На всякого мудреца довольно простоты

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
На всякого мудреца довольно простоты
На всякого мудреца довольно простоты
Издание
Жанр сатирическая комедия
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1868
Дата первой публикации 1868

На вся́кого мудреца́ дово́льно простоты́ — сатирическая комедия Александра Островского была написана в 1868 году. Споры о произведении и его персонажах периодически возникают и затихают из-за поднимаемых социальных и политических вопросов. Подвергалось резкой критике со стороны консервативной части общества, но революционно-демократическая часть современников Островского оценила пьесу как правдивую и талантливо написанную. В ней описаны события, происходящие в период общественных перемен: молодой человек ищет возможности карьерного роста, пытается достичь своей цели любыми путями, ему не чужды подлость, обман, двуличие. В комедии автор подчёркивает ключевые черты характера действующих лиц пьесы: лицемерие, меркантильность, расчётливость. Актуальность проблем, поднимаемых в произведении, не утрачена до сегодняшнего дня. Пьеса ставится на сценах театров более 150 лет[1]. Сняты фильмы по мотивам произведения в 1952 году на киностудии имени Горького (режиссёры Анатолий Дорменко, Владимир Сухобоков )[2] и 1971 году снят ТО «Экран» (режиссёры Александра Ремизова, Борис Ниренбург) и другие[3].

История создания

Комедия Александра Островского была написана в 1868 году: начата работа в конце августа, и 7 октября автор закончил работу. В процессе создания первых сцен драматург рассказал своему другу, актёру Императорских театров Фёдору Бурдину: «Я работаю над большой комедией, но пока ты никому не говори. Сюжет настолько серьёзен, что спешить не стоит. Особенно важно тщательно проработать финал»[1].

Критики оценили произведение как «летопись современности», высоко подчеркнув прогрессивные взгляды Островского на светское общество своего времени. Публикация произведения была в 1868 году в «Отечественных записках» № 11. Пьеса быстро получила одобрение от драматической цензуры, а первый показ на сцене Александрийского театра прошёл всего через месяц после её выхода — 1 ноября 1868 года[1]. 6 ноября 1868 года премьера комедии состоялась в московском Малом театре, в бенефис Николая Евстафьевича Вильде[4].

После премьеры Бурдин с восторгом сообщил Островскому: «Комедия произвела большое впечатление, артистов и тебя вызывали на бис бесконечно, дебютанты добились значительного успеха» [1]. Консервативными кругами пьеса не была принята и отрицательные отзывы были опубликованы в различных источниках: В. П. Буренин (Z) в «Санкт-Петербургских ведомостях» № 11 (11 января 1869), Д. В. Аверкиев в «Голос» № 304 (3 ноября 1868)[4].

Тематика и идейный замысел

Тематика комедии Александра Островского — реакция дворянства на реформу, социально-политические и нравственные изменения, происходящие в дворянской среде в связи с падением крепостного права. Это актуальная для конца 60-х годов XIX века тема. В это время входит в моду деловитость, представители дворянского сословия, некогда жившие размеренно и неторопливо, поддерживая своё благосостояние за счёт труда крепостных крестьян, после реформ и отмены крепостного права всё больше стремятся быть, а чаще казаться активными, по-прежнему стремятся к сохранению и приумножению состояния, но уже другими средствами: наступает эпоха капиталистических отношений, буржуазных преобразований[5].

Идейный замысел произведения заключается в том, что московские дворянско-чиновнические слои представлены как враги нравственности и прогресса, робко пытающиеся подыгрывать общественно-политическим реформам. Объектом сатиры становится весь уклад жизни московского дворянского общества[5].

Сюжет

Строится по классическим канонам ведения интрига. В пьесе нет ни одного лишнего персонажа, действие остаётся динамичным,«не затянутым». Сюжетная интрига, которая завязывается в первом действии, становится главной в произведении, описание быта купцов и мещан уходят на второй план. Егор Глумов, циник и карьерист, стремясь изменить свою жизнь, обсуждает с матерью намерение отказаться от эпиграмм и адаптироваться к богатым москвичам, используя их недостатки для карьерного роста и удачного замужества. Обида будет записываться в его дневнике[6].

В тот момент приходят Курчаев с Голутвиным. Курчаев требует написанные эпиграммы и дневник для публикации и продвижения Голутвина, романиста-неудачника, но Глумов отказывается отдать записи. Гусар Курчаев сообщает, что жена состоятельного чиновника Мамаева, Клеопатра Львовна Мамаева, влюблена в Глумова с того момента, как увидела в театре, попутно подмечает о дядюшкином увлечении — бесцельном осмотре квартир. Глумов видит в Мамаеве возможность пробиться в высшие круги и познакомиться с богатой вдовой Турусиной, на племяннице которой он планирует жениться. После отъезда гостей Глумов разрабатывает план, как познакомиться с дядюшкой и завоевать его доверие. Находит Человека Мамаева, который отдает Мамаеву адрес квартиры Глумова для осмотра. Мамаев приезжает на квартиру Глумовых, завязывается разговор, в процессе которого Глумов признаётся, что глуп и нуждается в поддержке советами и наставлениями умного человека. Мамаев начинает наставлять Глумова, который, притворяясь, что жаждет мудрости, попутно подогревает конфликт между Курчаевым и Мамаевым, рассказывая о том, кто нарисовал карикатуру на Мамаева (чуть ранее Глафира Климовна Глумова вмешивается в разговор и рассказывает о посещении их дома Курчаевым и о портрете, который тот нарисовал)[7]. Действие заканчивается тем, что в седьмом явлении Курчаеву отказывают от дома дядюшка, Нил Федосеич Мамаев, и вдова Турусина.

Второе действие начинается с диалога Мамаева и Крутицкого. Писатель Крутицкий, придерживающийся традиционных взглядов, договаривается с Мамаевым о том, чтобы Глумов переработал его рукопись. Крутицкий готов заплатить, но Мамаев говорит, что этого делать не нужно. В следующем явлении появляются Клеопатра Львовна, жена Мамаева, обсуждающиеся Глумова, Мамаева обещает помочь матери Глумова, устроив сына на хорошую должность, а Мамаев предлагает Глумовой приехать к нему завтра, но не деньгами, а за советом. Драматург постепенно раскрывает характеры героев, изображая в разных ситуациях, показывая их глупость и самонадеянность. Супруга Мамаева становится ещё одним участником интриги: Глафира Климовна внушает ей, что сын страстно влюблён в тётушку и страдает от неразделённого чувства; лицемерно рассказывает о восхищении сына умом дядюшки и красотой тётушки. Мамаева знакомит Глумова с Иваном Ивановичем, чтобы племяннику заполучить место службы. Городулин отмечает способность Глумова к риторике (что важно для современного человека), предлагает написать спич для завтрашнего мероприятия, на котором должен присутствовать Иван Иванович. Во время беседы Мамаева и Глумова дядюшка учит племянника «подльстить» Курчаеву, так как такое знакомство может пригодиться в дальнейшем, а затем учит племянника обхождению с тётушкой — намекает, что нужно с ней пофлиртовать. Действие заканчивается сценой объяснения Глумова с Клеопатрой Львовной (тётушка вынуждает признаться в чувствах, которые, по её убеждению, испытывает к ней племянник, а Глумов подыгрывает ей)[7].

Действие третье начинается с диалога богатой барыни Софьи Игнатьевны Турусиной и её племянницы. Вдова готова оказаться от выезда в гости из-за примет (встреченного прохожего, который находился не с той стороны о повозки, женщины, переходившей им дорогу). Зритель узнаёт о вдове несколько деталей: она не любит иронизирующего Курчаева, получает от доброжелателей письма с предостережениями о его неблагонадёжности, в её доме живут две приживалки. Без внимания не остаётся и племянница — молодая особа, желающая «поблестеть, покрасоваться», готова пойти замуж за нелюбимого, но остаться с приданным от тётушки. Драматург подчёркивает особенность характера племянницы, давая речевые характеристики. Племянница произносит реплику: «Я буду грешить и буду каяться». Машенька не противится, но хочет выбрать сама. Девушка мечтает покинуть дом и проявить себя в обществе.Тётушка решает выбрать жениха для Машеньки, с этой целью наводит справки о хороших женихах в Москве у Крутицкого и Городулина, затем приглашает Манефу, которая разговаривает иносказательно и предсказывает жениха племяннице. Действие заканчивается появлением в доме вдовы Глумова и Мамаева[7].

В четвёртом действии Глумов получает похвалу Крутицкого за письменную работу и обещание поддержки. Взамен он просит Крутицкого стать его свидетелем на свадьбе. После ухода Глумова, Крутицкий задумался о характере Глумова, понимая, что тот льстец и способен на подлость, но оправдывает его бедным материальным положением и семейным воспитанием. Позднее Крутицкий открывает тайну Мамаевой, что Глумов женится на племяннице вдовы Турусиной, для тётушки это стало ударом, она на отправляется к Глумовым. В это время, чтобы не сорвалась женитьба на Турусиной, Глумов просит мать дольше и чаще бывать у вдовы и следить за домом невесты. Мамаева встречается с Глумовым, он уверяет, что женить его хочет дядюшка, и всё ради денег, но он по-прежнему влюблён в неё, Клеопатру Львовну, и откажется от брака. Тётушка понимает, что её обманывают. Действие приближается к развязке — в гости к Глумову приходит Голутвин и шантажирует тем, что написал всё о жизни хозяина дома в своём трактате и намерен напечатать этот опус в журнале, если тот не согласится дать ему 25 рублей (Голутвин следил за Глумовым, фиксируя все встречи). Мамаева, пользуясь отсутствием Глумова, читает его дневник, а затем крадёт, чтобы отомстить за обман и унижение. По возвращении Глумов рассказывает тётушке о шантажисте и где его найти. Затем Мамаева уезжает[7].

В четвёртом действии происходит развязка конфликта и действие подходит к логическому завершению. На даче собираются герои пьесы, в это время почтальон приносит пакет, в который вложен журнал со статьёй «Как выходят в люди» и дневник Глумова с подписью: «В доказательство того, что все в статье справедливо, прилагается сей дневник», слуга передаёт вдове пакет с журналом, в котором опубликован и портрет Глумова. Документы раскрывают истинные намерения Егора Дмитриевича Глумова. Он не намерен оправдываться и заявляет, что был искренен только в дни написания дневника. Все, кроме Городулина, возмущены. Мамаев произносит в адрес Глумова: «Ну, что нам с тобой считаться – мы свои люди», а Городулин говорит Егору Глумову: «Я ни слова. Вы прелестнейший мужчина! Вот вам рука моя. И все, что вы говорили про нас, то есть про меня — про других я не знаю, – правда совершенная». Перед тем, как уйти, Глумов произносит фразу, ставшую в дальнейшем афоризмом: «На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что пока я был между вами, в вашем обществе, — я только тогда и был честен, когда писал этот дневник.» после чего уходит. Присутствующие, немного поразмыслив, приходят к выводу, что Глумов — «деловой человек», который всё же заслуживает наказания, но через некоторое время его можно будет задобрить[7].

Композиция

Завязка интриги в произведении начинается с первого действия, когда Егор Дмитрич Глумов делится с матерью своими планами. Он рассказывает о намерении сколотить состояние, сделать карьеру, добитьсЯ признания в свете, используя знакомства с богатыми москвичами и женившись на богатой невесте[1].

Развитие действия. Главный герой устраивает так, что знакомится со своим дядей, богатым и своенравным московским дворянином. Он ведёт дневниковые записи, где откровенно высказывается о каждом из своих знакомых, играет с человеческими страстями и слабостями[1].

Кульминация. Егор Дмитрич Глумов близок к своей цели —женитьбе на богатой невесте, весть о предстоящей свадьбе с Машенькой Турусиной доходит до тётушки Егора Глумова, которая из чувства ревности продумывает хитроумный план мщения крадёт дневник племянника[1]. Интрига начинает развиваться в обратном направлении — события разворачиваются так, что хитрец приближается к разоблачению — четвёртое действие[6].

Развязка. Пятое действие содержит развязку комедии — на даче Турусиной происходит разоблачение Глумова. Герои пьесы зачитывают фрагменты дневника, в которых написано о каждом из них. Читают заметки не о себе, озвучивают фрагменты записей о друг друге. После того, как Глумов уходит, герои соглашаются, что Глумов похож на них и намерены через какое-то время простить главного героя[1].

Действующие лица

Персонажи пьесы выписаны автором в строгом соответствии с театральными «масками», характерами, которые на тот момент были определены в драматургии. Автор, раскрывая особенности героев, ориентировался на театральные традиции, классическое представление о правилах создания образов и накопленный житейский опыт[6].

  • Егор Дмитрич Глумов — амбициозный и умный юноша, жаждущий богатства и высшего социального статуса.
  • Глафира Климовна Глумова — его не слишком умная мать, послушная женщина, которая всегда старается угодить состоятельным людям.
  • Нил Федосеич Мамаев — зажиточный помещик и дальний родич Глумова, охотно дающий советы окружающим.
  • Клеопатра Львовна Мамаева — его жена, страстная и пленительная личность, что испытывает интерес к Глумову.
  • Крутицкий — благородный старец, консерватор, обладающий значительным статусом.
  • Иван Иванович Городулин — молодой человек, важная фигура.
  • Софья Игнатьевна Турусина — состоятельная вдова, неблагоразумная и подозрительная дама.
  • Егор Васильевич Курчаев — молодой гусар, друг Глумова.
  • Машенька — племянница Турусиной, испытывающая чувства к Курчаеву.
  • Голутвин — юноша, зарабатывающий на жизнь писательством с низкими моральными стандартами[8].

Художественные средства

В основе пьесы лежит устная разговорная речь[9], насыщенная различными средствами выразительности.

  • Эпитеты: «светлая голова», «добренький человек», «грустная улыбка»[10].
  • Сравнения: «Как воробей на ветке», «Он у нас, как рыба в воде», «Словно баран на новые ворота»[10].
  • Олицетворения: «Умные мысли бродят в голове», «Светит солнце радости», «Ночь шепчет тайны»[10].
  • Антропоморфизм: «Время летит», «Судьба улыбнулась», «Снег тихо шепчет»[10].
  • Метафоры: «Город», «Крыша поехала», «Мир — большая сцена»[10].
  • Инверсия: «Не так-то просто быть мудрецом!», «Уж не знаю, как это понимать!», «Трудно быть простым!»[10].
  • Фразеологизмы: «На всякого мудреца довольно простоты», «Вешать лапшу на уши», «Бить баклуши»[10].

Проблематика

В произведении поднимаются общественные и социальные проблемы[11][6].

  • Общественные пороки и их влияние на личность. Драматург показывает, как общественные пороки становятся личными пороками конкретного человека, а просветительские идеи остаются только в его дневнике и в мечтах о будущем[11].
  • Реакция дворянства на реформы. В пьесе изображена реакция московского дворянства на реформы 1860 года, а также социально-политические и нравственные изменения, происходящие в дворянской среде в связи с отменой крепостного права[11].
  • Опасность для общества продвижения умного и энергичного, но не обременённого совестью человека. Весь тон пьесы показывает последствия для общества продвижения подобными методами умного, но циничного и аморального героя Глумова[11].

Экранизации

Пьеса актуально звучит в любой исторической эпохе. Проблемы, поднимаемые в произведении, злободневны и не подчинены категории времени, так как затрагивают общечеловеческие и философские вопросы бытия. В разные периоды развития театрального искусства и кинематографа были поставлены и отсняты различные версии по мотивам произведения Островского[6].

Литература

  • А. Н. Островский нв сцене Малого театра. Ответственный редактор Шаповалов Л. — Государственное издательство «Искусство». — Москва—Ленинград, 1948, С. 88.
  • Герцен А. И, Полн. собр. соч., т. 2. М, 1954, С. 33.
  • Дурылин С. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене московского Малого театра. — М.—Л, 1940, С. 18.
  • Дурылин С. Указ. соч., С. 21.
  • Кашин Н. П. Этюды об Островском, т. 1. М., 1912. С.142.
  • Лакшина В. Я. «Мудрецы» Островского — в истории и на сцене». — журнал «Новый мир», 1969, № 12.
  • Лакшин В. Островский (1868—1871). — В кн.: Островский А. Н. Поли. Собр. соч. в 12-ти т., т. 3. М., 1974.
  • Михновец Надежда Геннадьевна Факторы усложнения структуры драматического героя («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) // Два века. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uslozhneniya-struktury-dramaticheskogo-geroya-na-vsyakogo-mudretsa-dovolno-prostoty-a-n-ostrovskogo.
  • Никитенко А. В. Дневник, т. III. М., 1956, С. 19—20.
  • Cолженицынские тетради: Материалы и исследования: [альманах]. Вып. 4 / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; [гл. ред. А.С. Немзер]. — М.: Русский путь, 2015. — 296 с.: ил. ISBN 978-5-85887-450-8
  • Филиппов Вл. Язык персонажей Островского. — В кн.: А. Н. Островский-драматург. М., 1946, С. 108.
  • Это традиционное для народного театра построение. Ср.: Русская народная драма XVII—XX веков. Тексты пьес и описания представлений. М., 1953.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 «На всякого мудреца довольно простоты» - краткое содержание пьесы А.Н. Островского. nauka.club. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  2. На всякого мудреца довольно простоты (1952). Kino-teatr.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
  3. На всякого мудреца довольно простоты (1971). Kino-teatr.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 На всякого мудреца довольно простоты. Примечания. Ostrovskiy.lit-info.ru (сайт). Дата обращения: 7 марта 2025.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Формирование жанровой разновидности сатирической комедии «На всякого мудреца, довольно простоты». Библиофонд (сайт) (9 декабря 2008). Дата обращения: 8 марта 2025.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Архангельский, Александр. Александр Николаевич Островский (1823—1886). Художественный мир писателя // Литература : журнал. — 2001. — № 33.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты. Азбука (сайт). Дата обращения: 20 февраля 2025.
  8. На всякого мудреца довольно простоты. kartaslov.ru. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  9. Ильина, Наталия Кирилловна. Ритмика речи героев комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Вестник КГУ. — 2015. — № 1.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 На всякого мудреца довольно простоты. azbyka.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 Шепелева Е. Л., Тютелова Л. Г. Мотивный комплекс ума в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Самарский университет. — С. 66—69.
  12. На всякого мудреца довольно простоты (ТВ, 1971). Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  13. На всякого мудреца довольно простоты (1952). Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  14. На всякого мудреца довольно простоты (ТВ, 1985). Кинопоиск. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  15. На всякого мудреца довольно простоты (2007). kino-teatr.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  16. На всякого мудреца довольно простоты. Малый театр. Пресса о спектакле. smotr.ru. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  17. Спектакль На всякого мудреца довольно простоты. m-g-t.theater. Дата обращения: 11 февраля 2025.
  18. В Театре наций вышел спектакль Богомолова «На всякого мудреца довольно простоты». БФМ.РУ. Дата обращения: 11 февраля 2025.