Без вины виноватые

Без вин́ы винов́атые — пьеса, написанная в 1881—1883 годах Александром Николаевичем Островским. Произведение о сильной и волевой женщине, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов судьбы. Пьеса издана в журнале «Отечественные записки» в 1884 году[1].

Без вины виноватые
Без вины виноватые
Издание
Сцена из 4-го действия спектакля
Жанр пьеса
Автор Александр Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1881—1883
Дата первой публикации «Отечественные записки», № 1, 1884 г.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

История создания

В январе 1884 года пьеса впервые появилась на страницах журнала «Отечественные записки». Алексей Островский начал создавать «Без вины виноватые» летом 1883 года и завершил работу 7 декабря того же года. Первое исполнение состоялось 15 января 1884 года в Малом театре, где легендарная русская актриса Любовь Павловна Никулина исполнила роль Коринкиной в бенефисном спектакле. Островский задумывал пьесу для московского Малого театра, а характер Незнамова был написан с учётом талантливого Константина Николаевича Рыбакова. Спустя пять дней, 20 января 1884 года, «Без вины виноватые» были представлены на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Роль Кручининой исполняла Полина Антипьевна Стрепетова, для которой этот образ был специально создан, что принесло ей признание[1].

Жанр и идейный замысел

Основная идея произведения заключается в изображении образа сильной и целеустремлённой женщины, способной духовно возродиться после тяжёлых испытаний судьбы. На протяжении всех этих лет Любовь Ивановна Отрадина вынужденно терпела постоянные внутренние страдания, но сумела преодолеть их и проявить себя в творчестве. В финале, как вознаграждение за своё терпение и добрые дела, она обретает спокойствие и счастье. В соответствии с законами жанра, порок подвергается наказанию, а доброта получает свою награду[2]. Произведение написано в жанре мелодрама[3].

Композиция и сюжет

Завязка

Сюжет разворачивается в небольшом губернском городке, в крошечной квартире, где живёт Отрадина Любовь Ивановна со своим маленьким сыном Гришей, который родился вне брака. Вскоре она обнаруживает, что её возлюбленный лжёт. В это же время ей сообщают о смерти её трёхлетнего ребёнка[2].

Развитие сюжета

Спустя 17 лет зрители вновь встречают персонажей. В гостинице находится барин Дудкин, покровитель актёров, ожидающий Елену Кручинину, которая выступает в этом городе. В это время главная актриса группы сообщает, что актёр Григорий Незнамов поссорился с местным богатым человеком Мухобоевым. Кручинина возвращается с гастролей и вступается за Григория[2].

Кульминация

Появляется нищенка, в которой Кручинина узнаёт бывшую няню своего сына. Актриса настаивает на рассказе о том, что стало с мальчиком. Галчиха поясняет, что он не погиб, а был отдан бездетной паре, в этом участвовал Муров, который также оплатил няню[4].

Развязка

После спектакля проходит банкет, на котором Генадий Незнамов произносит речь, поднимая тост за матерей, оставивших детей. Кручинина узнаёт свою вещь и теряет сознание. Придя в себя, она замечает страх в глазах Мурова, который опасается, что правда вскроется. Женщина обнимает своего потерянного сына и предлагает ему свою фамилию, превосходящую отцовскую[2].

События разворачиваются в небольшом губернском городке, где в скромной квартире проживают Отрадина Любовь Ивановна и её сын Гриша, родившийся вне брака. Вскоре девушка сталкивается с предательством её партнёра. В это же время ей приходит ужасная весть: её трёхлетний ребёнок, как сообщают, трагически скончался. Спустя семнадцать лет в гостиничном номере состоятельный господин Дудукин общается с популярной актрисой Еленой Ивановной Кручининой. Она делится с ним подробностями своей поездки к губернатору с просьбой о помиловании молодого актёра Григория Незнамова, который когда-то ввязался в конфликт с влиятельным человеком из-за своего вспыльчивого характера. Губернатор грозил его изгнанием, но Кручинина вступила за него. В один из дней Кручинина встречает бедную женщину, которая ранее была гувернанткой и заботилась о её сыне. В ходе разговора Галчиха сообщает ей, что мальчик жив и был усыновлён бездетной парой. В конце пьесы несчастная мать находит своего погибшего сына и распознаёт его в актёре Незнамове по медальону. Тот, не зная о своём прошлом, впервые понимает силу любви[5].

Главные и второстепенные герои

Герои пьесы:

  • Любовь Ивановна — добрая и упрямая женщина благородного происхождения, готовая бороться за своё счастье.
  • Григорий Львович Муров — молодой человек из богатой семьи с жёсткой матерью, который любит Любовь Ивановну, но не может жениться на ней без согласия матери.
  • Таиса Ильинишна Шелавина — подруга Отрадиной, которая неожиданно разбогатела после смерти старого человека.
  • Аннушка — горничная Отрадиной, простой человек со своей философией жизни: она верит в то, что образование может помочь ей выбиться из бедности.
  • Арина Галчиха — старая женщина-кулака, которая заботится только о себе и своём богатстве даже за счёт своих детей.
  • Елена Ивановна Кручинина — добрая и чуткая женщина, стремящаяся помочь людям.
  • Нил Стратоныч Дудукин — богатый барин, покровитель актёров, добрый и заботливый человек.
  • Нина Павловна Коринкина — премьерша местного театра, циничная и интригующая женщина.
  • Григорий Незнамов — сын Отрадиной, незаконнорождённый ребёнок, выросший в трудных условиях и страдающий от ранних обид. Талантливый актёр[6].

Художественные приёмы и средства

Эпитеты: «женщина необыкновенная и актриса необыкновенная», «полупьяным, с дерзким видом», «Что нам природа: леса, горы, луна? Ведь мы не дикие, мы люди цивилизованные».

Метафоры: «Бывают в жизни артиста минуты, когда он стремительно спешит к своей цели, как из лука стрела. Остановить его — напрасный труд!», «Как человек нить потерял, так пропал. Ему и по заведённому порядку следует в трактир идти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска, а хуже тоски ничего быть не может», «Душа-то у Незнамова есть, это правда; да вот беда-то, смыслу-то у него мало; не знает он, куда её деть, куда её расходовать».

Олицетворения: «Я ведь странная женщина: чувство совершенно владеет мною, захватывает меня всю, и я часто дохожу до галлюцинаций», «Бывают в жизни артиста минуты, когда он стремительно спешит к своей цели, как из лука стрела. Остановить его — напрасный труд!».

Антитеза: «Что вы узнали от него? Муров. Что этот купец Простоквашин… Кручинина. Вы, кажется, говорили: Иванов? Муров. Я давеча ошибся, а потом вспомнил. Так вот-с что…»[7].

Использование «говорящих» фамилий: Шмага, Миловздоров, Шелагина[2].

Экранизация

«Без вины виноватые» (1916 год) режиссёр Чеслав Сабинский[8].

«Без вины виноватые» (1945 год) режиссёр Владимир Петров[9].

«Без вины виноватые» (2008 год) режиссёр Глеб Панфилов[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Исторический январь для «Без вины виноватых». Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации. Дата обращения: 5 февраля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Александр Островский. «Без вины виноватые». Централизованная библиотечная система Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  3. Жанровые особенности пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» // журнал : Вестник КГУ. — 2020. — С. 95.
  4. Цыганова Е. Без вины виноватые. Проза.ру. Дата обращения: 19 февраля 2025.
  5. «Без вины виноватые», краткое содержание (А. Н. Островский). Литеровед.ру. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  6. Guru. Краткое содержание пьесы Александра Островского «Без вины виноватые». ЛитераГуру (31 июля 2023). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  7. Островский А.Н. Без вины виноватые. Костромка.ру. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  8. Без вины виноватые (1916). Кинопоиск. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  9. Без вины виноватые (1945). Кинопоиск. Дата обращения: 26 февраля 2025.
  10. Без вины виноватые (ТВ, 2008). Кинопоиск. Дата обращения: 26 февраля 2025.