Изборник Святослава 1073 года

Материал из «Знание.Вики»
Изборник Святослава

Изборник Святослава 1037 года — славянский древнейший сборник Киевской Руси, наиболее ранний памятник древнерусской письменности, важнейший источник по истории славянской переводной литературы, памятник древнерусского изобразительного и орнаментального искусства. Первый изборник был составлен в IX веке для болгарского царя Симеона Великого и в 1073 году был переписан для великого князя Святослава Ярославича. Хранится в Государственном историческом музее.

История

Титульный лист Изборника 1073 года

В науке бытует мнение, что славянский перевод Изборника был выполнен в Болгарии в начале X века во время правления царя Симеона Великого. На это указывает похвала Симеону, содержащаяся в одном из русских списков Изборника дотированного коном XV века, а также некоторые другие болгарские языковые особенности Изборника Святослава 1073 года, восходящие к его протографу, не дошедшему до сегодняшнего дня болгарскому списку — первоначальному переводу антологии. Изборник Святослава 1073 года представляет собой восточно-славянский список с болгарской рукописи, сделанный, из записи писца Иоанна, в Киеве для Киеве для великого князя Святослава Ярославича. В этой записи имя Святослава написано по стёртому. Предполагалось, что первоначально там стояло имя великого князя Изяслава Ярославича или, что менее вероятно, царя Симеона Великого[1].

Изборник содержал двести шестьдесят шесть листов, написанных двумя писцами уставом в два столбца на пергамене. Она украшена великолепными миниатюрами, прекрасными заставками, инициалами и рисунками знаков зодиака на полях. Ценнейшей является миниатюра с изображением великокняжеской семьи Святослава. Была отмечена высочайшая культура книжного письма и изысканность оформления рукописи. Первый писец, дьяк Иоанн, упомянутый в записи и написавший восемьдесят пять листов рукописи, руководил работой по её созданию. Второму писцу, чьё имя неизвестно, принадлежит основная часть текста. По другой гипотизе Иоанн является вторым писцом рукописи[1].

Отцы церкви, миниатюра из сборника Святослава

Изборник Святослава 1037 года был найден в 1817 году в Новоиерусалимском монастыре экспедицией Калайдовича и Строева. В 1834 рукопись поступила в ризницу Московской синодальной библиотеки, откуда после 1917 года попала в московский Государственный исторический музей. Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 года именем князя Святослава, читается в составе Похвалы болгарскому царю в списке Изборника середины - третьей четверти XV века, который был обнаружен Шевырёвым в 1847 году, во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь. Существование болгарского оригинала Изборника, составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника начала XIV-XVI веков[2]. Богатство содержания рукописи, его важное значение в распространении христианского учения обусловили длительную традицию бытования Изборника Святослава 1037 года в славянских странах. Известно двадцать семь его списков, включая фрагменты. Это в большинстве своём списки русского извода XV-XVII веков и три списка XIII-XVI веков сербского извода[1]. В 1978-1981 годах в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 года был отреставрирован[2].

Содержание

Миниатюра с изображением семьи великого князя Святослава Ярославича

В состав Изборника Святослава 1037 года вошёл перевод греко-византийской антологии, известной в нескольких списках. Он составляет триста восемьдесят три статьи, которые основаны на патристической литературе и Священном Писании. Его основу составляют «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита. Также в состав Изборника вошли философские, филологические и естественно-научные статьи, в частности, работы Немесия, Максима Исповедника и Феодора Раифского, трактат Георгия Хировоска «О образех». Последний труд является одним из немногих в средневековых славянских литературных произведений, посвященных проблемам поэтики. Далее следуют статьи о сущности Бога и Святой Троицы, включая «Вопросы и ответы» святителей Григория Богослова и Василия Великого. За ними помещены тексты хронологического характера: об исчислениях дат важнейших событий библейской истории и о наименованиях месяцев у различных народов. Заключительный блок составляют Десять заповедей, индекс отреченных книг, имена пророков и апостолов и краткие сведения о них. Как дополнение после Похвалы помещен «Летописец вскоре» патриарха Никифора[2].

Рукопись содержит двести шестьдесят шесть листов и выполнена на пергаменте уставом в два столбца. Изборник украшен великолепными миниатюрами, заставками, инициалами и рисунками знаков зодиака на полях. Самой ценной из миниатюр считается изображение великого князя Святослава и его семьи[1]. Изборник украшен пятью миниатюрами, изображающими семью князя Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле, отцов Вселенских Соборов в архитектурном обрамлении, а также заставками и инициалами роскошного визант. (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака. В болгарской искусствоведческой литературе миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику Изборника принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болгарскому оригиналу первой трети X века. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами современного ей византийского книжного искусства[2].

Изборник Святослава как памятник древнерусского языка

Изборник Святослава 1073 года содержит материал для изучениядревнерусского языка самого раннего периода. Кроме древнерусских графико-орфографических, фонетических и морфологических особенностей, в нём отразились некоторые древнеболгарские языковые черты, сближающими его с рядом болгарских памятников: Ассеманиевыми Евангелиями, Зографским, а также Супрасльской рукописью. При этом лексиографически Изборник близок к памятникам Преславской книжной школы, возникшей в Первом Болгарском царстве во время правления царя Симеона Великого. В связи с этим высказывались предположения о его глаголическом протографе[1].

Несмотря на длительную историю изучения памятника, многие вопросы, связанные с ним, остаются не до конца изученными, в том числе: число писцов, текстология списков и затёртое имя в записи. Начало изучению Изборника было положено кружком основателя Румянцевского музея Николая Петровича Румянцева. Научное описание, включающее анализ языковых данных, сделано русскими богословами Горским и Невструевым. Часть текста Изборника с греческого и латинского параллелями издана русским филологом Бодянским в 1882 году. Первое фотолитографическое издание рукописи было осуществлено в 1880 году, и лишь в 1983 году её факсимильное издание, под научным редакторством советского лингвиста Лидии Жуковской[1].

В 1899 году русский лингвист Розенфельд первым дал законченное описание языка рукописи. Задачи изучения и издания Изборника были поставлены на ленинградской конференции, посвящённой 900-летию памятника в 1973 году. В 1991–1993 появилось болгарское издание Изборника, содержащее исследование сборника, публикацию его текста, а также грамматический указатель слов и форм[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Изборник Святослава 1073 года // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Изборник 1073 года / Православная энциклопедия // под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", т. 21: Иверская икона Божией Матери - Икиматарий. т. 21. — 2009. — 751 с. — ISBN 978-5-89572-038-7

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!