Без вины виноватые
Без вин́ы винов́атые — пьеса, написанная в 1881—1883 годах Александром Николаевичем Островским. Произведение о сильной и волевой женщине, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов судьбы. Пьеса издана в журнале «Отечественные записки» в 1884 году[1].
Без вины виноватые | |
---|---|
Без вины виноватые | |
![]() Сцена из 4-го действия спектакля | |
Жанр | пьеса |
Автор | Александр Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1881—1883 |
Дата первой публикации | «Отечественные записки», № 1, 1884 г. |
![]() |
История создания
В январе 1884 года пьеса впервые появилась на страницах журнала «Отечественные записки». Алексей Островский начал создавать «Без вины виноватые» летом 1883 года и завершил работу 7 декабря того же года. Первое исполнение состоялось 15 января 1884 года в Малом театре, где легендарная русская актриса Любовь Павловна Никулина исполнила роль Коринкиной в бенефисном спектакле. Островский задумывал пьесу для московского Малого театра, а характер Незнамова был написан с учётом талантливого Константина Николаевича Рыбакова. Спустя пять дней, 20 января 1884 года, «Без вины виноватые» были представлены на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Роль Кручининой исполняла Полина Антипьевна Стрепетова, для которой этот образ был специально создан, что принесло ей признание[1].
Жанр и идейный замысел
Основная идея произведения заключается в изображении образа сильной и целеустремлённой женщины, способной духовно возродиться после тяжёлых испытаний судьбы. На протяжении всех этих лет Любовь Ивановна Отрадина вынужденно терпела постоянные внутренние страдания, но сумела преодолеть их и проявить себя в творчестве. В финале, как вознаграждение за своё терпение и добрые дела, она обретает спокойствие и счастье. В соответствии с законами жанра, порок подвергается наказанию, а доброта получает свою награду[2]. Произведение написано в жанре мелодрама[3].
Композиция и сюжет
Завязка
Сюжет разворачивается в небольшом губернском городке, в крошечной квартире, где живёт Отрадина Любовь Ивановна со своим маленьким сыном Гришей, который родился вне брака. Вскоре она обнаруживает, что её возлюбленный лжёт. В это же время ей сообщают о смерти её трёхлетнего ребёнка[2].
Развитие сюжета
Спустя 17 лет зрители вновь встречают персонажей. В гостинице находится барин Дудкин, покровитель актёров, ожидающий Елену Кручинину, которая выступает в этом городе. В это время главная актриса группы сообщает, что актёр Григорий Незнамов поссорился с местным богатым человеком Мухобоевым. Кручинина возвращается с гастролей и вступается за Григория[2].
Кульминация
Появляется нищенка, в которой Кручинина узнаёт бывшую няню своего сына. Актриса настаивает на рассказе о том, что стало с мальчиком. Галчиха поясняет, что он не погиб, а был отдан бездетной паре, в этом участвовал Муров, который также оплатил няню[4].
Развязка
После спектакля проходит банкет, на котором Генадий Незнамов произносит речь, поднимая тост за матерей, оставивших детей. Кручинина узнаёт свою вещь и теряет сознание. Придя в себя, она замечает страх в глазах Мурова, который опасается, что правда вскроется. Женщина обнимает своего потерянного сына и предлагает ему свою фамилию, превосходящую отцовскую[2].
События разворачиваются в небольшом губернском городке, где в скромной квартире проживают Отрадина Любовь Ивановна и её сын Гриша, родившийся вне брака. Вскоре девушка сталкивается с предательством её партнёра. В это же время ей приходит ужасная весть: её трёхлетний ребёнок, как сообщают, трагически скончался. Спустя семнадцать лет в гостиничном номере состоятельный господин Дудукин общается с популярной актрисой Еленой Ивановной Кручининой. Она делится с ним подробностями своей поездки к губернатору с просьбой о помиловании молодого актёра Григория Незнамова, который когда-то ввязался в конфликт с влиятельным человеком из-за своего вспыльчивого характера. Губернатор грозил его изгнанием, но Кручинина вступила за него. В один из дней Кручинина встречает бедную женщину, которая ранее была гувернанткой и заботилась о её сыне. В ходе разговора Галчиха сообщает ей, что мальчик жив и был усыновлён бездетной парой. В конце пьесы несчастная мать находит своего погибшего сына и распознаёт его в актёре Незнамове по медальону. Тот, не зная о своём прошлом, впервые понимает силу любви[5].
Главные и второстепенные герои
Герои пьесы:
- Любовь Ивановна — добрая и упрямая женщина благородного происхождения, готовая бороться за своё счастье.
- Григорий Львович Муров — молодой человек из богатой семьи с жёсткой матерью, который любит Любовь Ивановну, но не может жениться на ней без согласия матери.
- Таиса Ильинишна Шелавина — подруга Отрадиной, которая неожиданно разбогатела после смерти старого человека.
- Аннушка — горничная Отрадиной, простой человек со своей философией жизни: она верит в то, что образование может помочь ей выбиться из бедности.
- Арина Галчиха — старая женщина-кулака, которая заботится только о себе и своём богатстве даже за счёт своих детей.
- Елена Ивановна Кручинина — добрая и чуткая женщина, стремящаяся помочь людям.
- Нил Стратоныч Дудукин — богатый барин, покровитель актёров, добрый и заботливый человек.
- Нина Павловна Коринкина — премьерша местного театра, циничная и интригующая женщина.
- Григорий Незнамов — сын Отрадиной, незаконнорождённый ребёнок, выросший в трудных условиях и страдающий от ранних обид. Талантливый актёр[6].
Художественные приёмы и средства
Эпитеты: «женщина необыкновенная и актриса необыкновенная», «полупьяным, с дерзким видом», «Что нам природа: леса, горы, луна? Ведь мы не дикие, мы люди цивилизованные».
Метафоры: «Бывают в жизни артиста минуты, когда он стремительно спешит к своей цели, как из лука стрела. Остановить его — напрасный труд!», «Как человек нить потерял, так пропал. Ему и по заведённому порядку следует в трактир идти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска, а хуже тоски ничего быть не может», «Душа-то у Незнамова есть, это правда; да вот беда-то, смыслу-то у него мало; не знает он, куда её деть, куда её расходовать».
Олицетворения: «Я ведь странная женщина: чувство совершенно владеет мною, захватывает меня всю, и я часто дохожу до галлюцинаций», «Бывают в жизни артиста минуты, когда он стремительно спешит к своей цели, как из лука стрела. Остановить его — напрасный труд!».
Антитеза: «Что вы узнали от него? Муров. Что этот купец Простоквашин… Кручинина. Вы, кажется, говорили: Иванов? Муров. Я давеча ошибся, а потом вспомнил. Так вот-с что…»[7].
Использование «говорящих» фамилий: Шмага, Миловздоров, Шелагина[2].
Экранизация
«Без вины виноватые» (1916 год) режиссёр Чеслав Сабинский[8].
«Без вины виноватые» (1945 год) режиссёр Владимир Петров[9].
«Без вины виноватые» (2008 год) режиссёр Глеб Панфилов[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Исторический январь для «Без вины виноватых» . Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации. Дата обращения: 5 февраля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Александр Островский. «Без вины виноватые» . Централизованная библиотечная система Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Жанровые особенности пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» // журнал : Вестник КГУ. — 2020. — С. 95.
- ↑ Цыганова Е. Без вины виноватые . Проза.ру. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ «Без вины виноватые», краткое содержание (А. Н. Островский) . Литеровед.ру. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Guru. Краткое содержание пьесы Александра Островского «Без вины виноватые» . ЛитераГуру (31 июля 2023). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Островский А.Н. Без вины виноватые . Костромка.ру. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Без вины виноватые (1916) . Кинопоиск. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Без вины виноватые (1945) . Кинопоиск. Дата обращения: 26 февраля 2025.
- ↑ Без вины виноватые (ТВ, 2008) . Кинопоиск. Дата обращения: 26 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |