Не было ни гроша, да вдруг алтын

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Не было ни гроша, да вдруг алтын
Не было ни гроша, да вдруг алтын
Борис Кустодиев, «Улица». Эскиз декорации к неосуществлённой постановке по пьесе А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1920. Киевская картинная галерея
Борис Кустодиев, «Улица». Эскиз декорации к неосуществлённой постановке по пьесе А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1920. Киевская картинная галерея
Жанр пьеса
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1871
Дата первой публикации 1872

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» — комедия в пяти действиях Александра Островского. Напечатана в журнале «Отечественные записки», № 1, 1872 год[1].

Первый показ состоялся в Санкт-Петербурге на подмостках Александринского театра 20 сентября 1872 года в рамках бенефиса актёра Малышева. В московском Малом театре постановка была впервые представлена 10 декабря того же года, в бенефис артиста Музиля[1].

История

Русский драматург Александр Николаевич Островский является автором пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В центре сюжета — повествование о трагической любви, алчности и тщеславии[2].

Критик Иван Гончаров говорил[3]:

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь

Ключевой персонаж произведения, Настя, отличается привлекательностью и сообразительностью, однако её стеснённое материальное положение является препятствием на пути к удачному замужеству. Её дядя, Михей Михеич Крутицкий, славится своей жадностью и мелочностью. Он тщательно скрывает свои сбережения, пряча их в потайном месте своей верхней одежды. Пьеса анализирует, до какой степени может дойти одержимость богатством и скаредность, а также то, как эти чувства оказывают влияние на личность и действия людей[2].

Сюжет

Действие разворачивается на окраине Москвы. Настенька, сирота, которую выгнали из дома крёстной матери. Теперь девушка вынуждена искать приют у бедной тётки Анны, супруги отставного чиновника Крутицкого. В прошлом, Крутицкий, известный взяточник и ростовщик, погубивший множество жизней, растерял своё состояние. Настенька любит Модеста Баклушина, с которым познакомилась ещё живя у крёстной[4].

Вместе с тёткой она ходит по домам, прося милостыню под видом «нищей невесты». Во время такого похода ей встречается состоятельный купец, готовый заплатить за её «утехи». Настенька, в отчаянии, умоляет Баклушина жениться на ней. Открывает ему правду о своей нищете, которую прежде скрывала, и угрожает самоубийством[1].

Баклушин признаётся, что сам обременён долгами и ищет богатую невесту, чтобы расплатиться. Он предлагает Настеньке работу, но девушка не обладает ни знаниями, ни желанием трудиться. Наступает день, когда Настеньку должны выдать за состоятельного купца. Внезапно она и тётка узнают о самоубийстве Крутицкого, повесившегося в соседском саду из-за потери накоплений. Вскоре выясняется, что Крутицкий был невероятно жадным и накопил огромное богатство, которое теперь достаётся Настеньке и её тётке. Став богатой, Настенька предлагает Баклушину руку и сердце. Баклушин вне себя от радости, особенно когда узнаёт, что Крутицкий был тем самым человеком, которому он был должен крупную сумму[5].

Главные и второстепенные герои

Все сценические персонажи пьесы[5]

  • Михей Михеич Крутицкий — отставной чиновник.
  • Анна Тихоновна — его жена.
  • Настя — племянница Крутицкого.
  • Домна Евсигневна Мигачева — мещанка.
  • Елеся — её сын.
  • Истукарий Лупыч Епишкин — купец-лавочник.
  • Фетинья Мироновна — его жена.
  • Лариса — дочь их.
  • Модест Григорьич Баклушин — молодой человек.
  • Петрович — мелкий стряпчий из мещан.
  • Тигрий Львович Лютов — квартальный.

Помимо основных действующих лиц, в пьесе присутствует целый ряд второстепенных персонажей. Их присутствие не двигает сюжет вперёд, однако они превосходно воссоздают атмосферу московской периферии в середине XIX века[5].

Эти фигуры, хоть и не ключевые для развития событий, служат яркой иллюстрацией нравов и моральных устоев, царивших в то время в определённых слоях общества. Их характеры, поступки и взаимоотношения рисуют картину бездуховности и корыстолюбия, глубоко укоренившихся в московском захолустье[5].

Экранизации и постановки

Премьера спектакля в Александринском театре состоялась 20 сентября 1872 года[1].

8 апреля 1993 года в Государственном академическом Малом театре России[6].

29 июня 1948 года — премьера спектакля в Российском академическом Молодёжном театре[7].

17 ноября 2021 года — премьера спектакля в Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус»[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Книга Не было ни гроша, да вдруг алтын - Александр Островский. livelib. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Не было ни гроша да вдруг алтын. Литнет. Дата обращения: 23 апреля 2025.
  3. Александр Николаевич Островский (1823—1886). 100 лет театру Сатиры. Дата обращения: 23 апреля 2025.
  4. Островский А. - Не было ни гроша, да вдруг алтын - (исп.: А. Мартынов, Р. Асфандиярова, В. Башкин, Е. Кондратьева, Т. Демидова, Ю. Клименко, Е. Басин, Е. Пчёлкина, и др.), (Зап. по трансляции - 1979г.). Староерадио. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Александр Островский: Не было ни гроша, да вдруг алтын.. Островский.лит-инфо. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  6. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  7. Не было ни гроша, да вдруг алтын. РАМТ. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  8. Не было ни гроша, да вдруг алтын. ГЛОБУС НАМТ. Дата обращения: 15 апреля 2025.