Тушино (пьеса)
| «Тушино» | |
|---|---|
| Тушино | |
| Жанр | пьеса |
| Язык оригинала | русский |
| Дата написания | 1866 |
| Дата первой публикации | 1867 год в журнале «Всемирный труд» |
Ту́шино — пьеса русского драматурга Александра Островского, созданная в 1866 году. Пьеса впервые опубликована в 1867 году в журнале «Всемирный труд», в первом номере. Это драматическая хроника, повествующая о Смутном времени и периоде двоевластия на Руси[1][2].
История создания
Александр Островский создал драматическую хронику «Тушино» в стихах менее чем за полтора месяца. В 1866 году он дважды приступал к работе над этим произведением. Изначально хроника «набросана в августе и оставлена», как позже он сообщил Фёдору Бурдину[3].
Александр Островский вернулся к созданию «Тушино» 29 сентября. В этой хронике он вновь обратился к событиям начала XVII века, которыми впервые заинтересовался в середине 1850-х годов. Сюжет является продолжением истории, описанной в его предыдущей пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Обе хроники написаны и опубликованы одновременно. Это историческое произведение, в котором Александр Островский стремился показать сложные и противоречивые события Смутного времени в России. Он не только воссоздал атмосферу того времени, но и попытался раскрыть характеры исторических персонажей[3].
Жанр
Александр Островский сознательно определил своё произведение как «драматическую хронику», тем самым подчеркнув его тесную связь с реальными историческими событиями и значимыми фигурами. В этом жанре, как и в любом историческом повествовании, автор оказывается в определённых рамках, ограничивающих возможность выражения субъективных оценок. Его личные симпатии и антипатии неизбежно формируются под влиянием «итогов» исторического процесса, что значительно влияет на создание авторской концепции героя. В результате эта концепция становится более объективной и соответствует исторической правде[4].
Идейный замысел
Пьеса поднимает несколько ключевых идей, отражающих жизнь России во второй половине XVI века. Смутное время изображается как период глубокого социального кризиса и морального упадка. Традиционные устои разрушаются, моральные нормы утрачивают силу, и люди оказываются перед сложным выбором между долгом и личными интересами. Хаос и отсутствие власти приводят к жестокости, предательству и беззаконию. Пьеса также исследует различие между истинным и ложным патриотизмом. Настоящая любовь к Родине и готовность к самопожертвованию проявляются в образах воеводы Тушина и князя Милославского. Лжепатриотизм, маскирующий личные корыстные мотивы, воплощен в фигуре самозванца Лжедмитрия II. Народ в «Тушино» представлен как активная сила, способная влиять на ход истории. Александр Островский показывает страдания простых людей от Смуты, их стремление к справедливости и порядку, но не идеализирует их, отмечая склонность к бунтарству и легковерие[5].
Пьеса затрагивает вопрос о роли власти и ответственности. Образ честного воеводы Тушина противопоставляется деспотичной власти Лжедмитрия II. Александр Островский подчёркивает, что власть должна быть справедливой и служить интересам народа. Любовная линия Романа и Анны обнажает нравственные дилеммы эпохи. Их чувства подвергаются испытаниям предательством и разлукой в условиях Смуты[5].
Композиция и сюжет
Представляем воеводу Тушина, человека долга и заботы о простых людях. В сюжете появляется любовная линия между Романом и Анной, а также обстановка в лагере Лжедмитрия II, где царят разбой, беззаконие и интриги. В решающий момент Лжедмитрий II появляется в Тушино и начинает конфликт с воеводой. Роман, обманутый Замятней, оказывается среди разбойников. Тушин, верный присяге, отказывается признать самозванца. Роман разочаровывается, видя жестокость и беззаконие. Анна, разыскивая возлюбленного, оказывается в Тушино[6].
Кульминация наступает во время осады Троице-Сергиевой лавры. Тушин, несмотря на приказ Лжедмитрия, отказывается штурмовать святыню, защищая ее от разбойников. Роман, рискуя жизнью, спасает Анну от Замятни. Развязка приносит поражение Лжедмитрию II. Тушин остается верен долгу, несмотря на все испытания. Роман и Анна находят друг друга, и их любовь побеждает все невзгоды[6].
Конфликт
В пьесе разворачивается конфликт между законной властью, символизируемой Тушиным, и самозванством, представленным Лжедмитрием II. Конфликт отражает ключевую проблему Смутного времени — борьбу за власть и её легитимность. Столкновение интересов различных социальных групп также является важной темой произведения. Крестьянство страдает от разбоя и безвластия, боярство стремится сохранить свои привилегии, а разбойники живут за счёт грабежа. В условиях Смуты герои пьесы сталкиваются с нравственным выбором. Им приходится решать, что важнее: долг, честь, любовь или личная выгода и выживание. Этот конфликт ярко проявляется в образе Романа, который проходит путь от разбойника до защитника справедливости[5].
Александр Островский показывает, что патриотизм может быть искренним, основанным на любви к Родине и готовности к самопожертвованию, как у Тушина, или ложным, прикрывающим корыстные интересы, как у Лжедмитрия II и его окружения. Пьеса также исследует влияние отдельного человека на ход исторических событий. Образ Тушина демонстрирует, что даже в условиях хаоса и безвластия человек, верный долгу, способен сохранить человечность и противостоять злу. В Смутное время, когда рушатся все устои, вера становится для людей опорой и надеждой. Образ Троице-Сергиевой лавры символизирует духовную силу народа, его стремление к справедливости и порядку[5].
Главные и второстепенные герои
- Максим Редриков — человек, нарушивший клятву и совершивший убийство, терзается укорами совести. Во время осады Троицы он осознаёт, что её защитники обладают невидимой, но непоколебимой поддержкой — за ними стоит Творец[5].
- Николай Редриков — человек чести, который не приемлет обмана, предательства или отказа от своих принципов. Он твёрд в словах и решителен в действиях. Попав в плен, он предпочитает смерть измене своим убеждениям[5].
- Василий Шуйский — царь, лишённый реальной власти, погруженный в размышления о тайнах своей судьбы. Он утратил веру в божественное предназначение и полагается на предсказания колдуньи. Его терзают подозрения в предательстве бояр[5].
- Лжедмитрий II — человек слабый духом, ленивый и поверхностный. Он самодовольно играет роль русского царя, наслаждаясь мнимым величием, но не имеет ни веры, ни глубоких убеждений[5].
- Беспута — сын боярина. В пьесе его образ представлен как крайне негативный. Автор описывает его как «окаянного», что символизирует человека, продавшего душу дьяволу и признавшего это. Его душа лишена света, он утратил веру в Бога и совершает одно злодеяние за другим[5].
Художественные приемы и средства
- Эпитеты: «Тушин благородный», «народ страждущий», «Русь святая», «ночь темная»[6].
- Сравнения: «Разбойники, как волки», «Тушин стоял, как скала», «Слова его были остры, как ножи»[6].
- Метафоры: «Лжедмитрий — хищный коршун», «народ — корни дерева», «вера — свет во тьме»[6].
- Олицетворения: «Русь стонала под игом самозванца», «Ветер шептал о грядущих бедах», «Звезды молчали, наблюдая за происходящим», «Пушки рычали», «Земля жаждала мира»[6].
- Гиперболы: «Тушин обладал нечеловеческой силой», «Слезы Анны могли бы затопить весь мир», «Разбойников — тьма тьмущая», «Голод был лютый»[6].
Постановки
- «Тушино», Александринский театр, 23 ноября 1867 год[7].
- «Тушино», режиссёр — Михаил Мизюков, Малый театр, 23 ноября 1867 год[8].
Примечания
- ↑ Тушино. Примечания. Островский.лит. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ Александр Островский «Тушино» (1866), «Горячее сердце» (1868). троунин (31 августа 2021). Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Жизнь и творчество А.Н. Островского. Централизованная библиотечная система города Боготола. Дата обращения: 17 марта 2025.
- ↑ Образ героя в драматических хрониках А. Ф. Писемского («Поручик Гладков») и А. Н. Островского («Тушино»). Занятия. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Ермолаева Н. Л. Пьеса «Тушино» в контексте творчества А. Н. Островского // Литературоведение. — 2017.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Тушино. Островский.лит. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ "Тушино", Островский А.Н., 23.11.1867. 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)». Дата обращения: 19 марта 2025.
- ↑ Александр Островский «Тушино». Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 19 марта 2025.