Не было ни гроша, да вдруг алтын
Не было ни гроша, да вдруг алтын | |
---|---|
Не было ни гроша, да вдруг алтын | |
![]() Борис Кустодиев, «Улица». Эскиз декорации к неосуществлённой постановке по пьесе А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1920. Киевская картинная галерея | |
Жанр | пьеса |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1871 |
Дата первой публикации | 1872 |
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» — комедия в пяти действиях Александра Островского. Напечатана в журнале «Отечественные записки», № 1, 1872 год[1].
Первый показ состоялся в Санкт-Петербурге на подмостках Александринского театра 20 сентября 1872 года в рамках бенефиса актёра Малышева. В московском Малом театре постановка была впервые представлена 10 декабря того же года, в бенефис артиста Музиля[1].
История
Русский драматург Александр Николаевич Островский является автором пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В центре сюжета — повествование о трагической любви, алчности и тщеславии[2].
Критик Иван Гончаров говорил[3]:
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь
Ключевой персонаж произведения, Настя, отличается привлекательностью и сообразительностью, однако её стеснённое материальное положение является препятствием на пути к удачному замужеству. Её дядя, Михей Михеич Крутицкий, славится своей жадностью и мелочностью. Он тщательно скрывает свои сбережения, пряча их в потайном месте своей верхней одежды. Пьеса анализирует, до какой степени может дойти одержимость богатством и скаредность, а также то, как эти чувства оказывают влияние на личность и действия людей[2].
Сюжет
Действие разворачивается на окраине Москвы. Настенька, сирота, которую выгнали из дома крёстной матери. Теперь девушка вынуждена искать приют у бедной тётки Анны, супруги отставного чиновника Крутицкого. В прошлом, Крутицкий, известный взяточник и ростовщик, погубивший множество жизней, растерял своё состояние. Настенька любит Модеста Баклушина, с которым познакомилась ещё живя у крёстной[4].
Вместе с тёткой она ходит по домам, прося милостыню под видом «нищей невесты». Во время такого похода ей встречается состоятельный купец, готовый заплатить за её «утехи». Настенька, в отчаянии, умоляет Баклушина жениться на ней. Открывает ему правду о своей нищете, которую прежде скрывала, и угрожает самоубийством[1].
Баклушин признаётся, что сам обременён долгами и ищет богатую невесту, чтобы расплатиться. Он предлагает Настеньке работу, но девушка не обладает ни знаниями, ни желанием трудиться. Наступает день, когда Настеньку должны выдать за состоятельного купца. Внезапно она и тётка узнают о самоубийстве Крутицкого, повесившегося в соседском саду из-за потери накоплений. Вскоре выясняется, что Крутицкий был невероятно жадным и накопил огромное богатство, которое теперь достаётся Настеньке и её тётке. Став богатой, Настенька предлагает Баклушину руку и сердце. Баклушин вне себя от радости, особенно когда узнаёт, что Крутицкий был тем самым человеком, которому он был должен крупную сумму[5].
Главные и второстепенные герои
Все сценические персонажи пьесы[5]
- Михей Михеич Крутицкий — отставной чиновник.
- Анна Тихоновна — его жена.
- Настя — племянница Крутицкого.
- Домна Евсигневна Мигачева — мещанка.
- Елеся — её сын.
- Истукарий Лупыч Епишкин — купец-лавочник.
- Фетинья Мироновна — его жена.
- Лариса — дочь их.
- Модест Григорьич Баклушин — молодой человек.
- Петрович — мелкий стряпчий из мещан.
- Тигрий Львович Лютов — квартальный.
Помимо основных действующих лиц, в пьесе присутствует целый ряд второстепенных персонажей. Их присутствие не двигает сюжет вперёд, однако они превосходно воссоздают атмосферу московской периферии в середине XIX века[5].
Эти фигуры, хоть и не ключевые для развития событий, служат яркой иллюстрацией нравов и моральных устоев, царивших в то время в определённых слоях общества. Их характеры, поступки и взаимоотношения рисуют картину бездуховности и корыстолюбия, глубоко укоренившихся в московском захолустье[5].
Экранизации и постановки
Премьера спектакля в Александринском театре состоялась 20 сентября 1872 года[1].
8 апреля 1993 года в Государственном академическом Малом театре России[6].
29 июня 1948 года — премьера спектакля в Российском академическом Молодёжном театре[7].
17 ноября 2021 года — премьера спектакля в Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус»[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Книга Не было ни гроша, да вдруг алтын - Александр Островский . livelib. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Не было ни гроша да вдруг алтын . Литнет. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Александр Николаевич Островский (1823—1886) . 100 лет театру Сатиры. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Островский А. - Не было ни гроша, да вдруг алтын - (исп.: А. Мартынов, Р. Асфандиярова, В. Башкин, Е. Кондратьева, Т. Демидова, Ю. Клименко, Е. Басин, Е. Пчёлкина, и др.), (Зап. по трансляции - 1979г.) . Староерадио. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Александр Островский: Не было ни гроша, да вдруг алтын. . Островский.лит-инфо. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ Не было ни гроша, да вдруг алтын . Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ Не было ни гроша, да вдруг алтын . РАМТ. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ Не было ни гроша, да вдруг алтын . ГЛОБУС НАМТ. Дата обращения: 15 апреля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |