Записки охотника
«Запи́ски охо́тника» — цикл очерков Ивана Сергеевича Тургенева. Вышли в 1847—1851 годах в журнале «Современник». В 1852 году рассказы выпущены отдельными статьями. Три рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» присоединены автором к сборнику в 1880 году[1].
История создания
Летом и в начале осени 1846 года Тургенев находился в родовом имении Спасско-Лутовиново. Он часто выезжал на охоту с егерем Алифановым. Издатели журнала «Современник» Н. А. Некрасов и И. И. Панаев попросили Ивана Сергеевича предложить что-то свежее. В итоге Тургенев взялся за написание «Хоря и Калиныча». Постепенно у Тургенева накопилось много впечатлений о жизни в деревне, что впоследствии и привело к созданию целой книги. Произведения публиковались в «Современнике» по отдельности с 1847 по 1851 годы, а в 1852 году вышли в полном сборнике. Подзаголовок о «записках охотника» предложил Иван Панаев. Автор дополнительно добавил три рассказа и выпустил переработанное издание в 1870-х годах. Рассказ «Бурмистр» оказался единственным, в котором указаны место и дата событий. В июле 1847 года состоялась «премьера» произведения[2].
Смысл названия
В названии сборника заключён глубокий смысл. Охотник — это символ, оторванный от социальной действительности. Охотник бродит по полям, лесам, деревням и болотам. Изолированность наделяет его объективностью. Он не является ни помещиком, ни крестьянином и поэтому относится к представителям этих слоев с беспристрастностью, стремясь передать реальность жизни такой, какая она есть. Тургенев стал первым в русской литературе, кто описал жизнь простого крестьянина[2].
Тематика охоты служит лишь поводом для объединения рассказов в одну серию. Главные события очерков разворачиваются не в процессе охоты, а после неё. Охотник (его прототип — сам Тургенев) вместе с крестьянином Ермолаем и собакой после охоты иногда заходит в гости к помещику, либо наблюдает за сценами в деревне, либо, оставаясь на ночёвку в поле, подслушивает разговоры детей крестьян. Манера повествования способствовала популярности И. С. Тургенева как мастера бытового изображения[3].
Жанр
Жанровая принадлежность произведения точно не определена. Литературоведы не пришли к единому мнению. «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева представляют сборник рассказов 25 произведений. Сборник выпущен отдельным изданием в 1852 году. Автор добавил ещё три рассказа. Многие литературоведы относят «Записки охотника» к лирическим рассказам с элементами сатиры[1].
Идейный замысел
Центральной темой «Записок охотника» является судьба крестьян в период крепостного права. Тургенев демонстрирует, что крепостные — люди, находящиеся под влиянием сложных внутренних переживаний и обладающие многослойной нравственной жизнью.
Основная идея произведения заключается в размышлениях о человеческом достоинстве и гуманности. Крепостное право — зло, создающее непроходимую пропасть между крестьянами и остальным обществом, отстраняя их от культурного и умственного развития. Вокруг крепостных либо равнодушные, либо недоброжелательные люди. Рядом находились такие же «униженные и оскорблённые», как и сам крепостной. Каждый, кто обладал хоть каким-то талантом или склонностями, неизбежно ощущал глубокое и мучительное одиночество. Не было с кем поделиться мыслями, некому доверить искренние чувства, которые так неожиданно возникали в сердце крепостного[4].
Композиция и сюжет
Композиция
Композиция «Записок охотника» И. С. Тургенева представляет собой зеркальное отражение: начинается с краткого вступления, часто дополненного описанием природы, после чего происходит знакомство с новым персонажем: его внешность, биография, а затем происходит их разговор. Завершение становится неожиданным, выводы отсутствуют, а мораль не выдвигается: читатель получает возможность самостоятельно формировать свои выводы.
Сюжет данного цикла рассказов — путешествие по России, где герой останавливается в некоторых областях. Писатель встречает разных людей, в результате чего возникает целостная картина жизни в России.
Цикл начинается с двух тематических фраз, каждая из которых содержит три рассказа: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода» — вариации на тему народного характера. «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников» — развивают мотивацию упадка дворянства. Далее упорядоченный подход сменяется обобщением: «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи» вновь поднимают народную тему, но уже отчётливо сигнализируют о негативных последствиях крепостного права для людей. В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюка» продолжается развитие дворянской темы, но в изменённом контексте[4].
Сюжет
«Хорь и Калиныч»
Рассказчик отправляется в Калужскую область и объясняет, чем местные жители отличаются от орловских. Здесь люди более замкнуты и менее разговорчивы. Главный герой встречает охотника Полутыкина, помещика, который делает предложения каждой богатой невесте, но неизменно получает отказ. Полутыкин приглашает рассказчика переночевать у него, и по дороге они останавливаются у его крестьян — Хоря и Калиныча. Герои представляют собой совершенно разные характеры: Хорь — серьёзный, предназначенный для дел, ближе к людям, тогда как Калиныч — мечтатель, любящий природу и животных. Он занимается пчеловодством. В доме Хоря царит порядок и чистота, у него восемь здоровых детей. Прозвище Хорь он получил 20 лет назад, когда переехал на болото из сгоревшего дома, где сумел разбогатеть. Калиныч всегда рядом с барином, заботится о нём, хотя у него возникают трудности с хозяйством, что объясняет барин: «Он ведь ходит со мной на охоту».
Рассказчик сближается с обоими мужчинами и находит их интересными. Он остаётся ночевать у Хоря, а Калиныч приезжает к ним, и они проводят вместе четыре дня[5].
«Ермолай и мельничиха»
Позже рассказчик и охотник Ермолай отправляются охотиться ночью. Ермолай — беззаботный и добродушный"
мужик 45 лет, принадлежавший соседу Петра Петровича — помещику старинного покроя
, который мастерски находит добычу, принося дичь барину. У него есть собака по имени Валетка, которую он не кормит, полагая, что она должна самостоятельно добывать еду. Ночью охотники решают остановиться на мельнице. Рассказчик засыпает, но просыпается, услышав разговор Ермолая с мельничихой, которая, как оказалось, когда-то была взята барином из её семьи и увезена в Петербург, но мельник смог выкупить её обратно[5].
«Малиновая вода»
В рассказе фигурирует название ключа, который решает использовать главный герой, чтобы отдохнуть в знойный день. Он встречает двух пожилых мужчин — Степушку и Тумана, с которыми начинает беседу. В процессе разговора к ним присоединяется крестьянин Влас, делящийся своей бедой: барин отказал ему в снижении оброка, и теперь он возвращается домой без денег, оставив старый долг. Его ждёт голодная супруга[5].
«Уездный лекарь»
Когда рассказчик заболел, он вызвал лекаря. Тот поведал о трагической любви к Александре, дочери бедной вдовы-помещицы. Девушка страдала от неизлечимой болезни, и в процессе её ухода доктор влюбился в неё. Вместе они провели три ночи, после чего Александра скончалась. Позже врач вступил в брак без любви с злой и ленивой дочерью купца, обладавшей крупным приданым[5].
«Бежин луг»
Когда рассказчик заблудился в лесу, он в сумерках вышел на знакомый луг, который местные жители называли Бежиным. Там он встретил деревенских мальчишек, пасущих лошадей. Мужчина лёг возле костра, чтобы согреться. Когда ребята немного привыкли к незнакомцу, они начали рассказывать друг другу истории о русалках, домовых, леших и прочих мифических существах[5].
«Бирюк»
Промокнув под сильным дождём, рассказчик нашёл укрытие у лесника по прозвищу Бирюк. Это был крепкий и суровый человек, известный своей честностью. Бирюк жил в бедности после того, как жена оставила его с двумя детьми, сбежав с мещанином. Несмотря на видимую строгость, Бирюк оказался добрым человеком, отпустив бедняка, который пытался срубить дерево в его лесу[5].
«Певцы»
Проходя мимо маленькой деревушки Колотовка, рассказчик зашёл в местный трактир и стал наблюдателем интересного состязания среди певцов. Яшка, молодой талантливый исполнитель, одержал безусловную победу, его пение передавало все тонкости русской души[5].
«Льгов»
Рассказчик и Ермолай направляются в Льгов, чтобы поймать уток. К ним присоединяется Владимир — свободноотпущенный крепостной, который жил без постоянного заработка, увлекаясь дамами и хвастаясь своей красноречивостью. Они берут лодку у рыболова Сучка, который делится с ними своими воспоминаниями о прошлых профессиях: он трудился и актёром, и садовником, и кучером, и поваром.
Однако лодка оказывается в плохом состоянии, и в какой-то момент переворачивается. Спасает всех Ермолай, и вскоре они укрываются в сарае с сеном, чтобы погреться и продолжить беседу. В один жаркий день главный герой возвращается с охоты и сталкивается с похоронной процессией. Хоронят плотника, и в этот момент у рассказчика ломается телега. Кучер винит в этом встречу с покойником[5].
«Касьян с Красивой Мечи»
Главный герой отправляется в Юдины выселки, где встречает карлика Касьяна, известного как Блоха. Сначала он отказывает в помощи, упрекая охотников в убийстве невинных животных. В итоге Касьян всё же даёт телегу и идёт с ним на охоту. Касьян утверждает, что грешно стрелять в диких птиц, разрешая есть только домашних и холоднокровную рыбу. Он рассказывает о своём существовании, зарабатывая на продажах соловьёв и лечении травами. Раньше он жил на Красивой Мечи, но новый барин выселил его. На пути они встречают милую девочку-сироту Аннушку. Кучер сообщает главному герою, что она является родственницей Касьяна, который приютил её. Девочка очень похожа на карлика[5].
«Бурмистр»
Герой приезжает к Пеночкину, к которому у него нет особой симпатии. Пеночкин — завидный жених. Вместе они едут к помещику, где главную роль играет бурмистр Софрон Яковлевич. Оказывается, под внешним благополучием скрывается жестокость бурмистра по отношению к крестьянам и его тайная торговля[5].
«Мой сосед Радилов»
Герой отправляется на охоту с Ермолаем. По пути они наталкиваются на заброшенный сад помещика Радилова, соседа Петра Петровича. Охотники решают остаться на обед и знакомятся с другими гостями. В доме присутствует мать Радилова, бывший помещик и свояченица Ольга. За столом обсуждаются различные темы, и хозяин вспоминает о похоронах жены и своём заболевании, перенесённом в турецком госпитале. Вскоре герой получает новости о том, что Радилов и Ольга уехали, оставив мать в одиночестве[5].
«Однодворец Овсянников»
Рассказчик описывает помещика Овсянникова — рослого 70-летнего мужчину с медлительной речью, который пользовался уважением у окружающих. Овсянников жил с женой в небольшом доме, с крестьянами обращался с теплотой и щедро делился хлебом в трудные времена. Он часто разрешал споры соседей, вызывая доверие. Жена была ему подобна по характеру: степенная и молчаливая. Они обсуждают прошлое, упоминая обиды, причинённые дедом рассказчика, что вызывает у Петра Петровича стыд[5].
«Контора»
Осенью главный герой укрывается от дождя в имении госпожи Лосняковой. Он находится в канцелярии, где трудится семь человек под предводительством самой барыни. Рассказчик стал свидетелем беседы местных жителей и выяснил, что конторщик Еремеич берёт деньги с купцов ещё до завершения сделок с барыней[5].
«Два помещика»
В имение приезжает врач Павел Андреич, который вступает в конфронтацию с Еремеичем, объясняя, что тот мешает ему жениться на Татьяне. Конторщик подстрекает барыню, чтобы она не давала согласия на свадьбу влюблённых. Таким образом, Еремеич мстит врачу за неудачное лечение. Позже главный герой узнает, что барыня в конечном итоге сослала невесту Татьяну[5].
«Лебедянь»
У помещиков Хвалынского и Стегунова главный герой часто занимается охотой. Они представляют интересные характеры: Хвалынский — скупой и самодовольный человек, несмотря на женитьбу, а Стегунов — радостный помещик, который живёт по традициям и пользуется любовью крестьян, даже при применении наказаний.
Несколько лет назад главный герой попал в Лебедянь на ярмарку, где встретил князя Н и поручика Хлопакова, живущего за счёт своих богатых друзей. Рассказчик попытался купить лошадей у Ситникова, но тот либо завышал цену, либо отвлёкся на князя. В итоге лошадь ему продал заводчик Чернобай, но она оказалась хромой и непривлекательной, а вернуть её обратно продавец отказался[5].
«Татьяна Борисовна и её племянник»
Нарратор приглашает читателя прогуляться под ясным майским небом. Затем он представляет вдову Татьяну Борисовну — женщину около 50 лет с открытым взором, которая предпочитает оставаться в своём маленьком поместье и редко встречается с соседями. Она приняла к себе племянника Андрюшу, у которого была большая страсть к рисованию.
Мальчик привлёк внимание Беневоленского, который, хоть и не разбирался в искусстве, был им увлечён. Он забрал Андрюшу в Петербург для учёбы, но там скончался. Племянник вернулся к тёте и стал жить на её средства, называя себя талантливым художником, хотя не собирался заниматься творчеством[5].
«Смерть»
Главный герой предлагает молодому охотнику отправиться на тетеревов, и тот согласился. Они приезжают в лес и натыкаются на испуганного крестьянина, ставшего свидетелем несчастного случая, когда деревянная тяжесть придавила подрядчика Максима. Несмотря на то что тот ещё оставался жив, его состояние было критичным. После этого рассказчик вспоминает моменты, когда сталкивался со смертью. Например, когда потерял товарища-студента, а также вспомнил смерть помещицы, пытавшейся расплатиться с батюшкой в последние минуты своей жизни[5].
«Пётр Петрович Каратаев»
С переездом из Москвы в Тулу главный герой вынужден провести целый день в почтовом дворе из-за отсутствия лошадей и здесь встречает помещика Каратаева. Тот направляется в Москву по делам и рассказывает о своей романтической истории: он влюбился в крепостную Матрёну, но барыня не позволила ему её выкупить, в результате Каратаев похищает возлюбленную. Матрёна, в поисках приключений, оказывается в деревне и сталкивается с барыней, что приводит к жалобе на помещика. Она, полная сожаления, решает вернуться к барыне. Через год главный герой вновь встречает Каратаева в Москве за бильярдным столом, и тот, разочарованный жизнью, сообщает, что продал свою деревню и не имеет более никаких мечтаний[5].
«Свидание»
Главный герой засыпает в тени деревьев и становится свидетелем встречи крестьянки Акулины и камердинера Виктора Александровича. Камердинер ведёт себя высокомерно и безразлично. Он сообщает девушке, что уже завтра уезжает, и им предстоит долгая разлука. Акулина плачет, но это не вызывает у Виктора Александровича никаких эмоций. Рассказчик стремится утешить крестьянку, но, заметив его, она в страхе убегает[5].
«Гамлет Щигровского уезда»
Переночевав у помещика Александра Михайлыча Г., главный герой долго не может заснуть. Он начинает разговор с соседом по комнате и узнаёт его судьбу. Этот мужчина родился под Курском, учился в университете, а затем переехал в Берлин, где влюбился в дочь профессора. В конечном итоге, он сбежал, странствовал по Европе и вернулся на родину, а в своей деревне женился на соседке. После гибели жены, он устроился на службу в Курск и теперь осознает, что прожил жизнь напрасно, считая себя ничтожным. Он попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда[5].
«Чертопханов и Недопюскин»
Однажды, в жаркое лето, главный герой едет домой на телеге и встречает друзей — Пантелея Чертопханова и Тихона Недопюскина. Они живут вместе у Пантелея. Его односельчане считают гордецом и драчуном, поэтому общаются с ним редко. Тихон — безвольный и ленивый человек. Сначала он работал чиновником, но после смерти отца стал зависеть от других, развлекая их или выполняя роли полудворецкого. В конце концов, барыня оставила ему в наследство деревню, и когда другие наследники начали над ним насмехаться, его защитил Пантелей. Так мужчины и подружились[5].
Главные и второстепенные герои
Главные герои
Главные герои[3]:
Рассказчик — путешествует по центральным регионам России с ружьём и преданной собакой, общаясь не только с крупными и мелкими аристократами, но и с обычными местными крестьянами. Автор обладает мягким, скромным и доброжелательным характером. Он очень чувствителен к природной красоте и предпочитает проводить время в лесу или на поле, чем на светских ужинах.
Хорь — сильный и выносливый крестьянин, он необычайно трудолюбив. Благодаря этому его семья живёт в комфорте, его хозяйство успешно функционирует. Хотя он не имеет формального образования, его знания обширны, и выразить свои мысли он предпочитает лаконично и сдержанно. Этот человек крайне наблюдателен и проницателен, способен дать точное описание любого встречного. Он является настоящим реалистом, олицетворяющим неугасимую энергию, активность и стойкость русского крестьянина.
Калиныч — человек с лёгким характером, добрым нравом и весёлым настроением. Он не имеет семьи и не стремится её создать. Это личность совершенно иного типа: прирождённый мечтатель, идеалист, романтик, обладающий тонким восприятием природы. Калиныч не отличается практичностью и расчётливостью, он очень доверчив.
Ермолай — бездельник, которого помещик прощает за его талант в рыбалке и охоте. Ермолай любит выпить и пообщаться по душам, он нетерпелив, но добродушен. Хотя он женат, совершенно не заботится о своей супруге, доме, хозяйстве. Среди дворовых его не особо уважают, считая неординарным человеком, который постоянно попадает в неприятности.
Бирюк — серьёзный и ответственный лесничий, выполняющий свои обязанности с добросовестностью. Он пережил ужасное предательство: его любимая жена сбежала с другим, оставив ему двоих детей. Несмотря на мрачный внешний вид, он обладает добрым сердцем, отзывчивостью и милосердием. Бирюка можно охарактеризовать как воплощение строгого долга.
Второстепенные герои
Второстепенные герои[3]:
Арина Тимофеевна — жертва господского произвола. Будучи привлекательной, скромной и покорной горничной, она пользовалась доверием своей хозяйки. Однако, проявив «наглость» в любви к лакею Петру, она потеряла её расположение. За это преступное увлечение Арина с новорождённым ребёнком отправлена в деревню, а её возлюбленного Петрушу призвали в армию.
Матрёна — объект страстного увлечения молодого помещика, но эти чувства стали настоящим испытанием для неё. Воспользовавшись уговорами влюблённого дворянина, Матрёна сбегает от своей хозяйки, но не находит счастья и покоя в жизни. В конечном итоге она возвращается к барыне, чтобы оградить своего любимого от неприятностей с законом.
Моргач — барский кучер, которому повезло: став приказчиком, он не только обрёл свободу, но и разбогател. Умный человек, который не славился добротой, но и не проявлял излишней злобы. Его семья невелика: только он и его сын, точная копия отца.
Аркадий Павлович Пеночкин — барин, искренне заботящийся о своих подданных и карающий их ради их блага. Образованный, мудрый и доброжелательный человек, один из самых умных в округе, на которого с надеждой смотрят невесты.
Позиция автора
Автор в своих произведениях мастерски и ярко изображает характеры обычных крестьян, помещиков, детей и пожилых людей. Он детально и без излишних эмоций показывает, как нелегко жилось крепостным крестьянам, и как бесправны они были в обществе. Описание природы также играет важную роль в произведениях, создавая дополнительное впечатление от прочитанного[6].
Художественные приёмы и средства
Создавая образ рассказчика и связывая разные эпизоды и истории, Тургенев усиливает реализм, создавая у читателя ощущение максимального соответствия художественного вымысла реальной жизни. К примеру, в рассказе «Татьяна Борисовна и её племянник» в начале идёт описание весеннего ландшафта, усадьбы и её хозяйки Татьяны Борисовны. Автор мог бы изложить эти детали от своего имени, но он предпочитает делегировать эту задачу рассказчику:
«Дайте мне руку, дорогой читатель, и отправимся в путь вместе. Погода чудесная, мягко синит майское небо…».
Такой литературный приём призван активизировать творческое воображение читателя. Он погружается в переживания рассказчика, более чётко воспринимая окружающую природу: «гладкие молодые листья ракит», которые ранней весной «блестят, как будто вымытые», и «зелёную рожь», которая «тихо колышется» «по длинным скатам пологих холмов».
Метод общения с читателем для вовлечения его внимания и воображения, а также создания иллюзии подлинной реальности встречается и в других произведениях. Непринуждённый диалог оживляет воображение, затрагивает чувства читателя, пробуждая эмоции по отношению к людям и природе[7].
Критика
Некрасов Н. А. писал[8]:
«Успех ваших рассказов повторился ещё в большой степени в Москве,- все знакомые вам москвичи от них <в> восторге и утверждают, что о них говорят с восторгом и в московской публике. Нисколько не преувеличу, сказав вам, что эти рассказы сделали такой же эффект, как романы Герцена и Гончарова и статья Кавелина,- этого, кажись, довольно! В самом деле, это настоящее ваше дело; Белинский говорит, что вы ещё написали рассказ; если не думаете скоро написать другой, то высылайте хоть этот; это нам к осени куда хорошо: нас то и дело спрашивают, будут ли в „Современнике“ ещё ваши рассказы. Вот оно куды пошло!»
А. В. Дружинин говорил[6]:
«До сих пор, не взирая на долгую свою деятельность, наш автор только в „Записках охотника“ достигнул высшей степени своего развития, и остановился на ней, и остается на ней долгое уже время. В сравнении с этим произведением все остальные повести и рассказы Тургенева кажутся как бы этюдами ещё не установившегося литератора, как бы попытками на создание новой формы, упopно не дающейся нашему писателями»
Изданные как отдельная книга «Записки…» в 1852 году оказали негативное влияние на её издателей. Руководителя цензурного ведомства В. Львова, который одобрил публикацию, сняли с должности, сотрудники отдела получили предупреждение. Сочинения в целом представляли угрозу для репутации и авторитета императора в глазах публики. Цикл стал основой нового жанра в литературе. Писатели и их последователи начали обращать внимание на «народные проблемы», освещая чувства крестьян и простого народа. Рассказанные истории из «записок» несут как поучительность, так и увлекательность[6].
Литература
- Анненков П. В. По поводу романов и рассказов из простонародного быта // «Современник» против «Москвитянина»: Литературно-эстетическая полемика первой половины 1850-х годов. СПб.: Нестор-История, 2015.
- Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. М.: Изд-во литературного кружка «Никитинские субботники», 1922.
- Вдовин А. В. «Неведомый мир»: русская и европейская эстетика и проблема репрезентации крестьян в литературе середины XIX века // Новое литературное обозрение. 2016. № 5.
- Гроссман Л. П. Ранний жанр Тургенева // Гроссман Л. П. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. М.: Современные проблемы, 1928.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Анализ цикла рассказов «Записки охотника» Тургенева . Изба Читальня. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 История создания сборника рассказов Тургенева “Записки охотника” . Наука клуб (11 января 2024). Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Нестерова И.А. Анализ Записок охотника. — Энциклопедия Нестеровых, 2019.
- ↑ 4,0 4,1 Прокудин Б. А. Общественный идеал в Записках охотника И.С.Тургенева: историко-политический анализ // Политекс : журнал. — 2018. — № 2.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 Краткое содержание цикла рассказов «Записки охотника» . Фригато. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 История создания сборника Тургенева Записки охотника и его значение . Исторический документ. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Идейно-художественное единство «Записок охотника». В. В. Голубков . turgenev-lit.ru. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Критика о цикле «Записки охотника» Тургенева, отзывы современников . literaturus.ru. Дата обращения: 10 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |