На всякого мудреца довольно простоты
На всякого мудреца довольно простоты | |
---|---|
На всякого мудреца довольно простоты | |
![]() | |
Жанр | сатирическая комедия |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1868 |
Дата первой публикации | 1868 |
На вся́кого мудреца́ дово́льно простоты́ — сатирическая комедия Александра Островского была написана в 1868 году. Споры о произведении и его персонажах периодически возникают и затихают из-за поднимаемых социальных и политических вопросов. Подвергалось резкой критике со стороны консервативной части общества, но революционно-демократическая часть современников Островского оценила пьесу как правдивую и талантливо написанную. В ней описаны события, происходящие в период общественных перемен: молодой человек ищет возможности карьерного роста, пытается достичь своей цели любыми путями, ему не чужды подлость, обман, двуличие. В комедии автор подчёркивает ключевые черты характера действующих лиц пьесы: лицемерие, меркантильность, расчётливость. Актуальность проблем, поднимаемых в произведении, не утрачена до сегодняшнего дня. Пьеса ставится на сценах театров более 150 лет[1]. Сняты фильмы по мотивам произведения в 1952 году на киностудии имени Горького (режиссёры Анатолий Дорменко, Владимир Сухобоков )[2] и 1971 году снят ТО «Экран» (режиссёры Александра Ремизова, Борис Ниренбург) и другие[3].
История создания
Комедия Александра Островского была написана в 1868 году: начата работа в конце августа, и 7 октября автор закончил работу. В процессе создания первых сцен драматург рассказал своему другу, актёру Императорских театров Фёдору Бурдину: «Я работаю над большой комедией, но пока ты никому не говори. Сюжет настолько серьёзен, что спешить не стоит. Особенно важно тщательно проработать финал»[1].
Критики оценили произведение как «летопись современности», высоко подчеркнув прогрессивные взгляды Островского на светское общество своего времени. Публикация произведения была в 1868 году в «Отечественных записках» № 11. Пьеса быстро получила одобрение от драматической цензуры, а первый показ на сцене Александрийского театра прошёл всего через месяц после её выхода — 1 ноября 1868 года[1]. 6 ноября 1868 года премьера комедии состоялась в московском Малом театре, в бенефис Николая Евстафьевича Вильде[4].
После премьеры Бурдин с восторгом сообщил Островскому: «Комедия произвела большое впечатление, артистов и тебя вызывали на бис бесконечно, дебютанты добились значительного успеха» [1]. Консервативными кругами пьеса не была принята и отрицательные отзывы были опубликованы в различных источниках: В. П. Буренин (Z) в «Санкт-Петербургских ведомостях» № 11 (11 января 1869), Д. В. Аверкиев в «Голос» № 304 (3 ноября 1868)[4].
Тематика и идейный замысел
Тематика комедии Александра Островского — реакция дворянства на реформу, социально-политические и нравственные изменения, происходящие в дворянской среде в связи с падением крепостного права. Это актуальная для конца 60-х годов XIX века тема. В это время входит в моду деловитость, представители дворянского сословия, некогда жившие размеренно и неторопливо, поддерживая своё благосостояние за счёт труда крепостных крестьян, после реформ и отмены крепостного права всё больше стремятся быть, а чаще казаться активными, по-прежнему стремятся к сохранению и приумножению состояния, но уже другими средствами: наступает эпоха капиталистических отношений, буржуазных преобразований[5].
Идейный замысел произведения заключается в том, что московские дворянско-чиновнические слои представлены как враги нравственности и прогресса, робко пытающиеся подыгрывать общественно-политическим реформам. Объектом сатиры становится весь уклад жизни московского дворянского общества[5].
Сюжет
Строится по классическим канонам ведения интрига. В пьесе нет ни одного лишнего персонажа, действие остаётся динамичным,«не затянутым». Сюжетная интрига, которая завязывается в первом действии, становится главной в произведении, описание быта купцов и мещан уходят на второй план. Егор Глумов, циник и карьерист, стремясь изменить свою жизнь, обсуждает с матерью намерение отказаться от эпиграмм и адаптироваться к богатым москвичам, используя их недостатки для карьерного роста и удачного замужества. Обида будет записываться в его дневнике[6].
В тот момент приходят Курчаев с Голутвиным. Курчаев требует написанные эпиграммы и дневник для публикации и продвижения Голутвина, романиста-неудачника, но Глумов отказывается отдать записи. Гусар Курчаев сообщает, что жена состоятельного чиновника Мамаева, Клеопатра Львовна Мамаева, влюблена в Глумова с того момента, как увидела в театре, попутно подмечает о дядюшкином увлечении — бесцельном осмотре квартир. Глумов видит в Мамаеве возможность пробиться в высшие круги и познакомиться с богатой вдовой Турусиной, на племяннице которой он планирует жениться. После отъезда гостей Глумов разрабатывает план, как познакомиться с дядюшкой и завоевать его доверие. Находит Человека Мамаева, который отдает Мамаеву адрес квартиры Глумова для осмотра. Мамаев приезжает на квартиру Глумовых, завязывается разговор, в процессе которого Глумов признаётся, что глуп и нуждается в поддержке советами и наставлениями умного человека. Мамаев начинает наставлять Глумова, который, притворяясь, что жаждет мудрости, попутно подогревает конфликт между Курчаевым и Мамаевым, рассказывая о том, кто нарисовал карикатуру на Мамаева (чуть ранее Глафира Климовна Глумова вмешивается в разговор и рассказывает о посещении их дома Курчаевым и о портрете, который тот нарисовал)[7]. Действие заканчивается тем, что в седьмом явлении Курчаеву отказывают от дома дядюшка, Нил Федосеич Мамаев, и вдова Турусина.
Второе действие начинается с диалога Мамаева и Крутицкого. Писатель Крутицкий, придерживающийся традиционных взглядов, договаривается с Мамаевым о том, чтобы Глумов переработал его рукопись. Крутицкий готов заплатить, но Мамаев говорит, что этого делать не нужно. В следующем явлении появляются Клеопатра Львовна, жена Мамаева, обсуждающиеся Глумова, Мамаева обещает помочь матери Глумова, устроив сына на хорошую должность, а Мамаев предлагает Глумовой приехать к нему завтра, но не деньгами, а за советом. Драматург постепенно раскрывает характеры героев, изображая в разных ситуациях, показывая их глупость и самонадеянность. Супруга Мамаева становится ещё одним участником интриги: Глафира Климовна внушает ей, что сын страстно влюблён в тётушку и страдает от неразделённого чувства; лицемерно рассказывает о восхищении сына умом дядюшки и красотой тётушки. Мамаева знакомит Глумова с Иваном Ивановичем, чтобы племяннику заполучить место службы. Городулин отмечает способность Глумова к риторике (что важно для современного человека), предлагает написать спич для завтрашнего мероприятия, на котором должен присутствовать Иван Иванович. Во время беседы Мамаева и Глумова дядюшка учит племянника «подльстить» Курчаеву, так как такое знакомство может пригодиться в дальнейшем, а затем учит племянника обхождению с тётушкой — намекает, что нужно с ней пофлиртовать. Действие заканчивается сценой объяснения Глумова с Клеопатрой Львовной (тётушка вынуждает признаться в чувствах, которые, по её убеждению, испытывает к ней племянник, а Глумов подыгрывает ей)[7].
Действие третье начинается с диалога богатой барыни Софьи Игнатьевны Турусиной и её племянницы. Вдова готова оказаться от выезда в гости из-за примет (встреченного прохожего, который находился не с той стороны о повозки, женщины, переходившей им дорогу). Зритель узнаёт о вдове несколько деталей: она не любит иронизирующего Курчаева, получает от доброжелателей письма с предостережениями о его неблагонадёжности, в её доме живут две приживалки. Без внимания не остаётся и племянница — молодая особа, желающая «поблестеть, покрасоваться», готова пойти замуж за нелюбимого, но остаться с приданным от тётушки. Драматург подчёркивает особенность характера племянницы, давая речевые характеристики. Племянница произносит реплику: «Я буду грешить и буду каяться». Машенька не противится, но хочет выбрать сама. Девушка мечтает покинуть дом и проявить себя в обществе.Тётушка решает выбрать жениха для Машеньки, с этой целью наводит справки о хороших женихах в Москве у Крутицкого и Городулина, затем приглашает Манефу, которая разговаривает иносказательно и предсказывает жениха племяннице. Действие заканчивается появлением в доме вдовы Глумова и Мамаева[7].
В четвёртом действии Глумов получает похвалу Крутицкого за письменную работу и обещание поддержки. Взамен он просит Крутицкого стать его свидетелем на свадьбе. После ухода Глумова, Крутицкий задумался о характере Глумова, понимая, что тот льстец и способен на подлость, но оправдывает его бедным материальным положением и семейным воспитанием. Позднее Крутицкий открывает тайну Мамаевой, что Глумов женится на племяннице вдовы Турусиной, для тётушки это стало ударом, она на отправляется к Глумовым. В это время, чтобы не сорвалась женитьба на Турусиной, Глумов просит мать дольше и чаще бывать у вдовы и следить за домом невесты. Мамаева встречается с Глумовым, он уверяет, что женить его хочет дядюшка, и всё ради денег, но он по-прежнему влюблён в неё, Клеопатру Львовну, и откажется от брака. Тётушка понимает, что её обманывают. Действие приближается к развязке — в гости к Глумову приходит Голутвин и шантажирует тем, что написал всё о жизни хозяина дома в своём трактате и намерен напечатать этот опус в журнале, если тот не согласится дать ему 25 рублей (Голутвин следил за Глумовым, фиксируя все встречи). Мамаева, пользуясь отсутствием Глумова, читает его дневник, а затем крадёт, чтобы отомстить за обман и унижение. По возвращении Глумов рассказывает тётушке о шантажисте и где его найти. Затем Мамаева уезжает[7].
В четвёртом действии происходит развязка конфликта и действие подходит к логическому завершению. На даче собираются герои пьесы, в это время почтальон приносит пакет, в который вложен журнал со статьёй «Как выходят в люди» и дневник Глумова с подписью: «В доказательство того, что все в статье справедливо, прилагается сей дневник», слуга передаёт вдове пакет с журналом, в котором опубликован и портрет Глумова. Документы раскрывают истинные намерения Егора Дмитриевича Глумова. Он не намерен оправдываться и заявляет, что был искренен только в дни написания дневника. Все, кроме Городулина, возмущены. Мамаев произносит в адрес Глумова: «Ну, что нам с тобой считаться – мы свои люди», а Городулин говорит Егору Глумову: «Я ни слова. Вы прелестнейший мужчина! Вот вам рука моя. И все, что вы говорили про нас, то есть про меня — про других я не знаю, – правда совершенная». Перед тем, как уйти, Глумов произносит фразу, ставшую в дальнейшем афоризмом: «На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что пока я был между вами, в вашем обществе, — я только тогда и был честен, когда писал этот дневник.» после чего уходит. Присутствующие, немного поразмыслив, приходят к выводу, что Глумов — «деловой человек», который всё же заслуживает наказания, но через некоторое время его можно будет задобрить[7].
Композиция
Завязка интриги в произведении начинается с первого действия, когда Егор Дмитрич Глумов делится с матерью своими планами. Он рассказывает о намерении сколотить состояние, сделать карьеру, добитьсЯ признания в свете, используя знакомства с богатыми москвичами и женившись на богатой невесте[1].
Развитие действия. Главный герой устраивает так, что знакомится со своим дядей, богатым и своенравным московским дворянином. Он ведёт дневниковые записи, где откровенно высказывается о каждом из своих знакомых, играет с человеческими страстями и слабостями[1].
Кульминация. Егор Дмитрич Глумов близок к своей цели —женитьбе на богатой невесте, весть о предстоящей свадьбе с Машенькой Турусиной доходит до тётушки Егора Глумова, которая из чувства ревности продумывает хитроумный план мщения крадёт дневник племянника[1]. Интрига начинает развиваться в обратном направлении — события разворачиваются так, что хитрец приближается к разоблачению — четвёртое действие[6].
Развязка. Пятое действие содержит развязку комедии — на даче Турусиной происходит разоблачение Глумова. Герои пьесы зачитывают фрагменты дневника, в которых написано о каждом из них. Читают заметки не о себе, озвучивают фрагменты записей о друг друге. После того, как Глумов уходит, герои соглашаются, что Глумов похож на них и намерены через какое-то время простить главного героя[1].
Действующие лица
Персонажи пьесы выписаны автором в строгом соответствии с театральными «масками», характерами, которые на тот момент были определены в драматургии. Автор, раскрывая особенности героев, ориентировался на театральные традиции, классическое представление о правилах создания образов и накопленный житейский опыт[6].
- Егор Дмитрич Глумов — амбициозный и умный юноша, жаждущий богатства и высшего социального статуса.
- Глафира Климовна Глумова — его не слишком умная мать, послушная женщина, которая всегда старается угодить состоятельным людям.
- Нил Федосеич Мамаев — зажиточный помещик и дальний родич Глумова, охотно дающий советы окружающим.
- Клеопатра Львовна Мамаева — его жена, страстная и пленительная личность, что испытывает интерес к Глумову.
- Крутицкий — благородный старец, консерватор, обладающий значительным статусом.
- Иван Иванович Городулин — молодой человек, важная фигура.
- Софья Игнатьевна Турусина — состоятельная вдова, неблагоразумная и подозрительная дама.
- Егор Васильевич Курчаев — молодой гусар, друг Глумова.
- Машенька — племянница Турусиной, испытывающая чувства к Курчаеву.
- Голутвин — юноша, зарабатывающий на жизнь писательством с низкими моральными стандартами[8].
Художественные средства
В основе пьесы лежит устная разговорная речь[9], насыщенная различными средствами выразительности.
- Эпитеты: «светлая голова», «добренький человек», «грустная улыбка»[10].
- Сравнения: «Как воробей на ветке», «Он у нас, как рыба в воде», «Словно баран на новые ворота»[10].
- Олицетворения: «Умные мысли бродят в голове», «Светит солнце радости», «Ночь шепчет тайны»[10].
- Антропоморфизм: «Время летит», «Судьба улыбнулась», «Снег тихо шепчет»[10].
- Метафоры: «Город», «Крыша поехала», «Мир — большая сцена»[10].
- Инверсия: «Не так-то просто быть мудрецом!», «Уж не знаю, как это понимать!», «Трудно быть простым!»[10].
- Фразеологизмы: «На всякого мудреца довольно простоты», «Вешать лапшу на уши», «Бить баклуши»[10].
Проблематика
В произведении поднимаются общественные и социальные проблемы[11][6].
- Общественные пороки и их влияние на личность. Драматург показывает, как общественные пороки становятся личными пороками конкретного человека, а просветительские идеи остаются только в его дневнике и в мечтах о будущем[11].
- Реакция дворянства на реформы. В пьесе изображена реакция московского дворянства на реформы 1860 года, а также социально-политические и нравственные изменения, происходящие в дворянской среде в связи с отменой крепостного права[11].
- Опасность для общества продвижения умного и энергичного, но не обременённого совестью человека. Весь тон пьесы показывает последствия для общества продвижения подобными методами умного, но циничного и аморального героя Глумова[11].
Экранизации
Пьеса актуально звучит в любой исторической эпохе. Проблемы, поднимаемые в произведении, злободневны и не подчинены категории времени, так как затрагивают общечеловеческие и философские вопросы бытия. В разные периоды развития театрального искусства и кинематографа были поставлены и отсняты различные версии по мотивам произведения Островского[6].
- «На всякого мудреца довольно простоты», фильм-спектакль, 1971 год, режиссёр Александр Ремизов[12].
- «На всякого мудреца довольно простоты», фильм-спектакль, 1952 год, режиссёр Владимир Сухобоков[13].
- «На всякого мудреца довольно простоты», фильм-спектакль, 1985 год, режиссёр Игорь Ильинский[14].
- «На всякого мудреца довольно простоты», 2007 год, режиссёр Олег Табаков[15].
- «На всякого мудреца довольно простоты», 2002 год, режиссёр Владимир Михайлович Бейлис[16].
- «На всякого мудреца довольно простоты», 2019 год, режиссёр Сергей Безруков, Алла Решетникова[17].
- «На всякого мудреца довольно простоты», 2021 год, режиссёр Константин Богомолов[18].
Литература
- А. Н. Островский нв сцене Малого театра. Ответственный редактор Шаповалов Л. — Государственное издательство «Искусство». — Москва—Ленинград, 1948, С. 88.
- Герцен А. И, Полн. собр. соч., т. 2. М, 1954, С. 33.
- Дурылин С. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене московского Малого театра. — М.—Л, 1940, С. 18.
- Дурылин С. Указ. соч., С. 21.
- Кашин Н. П. Этюды об Островском, т. 1. М., 1912. С.142.
- Лакшина В. Я. «Мудрецы» Островского — в истории и на сцене». — журнал «Новый мир», 1969, № 12.
- Лакшин В. Островский (1868—1871). — В кн.: Островский А. Н. Поли. Собр. соч. в 12-ти т., т. 3. М., 1974.
- Михновец Надежда Геннадьевна Факторы усложнения структуры драматического героя («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) // Два века. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uslozhneniya-struktury-dramaticheskogo-geroya-na-vsyakogo-mudretsa-dovolno-prostoty-a-n-ostrovskogo.
- Никитенко А. В. Дневник, т. III. М., 1956, С. 19—20.
- Cолженицынские тетради: Материалы и исследования: [альманах]. Вып. 4 / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; [гл. ред. А.С. Немзер]. — М.: Русский путь, 2015. — 296 с.: ил. ISBN 978-5-85887-450-8
- Филиппов Вл. Язык персонажей Островского. — В кн.: А. Н. Островский-драматург. М., 1946, С. 108.
- Это традиционное для народного театра построение. Ср.: Русская народная драма XVII—XX веков. Тексты пьес и описания представлений. М., 1953.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 «На всякого мудреца довольно простоты» - краткое содержание пьесы А.Н. Островского . nauka.club. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (1952) . Kino-teatr.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (1971) . Kino-teatr.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 На всякого мудреца довольно простоты. Примечания . Ostrovskiy.lit-info.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Формирование жанровой разновидности сатирической комедии «На всякого мудреца, довольно простоты» . Библиофонд (сайт) (9 декабря 2008). Дата обращения: 8 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Архангельский, Александр. Александр Николаевич Островский (1823—1886). Художественный мир писателя // Литература : журнал. — 2001. — № 33.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты . Азбука (сайт). Дата обращения: 20 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты . kartaslov.ru. Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Ильина, Наталия Кирилловна. Ритмика речи героев комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Вестник КГУ. — 2015. — № 1.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 На всякого мудреца довольно простоты . azbyka.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 Шепелева Е. Л., Тютелова Л. Г. Мотивный комплекс ума в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Самарский университет. — С. 66—69.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (ТВ, 1971) . Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (1952) . Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (ТВ, 1985) . Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты (2007) . kino-teatr.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ На всякого мудреца довольно простоты. Малый театр. Пресса о спектакле . smotr.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ Спектакль На всякого мудреца довольно простоты . m-g-t.theater. Дата обращения: 11 февраля 2025.
- ↑ В Театре наций вышел спектакль Богомолова «На всякого мудреца довольно простоты» . БФМ.РУ. Дата обращения: 11 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Литературные произведения по алфавиту
- Пьесы Александра Островского
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Произведения 1860-х годов
- Произведения, впервые опубликованные в журнале «Отечественные записки»
- Сатирические произведения
- Пьесы 1868 года
- Пьесы Российской империи
- Пьесы по авторам
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN