ. ред. А. Ф. Киселева. — М.: Владос, 2003. — Т. 1. — С. 117. — ISBN 5-691-01047-6.
  10. Королёв, А. С.. К вопросу об участии мораван в христианизации Руси во времена княгини Ольги // Научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии : журнал. — 2021. — № 2 (14). — С. 6-31.
  11. Сухорукова, Елена. Смоленск. История и культура края. — Смоленск: ООО «Кантилена», 2012. — С. 3. — ISBN 978-5-91890-012-3.
  12. Цыпин, Владислав. Княжение Аскольда и Дира в Киеве и Фотиево крещение Руси. Православие.РУ (сайт РПЦ) (25 июля 2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  13. Бурега, Владимир Викторович. В поисках могилы святого Мефодия. Русская народная линия (сайт РОО содействия объединению русского народа «Русское Собрание») (27 мая 2008). Дата обращения: 10 июля 2024.
  14. Рашка: где находилось древнее славянское государство. Кириллица (сайт) (3 февраля 2021). Дата обращения: 10 июля 2024.
  15. Дир в фильме Сага о викингах. Кинопоиск.Ру (Сайт) (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!