Старый друг лучше новых двух
«Старый друг лучше новых двух» | |
---|---|
рус. | |
Жанр | пьеса |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1860 |
Дата первой публикации | журнал "Современник" |
Ста́рый дру́г лу́чше но́вых дву́х — комедия русского театрального Александра Островского завершённая в 1860 году, состоящая из трёх действий[1]. Впервые пьеса появилась в журнале «Московский вестник» в 1859 году в номере 29, где были опубликованы первые четыре явления и действие первое явления пятого, а полная публикация пьесы прошла в 1860 году в журнале «Современник» в номере 9, также пьеса была экранизирована[2].
История создания
Александр Островский начал работу над пьесой в конце 1850 года, однако в ходе написания у него возникла новая задумка, и с июня по октябрь 1859 года он создал драму «Гроза». В этот период уже завершённая часть «Старый друг лучше новых двух» была опубликована в журнале «Московский вестник». Полный текст произведения увидел свет в 1860 году в журнале «Современник». Полностью работа над пьесой была завершена Островским 17 апреля 1860 года, а уже 10 сентября этого же года пьесу одобрили в Театрально-литературном комитете к представлению, 18 сентября пьеса получает одобрение театральной цензурой, но цензор Нордстрем вычеркнул при этом слова о пьянстве чиновников[2].
Премьера пьесы «Старый друг лучше новых двух» состоялась 10 октября 1860 года в Санкт-Петербурге[1], на сцене Александрийского театра, спектакль шёл в пользу умершего актёра А. Е. Мартынова и был воспринят современниками с большим одобрением[2]:
Прекрасная пьеса эта превосходно была разыграна
Дмитрий Минаев, "Светоч", 1860, №10
Через несколько дней после премьеры пьесы в Александрийском театре проходит премьера в Малом театре — 14 октября 1860 года, в бенефис Е. В. Бороздиной, и об этой постановке писал критик А. Н. Баженов:
Исполнение это было верх комического совершенства, каждое слово решительно отчеканивалось им, а невозмутимое хладнокровие, с которым отпускал он самые уморительные прибаутки и балагурства <…> было поразительно
"Искусство", 1860, №3
Всего при жизни Островского пьеса 9 раз была дана в Александрийском театре, последний спектакль здесь датирован 2 июля 1876 года, а в Малом театре пьеса ставилась 49 раз, последний спектакль прошёл 16 февраля 1886 года[2].
Сюжет
Оленька, молодая портниха, мещанка, очень мечтает выйти замуж за титулярного советника Прохора Гаврилыча Васютина, молодого и прыткого[3]. Сюжет пьесы сосредоточен на двух влюблённых, которые не могут сразу официально объединить свои жизни, но за этим простым действием скрываются социальные проблемы того времени, и Островский искусно их отображает. Оленька ожидает возвращения своего жениха Прохора, который пообещал на ней жениться, но в итоге предаёт её, завязав роман с простой деревенской девушкой[4]. Васютин считается неплохой партией для Оленьки, при этом у них любовь, а вот для Васютина шанс преодолеть границы третьего сословия — это женитьба на девушке из «благородного» сословия, что даст ему следующий чин коллежского асессора[3]. Мать Оленьки не возражает против брака с Васютиным, а вот родительница Васютина ищет сыну более выгодную партию.
Во все разговоры и интриги вовлечена жена чиновника Пульхерия Андревна Гущина, плетущая интриги на два фронта. Свадьба Васютина и благородной девицы срывается, и Васютин понимает, что Оленька и была тем самым старым другом, который лучше новых двух. Прохор Гаврилыч приходит к Оленьке, он полон раскаяния и признаётся ей в своих чувствах и просит прощения, но она отвергает его. В финале пьесы Прохор принимает решение жениться на другой представительнице высшего общества, однако его мать против этого брака.
Островский демонстрирует социальную несправедливость, но он не является пропагандистом революционных идей, он призывает к осмотрительности в своём подходе к жизни. Название пьесы, основанное на известной пословице, имеет глубокий символический смысл, подчёркивая, что следует ценить то, что у тебя есть[4].
Персонажи
- Татьяна Никоновна — мещанка, хозяйка дома. Практичная, гостеприимная.
- Оленька — молодая девушка, дочь Татьяны Никоновны. Зарабатывает на жизнь шитьём, трудолюбивая, скромная.
- Пульхерия Андревна Гущина — жена чиновника, имеет определённый социальный статус.
- Гаврила Прохорыч Васютин — пожилой, отставной чиновник, придерживается старых порядков.
- Анфиса Карповна — жена Гаврилы Прохорыча.
- Прохор Гаврилыч Васютин — титулярный советник (невысокий чин), сын Гаврилы и Анфисы.
- Вавила Осипович Густомесов — купец, достаточно молодой.
- Орест — лакей в возрасте, с важным видом, неповоротливый[5].
Художественные средства
- Эпитеты: «старый друг», «новые друзья», «дорогие воспоминания».
- Сравнения: «как старый дуб, который пережил многие бури», «как птица, возвращающаяся в родное гнездо», «как свет в окне».
- Олицетворения: «дружба не стареет», «воспоминания шепчут», «слово дружбы согревает душу».
- Антропоморфизм: «старые друзья всегда ждут у двери», «воспоминания улыбаются», «судьба смеётся над нашими страхами».
- Метафоры: «жизнь — это река», «тень старого друга», «друзья — это звёзды на небе жизни».
- Инверсия: «не старые друзья, а новые лучше», «не время уходит, а мы теряем друзей», «не в том счастье, чтобы иметь много друзей, а в том, чтобы иметь одного верного».
- Фразеологизмы: «старый друг на вес золота», «на одной волне», «друзья познаются в беде»[6].
Критика
Критика отнеслась к пьесе Александра Островского «Старый друг лучше новых двух» по-разному: рецензент журнала «Русское слово» Вячеслав Иванов считал, что новая пьеса Островского слабее всех его произведений. Иначе оценили комедию Николай Некрасов и Николай Добролюбов. Некрасов писал драматургу:
Мы с Добролюбовым прочли её и нашли, что она в своём роде великолепна — то есть вполне достойна Вашего дарования.
Иван Панаев оценил пьесу в целом как «мастерски набросанные картинки», «так поразительно верные натуре», он также выделил образы Оленьки и Пульхерии Андревны, назвав их «лучшими» в комедии. Критика особенно выделяла игру Снетковой, Линской и Бурдина[7].
Экранизации
- «Старый друг лучше новых двух», 10 октября 1860 год, Александринский театр в Санкт-Петербурге[8].
- «Старый друг лучше новых двух», 14 октября 1860 год, Малый театр в Москве[9].
- «Старый друг лучше новых двух», 21 февраля 1997 год, Московский театр, режиссёр Владимир Богатырёв[10].
- «Старый друг лучше новых двух», 2012 год, режиссёр Мария Велихова[11].
Ссылки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Старый друг лучше новых двух . ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Пошехонова О.Н. Премьеры пьес А. Н. Островского. "Старый друг лучше новых двух" . Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Токарев Александр. Скоморошество под маской классики (о спектакле "Старый друг лучше новых двух") https://www.chitalnya.ru/work/2641532/ . Изба-Читальня. Дата обращения: 1 октября 2019.
- ↑ 4,0 4,1 Краткое содержание пьесы Старый друг лучше новых двух Островского . Читательский дневник. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Старый друг лучше новых двух островский краткое содержание . megavtogal.com. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Старый друг лучше новых двух . lib.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Александр Островский «Старый друг лучше новых двух» (1859-60) . trounin.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ «Старый друг лучше новых двух», Островский А.Н., 10.10.1860 . alexandrinsky.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ История . maly.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Старый друг лучше новых двух . cetera.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Старый друг лучше новых двух . shepkinskoe.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |